Понятие истины и ее критерий. Диалектика абсолютной, относительной и объективной истины. Критика агностицизма, догматизма и релятивизма.
Вопрос об истине следует признать одним из главных вопросов теории познания, поскольку всякий познавательный процесс стремится к достижению истины. Никто субъективно не стремится приобрести ложное знание, все желают получить только истинное знание[128] (хотя часто люди могут, заблуждаясь, принимать ложь за истину). От понимания сущности истины будут зависеть представления о путях её достижения, о средствах и методах познавательной деятельности. Вопрос «Что есть истина?», заданный Понтием Пилатом Христу (вспомните знаменитую картину Николая Ге) занимает умы философов, начиная с глубокой древности.
Согласно самому распространённому определению, истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует сам по себе, вне сознания. Такой тип определения истины получил название корреспондентная теория истины или теория соответствия. Впервые подобное понимание истины было обосновано в работах Аристотеля. Большинство философов, как материалистов, так и идеалистов придерживались именно корреспондентной теории истины. Корреспондентная теория понимает истину как соответствие наших знаний (образов, понятий, суждений, теорий) действительности. Понятие «действительность» трактуется как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. В случае полного или частичного соответствия знаний реальности мы говорим об их истинности, если такого совпадения нет, перед нами отсутствие истины – ложь, заблуждение. Главная проблема корреспондентной теории заключается в сложности определения соответствия или несоответствия знаний действительности. Следует также поставить вопрос: как вообще возможно полное совпадение объекта и его образа (понятия)? Ведь объекты реальности всегда материальны, а образы и понятия в сознании идеальны.
Ещё одним достаточно распространённым пониманием истины считается когерентная теория истины. Эта теория состоит в определении истины как соответствия какого-либо знания или утверждения уже имеющейся сумме знаний или признанных положений, отсутствии противоречия между ними. Т.е., если в корреспондентной теории истина определялась как соответствие знаний объективной действительности, то в когерентной теории речь идёт о соответствии в рамках субъективного мира человеческого сознания. В основном это понимание истины разделяли субъективные идеалисты (например, Д. Беркли). Когерентная теория истина в большей степени уязвима для критики. Конечно, с точки зрения геоцентристов, теория Коперника считалась заблуждением, поскольку противоречила их учению; но в конечном итоге ложным оказалось их собственное учение.
В неклассической философии преобладает понимание истины, связанное с практикой, с обеспечением успешной деятельности людей. В первую очередь здесь необходимо отметить теорию истины, разработанную в рамках американского прагматизма (прагматистская теория истины). Истина – то, что обеспечивает успех, является эффективным и работоспособным. Истинными объявляются те принципы, убеждения, положения, которые приводят человека к тем целям, к которым он стремится. В противном случае говорят о ложности этих положений. Во многих учениях постклассической философии происходит отказ от корреспондентной теории при помощи исключения из рассмотрения объективной действительности вследствие недоказуемости её существования. Вспомните, что конвенционалисты, в частности, считают истину не более чем результатом договорённости между людьми (конвенционалистская теория истины), а экзистенциалисты – своеобразным состоянием убеждённости, исходящим из субъективного состояния экзистенции (духовной жизни личности).
В дальнейшем мы будем излагать основные аспекты корреспондентной теории истины, как наиболее распространённой и обоснованной. Истина имеет субъектную и объектную стороны. Своеобразный парадокс истины можно усмотреть в том, что истина всегда субъектна, т.е. находится в субъекте (вне познающего и действующего субъекта истины нет); но даже находясь в субъекте, истина объективна, не зависима от субъекта, поскольку истинное содержание представлений о мире не зависит от конкретного единичного человека. Ценность истины как раз и заключается в том, что она носит общечеловеческий характер.
Следует подчеркнуть сформировавшееся в русской культурной традиции различие понятий «правда» и «истина». Правда – это некая субъективная убеждённость человека в своей правоте, в истинности выдвигаемых им положений. Например, в споре обе стороны могут не владеть истиной, но у каждой из них, как правило, есть своя правда (субъективная истина, ощущение моральной правоты). В научном познании признаётся исключительное значение объективных истин, исключающих из себя все субъективные моменты. Однако признаётся, что истина сама изменяется во времени в смысле своей полноты, степени отражения сущности познаваемых объектов действительности. В противоположность сциентистским теориям, отдающих приоритет объективным истинам, экзистенциализм утверждает первенство субъективных истин, глубоко личных по своему происхождению и выражению, которые в отличие от научных истин не являются общими.
Большое значение имеет принцип конкретности истины. Какое-либо положение с тем большим основанием может считаться истиной, чем в большей степени оно конкретно. Конкретность истины означает её зависимость от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий места и времени. Так, положение «вода кипит при 100оС» будет вполне истинным, неопровержимым при конкретизирующем указании «при нормальном атмосферном давлении», но может быть опровергнуто при отсутствии этого условия.
В истине можно выделить несколько аспектов, освещающих различные стороны её взаимоотношений с реальностью:
1. Онтологический аспект. Истина связана с бытием, с тем, что есть, действительно существует. В истине всегда фиксируется, отражается бытие, не зависящее от нашего сознания. Обратите внимание на глубинную этимологическую связь русского слова «истина» с глаголом-связкой «есть», “ist”, “is”, “est”. Наоборот, заблуждение признаётся не отражающим реальность, онтологически не обоснованным. В особенности онтологический аспект истины утверждается в религиозной философии, объявляющей Бога одновременно высшим бытием и высшей истиной.
2. Аксиологический аспект истины заключается в подчёркивании её нравственно-этической и эстетической ценности. Служение истине всегда является в этическом плане более предпочтительным, чем защита, пусть даже и добросовестная, ложных принципов. Истина в подавляющем большинстве случаев ставится в один ряд с добром (благом) как главной этической ценностью. Н. К. Михайловский указывал на этическое измерение понятия «правда» («правда-справедливость»), существующее наравне с «правдой-истиной». Напомним, что В. С. Соловьёв говорил о неразрывности и глубинном внутреннем единстве трёх главных ценностей: истины, красоты и добра. Поэтому настоящая истина не может служить злу и быть эстетически безобразной. Рекомендуем вам поразмышлять, можно ли использовать ложь для достижения благих целей, оправданна ли этически «ложь во спасение» и т.д.
3. Практический аспект истины подчёркивает связь истины с деятельностью человека. Истина так или иначе всегда включена в практику и обеспечивает эффективность деятельности людей. Человек, опирающийся на познание истины, в большей степени может надеяться на успех своей деятельности. Как мы увидим в дальнейшем, именно практика считается наиболее надёжным критерием отличия истины от неистинного (лжи, заблуждения).
В теории познания говорят о диалектически между собой связанных двух формах истины: истине относительной и абсолютной. Абсолютная истина – знание, полностью тождественное своему предмету и потому не могущее быть дополненным или опровергнутым при дальнейшем развитии познания. Под абсолютной истиной имеется в виду актуальное, полное знание об объектах. К разряду абсолютных истин относятся все математические положения, а также утверждения календарно-хронологического характера («21 в. н.э. наступил в 00 ч. 00 мин. 00 сек. 2001 г. н.э.».). Абсолютная истина достигается при полном совпадении объекта и знания о нём, а это возможно преимущественно в математике, поскольку в этой науке объекты порождены самим сознанием и являются (в отличие от объектов естествознания и социально-гуманитарных наук) также идеальными. Кроме того, объекты математического знания чрезвычайно просты, что также облегчает достижение абсолютной истины в их познании.
В естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплинах, где познающий субъект имеет дело с достаточно сложными и материальными объектами по большей части возможно достижение лишь относительных истин. Если абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете, то относительная истина это неполное, несовершенное знание об объекте, при котором не удаётся достичь полного тождества объекта и мысли о нём. Действительно, любой реальный, неидеализированный объект отличается бесконечным, неисчерпаемым многообразием свойств, познать которые в их совокупности невозможно. При познании любого объекта субъект будет всё глубже познавать его свойства, будет постепенно приближаться к абсолютной истине через множество сменяющих друг друга относительных истин, каждая из которых будет в большей степени соответствовать объекту.[129] Однако добиться полного, абсолютного познания объекта никогда не окажется возможным. Относительные истины можно рассматривать как части абсолютной истины, а в каждой относительной истине заключена частичка абсолютной истины. Во всём этом можно усмотреть диалектическую взаимосвязь абсолютной и относительной истин.
Итак, развитие научного знания заключается в обогащении и конкретизации относительных истин, в их вечном приближении к истине абсолютной. К сожалению, всегда в науке истина соседствует с выявляемыми позже заблуждениями. Однако и заблуждения могут играть положительную роль в деле познания мира, они являются исторически обусловленными моментами развития человеческого познания.
При рассмотрении вопроса об абсолютном или относительном характере истин возникли два противоположных философских учения: догматизм и релятивизм. Догматизм – учение в теории познания, заключающееся в признании существования только абсолютных (вечных и неизменных) истин. Эти истины необходимо принять и проводить дальнейшее познание мира исключительно на их основе. Догматизм преимущественно характерен для религиозной философии, в которой утверждалось божественное происхождение первоначальных истин, что обязательно гарантировало их истинность.
Противоположностью догматизму выступает релятивизм. Сторонники релятивизма отрицают существование абсолютных истин и полагают, что все истины носят относительный характер. Самым знаменитым представителем релятивизма в теории познания считается один из основоположников софистики Протагор. Он выдвинул тезис «всё истинно», однако эта истинность признавалась лишь в отношении единичного познающего или оценивающего субъекта и на других субъектов уже не распространялась. Постулировалось, что у каждого человека своя истина, которая другими людьми может и не приниматься. Причём, в протагоровском варианте релятивизма истина оказывалась исключительно субъективной. Основным возражением против релятивизма следует признать заключающееся в истине объективное содержание, делающее её устойчивой и дающее определённые отношения не только к субъективному миру личности, но и к характеристикам действительности, не зависящим от субъекта. Следует признать, что в истине воедино связаны абсолютность и относительность, устойчивость и изменчивость.[130]
В философских размышлениях об истине одним из главных вопросов является вопрос о критерии истины. Под критерием истины имеется в виду то, с помощью чего мы может отделить истину от того, что истиной не является (ложь, заблуждение). В истории философии было предпринято несколько попыток предложить надёжный критерий истины. Так, Р. Декарт предложил считать критерием истины ясность и чёткость воспринимаемого сознанием. Он требовал принимать за истинное только то, что воспринимается ясно и отчётливо и не даёт повода к сомнению. Однако вряд ли подобный критерий является эффективным. То, что кажется несомненным одному, может показаться сомнительным и смутным другому. Д. Беркли предложил в качестве критерия истинности принцип как можно большей распространённости. Если какое-то положение разделяется немногими людьми, оно вряд ли окажется истинным, а распространённое среди большинства с большим основанием может считаться истинным. Естественно, подобный критерий легко опровержим указанием на почти всеобщую распространённость некоторых положений, признанных затем ошибочными.
В современной философии признаются следующие критерии истинности:
1. Верификация – процедура эмпирической проверки высказываний и теоретических положений путём сведения их к «протокольным предложениям» и дальнейшего сличения этих предложений с фактами. Напомним, что принцип верификации как критерия истины выдвигался в основном в неопозитивизме. Однако верификация неприменима в случае очень большого или бесконечного числа фактов (например, для верификации положений, претендующих на статус законов природы).
2. Принцип логической согласованности, внутренней непротиворечивости теории. Действительно, выдвигаемая теория не должна быть внутренне противоречива и наличие таких противоречий считается признаком ошибочности, недостаточной продуманности и разработанности теории. Однако отсутствие противоречий, ясность и чёткость теории ещё не означает её истинности. Даже чётко построенная и непротиворечивая теория может не иметь ничего общего с положением дел в объективной реальности. Необходим такой критерий, который наглядно показывал бы степень совпадения знания и действительности в выдвигаемых теоретических положениях. Этот критерий должен выходить за рамки субъективного. Таким критерием оказывается …
3. Практика. Именно практика признаётся рядом различных направлений современной философии (диалектический материализм, прагматизм и пр.) основным критерием истины, позволяющим отделить истину от заблуждения. В процессе практики в ходе попыток преобразования действительности осуществляется активное взаимодействие выдвигаемых теоретических положений с объективной реальностью.