Развитие новых форм научных коммуникаций
В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Говоря о процессе глобализации, как качественно новом этапе развития современной цивилизации, который характеризует собой создание единого мирового организма, мы не можем не затронуть вопроса, касающегося создания новых форм коммуникаций, как одной из форм обмена информацией между людьми.
Человечество, переступив порог нового тысячелетия, столкнулась с новой проблемой, созданием, как его часто называют, информационного общества. Главной ценностью такого общества становится не физический труд, а интеллектуальная активность человека, его умственные способности. Создание новых компьютеризированных средств производства заставляет человека учится жить по новым стандартам. В повседневную жизнь человека с большой интенсивностью внедряются новые технологии, которые он просто не в силах обойти стороной, ему приходится перестраивать свое мышление и свой образ жизни. Жизнь – это борьба, и человеку, чтобы выжить, необходимо принимать новые веяния информационного общества. Несомненно, новые технологии заметно упрощают жизнь человеку. Но не все люди имеют возможность освоить технологию их применения.
Процесс глобализации, как уже отмечалось, связан с процессом компьютеризации, прежде всего, с созданием интернет-технологий. С появлением возможности открытого доступа к сети интернет, у человека открылись огромные возможности. В первую очередь – это поиск информации, а также возможность высокоскоростного общения при использовании электронной почты и различных социальных сетей. Если до недавнего времени, человеку написав письмо, приходилось неделями, а то и месяцами ждать ответа, то при помощи интернета это можно сделать за считанные секунды. В связи с возможностью неограниченного доступа к сети интернет, возрастает небывалый прирост объема информации в глобальных масштабах, который дал почву для размышлений, связанных с тенденциями развития современной науки и проблемами, которые с ней связаны. Ученые заговорили о так называемом информационном взрыве и информационной революции.
Созданные в двадцатом веке научно-технические средства настолько сильно ускорили поток производства и потребления информации, что количество знаний человечества удваивается, меньше чем за десятилетие. Средства массовой коммуникации открыли доступ к информации практически любому живущему на Земле человеку. Человек стал испытывать трудности не от нехватки информации, а от ее избытка.
Мир изменился настолько, что информация превратилась в главный продукт рынка.
Знание – вот главная ценность современного общества.
Понятие знания, неотделимо от понятия науки, а развитие и распространение этого знания, неотделимо от понятия научной коммуникации, как совокупности процессов представления, передачи и получения научной информации. Процессы научной коммуникации являются основным механизмом функционирования и развития науки, одним из важнейших средств ее связи с обществом, а также необходимым условием формирования и развития личности ученого. Они стимулируют возникновение теоретического знания, обеспечивают его распространение, активизируют процессы информационного обмена в научной среде. Основу научной коммуникации составляет профессиональное общение ее участников. Система научных коммуникаций представляет собой информационное пространство, в котором формируются и распространяются научные знания.
В связи с тем, что главной тенденцией развития современного общества является небывалый рост количества информации, производство, распространение и хранение информации, особенно научной, в различных видах стало не только глобальным, но и определяющим сегодня развитие всего человечества.
С появление новых информационных технологий, система научных коммуникаций качественно меняет свою структуру, происходит трансформация привычных форм коммуникаций. Происходит перенос деятельности ученых и научных организаций в онлайновую среду, появляются новые – электронные – формы и методы взаимодействия, формируется онлайновое пространство научных коммуникаций, которое становится все более важным механизмом развития науки.
Интернет-технологии представляют новые возможности в мире научных коммуникаций как для исследований, так и для обмена информацией (виртуальные конференции, электронные публикации, разнообразные сайты научной направленности, услуги электронной почты и др.).
Представим, насколько сложна была в доинформационную эпоху переписка двух ученых-химиков, разрабатывающим структуру какой-либо молекулы, например, бензола. Сейчас же используя информационные технологии и определенные компьютерные программы, они могли бы спроектировать трехмерную модель этой молекулы с наглядным описанием интересующих их свойств и взаимосвязей, а также с возможностью масштабирования и моментальной коррекции тех или иных недочетов. Интернет-технологии предоставляют совершенно новый уровень общения, позволяют максимально эффективно, оперативно и квалифицированно распространять научную информацию, обеспечивая информационные потребности ученых и специалистов, при этом частично заменяя традиционные формы научного общения.
Личные контакты ученых в онлайновой среде являются важным составляющим развития современных научных коммуникаций, это связано с тем, что интернет все в большей мере становится той средой, в рамках которой накапливается разнообразная научная информация, представляющая собой результат развития научных коммуникаций в целом и между исследователями в частности.
Перенос деятельности ученых и научных организаций в онлайновую среду привел к появлению электронных научных журналов. Электронная периодика и электронные информационные коммуникации имеют целый ряд преимуществ. Найти с их помощью нужную информацию гораздо легче, не нужно беспокоиться и по поводу отсутствия какого-нибудь номера журнала в библиотеке. Также к несомненным достоинствам электронных публикаций относится и то, что объем электронных журналов не ограничен, в нем возможно мультимедийное представление материалов. Можно вместе со статьей поместить программу, обогащая, таким образом, материал и облегчая дальнейшую работу с ним. Электронная форма публикаций предоставляет широчайшие возможности для иллюстрирования научных работ яркими и наглядными цветными графиками и диаграммами, уникальными цветными слайдами и фотографиями, дает возможность поместить ссылки на другие онлайновые источники информации.
Ускорившиеся темпы создания и накопления информации, усложнение и глобализация знания, преобразование системы письменности сделали необходимым поиск инструментов, позволяющих обеспечить быстрый и эффективный доступ к этому знанию, рассеянному по разным странам и разным хранилищам информации. Одним из таких инструментов является создание электронных библиотек. Важное место среди них занимают электронные библиотеки, активно создающиеся учеными всего мира.
Можно утверждать, что электронные библиотеки как нельзя лучше подходят для обеспечения современных научных информационных коммуникаций в электронном пространстве. Электронные библиотеки развиваются как сетевые информационные системы, в которых накапливаются и структурируются большие информационные массивы.
Научные электронные библиотеки стали новым средством распространения информации в электронной среде, их можно рассматривать как совокупность средств научных коммуникаций и результатов научной деятельности.
Одной из крупнейших электронных научных библиотек является Научная электронная библиотека Российского фонда фундаментальных исследований (режим доступа: http: // elibrary.ru).Эта одна из крупнейших электронных научных библиотек, не имеющая аналогов в России по числу пользователей (более 500 тысяч зарегистрированных читателей), объему и качеству предоставляемой научной информации.
Также важным средством научных коммуникаций, организующим общение внутри научного сообщества и обмен результатами научно-исследовательской работы, является проведение онлайн семинаров, конференций и т.д. На которых можно реализовать присутствие большого числа участников, находящихся в различных уголках планеты, не прибегая к перелетам и пересылкам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие информационных технологий качественно преобразуют привычную структуру научных коммуникаций. Развитие электронных форм передачи и накопления информации, позволили открыть новые горизонты в развитии научного знания, усилить темпы ее развития.
Стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества[144], информационно-коммуникационные технологии становятся важным стимулом развития мировой экономики. Они являются одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих функционирование мировых рынков информации и знаний, капитала и труда.
В условиях глобализации и становления нового международного информационного порядка слова «кто владеет информацией – владеет миром», произнесенные почти четыре столетия назад известным английским философом Френсисом Бэконом, приобретают качественно новый смысл. Сегодня мы являемся не только пассивными свидетелями, но и зачастую активными участниками процесса формирования и развития рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к традиционным рынкам природных ресурсов. Можно с полной уверенностью говорить о том, что знание и информация становятся на сегодняшний день одним из стратегических ресурсов государства и общества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ