Лист согласования и утверждения рабочей программы
Рабочая программа составлена на основании Государственной программы кандидатского минимума, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (М., 2004).
Авторы-составители:
Профессор, д.ф.н.________________________И.А. Гончаров
Доцент, к.ф.н.____________________________Е.Г. Тонкова
Доцент, к.ф.н.____________________________Ю.Г.Козырев
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
На заседании кафедры философии и этики
Протокол заседания № __ от «__» _________2015 г.
Заведующий кафедрой
Доцент, к.ф.н. ________________________Ю.Г.Козырев
Рецензент: Завьялов Б.М.- к.филос.н., доцент, зав.кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Коми филиала Кировской государственной медицинской академии
1. Цель и задачи учебной дисциплины
Цель курса «История и философия науки» – формирование у обучающихся в аспирантуре целостного научного мировоззрения, а также выработка навыков философской рефлексии в сфере зоны профессиональной компетентности
Основные задачи курса:
· познакомить слушателей с современным научным мировоззрением, его истоками и эволюцией,
· сформировать общее представление о науке как форме познания реальности, о ее особенностях и характере,
· заложить основания рационального выбора и использования методов посредством обращения к методологическому базису науки,
· выработать необходимые навыки корректного использования категориального аппарата, а также обращения к фундаментальным философским основаниям своей научной области.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Блок 1: Базовая часть (Б1.Б.)
Перечень дисциплин, усвоение которых представляется важным для изучения дисциплины «История и философия науки»: логика, философия, свод базовых профессиональных дисциплин
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
УК-1 Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2: Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
УК-5(6) Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
4. Структура и содержание дисциплины
Календарно-тематический план
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единиц, 144 часа
№ п/п | Раздел дисциплины/ тема | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студен-тов и трудоёмкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего аудиторных часов | Лекции | Коллоквиумы | Самостоятельная работа | ||||
История науки | реферат | ||||||
Общие проблемы философии науки | коллоквиум | ||||||
Философские проблемы наук о неживой природе | коллоквиум | ||||||
кандидатский экзамен |
Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ НАУКИ
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
ТЕМА 1: ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. Наука как предмет философии. Три грани науки: наука как знание, наука как форма деятельности, наука как социальный институт
Философия науки как рефлексия над наукой; предметное поле философии науки; функции философии по отношению к науке. Спектр определений термина «наука»: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
Онтологические, гносеологические, методологические, аксиологические аспекты бытия науки.
2. Эволюция философии науки
Причины неоднородности и множественности философских и методологических концепций науки.
Становление и основные этапы развития философии науки.Развитие философии науки как области философии (XIX в): позитивизм («первый позитивизм»), эмпириокритицизм (махизм или «второй позитивизм», неокантианство, прагматизм.
Философия науки как науковедение (ХХ в): Логический позитивизм (неопозитивизм), лингвистическая философия (семантический позитивизм). Антипозитивистские концепции: Неорационализм, структурализм, постструктурализм, феноменология, герменевтика.
Соотношение истории и философии науки: постпозитивизм. Основные модели развития научного знания: модель роста знания К. Поппера, концепция «неявного знания» М. Полани, модель историко-научного процесса Т. Куна, реконструкция истории науки в интерпретации И. Лакатоса, теория роста науки П. Фейерабенда, эволюционная эпистемология (генетическая эпистемология Ж. Пиаже, эволюционная эпистемология Ст. Тулмина, эволюционная теория познания К. Лоренца).
3. Основные подходы к исследованию развития науки и механизмов научной деятельности
Типы ценностной ориентации в науке: сциентизм и антисциентизм. Социологический, культурологический и методологический сциентизм. Интернализм и экстернализм: сравнительный анализ.
ТЕМА 2: НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Типы цивилизационного развития и их системы базисных ценностей. Наука как фактор цивилизационного развития
Сравнительный анализ традиционной и техногенной цивилизации и их ценностных систем. Наука как важный фактор инновационного цивилизационного развития. Проблемы техногенной цивилизации. Научная рациональность как ценность.
2. Специфика научного познания. Наука и другие формы познания мира
Особенности научного познания. Основные концепции соотношения науки и философии: Трансценденталистская («Философия – наука наук»), позитивистская («Наука – сама себе философия»), диалектическая. Соотношение науки и религии, науки и искусства.
3. Функции и роль науки в современном мире
Основные функции науки: описание, объяснение и понимание, предвидение (предсказание). Наука как производительная и социальная сила. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
ТЕМА 3: ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
1. Понятия рациональности и научной рациональности. Характеристики рациональности. Основные концепции научной рациональности. Проблема плюрализма национальностей. Этапы развития научной рациональности. Типы научной рациональности.
Научная рациональность и проблема диалога культур.
2. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
3. Основные концепции исторического развития науки: кумулятивизм и антикумулятивизм; проблема исторического зарождения науки.
4. Понятие глобальной научной революции. 4 глобальных научных революции: становление классической, неклассической, постнеклассической рациональности. Характеристика основных этапов.
ТЕМА 4: СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
1. Уровни и этапы научного знания, основания их выделения. Основные элементы научного знания
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Общая характеристика эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания, а также познавательных коррелятов, способов исследования и научных методов и языков описания. Взаимосвязь уровней знания. Основные элементы научного знания: научная проблема; научный факт; научная гипотеза; научный закон, научная теория, - общая характеристика и типология.
Понятие теории. Эмпиризм и рационализм о соотношении опыта и теории. Логическое оформление теории. Роль теории в систематизации данных опыта. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Формализация и математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Критерии выбора теории.
2. Научный метод: сущность и виды
Определение метода, аспекты метода: предметно-содержательный, операциональный, аксиологический. Виды методов: специальные, общие и универсальные.
Методы эмпирического уровня научного познания. Наблюдение. Виды наблюдений. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Роль приборов в научном познании. Эмпирические факты и эмпирические зависимости. Измерение. Эксперимент: сущность, структура, виды и основные этапы.
Методы теоретического уровня научного познания: Аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, процедура его реализации и причины принципиальной ограниченности использования для получения нового знания. Подтверждение и опровержение гипотез. Моделирование. Идеализация и абстрагирование. Понятие идеального объекта, способы его формирования. Дедукция, индукция, аналогия. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.
3. Основания науки
Идеалы и нормы научного исследования исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.
Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
ТЕМА 5: ДИНАМИКА НАУКИ. НАУКА КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
1. Проблема динамики науки - основные аспекты: сущность научной динамики, роль революции и эволюции в ее развитии; характер динамики науки (модели кумулятивизма и антикумулятивизма); причины динамики науки (концепции интернализма и экстернализма).
2. Генетическая структура познавательного процесса: основные этапы
Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие картины мира и опыта как начальный этап эволюции науки. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.
Формирование частных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний.
Построение развитой теории в классической и современной науке, логика построения теории (классическая и современная схемы). Генезис образцов решения задач.
Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
3. Логика научного открытия. Природа научного творчества
Модели научного открытия: индуктивистская и дедуктивистская. Критика моделей. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. От логики подтверждения к логике опровержения. Типы открытий: фундаментальные и частные.
Природа научного творчества. Сущность интеллектуальной интуиции. Модели научного творчества: Т. Кун, И. Лакатос, В.В, Налимов.
ТЕМА 6: НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
1. Научные традиции
Сущность научной традиции. Формирование представлений о традиции как о характеристике научного этоса. Классификация традиций. Виды традиций: научное направление и научная школа.
2. Научные новации
Сущность и типы новаций в науке. Соотношение традиций и новаций. Основные концепции инновационного роста науки: концепция «пришельцев», концепция побочных результатов исследования, концепция переноса образцов.
3. Научные революции
Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.
Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.
Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
4. Особенности современного этапа развития науки
Основные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки.
Проблемы этики науки. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
ТЕМА 7: НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1. Основные подходы к рассмотрению науки как социального института.
Концепции Р. Мертона, Б. Барбера.
2. Направления институализации науки.
Наука как профессия, как отрасль по производству знаний, как деятельность научного сообщества.
3. Становление науки как социального института.
Процесс институализации науки: основные этапы. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
III.1 Философские проблемы наук о неживой природе.
ТЕМА 1: ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Математика как феномен человеческой культуры. Математика и философия. Природа математического знания. Абстракции и идеальные объекты в математике. Математика как язык естествознания.
Эволюция математического знания. Появление “неклассических” математических моделей: создание неевклидовой геометрии и ее значение для развития математики и философской концепции пространства.
Проблема обоснования математического знания и основные подходы к ее решению в истории математики. Математическая логика как инструмент обоснования математики и как основание математики. Г.Фреге о природе математического мышления
Программа логической унификации математики.
ТЕМА 2: ЭВОЛЮЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
Физика в системе культуры. Эволюция физической картины мира. Предельные основания, принципы и философские проблемы физики. Классическая и неклассическая физика. Механическая, электромагнитная, термодинамическая, квантовая и релятивистская картины мира.
Структура современной физики. Границы применимости современных физических теорий: планковские величины, темная материя, темная энергия.
Современная картина Вселенной: основные характеристики.
ТЕМА 3. МИР КАК СИСТЕМА. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЗИКИ
Проблема целостности описания природы в физике. Категория бытия в физике и философии. Физика как наука о природе. Микро-, макро- и мегамиры - многоуровневость мира в современной науке. Симметрия и асимметрия. Фейнманова модель природы. Физика как геометрия.
Понятие закона природы (физического закона). Динамические и стохастические законы.
Понятие субстанции. Понятие материи. Конкуренция континуальной и корпускулярной концепций описания природы. Эволюция представлений о материи: чувственно-наглядный, субстратный, квалитативный, элементаристский, гносеологический и субстанциональный этапы. Проблемы понимания природы материи: проблема предела делимости (проблема бесконечности), дуализм волны и частицы.
Движение как предмет физики. Движение как свойство материи. Детерминированное и стохастическое описание движения. Смысл физических понятий энергии, массы, физической силы. Природа физических сил (принципы близкодействия и дальнодействия). Виды взаимодействий и проблема их унификации.
ТЕМА 4. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
Проблема природы пространства и времени. Эволюция представлений о пространстве и времени от Аристотеля до современности. Субстанциальная и реляционная модели пространства и времени. Субъектная модель И. Канта и ее значение для естественных наук.
Характеристики пространства и времени. Проблема бесконечности.
Формы бытия пространства: астрономическое пространство, геометрическое пространство, физическое пространство, биологическое пространство (пространство жизни), информационное пространство пространство в гуманитарных науках (например, семантическое пространство или пространство личности).
Формы бытия времени: физическое, астрономическое, химическое, геологическое, биологическое, географическое, психологическое, социальное.
ТЕМА 5: ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ХИМИИ КАК НАУКИ
Специфика философии химии. Историческое осмысление науки как существенный компонент философских вопросов химии. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. «Мостиковые» концептуальные построения химии, соединяющее эти науки. Непосредственная связь химии с технологией и промышленностью.
Тенденция физикализации химии. Три этапа физикализации: 1) проникновение физических идей в химию, 2) построение физических и физико-химических теорий; 3) редукция фундаментальныъ разделов химии к физике. Редукция теории химической связи к квантовой механике. Редукция и редукционизм в химии. Редукционизм и единство знания.
ТЕМА 6: ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА В ХИМИИ
Концептуальные системы химии как относительно самостоятельные системы химических понятий и как ступени исторического развития химии.
Эволюция концептуальных систем. Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем, явившийся теоретической основой объяснения свойств и отличительных признаков веществ.
Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества - его реакционной способности. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии (изучение изомеров и полимеров в работах Кольбе, Кеккуле, Купера, Бутлерова). Атомно-молекулярное учение как теоретическая основа структурных теорий.
Кинетические теории как теории химического процесса, поставившие на повестку дня исследование организации химических систем (их механизм, кинетические факторы, «кибернетику»). Химическая кинетика и проблема поведения химических систем. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем.
Приближенные методы в химии. Проблема смысла и значения приближенных методов как одна из центральных для философии химии.
ТЕМА 6: ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Геологическая картина мира как отражение геологической реальности. Соотношение геологии с пограничными науками: физикой и химией, биологией, географией и социальный науками. Место геофизики и геохимии в составе геологических дисциплин. Определение места геологии в генетической классификации наук – методологическая основа обоснования самой геологии как науки.
Сущность и свойства геологического пространства и времени. Идея необратимости - геологическая “стрела времени”.
Геохимическое учение В.И.Вернадского о биоосфере и ноосфере. Ноосфера как высший этап развития биосферы.
Различное понимание геологической среды и ее роли в жизни общества.
Образовательные технологии
В курсе используется различные традиционные и интерактивные формы образовательных технологий:
· лекции по ключевым проблемам курса, коллоквиумы;
· поисковые и исследовательские технологии;
· проблемное обучение и т.д.
6. Критерии и средства оценки результатов освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты обучения* (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
ВЛАДЕТЬ | Отсутствие навыков | Фрагментарное применение навыков | В целом успешное, но не систематическое применение навыков | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков | Успешное и систематическое применение навыков |
УМЕТЬ | Отсутствие умений | Частично освоенное умение анализировать | В целом успешно, но не систематически осуществляемые анализ | В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы | Сформированные умения |
ЗНАТЬ | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания | Общие, но не структурированные знания | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания | Сформированные систематические знания |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины «История и философия науки» предполагает наличие аудиторий СыктГУ.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
Основная литература
1. История и методология науки: Феномен специализированного познания / Под ред. Б.И. Липского. СПб, 2004. 438 с.
2. Канке В. А. История, философия и методология естественных наук. М., 2015.
3. Степин В. Философия и методология науки. М., 2015.
Дополнительная литература
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1958.
2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. Ч. 1. Наука. - М., 1981
3. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. – М., 1998. (Б-ка ИГХТУ).
4. Гайденко П.П. Эволюция понятий науки: формирование научных программ нового времени. М., 1987.
5. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. – М., 2000.
6. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.
7. Лебедев С.А. Философия науки: Учебник для вузов. – М., 2005.
8. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Тенденции и новации. – М., 2001.
9. Наука и научность в исторической перспективе. - СПб.: Алетейя, Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007.
10. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998 (1.262.062);
11. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы: Сб. статей. – М., 1997.
12. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.
13. Философия и методология науки. Ч. 1-2. – М., 1994. (Б-ка ИГХТУ).
14. Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.
15. Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов. – СПб, 2003.
Методические материалы