Аура и энергетические центры
В любых мистических учениях, оккультизме и философии йоги отправная точка в изучении разума – это аура1. Ее рассматривают как источник всех душевных и эмоциональных функций в человеке. Аура (см. рис. 1 ) содержит множество тонких энергий, которые человек, совершенствуясь духовно, может увидеть при помощи ясновидения. Эти энергии принимаются через энергетические центры и циркулируют в ауре по переплетающейся системе энергетических каналов, которые на языке хинди называются надис . Действительно, в некоторых ранних текстах утверждается, что существует семьдесят две тысячи надис , организованных по определенной матрице, по которым движется гармоничный поток энергии – но при условии, что мы регулярно выполняем простые очищающие упражнения. В числе таковых особенно рекомендуется практика пранаямы , науки правильного дыхания.
Рис. 1. Аура человека
Начните со следующего очень простого дыхательного упражнения, которое поможет вам преодолеть поверхностное дыхание, включив в процесс всю верхнюю часть тела.
Упражнение 1: полное дыхание
Сядьте удобно на стул с жесткой спинкой, выпрямив спину, или примите подходящую позу йоги.
Начинайте дышать глубоко и ровно.
Вообразите, что верхняя часть вашего тела от низа туловища до плеч словно пустой бокал. На вдохе представляйте, что этот бокал наполняется светлой жидкостью или светом снизу вверх.
Выдыхая, наблюдайте, как бокал опустошается сверху вниз.
Убедитесь, что вы действительно «наполняете бокал» до конца на вдохе – от низа туловища вверх к плечам – и опустошаете его полностью на выдохе. Вы обнаружите, что когда вы вдыхаете, ваша диафрагма опускается, а когда выдыхаете, она поднимается.
В этом упражнении вы заряжаете себя энергией, которую представляете в виде белого света или жидкости.
Если практиковать это упражнение регулярно всего по нескольку минут в день, уже очень скоро будет заметен его положительный эффект. Ваше дыхание восстановится и станет намного лучше в течение дня и даже во время сна. Кроме того, энергетический поток в ваших энергетических центрах станет более свободным.
Среди множества энергетических центров в ауре есть семь основных (см. рис. 2 ): центр основания позвоночника (Муладхара ), сексуальный центр (Свадхистана ), центр солнечного сплетения (Манипура ), сердечный центр (Анахата ), горловой центр (Вишудха ), центр Христа, или «третий глаз», расположенный между бровей, (Аджна ) и центр Короны, расположенный прямо над макушкой головы (Сахасрара ). Я дал в скобках название каждого центра (или чакры , как их принято называть) на санскрите, потому что во многих трудах, касающихся данного предмета, употребляются именно эти названия. Энергетические центры находятся в ауре, а не в физическом теле. Они располагаются на расстоянии нескольких сантиметров вокруг тела. Это расстояние зависит от самого человека. Энергетические центры не связаны с соответствующими органами: например, сердечный центр находится в середине грудной клетки, а не с левой стороны. Есть множество книг, подробно рассматривающих эту тему, но иллюстрации в нашей книге дадут вам общее представление о человеческой ауре и расположении семи основных энергетических центров.
Рис. 2. Семь основных экстрасенсорных центров
Чакры круглосуточно оказывают непосредственное влияние на то, как мы ощущаем себя, подозреваем мы об этом или нет. Постоянная циркуляция энергий, которая происходит в энергетических центрах и каналах, связанных между собой, определяет наше духовное развитие. Любые застойные явления в этом потоке, скорее всего, будут блокировать наше экстрасенсорное восприятие. Различные помехи в энергетическом обмене между аурой и окружающим миром также чаще всего мешают свободному движению интуиции.
Необязательно в деталях представлять себе механизм работы энергетических центров; не исключено, что лишь некоторые авторы книг по этой теме действительно понимают его. По убеждению некоторых мистиков, истинно сведущие люди не распространяются о своем знании излишне широко, поскольку безрассудное использование этой информации, случайное или намеренное, может привести к серьезным неприятностям. Книги, касающиеся темы обмена энергий в чакрах и надис , в целях сохранения тайны часто написаны языком иносказаний, как подчас делалось в древних текстах. Самый примечательный из подобных трудов – это, вероятно, классический оккультный трактат «Змеиная сила» [2], написанный в начале ХХ века сэром Джоном Вудроффом, который положил в основу своего произведения древний текст на санскрите, ранее не переводившийся. Это чрезвычайно сложная и глубоко специальная, но очень содержательная работа для тех, кто способен понять ее скрытый смысл.
Помимо внутреннего движения энергий, мы связаны энергетическими потоками и с внешней средой, которая нас окружает. Причина, по которой мы находимся в приподнятом состоянии духа, находясь в каком‑либо живописном уголке природы, заключается не только в красоте пейзажа и аромате свежего воздуха, но и в свободно текущих природных энергиях, или пранах , как они звучат на санскрите. Эти энергии способны наполнить нас новыми силами, позитивно заряжая энергетические центры в нашей ауре. Мы можем и не осознавать, как протекает этот процесс, но все равно испытываем радость, которая является его естественным следствием. С другой стороны, поездка на метро в Лондоне или в любом другом мегаполисе может вызвать ряд неприятных эмоций не только из‑за духоты, грязи, обилия звуков и запахов, но еще из‑за мощного обмена энергий пассажиров. Многие из них могут быть расстроенными, уставшими или раздраженными по разным причинам. Этот обмен происходит в энергетических центрах и каналах, по которым энергия циркулирует в ауре, и в результате может привести к подавленному состоянию и плохому самочувствию.
Если вы находитесь рядом с энергичным человеком, живущим полной жизнью, даже не общаясь с ним, вы начнете ощущать, как поднимается настроение из‑за одного только его присутствия. Напротив, если рядом оказался угнетенный, пессимистично настроенный человек, даже не обменявшись с ним ни словом, очень скоро вы почувствуете уныние и тоску. Таков результат обмена энергией, который иллюстрирует жизненную важность этого процесса для нашего общего благополучия и духовного развития.
Великие научные изобретения и открытия, сделанные учеными в момент озарения, как и выдающиеся произведения искусства, созданные художниками на волне вдохновения, стали достоянием этого мира в результате позитивного воздействия тонких энергий. Эти энергии, войдя в резонанс с аурами этих людей, активизировали их энергетические центры. Каждый центр контролирует различные аспекты сознания и порождает мыслительный процесс, который в исключительных случаях можно назвать гениальностью.
В древних писаниях очень большое внимание уделяется работе с высшими чакрами, а именно с центром Христа («третий глаз») и центром Короны («Брахма‑чакра»). Попутно же прослеживается мысль о том, что энергия нижних центров является источником низменных потребностей, поэтому ее следовало бы ограничивать настолько, насколько это возможно. В наше время подход к этому вопросу менее строг, что очень важно для начинающего экстрасенса, который должен стремиться использовать свои духовные способности позитивным, но всегда контролируемым образом.
Каждый энергетический центр выполняет жизненно важную функцию. Очевидно, что в традиционных писаниях не напрасно уделяли большое внимание развитию верхних центров. Считается, что природа материального мира, имеющего сегодня намного боόльшую ценность, управляется нижними центрами, и секс доминирует в современной культуре так же сильно, как во времена Древнего Рима и те эпохи человеческой истории, которые традиционно считаются исключительно декадентскими. Реклама, поп‑музыка, журналы и молодежная культура все чаще обращаются к эротическим образам, искренне веря в то, что величайшее удовольствие на Земле можно получить, реализуя сексуальную энергию. Однако состояние вдохновения, снисходящее на человека через правильное включение высших энергетических центров, способно подарить гораздо более сильный экстаз; ведь, согласно опытным мастерам мистицизма, только при активизации центра Христа и центра Короны можно испытать истинное непреходящее блаженство.
Мы должны со всей ясностью осознавать важность высших центров, открывающих доступ к экстрасенсорным способностям и интуиции в том случае, если мы осторожно и разумно используем их. Когда мы станем рассматривать разум как взаимодействие энергий, формирующих мыслительный процесс с помощью энергетических центров в нашей ауре, нам станет понятнее, как усилить свое духовное сознание.
Интересно отметить, что, по некоторым источникам, исследование мельчайших частиц атома показало: разум ученого‑физика, проводящего эксперимент, оказывает прямой эффект на результаты. Это одна из причин, по которой многие ученые отказываются от традиционного определения доказательства как меры, при которой исследуемое явление можно воспроизвести при идентичных физических условиях. Они постепенно приходят к выводу, что разум выше сугубо физических категорий и действительно может влиять на физический исход эксперимента. Идея влияния разума на материю – то, о чем когда‑то велись горячие дискуссии и что считалось фантастикой, – теперь все больше получает признание среди современных ученых.
Многим из нас не требуется научных доказательств того, что сознание способно влиять на материю. Когда мы больны и нас навещают друзья или родственники, здравый смысл подсказывает нам, что кто‑то из них взбодрит нас больше, чем другой. И дело даже не в личных симпатиях или разговорах с этими людьми, чего, возможно, при таких обстоятельствах захочется в последнюю очередь. Просто есть люди, вибрации которых начинают действовать прежде, чем они скажут какие‑то слова, и это одновременно поднимает настроение и исцеляет. Эти вибрации, эта тонкая психическая энергия излучается их энергетическими центрами, а наша аура улавливает ее. В результате мы чувствуем себя лучше, и это действительно является естественной формой целительства.
Три аспекта разума
Традиционно считается, что разум включает в себя три составляющие: подсознательную, сознательную и сверхсознательную. На эту тему написано огромное количество книг, и я очень рекомендую лекции и труды доктора Джорджа Кинга. Кстати, изучать взгляды разных философских школ на данный предмет лучше не одновременно. Даже несмотря на то, что все они могут предоставить очень полезную информацию, очень часто в их исследованиях используются разные термины и по‑разному трактуются одни и те же явления, и это может запутать, если изучать несколько философских направлений одновременно. Слово «подсознательный» может для одного исследователя значить одно, а для другого – нечто совершенно иное. Я встречал невероятно подкованных учеников, которые приходили в замешательство, пытаясь использовать слишком много разных источников информации об одном вопросе одновременно.
Подсознательный пласт разума – это хранилище для памяти и инстинктов. В нем содержится большое количество информации, относящейся к нашим физическим функциям, без которых мы просто не существовали бы. В наши дни психиатрия вызывает так много вопросов, как никогда раньше, и для многих очевидно, что эта наука значительно исказила объективное восприятие нами столь невероятного аспекта разума, фактически приписав ему ответственность за врожденные и необъяснимые побуждения. Безусловно, некоторые из таковых относятся к области подсознания, но многие возникают и как результат спонтанного воображения, творческого дара нашего разума, который мы используем бесконтрольно. Если бы мы признали, что все психические расстройства возникают на почве каких‑либо нарушений в подсознании, что, по убеждению некоторых психиатров, обычно является результатом несчастного детства, мы бы сильно недооценили гениальность этого аспекта нашего бытия. Проще говоря, подсознание – это хранилище для энергии разума, которую мы к себе привлекли; если использовать возможности подсознания правильно, то в нем можно распознать врожденный дар, данный нам всем от природы. Это не какой‑то страшный скелет в шкафу, воплощающий собой нашу вину, страхи и все негативное. Подобные переживания будут храниться в подсознании, только если мы неправильно обращались с ним в прошлом.
Сознательный пласт разума – это умственный процесс, с которым мы более чем хорошо знакомы. Под ним понимаются наши рациональные способности, дедукция, логика, из которых складывается обычный ежедневный мыслительный процесс каждого из нас. С помощью ума также формируются наши желания и сознательные мысли.
Самый неизученный и в то же время самый высокий аспект разума – сверхсознание. Желая встать на путь духовного развития, мы неизбежно должны обратиться именно к нему. Метафизики считают, что путь от сознательного к сверхсознательному – самый важный, и проделать его должен каждый из нас.
Спокойствие и концентрация
Школы медитации едины во мнении о том, что спокойствие – один из простейших способов проникнуть в высшие слои разума. Одна даосская поговорка гласит: «Разуму, что спокоен, подвластна вся вселенная» . Успокаивая ум, человек постепенно познает его возможности. Вместе с тем, практикуя концентрацию, вы начнете осознавать мысли, возникающие в вашем сознании, не фиксируясь на них. Чтобы этого добиться, необходимо стремиться к спокойной и безмятежной обстановке, насколько это возможно.
Все духовные практики требуют от человека серьезных усилий по очищению разума и постоянной концентрации. Некоторые учителя настойчиво следят за тем, чтобы их ученики как можно больше пребывали в состоянии сосредоточенности, даже советуют время от времени проверять себя, щипая или используя другой, еще более болезненный метод. Это не обязательно, но к духовной практике действительно надо подходить решительно и энергично, всегда используя бесценный дар концентрации, который является ключом к наивысшим медитативным состояниям. Я очень рекомендую книгу «Концентрация и медитация» [3] Свами Шивананды.
Доктор Кинг учил, что первый важнейший этап – это совершенствование своей способности к концентрации. Когда ученик успешно овладевает первой ступенью, он может практиковать созерцание, во время которого отслеживаются ощущения и вибрации, получаемые им от объекта созерцания. Через созерцание ученик способен раскрыть свои экстрасенсорные способности. Третья стадия, согласно доктору Кингу, выходит за рамки экстрасенсорных способностей – это медитация, или самадхи .
1 Автор использует слово «аура», которое буквально означает «излучение». В контексте данной книги под этим словом подразумевается совокупность тонких тел человека – эфирного, ментального, астрального и каузального.
Глава 2
ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ЭСВ)
Феномен ЭСВ (экстрасенсорного восприятия) слишком долгое время оставался за завесой тайны. Так происходило из‑за тех, кто считал, что право на ЭСВ есть исключительно у нескольких избранных, утверждающих, что они обладают «даром». Адепты ЭСВ часто рассматривали этот дар как свой собственный, уникальный, «данный Богом», и убеждали других даже не пытаться развивать в себе способности экстрасенсорного восприятия. Такое отношение создало атмосферу таинственности среди практикующих экстрасенсов в культурах различных эпох в самых разных уголках планеты.
Даже сейчас некоторые предостерегают от «любительства» во всем, что так или иначе связано с экстрасенсорикой. Слово «оккультный» часто используется теми, кто выступает против наук о скрытых способностях человека, будто на нем стоит печать зла и греха. На самом же деле, слово «оккультный» пришло из латинского языка и буквально означает «что‑то тайное или скрытое». Адепты «черной магии», называвшие себя «оккультистами», подарили удобный ярлык тем, кто противится проявлению естественных способностей психики. Оккультистов слишком часто причисляют к адептам «черной магии» вне зависимости от их моральных убеждений, тогда как в действительности большинство из них – это люди, ищущие путь к раскрытию своих латентных, или тайных, метафизических способностей, включая способность к экстрасенсорике.
Если отбросить все мифы и предрассудки и перестать бояться этой темы, мы увидим, как на самом деле полезно изучение ЭСВ; ведь оно может заметно улучшить нашу жизнь и поможет избежать подводных камней при условии, если мы постараемся со всей ясностью осознать, с чем имеем дело. Если вы привыкли действовать и всегда руководствуетесь здравым смыслом, то непременно отыщете этот волнительный и полезный путь к раскрытию собственного экстрасенсорного дара.
Доказательство ЭСВ
Изучение этого предмета в научных кругах принято называть парапсихологией, и в последнее время к нему стали относиться куда серьезнее, чем когда‑либо ранее. Многие университеты и другие научные организации считают парапсихологию важной частью науки наряду с более традиционными дисциплинами. Безусловно, это радует, однако специалисты‑психологи считают, что данное направление оказалось в рамках серьезных ограничений, поскольку многие научные организации пытаются применять к парапсихологии те же законы, что применяются в исследованиях физических явлений. Большинство ученых, работающих в этой области, убеждено, что необходимо глобально пересмотреть основополагающие правила традиционных исследований, чтобы достичь значительных успехов в изучении феномена ЭСВ.
Многие экстрасенсы полагают, что законы, разработанные для физики, нельзя применить к области скрытых способностей психики, так как ЭСВ – свойство, которое, прежде всего, напрямую связано с индивидуальными чувствами каждого конкретного человека. Исходя из этого, они считают, что даже те научные эксперименты, которые проводятся в лабораторных условиях с повышенным вниманием к деталям, не могут в полной мере претендовать на объективность. Слишком часто ученые не принимают в расчет то, как условия эксперимента повлияют на чувства практикующего экстрасенса, участвующего в исследовании. Это неизбежно приводит к ограниченным и в некоторых случаях ошибочным выводам. Без сомнения, многие исследователи искренне и без предубеждений относятся к своим поискам правды об ЭСВ. Но некоторые экстрасенсы добавили бы к этому, что им стоит расширить рамки своих исследовательских методов, включив в них такие понятия, как настроение, время суток, эмоциональное состояние экстрасенса и другие факторы, которые, в известной степени, чужды научным экспериментам в лабораторных условиях.
И восточные, и западные школы мистицизма сходятся в одном: ответ на все вопросы об экстрасенсорных способностях можно найти исключительно внутри человека. И те, и другие убеждены, что внешние источники могут давать советы и наставлять, однако окончательные выводы исходят только лишь из внутреннего опыта. Очевидно, сколько физических доказательств не предложить убежденному скептику, этот человек всегда найдет основания продолжать не верить, если он этого желает.
По этой причине мистиков всегда отличало убеждение, что демонстрировать свою способность к ЭСВ с целью доказать наличие такового ни в коем случае нельзя. Они уверены, что это напрасная трата сил, которая вряд ли вдохновит других людей на то, чтобы обратиться к своим скрытым природным способностям. К сожалению, поэтому мистикам приходится держать свои знания в тайне, посвящая в нее лишь проверенных учеников, доказавших, что они чисты сердцем и разумом и способны соблюдать строжайшую дисциплину. Многие древние тексты, которые сегодня можно приобрести в книжных магазинах, также написаны языком метафор, и часто для их понимания требуются специальные знания.
Существует немало людей, которые сделают все возможное, чтобы разоблачить концепцию ЭСВ при любом удобном случае. Самое распространенное объяснение, которое они используют, когда все другие доказательства оказываются несостоятельными, заключается в том, что экстрасенсорные случаи – не более чем обычное совпадение. Аргументированность этих возражений становится тем слабее, чем лучше вы знакомитесь с ЭСВ. В этой книге я попытаюсь показать, что существование ЭСВ заставляет прийти к прямо противоположному выводу: такой вещи, как «совпадение», нет вообще.
Некоторые разоблачительные объяснения, выдвигаемые скептиками, нередко граничат с абсурдом. Но личный опыт гораздо полезнее интеллектуальных дебатов, и я предоставлю вам самим судить, является ЭСВ обманом или в нем действительно что‑то есть.
Большинство людей сегодня, по крайней мере, хотя бы интересуется этим вопросом, хотя, вероятно, понимают его не до конца. Я встречал всего нескольких человек, у которых не было в жизни ни одной истории, в которой ЭСВ проявило себя в той или иной форме. Я уверен, что вы можете вспомнить какой‑нибудь случай из своей жизни, из жизни близкого друга или родственника, который нельзя объяснить чисто физическими законами, как мы их понимаем. ЭСВ удивительным образом переходит из области физики в область метафизики. Пытаясь понять суть этого перехода, очень важно прочно стоять на земле, всегда помня жизненно важную роль сбалансированного подхода к физическому миру, когда вы начинаете заглядывать за его пределы на более высоком уровне восприятия.
Впечатления
Мы переживаем разнообразнейшие формы впечатлений; и, на самом деле, удивительно, насколько быстро мы проникаем в то или иное состояние. Иногда впечатление от события может сформироваться прежде, чем оно произойдет в реальности. Вы и сами, вероятно, не раз говорили о том или ином предстоящем событии: «У меня хорошее предчувствие насчет него». Такие выводы часто делаются тогда, когда на самом деле нет достаточного количества информации, чтобы комментировать тот или иной факт будущего с позиции рационального ума. Психологи могут утверждать, что эти ощущения всплывают из подсознания, что они вызваны глубоко запрятанными воспоминаниями. Может быть, иногда дело обстоит именно так, но, безусловно, нельзя утверждать, что этим объясняются все подобные случаи.
Например, на известное чутье детективов часто можно полагаться больше, чем на логику, потому что оно не ограничивается только лишь оперированием доступными фактами. Это не может быть чистой реакцией подсознания, потому что у детектива нет воспоминаний, к которым он обращается в ходе работы над тем или иным делом. Это не дедуктивный процесс и не чистая реакция подсознания: должно быть, включается какой‑то другой аспект разума, когда срабатывает именно чутье.
Психологи традиционно рассматривают впечатления как инстинктивные реакции, основанные, как правило, на подавленных предпочтениях и неприязнях человека. Порой это может быть правдой, но, конечно, не всегда. Например, можно почувствовать беду против собственного желания в каком‑то конкретном случае. Мы можем думать, что человек или ситуация очень привлекательны и желанны, но, тем не менее, испытываем необъяснимое внутреннее сопротивление. Решающее испытание заключается в том, чтобы проверить: окажется ли предчувствие беды верным. Если оно не обманет, тогда действительно стоит научиться прислушиваться к своим чувствам. А поскольку наши впечатления могут быть советчиками в разных жизненных ситуациях, имеет смысл рассматривать их как проявление интуиции, а не подсознания в чистом виде.
Впечатления и ощущения подобного рода указывают на то, что в нашем уме идет совершенно другой процесс, а не только лишь построение логических цепочек или фиксирование подсказок подсознания. Часто эту загадочную способность называют интуицией. Это, безусловно, – часть деятельности сознания, но она связана и с нашими чувствами, и с нашими мыслями.
Я всегда думал, что продуктивнее всего исследовать феномен ЭСВ не столько на примере тысяч случаев и умозаключений других людей, сколько на примере собственной жизни. Чужой опыт часто вызывает подозрение или, по крайней мере, сомнение, но личный опыт – то, на что мы точно можем положиться. Другие могут ставить под вопрос ваши переживания, но вы‑то знаете, было оно или нет. Иногда сомнения других мешают развитию ЭСВ, убеждая вас в том, что ваше переживание в действительности не имело места или что вы все время понимали его неправильно.
Распространенные примеры ЭСВ
Некоторые довольно частые случаи могут показаться чересчур банальными и, тем не менее, если рассмотреть их внимательно, довольно интересными. Например, случалось ли так, что вы думали о человеке, и в тот же миг он проявлял себя, звонил по телефону или появлялся у вас на пороге? Если да, то подумайте: были ли у вас серьезные основания ждать его или это было маловероятно? Если это случилось сразу же, как вы о нем подумали, и у вас не было причин ждать его появления, это, конечно, следует считать, по крайней мере, интересным поворотом событий. В конце концов, это не могло быть логической закономерностью, ведь у вас не было оснований полагать, что он свяжется с вами именно в тот момент. Не могло это быть и вашей подсознательной реакцией, поскольку отсутствие прямой или косвенной договоренности с этим человеком заранее исключает вероятность того, что в вашу память было заложено ожидание.
Мне думается, что такой простой и частый случай, как этот, оставляет нам только два возможных объяснения. Либо это пример работы дара интуиции, либо чистое совпадение. Парадоксально, что для объяснения подобных случаев теория совпадений часто используется приверженцами ортодоксальной науки, которые в своей собственной работе таким объяснением вряд ли удовлетворились бы: они‑то искали бы более логичное объяснение. Честно говоря, мы можем согласиться со скептиком насчет некоторого количества определенных совпадений, даже несмотря на то, что я лично не верю в совпадения вообще. Но учитывая, что подобные истории случаются снова и снова – и есть очень немного людей, которым нечего рассказать о той или иной форме присутствия ЭСВ в своей жизни, – мы вынуждены искать иное объяснение. Если руководствоваться здравым смыслом, то трудно не усомниться, что на протяжении всей истории многочисленные случаи проявления ЭСВ, в религиозном контексте или нет, были примерами совпадений. Эта теория не выдерживает никакой критики.
Каждый день люди проявляют свое ЭСВ десятки раз. Почему вы чувствуете, что должны посетить определенный магазин в определенный день без видимой на то причины, а там встречаете того, кого хотели встретить? Что подталкивает вас пойти на распродажу старых вещей, которую обычно не посещаете, и находите там ту самую книгу, которую вот уже несколько месяцев искали в книжных магазинах и библиотеках? Такие примеры случаются с людьми по всему свету. Большинство из нас даже не думает анализировать происходящее, потому мы и относимся к подобным случаям как к удачным или примечательным.
Было бы поучительно задуматься на мгновение. Почему вы пошли в тот магазин или на ту распродажу? Анализ впечатлений и ощущений нам не знаком. Нас не учат этому в школе, где основное внимание уделяется тренировке памяти и аналитических способностей. Традиционное обучение, как правило, сводится в большей степени к упражнениям по запоминанию фактов и чисел, а не ощущений и внутренних опытов. Нас также учат использовать нашу способность к логике, чтобы спорить, вычислять и строить цепочку логических рассуждений. Однако при столь высоком внимании к работе ума в современных системах образования интуитивные способности обычно игнорируются, а потому большинство людей не используют их, только если не привыкли это делать с рождения.
Если бы мы анализировали нашу интуицию чаще, мы бы получали очень интересные результаты. Что именно заставило нас пойти по этой улице вместо привычного маршрута, а в результате встретить знакомого, который пригласил на торжество, где состоялось знакомство с человеком, ставшим впоследствии нашим супругом? Было ли это абсолютной случайностью? Может быть, что‑то подсказало пойти по этой улице, а не по которой ходим обычно? Появилось ли тогда какое‑либо особое впечатление или ощущение? Такой анализ может привести нас к выводу, что существует некий неиспользуемый аспект разума, который заложен от природы во всех нас. Очевидно, в жизни гораздо меньше случайностей, чем кажется на первый взгляд, и, в действительности, существует определенный замысел или судьба, управляющая теми событиями, которые происходят в нашей жизни.
Одна из лучших отправных точек для развития собственного ЭСВ – это изучение принципов, которые лежат в основе захватывающей науки дивинации.
Глава 3
НАУКА ДИВИНАЦИИ
Многие популярные газеты в наше время считают необходимым публиковать астрологическую колонку, где читатели могут узнать, что им приготовили звезды сегодня. Одни воспринимают эту рубрику как беззаботное развлечение, другие относятся к ней куда серьезнее. У тысяч людей вошло в привычку каждый день изучать свои «звезды», чтобы узнать, что для них припас день. Эта мода не ограничивается миром газет и журналов, часто подобная информация становится сюжетом и для программ на телевидении и радио.
Увлечение предсказаниями, без сомнения, не ново. На протяжении веков в различных цивилизациях всегда присутствовали провидцы, предсказатели и пророки. XX век – не исключение, и человечество по‑прежнему склонно верить в те или иные формы предсказаний. Несмотря на распространение атеистической философии и политических убеждений в современную эпоху, увлечение дивинацией не исчезло. Более того, по некоторым сообщениям прессы, интерес к этой теме у людей с разным уровнем образования и разного социального статуса только растет.
Нострадамус
Слово «дивинация» происходит от слова «divine» («божественный») и буквально означает «использование божественной природы человека». Одна из самых распространенных ассоциаций с божественными способностями – пророчество и предсказания. Наверняка, каждый немедленно вспоминает о такой исторической личности, как Нострадамус. Его текстам с тех пор, как они были созданы в XVI веке, в различных интерпретациях приписывалось множество значений, но они по сей день остаются источником повышенного интереса, и многие продолжают предпринимать увлекательные попытки понять их.
Пророчества Нострадамуса состоят из текстов, или катренов, как их называют специалисты, с очень туманными указаниями, понять которые не так уж легко. Именно из‑за их неоднозначности многие считают, что эти тексты не содержат никакой практической или полезной информации. Тем не менее, указания часто использовали, чтобы доказать истинность пророчества, и ярые последователи Нострадамуса помогли подтвердить эту версию.
Разочаровывающая сторона трудов Нострадамуса заключается в том, что во многих из них не делается никаких выводов. Они не служат цели обучить, дать совет, предупредить или дать надежду на то, что можно изменить ход событий. Тем не менее, они убедили многих людей в самом факте существования пророчеств. Мастера оккультизма, используя эту информацию, могут создать политическую угрозу, и, возможно, именно в интересах всеобщей безопасности формулировки были секретным образом закодированы.
Судьба пророчеств Нострадамуса в каком‑то смысле имеет много общего с попытками йогов и оккультистов доказать скептикам существование своих экстрасенсорных способностей. Едва ли не всегда эти попытки заканчиваются неудачей, поскольку убежденный скептик обязательно найдет причину разоблачить их. Даже сегодня, в значительно более либеральную эпоху, мы по‑прежнему сталкиваемся с исследователями‑самоучками, которые изучают паранормальные явления с целью опровергнуть существование экстрасенсорных способностей тем или иным способом. Один из их любимых методов – показать, что демонстрацию подобных умений можно легко воспроизвести при помощи обычных фокусов. Конечно, в их логике есть слабые места, ведь если фокусник способен повторить некоторые из этих свершений, это никоим образом не доказывает, что они по природе не являются экстрасенсорными, когда их совершает оккультист или йог. Тем не менее, данный факт лишний раз иллюстрирует истину, прошедшую через века: попытки доказать убежденным скептикам существование экстрасенсорных способностей бессмысленны. Когда эти люди будут готовы, они сами придут к осознанию своей экстрасенсорной природы.
Дивинация и религия
Дивинация в какой‑то степени включает в себя использование сверхсознательной части разума; именно этот аспект ближе всего к нашей истинной божественной природе. Странно, что, несмотря на тесную связь религии с духовной практикой, ортодоксально настроенные служители церкви пытаются осуждать и всячески препятствовать развитию экстрасенсорных способностей. Если вы решите вступить на путь духовного самосовершенствования, то вполне можете столкнуться с негативом со стороны окружающих. Нет ничего антихристианского в развитии и использовании экстрасенсорных способностей при условии, если вы будете использовать их во благо и ради помощи другим. В посланиях святого Павла в Новом Завете есть часть, которую можно истолковать как поддержку развития таких умений. Это, например, одна из интерпретаций четырнадцатой главы «Первого послания к Коринфянам». Я вовсе не собираюсь, тем не менее, вступать в теологическую дискуссию, основанную на толковании Библии, так как исторические исследования обстоятельно доказали, что точный библейский текст вызывает множество вопросов.
Я говорю об этом не для того, чтобы очернить какую‑либо религиозную веру или учение, но для того, чтобы вселить в людей уверенность для успешного развития экстрасенсорных способностей и не дать никакой форме религиозного фанатизма помешать этому развитию. Я уверен, что многие читатели этой книги – люди, регулярно посещающие церковь, и это отнюдь не препятствует духовному самосовершенствованию. Напротив, оно может идти рука об руку с соблюдением религиозных обычаев, включая традиции христианства или любой другой конфессии. Интересно заметить, сколько примеров духовного опыта, выходящих за пределы ортодоксальных догм, описано в разных религиях и культурах. Сходство между так называемыми чудесами и проявлениями экстрасенсорных способностей, несмотря на религиозные барьеры между индуизмом, иудаизмом, исламской верой, буддизмом и христианством, в действительности доказывают первичное единство всех религиозных учений.
В то же время вы можете и не считать себя религиозным человеком, и это отнюдь не помешает вам развить свои скрытые возможности.
Разные подходы к дивинации
Первое, что вы обнаружите, обратившись к различным школам дивинации и многочисленным специалистам, обучающих своему мастерству, – то, что нет единой организации или группы, контролирующей деятельность этих людей; хотя существует несколько групп и организаций, к которым мастера могут принадлежать. Вот почему я бы рекомендовал очень осмотрительно отнестись к знакомству с ними. Нет ничего проще, чем объявить себя мастером любой из многочисленных форм дивинации.
Для человека, решившего всерьез заняться духовной практикой, нет никакой необходимости в получении диплома, хотя некоторое количество организаций, занимающихся обучением подобным дисциплинам, организует обучающие курсы, по итогам которых вам могут выдать диплом в той или иной форме. Но при этом существуют и превосходные маст