Сознание, его происхождение и сущность.
Природа сознания и главные признаки сознания.
Понятие «сознание» ввёл в философский и научный оборот французский философ Нового времени Рене Декарт.
С философской точки зрения, сознание—это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. В дальнейшем эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животного и, наконец, психики человека.
Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная продуктивная деятельность людей, опосредованная речью.
Одним из важнейших свойств сознания человека является его активность, благодаря которой сознание способно:
а)отражать мир целенаправленно и избирательно;
б)конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
в)разрабатывать прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
г)служить основой преобразовательной деятельности человека.
Носителем сознания всегда выступает человек. Однако индивидуальное бытие человека включено в общественное бытие. Поэтому в акт сознания всегда включены определённые общественные нормы и ценности.
Самосознание—неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще как индивиду, так и социальным группам, которые поднимаются до понимания своих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения, переживают, страдают, сражаются за утверждение своих идеалов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития его носителя, вследствие изменяющихся условий жизнедеятельности, обогащения опыта, совершенствования знаний.
Сознание и бессознательное.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не всё, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, осознаётся им. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного, понятие которого впервые ввёл в философский и научный оборот австрийский учёный и философ Зигмунд Фрейд.
Бессознательное—это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы, которые человек не осознаёт, но которые находят своё проявление в различных непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть речевые ошибки, непроизвольное забывание, фантазии, мечты, сновидения. В этих феноменах проявляют себя скрытые для человека мотивы, переживания или мысли.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остаётся до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения. Выделяют различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности:
а)предсознательное—это ощущения, восприятия, память, мышление, установки, возникающие в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга;
б)подсознательное—это явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (ходьба, речь письменная и устная, умение пользоваться инструментами);
в)мотивационное—это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали.
Сознание и проблема идеального.
Важнейшим свойством сознания является идеальность.
Идеальное—это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание, но которая свободна от всех его реальных социоприродных свойств.
Характерные черты идеального:
а)противоположность материальному объекту, образ которого воплощён в идеальном;
б)несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химические, биоэлектрические и др. процессы);
в)невоспринимаемость органами чувств (отсутствие запаха, вкуса, цвета, протяжённости и т.п. признаков);
г)субъективность со стороны формы (зависимость от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность со стороны содержания (зависит от отражаемого материального объекта);
д)нетождественность психическому в человеке.
К идеальному можно отнести всё то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: мысленные или чувственные модели реальной действительности, нравственные и правовые нормы, схемы ритуальных действий, правила обыденной жизни, алгоритмы профессиональной деятельности, логические схемы и т.п.
Идеальное—это специфическое отображение, свойственное только человеку, это есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека. Эти модели или образы таковы, что человек может включать их в свою деятельность, изменять их, модифицировать. Человек может на их основе создавать материальные объекты. Содержание сознания, его идеальная сущность, которая объективируется в слове, знаковых формах, включается в систему общественных знаний, в структуру духовной культуры общества. Содержание сознания фиксируется в идеальных системах разного ранга: чувственных данных, абстрактных понятиях, художественных образах, духовных ценностях, нормах культуры, языка, мышления.