Теория из первоисточника. Отрывок из «Я и оргон».
Нижеприведенный отрывок взят из книги Орсона Бина «Я и оргон». Это рассказ о переживаниях актера в процессе райхианской терапии с доктором Элсвортом Бейкером, выдающимся райхианским терапевтом.
Доктор Бейкер сидел за столом. Он указал на стул передо мной...
«Ну, — сказал он, — снимите вашу одежду и давайте вас осмотрим». Стоя, я начал раздеваться, мрачно глядя перед собой. — «Вы можете не снимать трусы и носки», — сказал Бейкер к моему облегчению. Я аккуратно сложил вещи на стул у стены, надеясь, что сейчас получу медаль за храбрость. «Ложитесь на кровать», — сказал доктор...
Он начал щипать мускулы в мягких частях плеч. Мне захотелось врезать по его садистской физиономии, одеться и уйти отсюда к черту. Вместо этого я сказал «Ай!» Затем я сказал: «Здесь больно». «Здесь не должно быть больно», — сказал он.
«Но болит, — сказал я и протянул: — О-о-о-о-о».
«Теперь сделайте глубокий вдох и выдох», — сказал он, положил ладонь своей руки мне на грудь и сильно надавил на нее другой. Боль была довольно сильной. «Что, если кровать сломается? — подумал я. — Вдруг мой позвоночник треснет или я задохнусь?»
Какое-то время я вдыхал и выдыхал, затем Бейкер нащупал мои ребра и начал тыкать и давить... он стал тыкать в мой живот, там и сям, чтобы найти мелкую узловатую мышцу... Он стал продвигаться вниз, безжалостно пройдясь по моим трусам, и стал щипать и тыкать мышцы на внутренней стороне бедер. Тут я понял, что плечи, ребра и живот у меня на самом деле не болели. Боль была поразительной: болело там, где я в жизни не думал, что будет болеть...
«Перевернитесь», — сказал Бейкер. Я перевернулся. Он прошелся по моей шее и вниз, безошибочно нащупывая плотные больные мышцы. «Повернитесь обратно», — сказал доктор Бейкер. Я повернулся. «Хорошо, — сказал он. — Я хочу, чтобы вы как можно глубже вдохнули и выдохнули, одновременно вращайте зрачками, не поворачивая головы. Попытайтесь посмотреть на все четыре стены, одну за раз, и двигайте зрачками в разные стороны, как можно дальше». Я начал вращать зрачками, чувствуя себя при этом довольно глупо, но я был ему благодарен, что он больше не мучил мое тело. Снова и снова крутились мои зрачки. «Продолжайте дышать», — сказал доктор Бейкер. Я начал испытывать странное приятное ощущение в глазах, вроде приятной дурноты, которая бывает, если покуришь травки. Дурнота охватила мое лицо и голову и стала распространяться вниз по всему телу. «Хорошо, — сказал Бейкер. — Теперь я хочу, чтобы вы продолжали дышать так же. Ногами проделайте движения, как будто вы едете на велосипеде». Я начал поднимать и ритмично опускать ноги на кровать, ударяя по кровати икрами. Мои бедра заныли, и я ждал, что он велит мне прекратить. Но он ничего не говорил. Я двигал ногами снова и снова, пока у меня не возникло чувство, что мои ноги готовы отвалиться. Тогда постепенно боль стала проходить и то же головокружительное ощущение удовольствия начало распространяться по всему моему телу. Только теперь оно было намного сильнее. Теперь я чувствовал, как будто ритм моих движений возникал сам собой, без какого-либо видимого участия с моей стороны. Я чувствовал, что меня уносит и захватывает что-то большее, чем я сам. Я дышал глубже, чем раньше, и чувствовал, как мое дыхание проходит сквозь легкие вниз к тазу. Постепенно я почувствовал, будто поднимаюсь из цвета молочного шоколада кабинета Бейкера ввысь в другие сферы. Я отбивал астральный ритм. Наконец я понял, что пора остановиться...
Во вторник утром после моего первого визита к Бейкеру я проснулся, проспав около пяти часов, и чувствовал необыкновенный подъем. Мой кофе казался вкуснее обычного, и даже мусор, плывший вниз по течению Истривер, был каким-то легким и симметричным. Это ощущение сохранялось весь остаток дня. Это было ощущение благополучия и примирения с миром. Мое тело казалось легким, и мелкая рябь приятных ощущений пробегала по моим рукам, ногам и телу. Когда я делал вдох, ощущение движения продолжалось у основания торса и казалось приятным. Я слегка напрягался при нежных мыслях о женщинах вообще, наполнявших меня любовью...
Я начал расслабляться. Приятная рябь уменьшалась, и ощущение тревоги начало охватывать меня. Коричневатые пометки, которые на следующий день почернеют и посинеют, стали появляться в тех местах, где Бейкер тыкал и щипал мое тело...
Я забрался в кровать, я замерз и потянулся на пол за еще одним одеялом. Затем мне пришло в голову, что мне стало холодно от страха. Я пытался пронаблюдать за своими чувствами, как, я знал, делается в психоанализе. Это был особый род страха, не испытанного мной раньше. Я представил шоу марионеток, которое я видел в детстве с куклами-скелетами, исполнявшими танец смерти и затем разлетавшимися на части. Их ноги, руки, головы, ребра, таз разваливались на части. Мне казалось, что я тоже начинаю разваливаться. Тревога была ужасной, и я обратил внимание на то, что невольно сжимаю мышцы, чтобы удержать себя. Чудесное радостное чувство освобождения пропало, и на его место пришло желание ухватиться за драгоценную жизнь. Моя броня, если можно так сказать, казалась мне теперь моим старым другом. Люди говорят: «Лучше я умру на электрическом стуле, чем проведу жизнь в тюрьме». Но заключенные ни за что так не скажут. Жизнь в цепях лучше, чем ее отсутствие. Даже теоретическое.
Я понял, что мне понадобится все мое мужество, чтобы вновь вооружиться. Я знал, что отвоюю у доктора Бейкера весь путь шаг за шагом, но я также помнил о своих ощущениях в эти тридцать шесть часов или около того после моего первого сеанса, и я жаждал его больше всего на свете...
«Как провели неделю?» — поинтересовался доктор Бейкер. И я ему рассказал.
«Ваша реакция, ужесточившаяся после периода приятных ощущений, вполне естественна и ожидаема, — сказал он. — Вы не всегда будете испытывать такие приятные чувства, однако следует помнить, что они собой представляют, так чтобы вы снова могли к ним вернуться. Это поможет вам переносить страх, если вы будете чувствовать, будто ваша защита рушится...»
В течение нескольких недель по вторникам в два часа я вдыхал и выдыхал и дрыгал ногами. (С тех пор я обнаружил, что моя грудь и дыхание работали как в первый раз, мобилизуя энергию тела, помогавшую мне в процессе повторного приобретения защиты. Энергия приходила вместе с вдыханием воздуха.) Теперь Бейкер заставлял меня еще ударять кулаками по кровати, пока я двигал ногами. Я обычно колотил, дрыгал и дышал, ритм подхватывал и уносил мое тело...
Чтобы высвободить защиту глаз, Бейкер держал карандаш передо мной и велел смотреть на него. Затем он двигал им по кругу наугад, заставляя меня спонтанно оглядываться. Это обычно продолжалось пятнадцать или двадцать минут, а результаты меня поражали. Мои глаза, казалось, освобождались в моей голове, и я ощущал прямую связь между ними и мозгом. Затем он обычно заставлял меня крутить глазами вокруг, не поворачивая головы, заставляя меня сосредоточивать взгляд на каждой из стен комнаты. Все это время, пока я это делал, я должен был глубоко и ритмично дышать.
Он заставлял меня гримасничать и строить рожи (я чувствовал себя довольно глупо). Он заставлял меня делать подозрительные взгляды или показывать во взгляде вожделение. Все это постепенно создавало у меня ощущение того, что я снова как будто впервые смотрю своими глазами, и это ощущение было чудесным...
В следующий вторник вместо карандаша доктор Бейкер взял ручку с фонариком. Он вертел ее передо мной, светил мне в глаза. Эффект был психоделический. Я следил за ручкой, за отсветами в темноте и пугался. Я действительно испытывал невероятные ощущения, как будто мозг перемещался в моей голове. Бейкер помахал фонариком передо мной минут пятнадцать, затем выключил его, взглянул мне глубоко в глаза и сказал: «Все идет хорошо». Его работа со мной, его оценка моей реакции — все это было не механическим, а являлось результатом способности человека соприкасаться с чувствами и энергетическим зарядом другого...
«Скорчите мне рожу», — сказал Бейкер, и я повернулся к нему с глупой улыбкой. «Теперь усильте ее», — сказал он. Я скорчил лицо в отвратительной чудовищной гримасе. «Что вы чувствуете?» — спросил Бейкер.
— Я не знаю, — солгал я.
— Вы все-таки должны что-то чувствовать.
— Ну, наверное, презрение.
— Наверное?
— Ладно, черт, это ужасно глупо... лежать здесь и крутить глазами.
— Засуньте палец к себе в горло, — сказал Бейкер.
— Что? — спросил я.
— Давитесь.
— Но меня стошнит на вашу кровать.
— Если хотите, можете это сделать, — сказал он. — Просто продолжайте дышать, пока вы это делаете.
Я лежал там, глубоко дышал, засунув палец в рот, и давился. Я делал это снова.
«Продолжайте дышать», — сказал Бейкер. Моя нижняя губа задрожала, как у ребенка, слезы потекли по лицу, и я заорал. Я рыдал минут пять, мое сердце готово было разорваться. Наконец плач стих.
«С вами что-то произошло?» — спросил Бейкер.
«Я думал о своей матери, как я любил ее, и мне казалось, я никогда не увижу ее, и я просто почувствовал отчаяние и горечь, — сказал я. — Мне казалось, как будто я по-настоящему впервые это почувствовал, с тех пор как был маленьким, и это такое облегчение — уметь плакать, и это не глупо, я просто испугался».
«Да, — ответил он. — Это пугает. У вас много злости, много ненависти и гнева, много вожделения и любви. Хорошо. Увидимся в следующий раз.»
Я встал, оделся и вышел (Bean, 1971, р. 17-20, 29-31, 34-36).
Итоги главы.
— Вильгельм Райх стал основателем соматической психологии и психотерапии, ориентированной на телесность, и предтечей современных терапий, которые имеют дело с эмоциональной жизнью тела.
— Уникальный вклад Райха в психологию состоит в том, что он провозгласил идею единства тела и духа, включил тело в сферу интересов психотерапии и создал концепцию личностного панциря.
— В практике психоанализа Райх стимулировал освобождение пациентом блокированных мышечным панцирем эмоций, работая не только с наличным психологическим материалом, но и непосредственно с телом пациента.
— Защитные механизмы личности отличаются от невротических симптомов тем, что эти механизмы переживаются индивидом в качестве неотъемлемой части его личности, в то время как невротические симптомы ощущаются им как чуждые элементы психики, как элементы лишние и даже несущие на себе печать патологии.
— Во фрейдовской модели наивысший уровень психосексуального развития обозначен термином генитальная личность.Райх использовал этот термин для описания личности, обладающей оргастической потенцией. Лишь разжав тиски своего панциря, пациент обретает истинную генитальность.
— Мышечный панцирь состоит из семи основных сегментов. В каждый сегмент входят определенные мышцы и органы, обладающие родственными экспрессивными функциями. Сегменты расположены в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза и представляют собой семь горизонтальных кругов, расположенных под прямым углом к туловищу и позвоночнику.
— Для того чтобы ослабить тиски панциря, терапевт, работающий по системе Райха, с помощью упражнений, включающих в себя глубокое дыхание, а также прямым воздействием на хронически напряженные мышцы помогает пациенту накопить в теле энергию, одновременно, на протяжении всего процесса терапии, поддерживая с пациентом контакт и взаимодействие.
— Райх был против любого разделения человеческого существа на сферы эмоций, интеллекта и тела. Он полагал, что интеллект несет в себе биологическую функцию и способен обладать таким же мощным энергетическим выбросом, как и эмоции.
— Биоэнергетику можно назвать неорайхианской терапией. Она была основана учениками Райха, Александром Лоуэном и Джоном Пьерракосом, которые в процессе терапии и анализа личности концентрировали свое внимание на функционировании тела пациента.
— В биоэнергетике подчеркивается значение не только сексуальности как таковой, но и чувства удовольствия вообще. Биоэнергетика выдвигает понятие базы, локализованной в области таза и ног.
— Лоуэн побуждал пациентов мобилизовать эмоции, выраженные напряжением мышц; он также продолжал использовать райхианскую технику ослабления панцирных тисков с помощью мышечного расслабления. Лоуэн полагал, что наилучшего эффекта можно достигнуть, применяя оба подхода попеременно.
— Техника Александера предназначена для того, чтобы повысить уровень осознания пациентом собственной манеры двигаться. Здесь подчеркивается значение комплексного движения, которое основано на сбалансированной связи между посадкой головы и позвоночником. Предпосылкой к свободному и эффективному движению является осторожное растягивание позвоночника вверх.
— Целью метода Фельденкрейса является обретение свободы и естественности движения всех членов тела. Этот метод предполагает работу с определенными моделями движений с целью помочь индивиду найти наиболее эффективный способ движения и устранить мышечные напряжения.
— Выполняя упражнения по системе Фельденкрейса, студенты обращают внимание не на отдельные части тела, которые, как им должно казаться, наиболее полно вовлечены в выполнение данного движения, а на работу всего тела целиком. По мере того как естественно растет осознание происходящего, в работу вовлекается все тело и вся личность целиком. Идеал — движение без каких бы то ни было усилий: стоит лишь только подумать — и движение происходит как бы само по себе.
— Структурная интеграция, называемая также рольфингом, представляет собой систему перестройки и преобразования осанки с помощью сильной и нередко болезненной растяжки мышечных связок прямым физическим воздействием.
— Упражнения по системе сенсорного самосознания предполагают обретение медитативной внутренней ориентации. С отказом от излишней активности, суетливости исчезают напряжения, наблюдается изменение духовного состояния, растет внутренний покой и восприимчивость к внутренним и внешним событиям.
Ключевые понятия.
Закон Вебера (Weber's law).В работах Фельденкрейса является фундаментальным понятием. Этот закон гласит, что наша способность к изменениям пропорциональна наличному уровню возбуждения. Повышением уровня осознания тонких изменений достигается успокоение и балансировка коры головного мозга, отвечающей за двигательные функции.
Личностный панцирь (Character armor).Врожденный защитный механизм. Личностный панцирь формируется из защитных реакций эго, которые приобрели хронически активный, автоматический характер; включает в себя все защитные силы, конституирующие в пределах эго согласованный комплекс.
Оргастическая потенция (Orgastic potency).Способность всецело подчиниться потоку биологической энергии и полностью извергнуть заблокированное сексуальное возбуждение.
Панцирь (Armoring).Защитный механизм, который препятствует свободному выражению эмоций и движению энергии. Панцирь, как психологический, так и физический, есть основное препятствие развитию индивида.
Телесный панцирь (Body armor).Хронические мышечные напряжения, физическая манифестация личностного панциря индивида.
Энергия оргона (Orgone energy).Фундаментальная энергия, сущая во всех живых организмах; один из аспектов не обладающей массой космической энергии. В основе этого понятия лежит фрейдовская концепция либидо.
Аннотированная библиография.
Теория Райха
Baker, E. (1967). Man in the trap. New York: Avon Books.
Подробное изложение райхианской терапии и теории, написанное одним из наиболее известных последователей его терапевтического метода.
Boadella, D. (1973). Wilhelm Reich: The evolution of his work. London: Vision.
Лучший дополнительный материал о Райхе, в котором подробно рассматривается историческое развитие его теории.
Reich, W. (1961). Selected writings. New York: Farrar, Straus & Giroux (Noonday Press).
Это прекрасное введение в весь спектр идей Райха включает главы, посвященные его теории, оргонной терапии, оргонным исследованиям.
Reich, W. (1973). The function of the orgasm. New York: Touchstone.
Лучшая книга Райха, включающая прекрасные материалы по анализу характера, биоэнергетике, генитальному характеру и Райхианской терапии.
Reich, W. (1976). Character analysis. New York: Pocket Books.
Эта классическая работа представляет собой вклад Райха в психоанализ; книга была переписана Райхом после выхода первого издания в соответствии с его более поздними теоретическими подходами.
Биоэнергетика
Keleman, S. (1971). Sexuality, self and survival. San Francisco: Lodestar Press.
Живое изложение биоэнергетики, включающее стенографические записи сеансов, написанное одним из ведущим специалистов в этой области.
Lowen, A. (1975). Bioenergetics. New York: Penguin Books.
Лучшее введение к работам Лоуэна по биоэнергетике.
Lowen, A., & Lowen, L. (1977). The way to vibrant health: A manual of bioenergetic exercises. New York: Harper & Row.
Лучшее руководство для самостоятельной работы по биоэнергетике с упражнениями Александера и Лесли Лоуэна. Книга богато иллюстрирована фотографиями работающей пары.
Техника Александера
Alexander, F. (1969). The resurrection of the body. New York: Dell (Delta Books).
Собрание работ Александера. Богатый, но сложный материал.
Barlow, W. (1973). The Alexander technique. New York: Knopf.
Ясное изложение теории, стоящей за техникой Александера, с анализом ряда историй пациентов. Книга написана известным специалистом.
Метод Фелденкрейса
Feldenkrais, M. (1972). Awareness through movement. New York: Harper & Row.
Изложение теории, сопровождаемое рядом прекрасных упражнений.
Feldenkrais, M. (1977). The case of Nom: Body awareness as healing therapy. New York: Harper & Row.
Блестящий анализ истории пациента, позволяющий проникнуть в суть терапевтической работы Фелденкрейса.
Feldenkrais, M. (1985). The potent self. San Francisco: Harper & Row.
Посмертное собрание работ Фелденкрейса, посвященных мотивации, сопротивлению, формированию привычек, психическому благополучию и развитию человеческого потенциала.
Структурная интеграция (Рольфинг)
Rolf, I. (1977). Rolfing: The integration of human structures. Santa Monica, CA: Dennis-Landman.
Основная работа по структурной интеграции, написанная основателем этого направления.
Schutz, W., Turner, E. (1977). Body fantasy. New York: Harper & Row.
Подробная история пациента, включающая творческое соединение рольфинга и психотерапии.
Сенсорное осознание
Brooks, C. (1974). Sensory awareness. New York: Viking Press.
Единственный подробный анализ работы по сенсорному осознанию. Прекрасная, написанная ясным языком работа с многочисленными красочными фотографиями.
Веб-сайты.
Райхианская теория и практика
http://www.orgone.org/
Сайт служит для предоставления информации по работе Вильгельма Райха. Включает путеводители по публикациям и организациям, онлайновые статьи по райхианской теории и практике, информацию о конференциях и практических семинарах, а также ссылки на другие сайты, посвященные работе Райха.
Фелденкрайс и биоэнергетика
http://www.naturalhaelthweb.com/
Данный сайт содержит информацию, посвященную широкому кругу подходов к соматической психологии, в особенности к целительству.
Раздел, посвященный Фелденкрайсу, включает сайт Североамериканской гильдии Фелденкрайса (Feldenkrais Guild for North America), с онлайновыми уроками и руководством для специалистов, практикующих метод Фелденкрайса.
Раздел, посвященный биоэнергетике, включает сайт Международного института биоэнергетики (International Institute for Bioenergetic), содержащий информацию по теории биоэнергетики, тренинги, исследования, публикации и перечень специалистов, предоставляющих услуги по биоэнергетике.
Библиография.
Alexander, F. (1969). The resurrection of the body. New York: Dell (Delta Books).
Alon, R. (1996). Mindful spontaneity. Berkeley, СA: North Atlantic Books.
Baker, E. (1967). Man in the traf. New York: Macmillan.
Barlow, W. (1973). The Alexander technique. New York: Knopf.
Bean, O. (1971). Me and the orgone. New York: St. Martin's Press.
Berkowitz, L. (1973). The case for bottling up rage. Psychology Way, 7(2), 24-31.
Best, A. (1999). The holistic healing resource of erotic energy. Dissertation Abstracts, 55, 4455.
Boadella, D. (1973). Wilhelm Reich: The evolution of his work. London: Vision.
Boadella, D. (1987). Lifestreams: An introduction to biosynthesis. New York: Routledge & Kegan Paul.
Brooks, C. (1974). Sensory awareness. New York: Viking Press.
Conger, J. (1988). Jung and Reich: The body as shadow. Berkeley, CA: North Atlantic.
Cranmer, D. (1994). Core energetics. In D. Jones (Ed.), Innovative therapy. Buckingham, England: Open University Press, p. 117-130.
Dimon, T. (1997). The undivided self. Berkeley, CA: North Atlantic Books.
Feldenkrais, M. (1950). Body and mature behavior. New York: International Universities Press.
Feldenkrais, M. (1966). Image, movement, and actor: Restoration of potentiality. Tulane Drama Review, 3, 112-126.
Feldenkrais, M. (1972). Awareness through movement. New York: Harper & Row.
Feldenkrais, M. (1977). The case of tiara: Body awareness as healing therapy. New York: Harper & Row.
Feldenkrais, M. (1981). The elusive obvious. Cupertino, СA: Meta Publications.
Feldenkrais, M. (1985). The fotent self. San Francisco: Harper & Row.
Fernald, P. (2000). Carl Rogers: Body-centered counselor. Journal of Counseling and Development, 78, 172-179.
Frey, A. (1965). Behavioral biophysics. Psychological Bulletin, 63, 322-337.
Higgens, M., & Raphael, С (1967). Reich speaks of Freud. New York: Farrar, Straus & Giroux.
Jones, F. (1967). Body awareness in action. New York: Schocken Books.
Josephs, L. (1995). Balancing empathy and interpretation: Relational character analysis. Northvale, NJ: Aronson.
Keen, S. (1970a). Sing the body electric. Psychology Today, 5, 56-58, 88.
Keen, S. (1970b). My new carnality. Psychology Today, 5, 59-61.
Keleman, S. (1971). Sexuality, self and survival. San Francisco: Lodestar Press.
Keleman, S. (1973a). Todtmoos. San Francisco: Lodestar Press.
Keleman, S. (1973b). The human ground. San Francisco: Lodestar Press.
Keleman, S. (1976). Tour body speaks its mind. New York: Pocket Books.
Keleman, S. (1979). Somatic reality. Berkeley, CA: Center Press.
Kelley, С (1962). What is orgone energy? Santa Monica, СA: Interscience Workshop.
Keleman, S. (1970). Education in feeling and purpose. Santa Monica, CA: Interscience Workshop.
Keleman, S. (1971). Primal scream andgenital character: A critique of Janov and Reich. Santa Monica, CA: Interscience Workshop.
Keleman, S. (1972). The new education. Santa Monica, CA: Interscience Research Institute.
Lawrence, D. H. (1955). Sex, literature and censorship. London: Heinemann.
Leibowitz, J. (1967-1968). For the victims of our culture: The Alexander technique. Dance Scope, 4, 32-37.
Linklater, K. (1972). The body training of Moshe Feldenkrais. The Drama Review, 16, 23-27.
Lowen, A. (1969). The betrayal of the body. New York: Macmillan.
Lowen, A. (1971). The language of the body. New York: Macmillan.
Lowen, A. (1975). Bioenergetics. New York: Penguin Books.
Lowen, A. (1980). Fear of life. New York: Macmillan.
Lowen, A. (1984). Tiarcissism: Denial of the true self. New York: Macmillan.
Lowen, A. (1989). Bioenergetic analysis. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.), Current psychotherapies (4th ed.). Itasca, IL: F. E. Peacock.
Lowen, A. (1990). The spirituality of the body. New York: Macmillan.
Lowen, A. (1992). Bioenergetic analysis: A mind-body therapy. In J. Zeig (Ed.), The evolution of psychotherapy. New York: Brunner/Mazel.
Lowen, A., & Lowen, L. (1977). The way to vibrant health: A manual of bioenergetic exercises. New York: Harper & Row.
Macdonald, P. (1970). Psychophysical integrity. Bulletin of Structural Integration, 2, 23-26.
MacDonald, G. (1998). The complete illustrated guide to the Alexander technique. Rockport, MA: Element.
MacDonnel, M. (2000). Alexander technique for health and well being. London: Southwater.
Mann, W. (1973). Orgone, Reich and eras. New York: Simon & Schuster.
Mann, W., & Hoffman, E. (1980). The man who dreamed of tomorrow: The life and thought of Wilhelm Reich. Los Angeles: Tarcher.
Moss, D., & Shane, P. Body therapies in humanistic psychology. In D. Moss (Ed.), Humanistic and teranspersonal psychology: A historical and biographical sourcebook. Westport, CT: Greenwood Press.
Pierrakos, J. (1976). Human energy systems theory. New York: Institute for the New Age of Man.
Pierrakos, J. (1987). Core energetics. Mcndocino, CA: Life Rhythm.
Reich, I. (1969). William Reich: A personal biography. New York: St. Martin's Press.
Reich, W. (1961). Selected writings. New York: Farrar, Straus & Giroux (Noonday Press).
Reich, W (1970a). The sexual revolution. New York: Farrar, Straus & Giroux.
Reich, W (1970b). The mass psychology of fascism. New York: Farrar, Straus & Giroux.
Reich, W. (1973). The function of the orgasm. New York: Touchstone.
Reich, W (1976). Character analysis. New York: Pocket Books.
Reich, W (1990). The passion of youth: An autobiography. New York: Paragon.
Reich, W (1999). American odyssey: Letters and journals 1940-1947. New York: Farrar, Straus & Giroux.
Robinson, P. (1969). The Freudian left. New York: Harper & Row.
Rolf, I. (1962). Structural integration: Gravity, an unexplored factor in a more human use of human beings. Boulder, CO: Guild for Structural Integration.
Rolf, I. (n.d.). Exercise. The Bulletin of Structural Integration Anthology, 1, 31-34.
Rolf, I. (1977). Rolfing: The integration of human structures. Santa Monica, CA: Dennis-Landman.
Rycroft, C. (1971). Wilhelm Reich. New York: Viking Press.
Schutz, W, & Turner, E. (1977). Body fantasy. New York: Harper & Row.
Selver, C., & Brooks, С (1966). Report on work in sensory awareness and total functioning. In H. Otto (Ed.), Exploriitwns in human potentialities. Springfield, IL: Thomas.
Shafarman, S. (1998). Awareness heals. London: Thorsons.
Sterba, R. (1976). Clinical and therapeutic aspects of character resistance. In M. Bergmann & F. Hartman (Eds.), The evolution of psychoanalytic technique. New York: Basic Books.
Stransky, J. (1969). An interview with Judith Stransky. Bulletin of Structural Integration, 2, 5-11.
Tart, C. (1989). Open mind, discriminating mind. San Francisco: Harper & Row.
West, W. (1994). Post-Reichian therapy. In D. Jones (Ed.), Innovative therapy. Buckingham, England: Open University Press.
Wildman, F. (2000). Feldenkrais movement exercises. San Francisco, CA: Movement Studies Institute.