Философские воззрения Джордано Бруно.

Выдающимся представителем натурфилософии итальянского Возрождения, сыгравшим значительную роль в пересмотре средневековой картины мира был Джордано Бруно (1548 – 1600). Поскольку он родился около местечка Нола, его прозвали Ноланцем. Бруно воспитывался в католическом монастыре, однако с ранних лет проявил вольнодумство и вступил в конфликт с церковным учением. Будучи чрезвычайно яркой и энергичной личностью, Бруно с горячностью отстаивал свои убеждения, не идя на компромиссы. Свои философские произведения он писал в художественной форме диалогов: «Пир на пепле», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме». Главным из произведений Бруно следует назвать сочинение «О бесконечности вселенной и множестве миров», в самом заглавии раскрывающее сущность учения своего автора.

В отличие от Коперника и Галилея Бруно был философом-поэтом, собственно конкретнонаучными изысканиями Бруно не занимался. Его удивительные догадки о мироздании были результатом размышлений, исходящих из подчас далёких от науки мировоззренческих предпосылок, а не наблюдений, расчётов или экспериментов. Почти вся жизнь Бруно прошла в странствиях. Он пытался найти пристанище во Франции, Германии, Британии, но везде его учение навлекало на него обвинения в ереси.

Как известно, Бруно подвергался за свои философские убеждения, за критицизм в отношении многих положений христианского вероучения и папского двора, а также за увлечение алхимией и магией многочисленным гонениям со стороны церкви и последние 10 лет жизни провёл в застенках инквизиции. Не заставив Бруно отречься от своих воззрений, суд инквизиции приговорил его к сожжению на костре. Бруно встретил приговор следующими словами: «Вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю». Бруно был казнён в феврале 1600 г. на одной из площадей Рима.

Основным предметом философских размышлений Бруно была природа, поэтому Бруно можно считать по преимуществу натурфилософом. Натурфилософы по иному подходят к изучению природы, чем учёные-естествоиспытатели. Для натурфилософии характерно созерцательно-умозрительное познание природы, противоположное по своим методам естественнонаучному знанию Нового времени. Воззрения Джордано Бруно на природу проникнуты обожествлением природы, приводящим к пантеизму. Бруно заявлял, что «Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах». Сама природа как единое материальное начало заключает в себе все возможные формы, которые определяют возникновение вещей и, кроме того, являясь основой всего, обладает безграничным творческим потенциалом. Природе, таким образом, приписываются все свойства, относимые христианством к сверхнатуральному Богу, и сама она оказывается божеством. Бруно утверждает, что именно материальная природа «должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей и матерью естественных вещей». Таким образом, Бруно может считаться представителем достаточно распространённого в эпоху Возрождения пантеистического материализма. Бруно подвергает переосмыслению устоявшиеся со времён Аристотеля представления о соотношении материи и формы. Если у Аристотеля и его схоластических средневековых последователей материя и форма разделены, и форма проникает в материю извне, упорядочивая её; то, с точки зрения Д. Бруно, все формы порождаются самой материей, т.е. всё идеальное в мироздании порождается материальным. Это опять же свидетельствует о сильной материалистической тенденции в философии Д. Бруно.

Согласно Бруно, вселенная едина, бесконечна, неизменна в своей целостности. Бруно заявлял, что вселенная вечна, ибо нет никакого другого бытия, которое могло бы её породить; также она не может уничтожиться, поскольку она превратится лишь в другое своё состояние. Вселенная из-за своей бесконечности не может увеличиваться или уменьшаться. Формы, в которых воплощается материя, постоянно меняются, но сама по себе материя вечна. Джордано Бруно окончательно разрушает средневековую картину мира, доказывая, что космос не ограничен сферой неподвижных звёзд, а бесконечен, и, следовательно, у вселенной нет никакого центра. Бруно утверждает, что во вселенной существует бесконечное множество обитаемых миров (планетных систем). Наш мир – лишь один из этого множества, а Земля – не более чем пылинка в необъятной вселенной. Разумеется, подобные воззрения в ещё большей степени, чем гелиоцентризм Н. Коперника, были неприемлемы для католической церкви. Вся природа представляется Бруно одушевлённой. Духовное начало неразрывно слито с материей и неотделимо от неё. Следовательно, наряду с пантеизмом для воззрений Бруно на природу характерен гилозоизм как представление об одушевлённости всего сущего. Вселенная наделена так называемой мировой душой, разлитой по всему мирозданию. Частицами этой мировой души являются и индивидуальные души людей. Их Бруно сравнивал с осколками огромного зеркала, разбившегося на бесчисленное множество кусочков, отражающих всё богатство мироздания. Бруно верил в могущество человеческого разума.

Чувственное познание он считал второстепенным. Чувства ограниченны, поскольку они не могут постичь бесконечность. Чувства, по мнению Бруно, должны лишь пробуждать разум, подталкивать его к размышлениям. Именно этими взглядами во многом и объясняется склонность Бруно к умозрению и его отдалённость от опытно-экспериментального естествознания. Бруно требовал разделения веры и знания. Он считал, что вера необходима для грубых душ и народов, стоящих на низших ступенях развития. Образованные люди, мудрецы должны полностью обращаться к знанию, а не вере. Философская вера, в отличие от религиозной, обязательно должна быть основана на знании. Бруно верил в бессмертие человека как частицы мирового целого, природы. Он призывал к активной деятельности, познанию, творчеству, чтобы через них преодолеть страх перед смертью. Такую мировоззренческую позицию сам Бруно назвал «героическим энтузиазмом». Скорее всего, подобный «героический энтузиазм» помог Бруно выдержать пытки инквизиции, не отречься от своих убеждений и принять смерть с сознанием собственного достоинства.

Наши рекомендации