Философия З. Фрейда и его последователей.

Значительной популярностью в современной философии пользуются идеи, выдвинутые представителями психоанализа. Изначально психоанализ возникает в рамках психологии, однако вскоре далеко выходит за пределы той дисциплины, которая его породила. Это происходит вследствие стремления основоположников психоанализа применить разработанные ими теории и методы к объяснению широкого круга явлений сознания, общества и культуры. Таким образом, психоанализ приобрёл большое философское и культурологическое значение. Основы психоанализа были заложены австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939), разрабатывавшим специальную методику лечения нервных и психических болезней, заключающуюся в беседах врача-психоаналитика с пациентом и анализе произвольных ассоциаций, возникающих в сознании пациента. Основные произведения З. Фрейда: «Тотем и табу», «Толкование сновидений», «Будущее одной иллюзии». Главная заслуга Фрейда состоит в открытии бессознательного. В европейской философии и психологии начиная с 17 в. под влиянием картезианства было принято в основном сводить психику человека лишь к сознанию, в свою очередь определяемому мышлением. Фрейд же показал, что нельзя свести всю психику человека исключительно к сознанию, что бессознательное, то есть процессы, не контролируемые разумом, играет значительную роль в жизни человека. Фрейд сравнивает психику человека с айсбергом, у которого мы видим лишь надводную часть, но не замечаем намного большую подводную часть. Так же мы отождествляем видимую нами часть психики – сознание со всей психической жизнью человека, не замечая скрытого от поверхностного взора бессознательного. Психика человека состоит из трёх частей: 1. Оно (Id)– бессознательное; 2. Я(Ego) – сознание; 3. Сверх-Я (Super-Ego) – культурные нормы, сформировавшиеся в результате социальной жизни людей и навязываемые индивиду обществом. Бессознательное является природным по своей сущности и свойственно человеку как животному существу. Бессознательное живёт по принципу удовольствия и стремится к максимальной степени удовлетворения желания, не считаясь с общественными запретами. Фрейд считал главными влечениями, обусловленными бессознательным, эрос (стремление к продолжению рода, шире – к созиданию нового, творчеству) и танатос (стремление к смерти, к разрушению, уничтожению). Большое значение придавал Фрейд проявлению в деятельности человека сексуальной энергии – либидо, которая может переводиться (сублимироваться) в сферы творчества, политики, предпринимательства и т. д. В ходе развития человеческого общества с помощью норм культуры и нравственности предпринимались усилия уничтожить влияние бессознательного, но его удавалось лишь вытеснить в «подвал» нашей психики, откуда оно время от времени прорывается, когда контроль со стороны сознания за нашими действиями ослабевает. Бессознательное проявляется в сновидениях (поэтому Фрейд и призывал к анализу сновидений), оговорках, случайных ошибках. Я является сознательным уровнем психики, который человеку лучше всего известен. Человек осуществляет сознательную деятельность не по принципу желания, а по принципу реальности, удовлетворяя только те влечения, которые не идут вразрез с нормами нравственности и общепринятыми правилами. Наше сознание (Я), по Фрейду, является ареной борьбы между природным и культурным началом, между Оно и Сверх-Я. Это в конечном итоге порождает неврозы и другие болезненные состояния психики. Культуру Фрейд понимает как совокупность того, что создано человеком как надбиологическим, сознательным существом для борьбы с природой. Эта борьба происходит на внешнем и внутреннем фронте. Человек с помощью культуры борется за выживание в окружающей среде (против холода, диких зверей), но культура помогает человеку бороться и с природой внутри себя, обуздывая бессознательные склонности и инстинкты. Человек отличается от животных тем, что умеет сдерживать, обуздывать свои инстинкты. Также Фрейд выдвинул учение об Эдиповом комплексе[1] (изначальном убийстве отца) как факторе, положившем начало совести как одной из главнейших нравственных норм, отличающем человека от животных. Однако отношение людей к социальности и культуре двойственно. Человек понимает их необходимость, но под влиянием бессознательного тяготится их воздействием и желает избавиться от их власти при первом удобном случае, когда надеется избежать наказания за это. По отношению к религии Фрейд был атеистом и считал религию коллективным неврозом, снимающим индивидуальный невроз. У психоанализа Фрейда появилось много последователей, которые каждый по-своему развивали эту теорию, причём Фрейд выступал против многих идей продолжателей психоанализа. Так, он не согласился с учением своего ближайшего последователя Карла Густава Юнга (1875 - 1961), создавшего учение о коллективном бессознательном. Основные работы К. Г. Юнга: «Психология бессознательного», «Архетип и символ» В понимании бессознательного Юнг значительно разошёлся с Фрейдом. Юнг считал, что бессознательное может быть не только индивидуальным, а ещё и коллективным. Он также полагал, что бессознательное является не биологическим, а социальным по своей природе. И если Фрейд видел в бессознательном негативно влияющее начало, с которым следует бороться, то Юнг подчёркивает положительную роль бессознательного, возвышающегося до сверхсознательного. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, изначальных образов имеющихся в подсознании людей различных культур (мировое древо, мать-земля, дорога, мудрый старец и др.). Анализируя мифы, предания и другие фольклорные памятники различных народов, никогда между собой не контактировавших, а также видения пациентов, которых он наблюдал, Юнг заметил поразительное сходство многих образов и представлений, которое нельзя было объяснить влиянием культуры одного народа на другую. Соответственно, эти образы свойственны самой психике человека изначально. Архетипы проявляются в сновидениях, мифологии, обрядах и т.д. В отличие от Фрейда, Юнг не относился пренебрежительно к религии, а считал её одним из высших проявлений духовности человечества. В структуре психики Юнг выделял: 1.Самость - центр личности, объединяющий все её части, 2. Персона - роль, которую человек играет в обществе, 3. Тень - вытесненные желания личности, 4. Анима или анимус - образ идеального мужчины или женщины. Причём анима присутствует исключительно в психике мужчин, а анимус – у женщин. Ещё одним виднейшим представителем психоанализа был немецкий философ и психолог Эрих Фромм (1900 - 1980), ставший ведущим представителем неофрейдизма. После прихода нацистов к власти Фромм переехал в США. Основными работами Фромма являются: «Бегство от свободы», «Иметь или быть?», «Психоанализ и религия». Создавая своё учение, Фромм опирался на идеи классического психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Из-за сильного влияния марксизма на воззрения Фромма его учение получило название фрейдомарксизм. В отличие от теории Фрейда Фромм исследовал в первую очередь не внутрипсихические процессы, а социальные межличностные отношения и их влияние на психику. Сферу бессознательного Фромм понимал как результат воздействия социальной среды. Основной психической потребностью индивида Фромм считал установление системы отношений к миру и обществу. В работе «Бегство от свободы» Фромм исследовал причины возникновения и массовости тоталитарных режимов. В человеке борются стремление к свободе и стремление к безопасности. Ради безопасности люди готовы жертвовать свободой. Также люди плохо переносят связанный со свободой груз ответственности и выбора. Поэтому они готовы поручить осуществление выбора другому, тем самым подпадая под его власть и лишаясь свободы. Однако Фромм резко критически относился и к капитализму - «обществу тотального отчуждения» и подверг его резкой критике в работе «Иметь или быть?»





[1] Согласно одному из древнегреческих мифов Эдипу было предсказано, что он убьет своего отца и женится на собственной матери. Как ни пытался Эдип избежать этого, предсказанное свершилось против его воли. В порыве отчаяния Эдип ослепил себя. Фрейд обозначал в качестве Эдипова комплекса первые пробуждения сексуальности у ребёнка, когда первым бессознательно желаемым сексуальным объектом для них оказывается родитель противоположного пола. Мальчик испытывает влечение к собственной матери и желает избавиться от отца («убить» его) как своего соперника. У девочек подобный комплекс получил название «комплекс Электры». По Фрейду, Эдипов комплекс сыграл значительную роль в становлении образа монотеистического Бога (см. материал в ответе на вопрос 32).

Наши рекомендации