Главные онтологические категории
Категории возможного и действительного выступают у Аристотеля как универсальные. Они охватывают всю совокупность сущего как единства потенциального и реального не только пространственно, но содержат время, выражают процесс развития бытия от простого к сложному (мир неживой природы, мир растений и животных, мир людей). Важной в системе понятий Аристотеля является еще одна пара категорий — абстрактное и конкретное. Материя, определяемая философом через понятие возможного, есть абстрактная характеристика бытия, а форма — конкретная. Взятые вместе, они, с одной стороны, обозначают бытие как всю наличность вещей мира, а с другой — каждую вещь в отдельности.
Существование и сущность. Осмысление данных категорий должно предварять сам подход к рассмотрению бытия, ибо первое его рабочее определение дается через термин “существование”. На этом основании даже делается вывод о том, что сама категория бытия является лишней в философии. Однако не только категория бытия, но и категория существования включают разум человека в более сложные связи и отношения, нежели просто указывают на наличие чего-либо. Более того, указание на наличие чего-либо также имеет больший смысл, нежели может себе представить обыденное сознание.
Так, И. Кант под существованием разумеет содержание, которое означает нечто находящееся в пространстве и времени и непосредственно или опосредствованно связанное с другими важнейшими понятиями, что позволяет ему выполнять в системе какую-либо функцию. “Существование” здесь крепко увязывается с такими атрибутами бытия, как пространство и время; рассматривается связь с количеством, выступающим признаком существования или его отсутствия; выявляется субстратный характер этого количества или определительный. Благодаря связи “существования” с другими категориями решаются вопросы о возможности, действительности и необходимости бытия.
Еще более внимания понятию существования уделяет Г. Гегель. Правда, начиная с чистого бытия, он утверждает, что данное понятие есть наиабстрактнейшая и наибеднейшая дефиниция. Но, оперируя понятием абсолютного бытия, философ соглашается, что оно есть одновременно я всереальнейшее, то есть (наподобие бога у Б. Спинозы) есть принцип бытия во всем наличном бытии.
В “Учении о сущности” Г. Гегель развивает идею онтологической связи существования и сущности. Существование указывает на “происшедшее из основания”. Не объясняя вторичность существования по отношению к основанию, субстанции, ибо это ясно вытекает из его идеализма, подчеркнем связь сущности и существования, которую обосновывает Гегель, причем такую связь, в которой существование содержит в себе основание. Основание присутствует в нем, отрицая и порождая его новые формы. Непосредственное существование, таким образом, выражает определенность устойчивости v содержания, и формы.
Новый смысл категория существования приобретает у представителей “философии жизни” (направления, критикующего рационализм). Серен Кьеркегор, в частности, занимался проблемами собственно человеческого бытия и рассматривал категорию существования как фундаментальную его характеристику. В начале XX в. распространяется философское направление, уже название которого — экзистенциализм (от позднелат. “существование”) — свидетельствует о том, что существование рассматривается как его центральное понятие. Карл Ясперс, немецкий философ и психиатр, одним из первых поднял экзистенциалистские проблемы бытия человека в мире. По Ясперсу, человек обычно живет “заброшенной”, не имеющей большого смысла жизнью, не думая о том, кто он есть в действительности, не зная скрытых возможностей своего подлинного “Я”. Это и есть предметное “бытие в мире”, или существование. Чувство подлинности своей натуры (экзистенции) возникает только в особых ситуациях, в которых человек находит себя на грани жизни и смерти. К нему приходит озарение, осознание души.
Известно, что современная западная философия избегает употребления понятия “сущность”, отказывая ему в реальности, в чистоте определения, в возможности онтологического рассмотрения. Однако историко-философский анализ свидетельствует о том, что сущность, как и существование, являются фундаментальными соотносительными понятиями, характеризующими бытие как центральную категорию онтологии, указывающую на наличие мира и его основательность, целостность и многокачественность, Сущность согласно современным представлениям обозначает “совокупность таких свойств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства”.
Часть и целое. Категории части и целого человек выделял с самого начала возникновения философии. Парменид в определении бытия указал на его целостность как важнейшую характеристику. Можно добавить к этой характеристике еще одну — однородность. Однако, употребляя данные понятия, Парменид не вносил в их содержание соотносительное понятие — часть. Его бытие обладало “сплошностью” и было неделимо. Части здесь относились к другому объекту — к миру как движущейся простирающейся реальности. Однако некоторые характеристики более поздних дефиниций подходят под определение бытия, данное знаменитым элеатом. Например, то, что есть “все целое без конца” (Парменид), не предполагает отсутствия одной из частей, благодаря чему бытие называется целым. Это требование названия целого Аристотелем. Сюда же можно отнести и следующее высказывание Аристотеля: “Части и целое — не одно и то же”.
В философии проблема соотношения целого и части обсуждалась достаточно интенсивно в каждый период развития. Она выражалась в вопросах: что является более важным для философии — целое или части? Можно ли целое представить, как сумму частей? Равно ли целое сумме частей или нет? Может ли целое быть больше совокупности частей? Онтологическое решение данных вопросов обусловливает различие методологических подходов и теоретико-познавательные поиски истины. В решении данных вопросов образовались две позиции: меризм и холизм. Первая' позиция была характерна для механицизма. Здесь на основе знания о части можно судить о целом. Согласно второй позиции, целое несводимо к частям и по части нельзя судить о целом. В процессе развития целое может обрести новые части. Холизм связан с диалектикой. Данные позиции стали сходиться после выдвижения немецкими классиками (Ф. Шеллинг и Г. Гегель) идеи о двух типах целостности — неорганической, которая впоследствии получила название суммативной, и органической, которая, в отличие от первой, способна к саморазвитию.
Категории “целое”, “части”, “система” представляют собой исторически выработанный язык для описания центральной категории — бытия. Его анализ уже не будет представлять собой абстрактное описание абсолюта, но будет опираться на соответствующие правила обращения со всеобщим.
Содержание и форма. Содержание — это “философская категория, отображающая систему взаимосвязанных составных элементов, свойств и процессов, определяющих специфику и развитие объекта”. Мы видим, что здесь “содержание” и “система” связаны значимым, смысловым образом. Отличительная особенность дефиниции содержания — это указание на факт, что данная категория составляет и воспроизводит специфику системы. Не может существовать бессодержательная система. Содержание может быть “свернутым”, не выраженным, но тогда не только системность объекта, но и сам объект становится весьма проблематичным. Специфика системы, в свою очередь, зависит от того, как, каким образом связаны элементы системы, то есть от формы. Форма — это способ внешнего и внутреннего бытия содержания, способ устойчивости и сохранения его особенности. Форма демонстрирует упорядоченность содержания, характер связи его элементов, определенную последовательность этой связи.
Содержание и форма — древние категории. Фундаментальная их значимость указана еще Аристотелем. Содержание у него связывается с материей, субстратом. Он рассматривает содержание как субстрат всех возможных вещей и любых их изменений, но ни сами вещи, ни их изменения не могут существовать даже потенциально вне формы. Форма, по Аристотелю, не только способствует становлению вещи, но вместе с содержанием характеризует ее специфику. То есть форма и содержание представляют собой фундаментальные категории, единство которых определяет бытие как самоорганизованную, многокачественную систему.
Источник: http://www.kursburo.ru/component/djcatalog/item/6-ref-work/70-ref66
БИЛЕТ 16
1 вопрос
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения противоположностей. С самого начала философы пытались решить мировые загадки связи противоположных сторон вещей, процессов и явлений действительности. Исторически и теоретически вполне обоснованно считать закон диалектического противоречия главным существенным признаком диалектики.
Данный закон имеет еще другое название — закон единства и борьбы противоположностей. Это второе название содержит все категории, через которые раскрывается содержание и форма закона, — противоположности, борьба, единство. А первое название выражает саму суть закона. Здесь диалектическое противоречие представляет собой не просто закон, но основной принцип, развертывание которого раскрывает сущность материалистической диалектики как таковой. Данный закон-принцип представляет развитие как следствие борьбы противоположных сторон, характеризующих предметы, процессы, явления и системы мира. Закон имеет принципиальное значение, поскольку раскрывает источник развития, причины, импульсы движения и самодвижения объектов реальной действительности. Как закон развития, он всеобщ и абсолютен, ибо в каждой структуре, системе бытия есть источник их существования. Этот закон пронизывает все предметы и явления мира, входит в содержание других законов диалектики, поэтому его можно считать определяющим изменения во всем внутреннем поле взаимодействующих систем, выявляющим «сквозную», центральную линию развития, характер и темпы изменений. Благодаря этому закону все изменения, происходящие в мире, можно рассматривать как формы самодвижения, что положило конец всем идеям о первотолчке.
У данного закона долгая и богатая история. Ее начало восходит к восточной философии и астрологии. Взаимодействием противоположностей пользовались китайские и индийские мудрецы в объяснении мира вещей и идей. Множество теоретических положений высказали античные ученые и философы. Выше уже приводились соответствующие высказывания Гераклита, свидетельствующие о понимании развития через борьбу крайностей, через их связь и гармонию, в основе которой также лежат противоположности. Гераклит утверждает, что «борьба — отец всего, и царь над всем», «борьба всеобща, и все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Он высказывает глубокие мысли о тождестве противоположностей, о «скрытой гармонии», которая характеризует все мироздание. Целое и нецелое, сходящееся и расходящееся представляют собой единство, и получается «из всего одно, и из одного все». Концепция о схождении крайностей получила название поляризма.
Поляризм в несколько измененной форме используется в философии и науке Нового и новейшего времени. Так, по Ф. Шеллингу, «всякое природное тело понимается как продукт деятельности динамического начала (силы), взаимодействия противоположно направленных сил положительный и отрицательный заряд электричества, положительный и отрицательный полюсы магнита и т.д.». Такой взгляд философа на взаимодействие противоположных сил как определяющий фактор любого тела природы связан с открытиями А. Гальвани, А. Вольта, А. Лавуазье — словом, соответствовал уровню естествознания того времени и был направлен против распространенного тогда принципа механицизма.
В течение всей истории философии столкновение противоположных начал либо их гармония рассматривались как естественные свойства природы. Гегель создал учение о диалектическом противоречии как логическом принципе, важнейшем во всей его логической системе. В «Науке логики» он пишет: «Противоречие — вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить». Правильно в этом утверждении лишь то, что противоречием дело не может закончиться и что оно (противоречие) снимает себя само через себя. Но снятое противоречие не есть абстрактное тождество, ибо последнее само есть лишь одна сторона противоположности. Ближайший результат положенной как противоречие противоположности есть основание, которое содержит в себе как снятые и низведенные лишь к идеальным моментам и тождество, и различие». В этом фрагменте изложена, по сути, вся концепция диалектического противоречия Гегеля. Прежде всего, рассуждения мыслителя направлены против скептиков и агностиков (Пиррон, Секст Эмпирик, И. Кант), против софистов (Парменид, Зенон Элейский), которые делали неправильные выводы из рефлексии над своим познанием. Главная мысль здесь такова, что Гегель рассматривает принцип противоречия не как субъективные размышления «над», а как онтологический закон, утверждающий, что противоречие снимает себя через самого себя, т.е. через развитие.
Что означает «противоречие снимает себя через самого себя»? Это означает, что оно представляет собой естественный процесс, имеющий в себе источник собственного преобразования. Снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом развития.
«Снятое противоречие не есть абстрактное тождество», — далее говорит Гегель. То есть оно не должно быть односторонним определением, лишенным содержательной целостности. Абстрактное тождество — это пустое утверждение, лишенное основания. Философ полагает, что условием диалектического противоречия должно служить основание, которое содержит в себе и тождество, и различие.
Материалистическая диалектика восприняла многие идеи гегелевской концепции закона. Главное отличие материалистического понимания закона заключается в том, что снято идеалистическое понимание самого развития. У Гегеля развитие охватывает только мир понятий, и «снятие» противоречия происходит благодаря идеалистически понятому онтологическому развитию самого понятия. Согласно материалистической интерпретации закона, источником формообразования является не Абсолютный Дух, а материальный мир природы, предметы и системы материальной действительности содержат в себе этот источник.
Характеристика диалектического противоречия предполагает взаимодействие противоположных сторон предмета или процесса, взаимно исключающих и одновременно предполагающих друг друга, взаимосвязанных, взаимозависимых, обусловливающих существование самого противоречия. Существует множество противоположностей, которые не относятся к одному предмету или рассматриваются в разных отношениях. Такие противоположности не являются сторонами диалектического противоречия. Они только тогда выступают как диалектические, когда их взаимосвязь и взаимодействие опосредствованы субстратом и развитием. Гегель также подчеркивал идею опосредствованности, только он в качестве посредника называл основание (имея в виду какую-либо идеальную целостность, качество, например) и развитие (самих понятий). Материалистическая онтология исходит из принципа саморазвития материи.
Противоположные стороны выполняют в предметах различную функцию, поскольку сами имеют различную природу. А поскольку они различны, то имеют особую динамику и направленность. Будучи различными, но связанными и являясь свойствами единой субстанции, противоположные стороны не могут быть безразличными» друг к другу и всегда находятся в состоянии борьбы. «Борьба» как термин закона соотносится с «изменчивостью», «движением», а потому носит абсолютный характер. Вместе с тем противоположности есть свойства некоей целостности, системы, качества и находятся в единстве. Поскольку качество обладает конечностью, временностью существования, единство противоположностей относительно, так как всегда нарушается совокупным движением. Борьба противоположностей выступает источником развития предметов и систем, но и той основой, в границах которой они существуют, т.е. обусловливает само их бытие.
Закон диалектического противоречия пронизывает всю внутреннюю динамическую структуру системы, выражает как ее целостность, так и саморазвитие. «Сосуществование двух взаимно противоречащих сторон, — отмечает К. Маркс, — их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения. Тот, кто ставит себе задачу устранения дурной стороны, уже одним этим сразу кладет конец диалектическому движению».38 К. Маркс, естественно, имеет в виду желание удалить «дурную» сторону основного противоречия, характеризующую систему, а не отдельные несущественные для системы в целом черты, что в принципе возможно. Конкретно данная реплика Маркса направлена против понимания диалектики противоречия Прудоном, подразумевавшим под дурной стороной эксплуатацию, которая составляла существенное свойство капитализма, с его частной собственностью. Однако Маркс в «Экономических рукописях 1844 года» прослеживает длительный процесс самоотрицания частной собственности, превращения ее в собственность, лишенную эксплуатации, — это другой вопрос, касающийся развития определенной социальной системы и требующий специфического анализа.
Аналогичный пример можно привести с грубой интерпретацией концепции биохимического происхождения жизни, предложенной А. И. Опариным и Дж. Холдейном. Астроном Хайл считал, что данная концепция нелепа. Это то же самое, что утверждать, будто ураган, пронесшийся над местной свалкой, может привести к сборке «Боинга-747». Или мартышка, беспорядочно барабаня палкой по клавиатуре пишущей машинки, случайно напечатает 66-й сонет Шекспира. Хайл здесь продемонстрировал совершенное отсутствие способности к серьезной интерпретации научных концепций, которые обоснованы не только специальными научными фактами, но и применением добротной методологии. Сторонники современной концепции абиогенного происхождения жизни вовсе не имеют в виду превращение неживого в живое с сегодня на завтра, а исследуют длительный процесс громадных многокачественных изменений, анализируемых на основе целого комплекса наук, с учетом альтернативных точек зрения, противоборства их специфических методов и оснований.
Диалектические противоречия находятся в самой сущности вещей и имеют объективный характер, т.е. существуют вне и независимо от сознания людей. Это не означает, что их нельзя познать и использовать в практической деятельности. Они носят всеобщий характер, ибо свойственны всем формам движущейся материи. Их действие охватывает и материальные, и духовные процессы. Нет ни одного предмета, который не был бы включен в какую-нибудь систему и не испытывал бы на себе действие закона диалектического противоречия. Этот закон действует на всем продолжении существования качества как определенной системной целостности, т.е. раскрывает ее динамическое содержание. Движение разнокачественно и представляет собой взаимодействие множества разнонаправленных процессов. Проявляясь в определенном предмете или явлении на единой основе, эти разнонаправленные процессы начинают демонстрировать раздвоение этой основы. И чем глубже противоречие, которое подлежит решению, тем более глубокой является «трещина» раздваивающегося качества.
Итак, структура диалектического противоречия такова: предметы и явления материального мира обладают противоположными сторонами или свойствами. Отношение между данными сторонами и есть противоречие, которое обозначает взаимное исключение, взаимную связь и зависимость этих сторон. Противоречие характеризуется единством и борьбой. Борьба характеризует изменчивость и потому абсолютна. Единство относительно, как относителен конечный предмет, конечная система, конечное качество.
Основная функция диалектического противоречия — выступать источником специфического движения, которое мы называем развитием. Эта функция длится, пока существуют границы конечного качества, и определяет содержание процесса.
Структура противоречия изменяется. Противоположности не представляют собой какие-то абстрактные линейные связи. Это группы свойств, некоторые из которых совпадают и являются тождественными. Другие группы выражают различие. Таким образом, отношение противоположностей характеризуется тождеством и различием. Взаимодействие и взаимопроникновение противоположных сторон изменяют соотношение между тождеством и различием, обнаруживаются ступени развития противоречия. Это подтверждает мысль об опосредствовании взаимодействия противоположностей развитием самого предмета. Так, З.М.Оруджев, рассматривая вопрос о развитии противоречия, пишет: «Бесспорно, что чем менее развит предмет, тем менее развита система посредствующих звеньев. Изменение системы посредствующих звеньев (их количественное возрастание и качественное, структурное усложнение) является, на мой взгляд, весьма важным законом развития».
Логика развития в силу специфики развивающегося предмета и природы самого процесса имеет различные темпы изменений. Противоречие имеет время для созревания. Это объективный процесс, и разрешение противоречия также обусловлено спецификой его созревания и развития. Разрешение противоречия является заключающей фазой в борьбе противоположностей. Суть данной фазы состоит в «снятии» их конкретного единства. Форма «снятия» необязательно является предельно обостренной, хотя такая вероятность объективно существует. В ходе разрешения противоречия изменяется качество системы или ее свойства, но в процессе продолжающегося развития никогда не уничтожается само противоречие.
Виды противоречий. В свое время Г. Гегель, критикуя различные школы и направления философии, неправильно, на его взгляд, толкующие природу противоречий, указывал на то, что они часто занимались внешними противоречиями, лежащими на поверхности бытия и не имеющими собственно отношения к диалектике. Однако внешние противоречия можно наблюдать и в диалектическом видении мира. Это такие противоречия, которые относятся к разным, но взаимодействующим предметам — например, человека и природы. Внутренние противоречия свойственны одному предмету, одной системе, и именно они выступают источником ее развития. Это не означает, что внешние и внутренние противоречия не связаны и что не могут меняться их функции в развитии предмета. В открытых неравновесных системах всегда действует множество противоречий, которые весьма условно классифицируются на внешние и внутренние. Внутренние противоречия обусловлены всей совокупностью внешних, которые часто определяют структурность внутренних, также, кстати, как и «раздвоение единого» (системной целостности) на существенном для системы этапе.
Поскольку диалектическое противоречие является существенным действует как закон развития данной системы, оно выступает не только ее источником, но и основным содержанием. В таком случае его можно считать основным противоречием. Оно составляет основу существования системы и определяет ее развитие в течение всего времени ее бытия. Неосновные противоречия характеризуют отдельные свойства и стороны процесса, не оказывая прямого воздействия на саму сущность системы, хотя на общую картину развития они, разумеется, влияют.
Развитие диалектического противоречия, раскрывающего динамику определенных качественных систем, выделение ступеней его созревания и движения к разрешению, обусловливает выделение главных и неглавных «этапных» противоречий. Главное противоречие — это то, которое возникает и выдвигается на отдельном этапе развития системы и начинает определять всю ее противоречивую структуру. Разрешение данного (главного) противоречия оказывает заметное влияние на разрешение других противоречий и развитие системы в целом. Неглавное противоречие здесь выступает как зависимое, подчиненное процессу, определяемому в данный момент главным противоречием.
Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию.
антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении)
Примером антагонистических противоречий являются отношения между помещиками и крестьянами, между буржуазией и пролетариатом, между буржуазией и трудящимся крестьянством, между колониями и империалистическими странами. Антагонистичны также противоречия между империалистическими государствами в их борьбе за передел мира, за сферы влияния и рынки сбыта.
"Червяк грызет яблоко. При этом дыра увеличивается, процесс развивается вглубь. Яблоко и червяк противоположны: ужасный хищник и его жертва. Мы видим борьбу между жиреющим червяком и истощением плоти яблока. Однако видим и несомненное единство: жующий червяк в яблоке, а пережеванное яблоко в червяке. Единственная причина того, что процесс роста дыры развивается - это единство и борьба яблока и червяка.
В физике в качестве примера приводился тот факт, что электрон является одновременно и волной, и частицей.
Существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
2 вопрос
14. Проблема пространства и времени в философии и в естествознании. Субстанциальная и релятивистская концепции пространства-времени, их философские и естественно-научные предпосылки. Методологическая суть диалектической идеи бесконечности и вечности мира. “Дурная” бесконечность и вечность бытия.
Проблема пространства и времени в философии и в естествознании.
Любое движение предполагает так или иначе понимаемое изменение положения в пространстве, осуществляющееся в так или иначе понимаемом времени. Понятия пространства и времени принадлежат к числу одних из самых сложных характеристик материи. Любой материальный объект занимает какое-то место, находится на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какой-то конфигурацией и размерами в трех измерениях.
То, что пространственные и временные характеристики материальных явлений независимы от нашего сознания, было в течение тысячелетий в глазах всех мыслителей, убежденных в существовании материального мира, чем-то само собой разумеющимся.
Основоположник классической немецкой философии И. Кант тоже не сомневался в объективном существовании вещей материального мира. Но он оказался первым философом, поставившим под сомнение распространенную уверенность в объективном существовании пространственных и временных характеристик материальных вещей.
Важнейшие положения той геометрии, которую и теперь изучают в школе, были разработаны древними греками и подытожены в «Началах» Евклида (IIIв. до н. э.). Евклидова геометрия была единственной известной человечеству геометрией вплоть до первой четверти 19 века. В этой связи и во времена Канта господствовал взгляд, что аксиомы евклидовой геометрии (например, «кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая», «через точку вне прямой можно в той же плоскости провести только одну прямую, параллельную данной») не допускает исключений или исправлений, что они суть всеобщей и необходимой истины, установленные раз и навсегда. Утверждалось, что существует одно-единственное время, которое не зависит от вещей, ибо независимо от того, существуют вещи или нет, движутся ли они или находятся в покое, оно всегда течет равномерно, не подвергаясь никаким изменениям.
Существующее определение пространства такого: оно есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени также возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте. Время, таким образом, тоже есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний.
Идея абсолютности пространства и времени соответствовала определенной физической картине мира: системе взглядов на материю как на совокупность атомов, обладающих неизменным объемом и инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Изменение физической картины мира изменило и воззрения на пространство и время. Открытие электромагнитного поля и опровержение теории мгновенного дальнодействия вскрыли несостоятельность классической картины мира, а значит, и несостоятельность концепции времени и пространства.
Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Н. И. Лобачевский, который пришел к очень важному не только для геометрии, но и для философии выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми, и неизменными, они изменяются в зависимости от наиболее общих свойств материи. Теория относительности Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитацией. Оказалось, что наличие метрических свойств пространства и времени есть функция от гравитационных сил, действующих между различными движущимися массами. Если бы не было масс, не было бы гравитации, а если бы не было гравитации, не было бы времени и пространства. Следовательно, пространство и время вне материи не существуют. А так как материя находится в непрестанном движении, то пространство и время меняют свои свойства в зависимости от этого движения. Одним из выражений связи пространства и времени с движением является тот факт, что одновременность событий является не абсолютной, а относительной.
Если отвлечься от многообразных толкований пространства и времени на протяжении всей культурной эволюции человечества, а обратиться только к истории естествознания, то можно будет выделить такие противоположные концепции – субстанциальную и реляционную.
Субстанциальная концепция пространства-времени, ее философские и естественно-научные предпосылки.
Согласно первой из них [субстанция (лат. - сущность, то, что лежит в основе), объективная реальность, материя в единстве всех форм ее движения, нечто относительно устойчивое, то что существует само по себе, не зависит ни от чего другого], сложившейся в русле классической механики Ньютона, существуют независимые от материи абсолютные пространство и время, в которых осуществляются уже собственно материальные события и процессы. Абсолютные пространство и время – это чистая протяженность и чистая длительность, в которые помещены материальные объекты, они неизменны и постоянны. Можно убрать из пространства все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. То же и со временем: оно течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит; время – это чистая длительность, непрерывный мировой поток, постоянная космическая шкала для измерения всех конкретных движений.
Релятивистская концепция пространства-времени, ее философские и естественно-научные предпосылки.
Вторая концепция, зародившись в недрах диалектической традиции, была отчетливо сформулирована в диалектическом материализме, а затем окончательно подтверждена теорией относительности Эйнштейна (отсюда ее название от лат. относительный) и всем дальнейшим ходом развития науки. Философский смысл реляционной концепции состоит в том, что пространство и время мыслятся здесь не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи. Из такого понимания следует, что пространство и время, во-первых, суть объективные свойства материи и, во-вторых, как таковые всеобщи. Наряду с общими свойствами пространства и времени каждому из них присущи и качественно специфические свойства. Для пространства таковыми будут: трехмерность, симметрия и ассиметрия, формы и размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля. Специфические же свойства времени иные, а именно одномерность, ассиметричность, необратимость, то есть направленность всегда от прошлого к будущему, ритм процессов, скорость изменения состояния.
Философское понимание пространства и времени требует их рассмотрения в единстве с движением и материей.
“Дурная” бесконечность и вечность бытия.
Пример «дурной» бесконечности: берем копье и бросаем его вдаль; идем в то место, куда оно упало, и снова бросаем по прямой; и сколько бы мы ни повторяли эту процедуру, мы нигде и никогда не наткнемся на границу, за которую нельзя было бы еще и еще бросит копье. Значит, пространство бесконечно. Такую бесконечность Гегель назвал «дурной». Гегель, а вслед за ним, и Энгельс отмечал, что было бы неверным понимать бесконечность в смысле ничем не ограниченной возможности повторения одного и того же: это лишь количественное, а потому ограниченное понимание бесконечности, примером чего может служить натуральный ряд чисел, заключающий в себе возможность неограниченного прибавления все новввых и новых единиц.
В противоположность «дурной» истинная бесконечность – это процесс постоянного выхода за пределы конечного, но выхода не только количественного, а и качественного, даже сущностного: одна мера определенности системы переходит в качественно иную – как в великое, так и в малое. Истинная бесконечность есть процесс и в том смысле, что Вселенная не существует в раз и навсегда законченном виде, а есть непрерывно творящая себя реальность.
Конечное – это постоянно появляющийся и исчезающий момент бесконечного процесса изменения сущего. Изменение же вообще связано с выходом системы за свои пространственные, временные, количественные и качественные границы. Нескончаемая «паутина» связей вещей, явлений мира есть непрерывный выход за пределы отдельного конечного. Истинная бесконечность – процесс постоянного качественного новообразования, включающий в себя бесконечность пространства