Сравнение иудаизма, христианства и ислама
У этих трех авраамических религий больше сходства, чем различий, хотя исторически сложилось так, что именно различиям придавалось решающее значение. Все они верят в одну-единственую жизнь, за которой следует рай или ад. Они соглашаются в том, что Богу противостоит зло в лице Сатаны, который искушает и губит грешников, заставляя их не повиноваться закону Бога. Все эти религии ориентированы на пророков, причем только в христианстве пророк становится божественным. Каждая из этих религий считает себя единственно истинной религией и утверждает, что неверующих ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме и на вере в то, что человек вечно отделен от Бога и его высочайшее предназначение — достичь рая. Все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт и руководство, сколько на священные ритуалы, веру и труд, которые ведут человека к Богу. Каждая из этих религий верит, что Бог имеет особый договор (завет) со своими приверженцами, хотя условия договора различны. Верующие всех авраамических религий хоронят своих мертвых в земле в предвидении того, что физическое тело будет однажды воскрешено на земле, встав из могилы в Судный День.
Об истинной религии
ИУДАИЗМ: Есть только одна истинная религия, иудаизм, и одно откровенное писание, Танах (ветхозаветная часть Библии). Священным писанием считается также Талмуд, обширный сборник комментариев к Торе (первым пяти книгам Ветхого Завета).
ХРИСТИАНСТВО: Есть только одна истинная религия, христианство, и одно писание — Библия (Ветхий и Новый Заветы).
ИСЛАМ: Единственная истинная вера — это ислам, а высочайшее откровенное писание — Коран, но как откровенные почитаются и другие книги, в том числе Библия и ряд индуистских писаний.
Об изначальном грехе
ИУДАИЗМ: Вера в Адама, его искушение и лишение милости Божьей и в изначальный грех. ХРИСТИАНСТВО: То же. ИСЛАМ: То же, с той разницей, что Аллах (Бог) простил Адама. Поэтому нет изначального греха.
О доказательстве силы Бога
ИУДАИЗМ: Такое доказательство можно увидеть в историческом «Исходе». ХРИСТИАНСТВО: Доказательство силы Божьей — в воскресении Христа. ИСЛАМ: Доказательство силы Божьей — в самом Коране.
Об обязательствах человека перед Богом
ИУДАИЗМ: Евреи имеют обязательства перед Яхве, поскольку Он освободил их из Египта. ХРИСТИАНСТВО: Человек обязан Богу, поскольку Он пожертвовал Своим Сыном во искупление человеческих грехов. ИСЛАМ: Нет никакого особого обязательства; человек мотивируется тем, чтобы не попасть в ад.
О средствах спасения
ИУДАИЗМ: Спасение достигается неукоснительным следованием Закону, данному в Торе. ХРИСТИАНСТВО: Спасение достигается принятием Христа как Господа и Спасителя. ИСЛАМ: Спасение достигается полным подчинением Аллаху.
Сравнение четырех школ индуизма
Широкий спектр индуистской религиозности вмещает в себя четыре основные школы, или деноминации: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. У этих четырех направлений есть определенно больше общего, чем различий. Все они верят в карму и перерождение (реинкарнацию) и в Верховное Существо, которое одновременно и является формой, и пронизывает форму, находясь за ее пределами, которое создает, поддерживает и разрушает вселенную, чтобы создавать ее снова в бесконечных циклах. Они провозглашают ценность и важность храмового богослужения. Они согласны в том, что не существует изначального, сущностного зла, что космос создан из Бога и пропитан только Им. Все школы верят в майю (хотя ее определения несколько отличаются) и в освобождение души от перерождений (мокшу) как цель человеческого существования. Они верят в дхарму и в ахимсу, ненасилие, и в необходимость садгуру, который поведет душу к Самореализации. Члены всех школ носят на лбу священные знаки-символы (тилаки), хотя в разных школах они отличаются. Наконец, все индуисты предпочитают кремацию после смерти, веря, что их душа обретет другое тело в следующей жизни. В индуизме есть много священных писаний, но все секты считают высочайшим авторитетом Веды и Агамы, хотя их Агамы все же несколько отличаются. Ниже приводится краткое сравнение этих четырех основных деноминаций.
Личностный Бог или Богиня
ШИВАИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Шива, не имеющий ни мужского, ни женского пола. Также почитаются божества Ганеша и Карттикейя.
ШАКТИЗМ: Личностный Бог (точнее, Богиня) и храмовое божество — Шри Дэви или Шакти, женского пола. Она почитается как Великая Мать — Раджараджешвари, Парвати, Лакшми, Сарасвати, Кали, Амман и т. д.
ВИШНУИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Вишну, мужского пола. Кроме того, почитаются Его инкарнации, например Рама и Кришна, а также Его божественная спутница, Радхарани.
СМАРТИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Ишвара, мужского или женского пола, почитаемый (-ая) как Вишну, Шива, Шакти, Ганеша и Сурья или любое божество по выбору верующего, например, Кумара или Кришна.
Природа Шакти
ШИВАИЗМ: Шакти — это неотъемлемая энергия и проявленная воля, энергия или разум Бога Шивы.
ШАКТИЗМ: Шакти — это активное, имманентное Бытие, отдельное от безмолвного и отдаленного Шивы.
ВИШНУИЗМ: Шакти не придается особой важности. Однако некоторые параллели прослеживаются, когда божественные спутницы понимаются как неотъемлемые энергии Вишну и Его инкарнаций, например Радхарани — у Кришны и Сита — у Рамы.
СМАРТИЗМ: Шакти есть божественная форма Ишвары. Это проявляющаяся энергия Бога.
Природа Личностного Бога
ШИВАИЗМ: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.
ШАКТИЗМ: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, милостива и гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покорностью.
ВИШНУИЗМ: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он — объект преданности человека, радуется нашему служению и смирению.
СМАРТИЗМ: Ишвара выглядит как антропоморфное Божество в соответствии с тем выбором, который верующий делает для любовного поклонения, считающегося иногда вспомогательной, самоочистительной практикой.
Аватары
ШИВАИЗМ: Божественных земных воплощений нет.
ШАКТИЗМ: Божественная Мать воплощается в этом мире.
ВИШНУИЗМ: Вишну имеет десять или больше воплощений.
СМАРТИЗМ: Все божества могут принимать земные воплощения.
Душа и Бог
ШИВАИЗМ: Бог Шива и душа — одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую Истину благодаря милости Бога Шивы.
ШАКТИЗМ: Божественная Мать, Шакти, — посредница, дарующая адвайтистскую мокшу тем, кто служит Ей.
ВИШНУИЗМ: Бог и душа вечно раздельны. По милости Бога Вишну душе суждено поклоняться и радоваться Богу.
СМАРТИЗМ: Ишвара и человек в реальности суть Абсолютный Брахман. В майе душа и Ишвара кажутся двумя. Джняна рассеивает эту иллюзию.
Духовная практика
ШИВАИЗМ: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значение придается садхане, тапасу и йоге.
ШАКТИЗМ: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и практикам тантры, иногда оккультным.
ВИШНУИЗМ: В основном бхактистская и неаскетичная. Основное значение придается высочайшей бхакти или преданию себя Богу (прапатти).
СМАРТИЗМ: Подготовительными садханами являются бхакти-, карма-, раджа-йога. Высочайший путь пролегает через знание и ведет к джняне.
Основные писания
ШИВАИЗМ: Веды, Шайва-агамы и Шайва-пураны
ШАКТИЗМ: Веды, Шакта-агамы (Тантры) и Шакта-пураны
ВИШНУИЗМ: Веды, Вайшнава-агамы, Вайшнава-пураны (особенно «Шримад-Бхагаватам») и Итихасы («Рамаяна» и «Махабхарата», особенно «Бхагавад-гита»).
СМАРТИЗМ: Веды, Агамы и классические смрити — Пураны, Итихасы, особенно «Бхагавад-гита» и др.
Регионы влияния
ШИВАИЗМ: Географически широко распространен, особенно силен в южной и северной Индии, Непале и Шри-Ланке.
ШАКТИЗМ: Географически широко распространен, наиболее заметен в северной Индии и особенно в Бенгалии и Ассаме.
ВИШНУИЗМ: Географически широко распространен и силен по всей Индии, на юге и на севере.
СМАРТИЗМ: Географически широко распространен, особенно выделяется в северной и южной Индии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы завершаем наше краткое сравнение четырех основных деноминаций индуизма и других религий, вер и философий. Есть много малых народов и племен, которые следуют своими духовными путями и дают этим путям свои названия. Многие пути нам еще только предстоит открыть в будущем. Эта глава может дать тем, кто внимательно прочел ее, простой обзор тех человеческих верований, которые, во всем своем разнообразии, являются корнями наших мировоззрений и способов поведения, создающих нашу культуру. Эта глава может быть и чем-то большим. Она может стать началом открытия вашего собственного места в этой великой схеме. Вы вольны выбрать любую из этих форм поклонения, практики и достижения. Но на любом пути к совершенству нельзя обойтись без наставника, без того, кто прошел этим путем раньше. Жить без наставника — это все равно что пересекать океан без карты и компаса.
Сравните ваши сегодняшние верования с верованиями, которые содержатся в нашем обзоре, и подумайте о том, какие требования каждый путь предъявляет к своим последователям. Сделав это, смело объявите самому себе, кто вы такой на самом деле. Объявите о вашей духовной принадлежности, о вашем наставнике и о том, к какой религии вы, как выяснилось, склонны. И затем следуйте выбранному вами пути со всем сердцем. Отдайте ему всю вашу преданность, энергию и верность, направляясь к цели. Настоящие искатели на пути, чающие по длинного достижения, не скачут с одного пути на другой, от одной школы к другой, от одного учителя к другому, так как известно, что нерешительность подавляет всякий духовный рост.
БХАРАТА КАЛАЧАКРА
Индуистская хроника
Чакра, или колесо, символизирует время, совершенное мироздание, а также циклы бытия. Время и пространство тесно переплетаются, как спицы в колесе. Восемь спиц обозначают восемь мировых направлений, каждое из которых обладает особым качеством и управляется особым божеством.
Индуистская хроника
Многие аспекты нынешнего состояния Индии и индуизма можно лучше понять, рассмотрев их происхождение и историю. Ниже мы предлагаем вниманию читателя краткую хронологию, в которой рассказывается о мудрецах, царях, иноземных завоевателях и местных реформаторах Индии, которые сделали свой вклад в сокровищницу самой древней в мире цивилизации. Трудно переоценить тот факт, что индуистская Индия была домом четверти человечества с доисторических времен. Ее история, вкратце обобщаемая здесь, — это важнейший ключ к пониманию человеческой истории вообще.
Та обращенность к духовности, которой проникнуты индийское мышление и индийская история, беспрецедентна в опыте человечества. Царь среди своего двора, мудрец на своей горе и крестьянин в одной из 700 тысяч деревень Бхараты (Индии) — все они следуют своей дхарме, имея в виду общую конечную цель: духовное просветление. Эта всеобщая направленность является источником удивительной устойчивости индуизма к воздействию соревнующихся между собой религий и армий захватчиков. Нет другой нации, которая пережила бы такое количество завоевателей — и сохранила себя. Все эти вторжения приводили самые разные народы мира на субконтинент, равняющийся по площади одной трети Соединенных Штатов. При этом Индия осталась Индией.
Многими достижениями древние индусы могли бы гордиться: изобретением десятеричной системы счисления и цифр, философией, лингвистикой, хирургией, городским проектированием и наукой управления государством. А также достижением, оказавшимся весьма полезным при составлении данной хронологии: высокоразвитой астрономией.
Даты индийской истории после Будды вызывают мало споров. Даты же до Будды часто устанавливались, к сожалению, на основе не только научных свидетельств, но и просто преобладавших в тот момент мнений или политических соображений. При этом западная ученость всегда демонстрировала упорную тенденцию к отрицанию древности индуизма.
Индийский ученый С. Б. Рой указывает, что повсеместно принятая хронология немецкого лингвиста Макса Мюллера (1823—1900) базируется исключительно «на сказках из "Катхасаритасагары"». Историк Клаус К. Клостермайер соглашается: «Хронология Макса Мюллера, некритически принятая большинством западных ученых, основывается действительно на весьма шатком фундаменте». Хотя Мюллер и много сделал для знакомства Запада с мудростью Индии, он сам признавался в своем тайном стремлении подорвать позиции индуизма. В письме к жене в 1886 г. он пишет: «Перевод Вед многое прояснит в судьбе Индии и в том, как развивались миллионы душ в этой стране. Это корень их религии, и я уверен, что показать им, что собой представляет корень, — это единственный способ искоренения всего того, что выросло из него за последние 3000 лет».
Современные исследователи, такие как д-р Б. Г. Сиддхартх из Научного Центра Б. М. Бирлы, д-р С. Б. Рой, профессор Субхаш Как, д-р Н. Р. Варадпанде, Бхагван Сингх и д-р Дэвид Фроули, ведачарья, разработали более точную картину древней Индии, собрав новые хронологии на основе высоконадежного метода: датирования эпизодов писаний по упоминающимся в них астрономическим феноменам с учетом прецессии равноденствий. Ось вращения Земли совершает колебания. Это приводит к тому, что созвездия, как они видны с Земли, смещаются с постоянной скоростью по предсказуемой траектории, совершая полный цикл за 25 000 лет. На основе вычислений, например, стих из Ригведы, в котором говорится о зимнем солнцестоянии в созвездии Овна, можно отнести к 6500 г. до н. э. Фроули утверждает: «Прецессионные изменения являются ключом к пониманию индийской астрономии. Нельзя игнорировать их в древних текстах просто потому, что они дают нам даты, слишком ранние для общепринятых воззрений на историю человечества». Кроме астрономических указаний в писаниях, многое поддерживает датировки вышеупомянутых ученых: радиоуглеродный анализ, раскопки городов индо-сарасватийской долины и недавнее установление русла древней реки Сарасвати, важного предмета ведических писаний.
Значительная часть датировок в настоящей хронологии до 600 г. до н. э. взята из работ д-ра С. Б. Роя (Хронологические рамки индийской протоистории: нижний предел, опубликовано в The Journal of theBaroda Oriental Institute, март-июнь 1983 г.) и Дэвида Фроули (Боги, мудрецы и цари). Некоторые исправления в нашей хронологии сделал проф. Шива Г. Баджпай, д-р фил., директор Отдела азиатских исследований Калифорнийского государственного университета, соавтор (наряду спроф. Джозефом Э. Шварцбергом и д-ром Раджем Б. Матхуром) Исторического атласа Южной Азии.
Макс Мюллер был первым евангелистом одной очень зловредной догмы, которую в конце концов навязали индийской истории, а именно теории «арийского вторжения». Термин арья, изначально означавший в Ведах «благородный», затем примененный к праязыку, от которого произошли греческий, санскрит, латынь, германские и другие языки, постепенно стал относиться к тем, кто говорил на этом праязыке, к предполагаемой расе светлокожих ариев. Идея материнской расы овладела умами европейских христианских ученых в XVIII—XIX вв., и они создали разработанные гипотезы о путях миграций ариев из Центральной Азии на запад в Европу, на юг в Индию и на восток в Китай. При этом арии покоряли местные примитивные народы и основывали великие мировые цивилизации. Согласно этой теории, Веды, сердце и ядро Санатана Дхармы, были принесены в Индию извне, а не составлены в самой Индии.
Хотя «арийской» теории недоставало научных доказательств, она (и арийско-дравидское расовое противостояние как следствие из нее) была принята и проповедовалась как установленный факт. Тому было три главных причины. Теория предлагала удобный прецедент для британского, христианского вмешательства в дела Индии. Она примиряла древность индийской цивилизации и религиозных писаний с библейской датой Творения: 4000 г. до н. э. Наконец, она создавала разделение и конфликт между народами Индии, делая их уязвимыми и податливыми для христианских миссионеров.
Современные ученые как Востока, так и Запада считают, что народ Ригведы, называвший себя арья, был автохтонным в Индии, и не было никогда никакого «арийского вторжения». Доказано, что языки Индии имеют общих предков: древнесанскритский и тамильский. И даже эти два вроде бы не связанных друг с другом языка, согласно последним исследованиям «суперсемей», имеют общее происхождение от древнего языка, которому пока дали условное название ностратический.