Теории личности и личностный рост.
Оглавление
Выражение признательности. 15
Об авторах. 16
Глава 1. Вступление. 16
Конструктивный подход к теории личности. 17
Теории личности. 17
Расширение рамок теории личности. 18
Когнитивная психология. 18
Движение за развитие человеческого потенциала. 18
Женская психология. 19
Восточные теории личности. 19
Структура глав. 21
Биографический экскурс. 22
Идейные предшественники. 22
Основные понятия. 22
Динамика. 23
Структура. 23
Оценка. 25
Итоги главы. 25
Ключевые понятия. 25
Библиография. 25
Для размышления. 25
Библиография. 26
Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ. 26
Биографический экскурс. 27
Идейные предшественники. 29
Философия. 29
Биология. 29
Бессознательное. 30
Основные понятия. 30
Психический детерминизм. 30
Сознательное, подсознательное и предсознательное. 31
Влечения. 31
Либидо и агрессивная энергия. 32
Катексис. 33
Структура личности. 33
Ид. 33
Эго. 34
Суперэго. 34
Взаимосвязь между тремя подструктурами. 35
Психосексуальные фазы развития. 35
Оральная фаза. 35
Анальная фаза. 36
Фаллическая фаза. 36
Генитальная фаза. 38
Взгляды Фрейда на природу женщины. 38
Движущие силы: психоанализ, деятельность сновидения и тревога. 39
Психоанализ: теория. 40
Сновидения и деятельность сновидения. 40
Природа тревоги. 42
Структура. 43
Энергия. 43
Тело. 43
Социальные взаимоотношения. 44
Эмоции. 45
Интеллект. 45
Самость. 45
Психотерапевт и психотерапия. 45
Роль психоаналитика. 46
Ограничения психоанализа. 47
Оценка. 48
Выводы для индивидуального развития. 49
Теория из первых рук. Отрывок из «Очерков истерии». 49
Итоги главы. 54
Ключевые понятия. 55
Аннотированная библиография. 56
Веб-сайты. 58
Библиография. 59
Глава 3. Анна Фрейд и постфрейдисты: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт, Хайнц Кохут и гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс. 61
Анна Фрейд. 62
Биографический экскурс. 62
Основные разработки: защитные механизмы. 63
Дальнейшее развитие психоаналитической теории: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт и Хайнц Кохут. 68
Мелани Клейн (1882—1960). 69
Доналд Уинникотт (1896—1971). 71
Хайнц Кохут (1913—1981). 73
Дальнейшее развитие психоаналитической терапии: гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс. 74
Краткая характеристика гештальт-терапии. 75
Единство души и тела. 76
Невроз и здоровье. 77
Психотерапия и работа со снами. 79
Оценка. 81
Заключение. 82
Теория из первоисточника. Три отрывка из работ Анны Фрейд. 82
О подростках. 82
О защитных механизмах. 82
Последствия изменений в психоаналитическом мышлении. 82
Отрывок из книги Фрица Перлса «Гештальт-терапия в дословной передаче». 83
Итоги главы. 83
Ключевые понятия. 85
Аннотированная библиография. 86
Веб-сайты. 87
Библиография. 88
Глава 4. Карл Густав Юнг и аналитическая психология. 90
Биографический экскурс. 90
Идейные предшественники. 93
Фрейд. 93
Гете и Ницше. 94
Алхимия и гностицизм. 94
Восточная мысль. 94
Основные понятия. 95
Аттитюды: интроверсия и экстраверсия. 95
Функции: мышление, чувства, ощущения, интуиция. 95
Бессознательное. 97
Архетип. 97
Эго. 99
Персона. 100
Тень. 100
Анима и анимус. 102
Самость. 103
Символы. 103
Динамика. 105
Психологический рост: индивидуация. 105
Препятствия росту. 107
Структура. 108
Тело. 108
Социальные связи. 108
Воля. 108
Эмоции. 109
Интеллект. 109
Терапевт. 109
Оценка. 110
Религия и мистицизм. 110
Анализ символов. 111
Современность: влияние Юнга. 111
Теория из первоисточника. Выдержки из «Аналитической психологии». 112
Словесные ассоциации. 112
Анализ сновидения. 112
Итоги главы. 113
Ключевые понятия. 114
Аннотированная библиография. 114
Веб-сайты. 115
Библиография. 115
Глава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология. 118
Биографический экскурс. 119
Идейные предшественники. 120
Эволюция. 120
Психоанализ. 120
Фридрих Ницше. 121
Выдуманные цели. 121
Холизм (holism). 121
Основные понятия. 122
Неполноценность и компенсация. 122
Агрессия и борьба за превосходство. 123
Жизненные цели. 123
Стиль жизни. 125
Схема апперцепции. 125
Творческая энергия личности. 126
Социальный интерес. 126
Сотрудничество. 127
Адлер о женщинах. 127
Основные принципы теории Адлера. 128
Динамика. 128
Психологический рост. 128
Препятствия росту. 129
Структура. 130
Тело. 130
Социальные отношения. 131
Воля. 131
Эмоции. 131
Интеллект. 131
«Я». 131
Терапевт. 131
Оценка. 133
Новейшие достижения: влияние Адлера. 134
Теория из первых рук. Из книги «Социальный интерес». 134
Итоги главы. 135
Ключевые понятия. 136
Аннотированная библиография. 137
Веб-сайты. 137
Библиография. 137
Глава 6. Карен Хорни: гуманистический психоанализ. 139
Биографический экскурс. 140
Идейные предшественники. 142
Зигмунд Фрейд и классический психоанализ. 142
Альфред Адлер. 143
Другие интеллектуальные влияния. 143
Основные понятия. 144
Женская психология. 144
Новая парадигма Хорни. 147
Зрелая теория Хорни. 149
Динамика. 154
Связь межличностных и интрапсихических защит. 155
Главный внутренний конфликт. 155
Психотерапевтический процесс. 156
Применение теории Хорни в других областях. 157
Литературоведение. 157
Психобиография. 158
Исследования культуры. 158
Взаимоотношения полов. 159
Оценка. 159
Заключение. 160
Теория из первоисточника. Отрывок из самоанализа. 160
Итоги главы. 161
Ключевые понятия. 162
Аннотированная библиография. 164
Веб-сайты. 165
Библиография. 165
Глава 7. Женские теории. 167
Основные понятия. 168
Подход к психологии женщины, центрированный на отношениях (relational approach). 168
Смена эталонов. 170
Модель внутреннего «я». 171
Связь (connection). 171
Динамика. 172
Основные направления психологического развития и роста. 172
Отчуждение (disconnection). 172
Центрированная на отношениях психотерапия. 174
Оценка. 175
Теория из первоисточника. 175
Итоги главы. 177
Ключевые понятия. 178
Аннотированная библиография. 178
Веб-сайты. 179
Библиография. 179
Глава 8. Эрик Эриксон и жизненный цикл. 182
Биографический экскурс. 182
Идейные предшественники. 184
Психоанализ. 184
Другие культуры. 185
Основные понятия. 185
Эпигенетическая модель человеческого развития. 185
Идентичность. 195
Психоистория. 197
Динамика. 198
Позитивное развитие. 198
Помехи в развитии. 199
Структура. 200
Тело. 200
Социальные взаимоотношения. 200
Воля. 200
Эмоции. 201
Интеллект. 201
Самость. 201
Психотерапевт. 201
Оценка. 202
Теория из первоисточника. Из книги «Детство и общество». 203
Итоги главы. 204
Ключевые понятия. 205
Аннотированная библиография. 205
Веб-сайты. 206
Библиография. 206
Глава 9. Вильгельм Райх и психосоматика. 208
Биографический экскурс. 208
Идейные предшественники. 210
Психоанализ. 210
Марксизм. 211
Основные понятия. 211
Биоэнергия. 211
Энергия оргона. 212
Сексуальность человека. 213
Характер. 213
Динамика. 215
Психологическое совершенствование. 215
Расслабление панцирных сегментов. 217
Препятствия к совершенствованию. 218
Структура. 220
Тело. 220
Социальные связи. 220
Воля. 221
Эмоции. 221
Интеллект. 221
Самость. 222
Терапевт. 222
Оценка. 222
Иные подходы к проблемам психосоматики. 224
Биоэнергетический анализ. 224
Техника Александера. 225
Метод Фельденкрейса. 226
Структурная интеграция (рольфинг). 227
Сенсорное самосознание. 228
Оценка. 230
Теория из первоисточника. Отрывок из «Я и оргон». 231
Итоги главы. 233
Ключевые понятия. 234
Аннотированная библиография. 234
Веб-сайты. 235
Библиография. 236
Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания. 238
Биографический экскурс. 239
Идейные предшественники. 240
Основные понятия. 241
Наше «я». 242
Социальное «я». 243
Характеристики мысли. 244
Динамика: силы, поддерживающие и ограничивающие личное развитие. 250
Психологический рост. Эмоции и прагматизм. 250
Помехи для роста. 252
Структура. 253
Определенный разум в определенном теле. 253
Роль учителя. 254
Оценка. 255
Психология сознания. 256
Исследование психоделиков. 256
Исследование биологической обратной связи. 258
Медитация. 259
Гипноз. 261
Множественная личность. 263
Оценка. 265
Теория из первоисточника. 265
Итоги главы. 267
Ключевые понятия. 269
Аннотированная библиография. 270
Веб-сайты. 271
Библиография. 272
Глава 11. Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм. 277
Биографический экскурс. 277
Идейные предшественники. 279
Дарвинизм и критерий экономности. 280
Уотсон. 280
Павлов. 281
Философия науки. 281
Основные понятия. 282
Научный анализ поведения. 282
Личность. 282
Надуманные объяснения. 283
Обусловливание и подкрепление. 285
Какие факторы способствуют личному развитию, а какие препятствуют?. 289
Структура. 291
Физическое тело. 291
Взаимоотношения и психология женщины. 291
Чувства. 293
Мышление и знание. 293
Самопознание. 294
Терапия. 294
По другую сторону бихевиоризма. 296
Практическое применение бихевиорального анализа. 296
От программируемого обучения до компьютерных игр. 297
Развитие методов обучения. 298
Теория из первоисточника. Отрывок из статьи «Гуманизм и бихевиоризм». 299
Заключение. 301
Итоги главы. 302
Ключевые понятия. 303
Аннотированная библиография. 304
Веб-сайты. 304
Библиография. 305
Глава 12. Практические приложения когнитивной психологии. 308
Исследование человеческого познания. 308
Компьютерные модели и обработка информации человеком. 309
Разум и машины. 309
Критика компьютерного моделирования. 309
Выход из замкнутого круга «разум—машина». 310
Аарон Бек и когнитивная терапия. 311
Открытие Бека. 311
Когнитивная терапия и здравый смысл. 312
Когнитивные приемы терапии и самопомощи. 313
Оценка. 314
Теория из первоисточника. 315
Когнитивная терапия. 315
Когнитивная наука и человеческий опыт: новое партнерство. 315
Итоги главы. 316
Ключевые понятия. 316
Аннотированная библиография. 317
Веб-сайты. 317
Библиография. 318
Глава 13. Джордж Келли и психология личностных конструктов. 320
Введение. 320
Биографический экскурс. 321
Идейные предшественники. 322
Прагматизм и Джон Дьюи. 322
Экзистенциально-феноменологическая психология. 323
Кожибский и Морено. 323
Основные концепции. 323
Конструктивный альтернативизм: философская позиция. 323
Система личностных конструктов: основные положения. 324
Процессы и функции систем конструктов. 327
Индивидуальные различия и межличностные отношения. 329
Транзициональные конструкты. 331
Циклы опыта. 334
Динамика. 335
Оценка личностных смыслов. 335
Диагностика. 337
Терапия. 339
Оценка. 341
Теория из первоисточника. Фрагмент из книги «Психология непознанного». 342
Ключевые понятия. 343
Аннотированная библиография. 344
Веб-сайты. 346
Библиография. 346
Глава 14. Карл Роджерс и перспектива центрированности на человеке. 349
Краткие сведения из биографии Роджерса. 350
Интеллектуальные приоритеты. 353
Основные концепции. 353
Область опыта. 353
«Я» как процесс. 354
«Я»-идеальное. 354
Тенденция к самоактуализации. 355
Значение личности (personal power). 355
Соответствие и несоответствие. 356
Динамика. 359
Психологический рост. 359
Помехи в развитии. 359
Структура. 361
Тело. 361
Эмоции. 362
Интеллект. 362
Понимание. 363
Полноценно функционирующая личность. 364
Терапия, центрированная на личности. 365
Клиент-центрированный или личностно-центрированный терапевт. 365
Искреннее понимание. 366
Необходимые и достаточные условия. 367
Группы встреч. 368
История. 368
Процесс встречи. 369
Оценка групп встреч. 371
Разрешение конфликтов: интернациональные группы. 371
Оценка. 371
Теория из первоисточника. Идеи Роджерса. 373
Связь с теорией. 374
Итоги главы. 376
Ключевые понятия. 377
Аннотированная библиография. 378
Веб-сайты. 379
Библиография. 379
Глава 15. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология. 382
Биографический экскурс. 383
Идейные предшественники. 384
Психоанализ. 384
Социальная антропология. 384
Гештальт-психология. 385
Курт Гольдштейн. 385
Основные понятия. 385
Иерархия потребностей. 386
Самоактуализация. 387
Вершинные переживания. 391
Дефицитарная психология и бытийная психология. 393
Эупсихея. 394
Синергия. 395
Динамика. 395
Психологический рост. 395
Препятствия, мешающие духовному росту. 396
Структура. 397
Тело. 397
Социальные связи. 397
Воля. 398
Эмоции. 398
Интеллект. 398
«Я». 398
Психотерапевт. 399
Последние достижения: влияние Маслоу. 399
Оценка. 400
Трансперсональная психология. 401
Подходы к трансперсональной психологии. 401
Вечная (perennial) модель. 403
Новая парадигма. 403
Работа Кена Вилбера. 404
Работы Станислава Грофа. 405
Психосинтез. 406
Оценка трансперсональной психологии. 406
Теория из первоисточника. Отрывок из «Переживания плато». 406
Итоги главы. 408
Ключевые понятия. 409
Аннотированная библиография. 410
Веб-сайты. 410
Библиография. 411
Глава 16. Йога и индийская традиция. 413
История. 413
Ведический период. 413
Бхагавадгита. 414
Классический период. 415
Основные понятия. 415
Дух. 415
Три принципа сотворения. 416
Сознание. 416
Карма. 416
Подсознательные тенденции. 417
Гуру. 417
Инициация. 418
Школы йоги. 418
Динамика. 427
Психологический рост. 427
Четыре стадии жизни. 428
Самореализация. 428
Препятствия духовному росту. 429
Структура. 430
Тело. 430
Социальные отношения. 430
Воля. 430
Эмоции. 431
Интеллект. 431
Учитель. 431
Оценка. 432
Теория из первоисточника. Отрывок из книги Свами Радха «Дневник женских поисков». 433
Итоги главы. 433
Ключевые понятия. 434
Аннотированная библиография. 436
Веб-сайты. 437
Библиография. 437
Глава 17. Дзэн и традиция буддизма. 438
Исторический экскурс. 439
Основные понятия. 440
Три характеристики существования. 441
Четыре благородные истины. 442
Медитация. 444
Просветление. 447
Архат и бодхисаттва. 448
Динамика. 449
Психологический рост. 449
Помехи росту. 451
Структура. 452
Тело. 452
Социальные отношения. 453
Воля. 453
Эмоции. 454
Интеллект. 454
«Я». 455
Наставник. 455
Оценка. 456
Новые тенденции: влияние буддизма. 458
Теория из первоисточника. Отрывки из «Дикого белого гуся» ("The wild, white goose"). 459
Итоги главы. 460
Ключевые понятия. 461
Аннотированная библиография. 462
Веб-сайты. 462
Библиография. 463
Глава 18. Суфизм и исламская традиция. 465
Исторический экскурс. 466
Ислам. 466
Пять столпов Ислама. 467
Коран. 468
Мухаммед. 468
Учение суфиев и ортодоксальный Коран. 468
Женщины и суфизм, женщины и Ислам. 469
Абу Хамид Гaзали. 469
Основные понятия. 471
Познание. 471
Четыре стадии суфизма. 471
Растворение и возвращение. 473
Любовь. 474
Динамика. 474
Психологический рост: стадии личного развития. 474
Препятствия роста. 477
Структура. 480
Тело. 480
Социальные отношения. 481
Воля. 482
Эмоции. 482
Интеллект. 482
«Я». 483
Учитель. 483
Оценка. 485
Теория из первоисточника. Отрывки из книги «Сорок дней: дневник традиционного суфийского отшельника в уединении». 486
Итоги главы. 487
Ключевые понятия. 488
Аннотированная библиография. 489
Веб-сайты. 490
Библиография. 490
Дополнительные главы. Глава 19. Рудольф Штейнер и Макс Гендель: теософская традиция. 493
От редактора. 493
Введение. 494
Биографический экскурс. 494
Идейные предшественники. 495
Основные понятия. 496
Динамика. 497
Психологический рост. 498
Структура личности. 499
Тело. 499
Воля. 500
Эмоции. 500
Интеллект. 500
«Я». 500
Социальные отношения. 501
Наставник. 501
Оценка. 501
Итоги главы. 502
Ключевые понятия. 503
Библиография. 503
Глава 20. Эрих Фромм и диалектический гуманизм, или гуманистический психоанализ. 504
Биографический экскурс. 505
Основные концепции. 506
Человеческая дилемма. 507
Экзистенциальные потребности. 507
Структура характера. 510
Расстройства личности. 511
Психотерапия. 512
Итоги главы. 513
Ключевые понятия. 514
Библиография. 515
Глава 21. Гарри Стэк Салливан и межличностная теория психиатрии. 516
Биографический экскурс. 516
Основные понятия. 517
Напряжения. 518
Трансформации энергии. 519
Динамизмы. 519
Уровни знания. 521
Персонификации. 523
Развитие личности. 524
Психические расстройства. 525
Психотерапия. 526
Итоги главы. 527
Ключевые понятия. 528
Библиография. 529
Глава 22. Альберт Бандура и социально-когнитивная теория. 530
Биографический экскурс. 530
Основные концепции. 531
Детерминизм и случайность. 533
Система «я». 533
Саморегуляция. 533
Выборочная активация и отключение внутреннего контроля. 535
Переопределение поведения. 536
Самоэффективность. 537
Научение. 541
Мышление. 543
Итоги главы. 544
Ключевые понятия. 545
Библиография. 545
Глава 23. Курт Левин: исследования жизненного пространства. 546
Биографический экскурс. 546
Идейные предшественники. 551
«Новые физики» и естественнонаучная метафора. 551
Гештальт-психология. 552
Социальные науки. 554
Основные понятия. 554
Практическое приложение теории поля: преддипломный стресс. 556
Динамика. 558
Психологический рост. 558
Препятствия на пути личностного роста. 558
Тело (соматика). 559
Социальные отношения. 559
Воля. 560
Эмоции. 561
Интеллект. 561
«Я». 562
Поведение ведущего группы. 562
Некоторые исследования. 562
Исследование незавершенных действий. 562
Исследование замещающих действий. 564
Исследование забывания намерений. 565
Исследование уровня притязаний. 565
Исследование фрустрации. 566
Исследование стилей лидерства. 566
Оценка. 566
Итоги главы. 567
Ключевые понятия. 568
Библиография. 569
Глава 24. Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения. 570
Биографический экскурс. 570
Основные концепции. 571
Предсказание целенаправленного человеческого поведения. 572
Потребности. 575
Общая формула предсказаний. 577
Локус контроля. 578
Доверие в человеческих взаимоотношениях. 580
Краткое содержание главы. 581
Ключевые понятия. 582
Библиография. 583
Глава 25. Уолтер Мишел и когнитивно-аффективная теория личности. 583
Биографический экскурс. 584
Основные понятия. 585
Обусловленная модель. 585
Когнитивно-аффективная система личности. 587
Когнитивно-аффективные единицы. 587
Ситуативные переменные. 590
Итоги главы. 592
Ключевые понятия. 592
Библиография. 592
Глава 26. Раймонд Кэттелл и факторная теория черт. 593
Биографический экскурс. 593
Факторный анализ. 595
Теория черт. 596
Виды данных. 597
Техники составления матрицы. 597
Основные черты. 599
Черты второго порядка. 603
Динамические черты. 604
Генетическая основа черт. 608
Итоги главы. 609
Ключевые понятия. 610
Библиография. 611
Глава 27. Ганс Айзенк и факторная теория типов. 611
Биографический экскурс. 612
Иерархическая модель. 614
Типы. 615
Итоги главы. 620
Ключевые понятия. 621
Библиография. 621
Глава 28. Гордон Оллпорт и психология индивидуальности. 622
Биографический экскурс. 622
Подход Оллпорта к изучению личности. 624
Определение личности. 625
Структура личности. 626
Проприум (собственное). 628
Мотивация. 630
Функциональная автономия. 631
Изучение отдельного индивидуума. 634
Пример морфогеничного подхода: «Письма Дженни». 634
Итоги главы. 636
Ключевые понятия. 637
Библиография. 639
Глава 29. Ролло Мэй: экзистенциальная психология. 639
Биографический экскурс. 640
Основы экзистенциализма. 642
Принципы экзистенциализма. 643
Бытие-в-мире. 644
Небытие. 645
Тревога. 646
Интенциональность. 648
Забота, любовь и воля. 648
Единство любви и воли. 648
Свобода и судьба. 650
Власть мифа. 652
Психопатология. 653
Психотерапия. 653
Случай Филиппа. 654
Итоги главы. 655
Ключевые понятия. 656
Библиография. 657
(Robert Frager, James Fadiman "Personality & Personal Growth", 5th ed., 2002)
Демократичное изложение многих имеющихся на сегодняшний день концепций личности. Особое внимание уделено практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных теорий личности в учебник включены восточные концепции личности, которые познакомят читателя со взглядами на личность индуизма, буддизма и ислама.
Выражение признательности.
В подготовке настоящего издания нам помогал талантливый выпускающий редактор Джеймс Стрэндберг, который просмотрел весь текст свежим взглядом и высказал много полезных идей. В результате нам пришлось проделать большую дополнительную работу, зато перед вами теперь более совершенный текст.
Нам посчастливилось воспользоваться помощью ведущего редактора Энн Кернс, ответственной за подбор фотоматериалов Карен Кобик, выпускающего менеджера Лайзы Пинто, координатора-маркетолога Мэрианн Терреро, технического редактора Синди Тейлор, ответственной за подготовку макета Мэри Аркондес, бесподобного корректора Сюзан Джозеф и любезного редактора Эрика Стейно.
Выражаем особую благодарность доктору философии Уильяму Брейтеру, подготовившему большую часть нового материала для главы 5, и доктору философии Сюзан Ньютон, которая написала разделы «Итоги главы» и «Ключевые понятия».
Рукопись была просмотрена:
Майклом Пичовски (Нортлендский колледж);
Дэвидом У. Петерсоном (Колледж Маунт Сенарио);
Дороти Бианко (Колледж Род-Айленда);
Донной Кэнаван (Бостонский колледж);
Джорджем Бери (Шиппенсбергский университет);
Джоун Кэннон (Массачусетский университет);
Джеромом Смоллом (Янгстаунский государственный университет).
Их советы и исправления улучшили основные части текста и позволили нам избежать ряд оплошностей. Вина за все оставшиеся фактические или смысловые ошибки ложится на нас.
Роберт Фрейджер
Джеймс Фейдимен
Об авторах.
Роберт Фрейджер(Robert Frager) получил степень доктора философии в области социальной психологии в Гарвардском университете, где преподавал и был ассистентом у Эрика Эриксона. Он преподавал психологию в филиалах Калифорнийского университета в Беркли и Санта-Крусе и является основателем и первым президентом Института трансперсональной психологии. Он также занимал пост президента Ассоциации трансперсональной психологии. Автор нескольких книг и многочисленных статей по психологии и родственным отраслям знаний, он в настоящий момент возглавляет докторскую программу в Институте трансперсональной психологии в Пало-Алто, Калифорния.
«Мне посчастливилось сотрудничать со многими видными теоретиками и терапевтами, чья работа освещается в этой книге, и я сам практиковал юнгианский анализ, гештальт-терапию, райхианскую и неорайхианскую терапию и групповую работу по методике Роджерса. Кроме того, я жил в дзэнских монастырях, ашрамах йогов и суфийских центрах, изучая и практикуя эти традиции.
Кроме психологии, я преподаю японское боевое искусство айкидо, которым занимаюсь свыше тридцати лет. Обучался у самого основателя школы айкидо. Он был первым в ряду удивительных наставников, которые обучили меня тому, что Маслоу назвал «расширением пределов человеческой природы». Я также читаю лекции по суфизму и недавно завершил работу над сборником суфийских рассказов, наставлений и стихов, носящим название Essential Sufism («Сущность суфизма»).
Я женат на удивительной, творчески одаренной художнице; у нас четверо детей, которым сейчас 27, 24, 13 и 10 лет.»
Джеймс Фейдимен(James Fadiman) получил степень доктора философии в области психологии в Стэнфордском университете и преподавал в Университете Сан-Франциско, в Университете Брэндиса и в Стэнфорде. У него собственная консалтинговая фирма, которая проводит семинары для руководящих работников и педагогов в США и за рубежом. Он написал и отредактировал ряд книг по холистической медицине, постановке целей и патопсихологии, является редактором двух журналов и членом совета нескольких корпораций, чья деятельность связана с сохранением природных ресурсов.
«Мне повезло, и я смог применить психологические и клинические навыки, приобретенные мной в аспирантуре, в разнообразных областях вне психологии. Хотя я отдал несколько лет работе в колледже и продолжаю преподавать психологию, большую часть времени я занимался консультированием научных работников и бизнесменов. Мои ранние исследования измененных состояний сознания позволили мне открыть для себя сокровенную мудрость туземных и восточных культур. Я с радостью обнаружил, что древняя мудрость может быть чрезвычайно практичной.
При написании этой книги меня вдохновляло то, что она дает мне возможность объединить разные точки зрения, которые я находил для себя полезными, даже если творцы этих идей являлись непримиримыми противниками.
В настоящий момент я организую курс обучения решению творческих проблем и изобретательству в одной крупной фирме по производству электроники в «Силиконовой долине», приступаю к написанию второго романа, продолжаю писать ряд коротких рассказов и сотрудничать с несколькими компаниями, следящими за обеспечением сохранности окружающей среды при пуске производственных объектов.
Моя жена, с которой я состою в браке тридцать лет, — кинорежиссер-документалист. У нас двое детей.»
Глава 1. Вступление.
Эта книга призвана снабдить учащихся мировым, межкультурным запасом знаний, которые имеют практическое значение для изучения человеческой природы. Большинство учащихся надеются найти в курсе психологии набор структур, концепций, теорий и точек зрения, которые облегчат собственный рост и сделают их более способными к адаптации в быстро меняющемся, разноликом обществе. В каждой главе нашего издания, являющегося четвертым по счету, мы обеспечиваем учащихся средствами, позволяющими добиться лучшего понимания как собственной личности, так и других людей.