Объективный идеализм и диалектика Платона.
Самым известным и значительным из учеников Сократа был Платон (428 – 348 г. до н. э.). Настоящее имя Платона - Аристокл, Платоном («широким») он был прозван за атлетическое телосложение. Наибольшее воздействие на воззрения Платона оказал Сократ, ближайшим учеником которого он был. Благодарную память об учителе Платон пронёс через всю свою жизнь. После смерти Сократа Платон уезжает из Афин, путешествуя по культурным центрам Средиземноморья. Несколько раз Платон приезжал на Сицилию, пытаясь смягчить нрав сиракузского тирана Дионисия. Это едва не стоило Платону свободы, так как Дионисий, когда нравоучения Платона стали его раздражать, приказал продать его в рабство. Лишь случайно один афинянин узнал Платона на рынке рабов и выкупил философа. Вернувшись в Афины, Платон основывает свою философскую школу - Академию, просуществовавшую около 1000 лет.[1] До конца жизни он преподавал в своей школе, ставшей одним из крупнейших научных и философских центров античной культуры.
Платон - первый философ, от которого дошли почти все сочинения. Сочинения Платона написаны в художественной форме диалогов, бесед между несколькими персонажами, каждый из которых отстаивает свою точку зрения. Основные сочинения: «Апология Сократа», «Пир», «Государство», «Законы». Главным действующим лицом почти всех диалогов является Сократ, от имени которого Платон выражает свои взгляды. Платон оказал огромное влияние на развитие философии. По мнению английского философа 20 в. А. Уайтхеда, вся последующая философия есть лишь примечания к Платону.
Учение Платона стало первой чётко разработанной системой философии, все части которой оказались по своему теоретическому содержанию связаны, скоординированы между собой.
Учение о бытии.
Платон является основоположником объективного идеализма в философии. Напомним, что объективный идеализм – направление в философии, признающее первоистоком бытия некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Главным вопросом, над которым размышлял Платон, был вопрос об истинном бытии. Платон вслед за Гераклитом замечал, что все окружающие нас материальные вещи изменчивы, преходящи – они появляются и исчезают. Материальное бытие есть лишь несовершенное, ущербное бытие. Следовательно, материя истинным бытием не является. Нужно найти нечто постоянное, совершенное, неизменчивое и неуничтожимое. Это и будет настоящее, подлинное бытие. Таким бытием, согласно Платону, обладают бестелесные, нематериальные идеи (эйдосы) вещей. Вечные, неизменяемые идеи определяют сущность каждой вещи, а все материальные тела существуют как некие копии идей, благодаря своей причастности к идеальным первосущностям. Материальные объекты трансформируются, появляются и исчезают; а идеи всегда остаются неизменными. Все материальные объекты Платон рассматривает как синтез бытия и небытия. Материя без какого бы то ни было воздействия идей на неё равнозначна небытию, обозначаемому у Платона термином «меон». Из-за причастности к небытию материальные объекты и являются изменчивыми. Идеи, согласно Платону, существуют объективно, независимо от человеческого сознания. Эйдосы располагаются не в уме человека, а в некоей занебесной области. То есть Платон делит всё мироздание на первичный, совершенный мир за небесным сводом и вторичный, несовершенный мир материи, зависимой от идей. Идеи выстраиваются в занебесной области в иерархическом порядке, причём высшей идеей является идея Блага. Для иллюстрации правомерности теории идей Платон рисует миф о пещере. Люди уподобляются выросшим в пещере узникам, которые не видели ничего, кроме теней на стенах родной пещеры. Если бы к ним явился человек из внешнего мира и сказал, что то, что они видят, есть что-то вторичное, производное, лишь тени, то они посчитали бы этого человека сумасшедшим и стали бы смеяться над его утверждениями. Так же и большинство людей привыкли к жизни в мире материальных объектов, не замечая, что они представляют собой лишь несовершенное, вторичное бытие – тени от истинного бытия – идей (эйдосов).[2] У Платона в диалоге «Тимей» мы встречаем впервые учение о Демиурге, существе, сотворившем мироздание по числовым пропорциональным соотношениям, в чём можно увидеть предвосхищение средневекового креационизма.
Учение о познании.
Настоящее, подлинное знание нам может дать познание не постоянно изменчивых вещей материального мира, постигаемых чувствами, а познание вечных, неизменных идей. Знание о материальных вещах представляет собой лишь мнение (доксу), оно несовершенно и быстро устаревает вследствие изменчивости вещей, тогда как знание идей гарантирует получение самого достоверного и непреходящего знания. Идеи могут постигаться лишь умозрением, размышлением. Поэтому, занимая позиции рационализма, Платон отдаёт предпочтение разумному познанию перед чувственным. Настоящее знание не есть ни ощущение, ни даже правильное мнение с определением (диалог «Теэтет»). Познавать следует не единичные объекты, а общее, доступное исключительно рациональному познанию. Для познания сущности вещей (их идеи) необходимо отвлечься от всего чувственного. Привыкнуть к рациональному познанию можно при помощи философии и математики, которая также нацелена на изучение умозрительных неизменных сущностей. Не случайно на входе в Академию было начертано: «Да не войдёт сюда никто не знающий геометрии». Всякое познание Платон считал припоминанием (анамнезисом) того, что душа видела до своего вселения в тело, пребывая в мире идей. Поэтому наиболее надёжным способом получения знаний служит не опытное, основанное на чувствах, изучение мира, а поиск высшего знания, заложенного в самой душе человека. Таким образом, настоящее знание является врождённым человеку, априорным. В качестве главного метода познания у Платона выступает субъективная диалектика понятий. Эти понятия, в отличие от эйдосов, являются подвижными и могут переходить друг в друга. Диалектику Платон называет вершиной всех наук. Платон полагал, что науки должны служить познанию мира идей и носить теоретический характер, практическое применение результатов научной деятельности принизило бы науку. Утверждая исключительно теоретический характер научного познания и оторванность науки от практики, Платон разделял общую установку, характерную для античного отношения к науке в целом.
Учение о душе.
Учение Платона о душе (психология) тесно связано с его онтологией и гносеологией. Платон полагает, что душа и тело представляют собой различные субстанции, временно сосуществующие в человеке. Душа является как бы представителем мира идей в теле. Подобно всем материальным вещам тело рождается, развивается и разрушается. Душа же как идеальное начало вечна и бессмертна. В диалоге «Федон» Платон устами Сократа приводит 5 доказательств бессмертия души. Тело сковывает душу, поэтому Платон называет тело темницей, из которой душа стремится как можно скорее вырваться. Душа освобождается из этой темницы в момент смерти тела, но ещё в течение жизни приготовляется к этому с помощью философских размышлений. Поэтому Платон заявляет, что философствовать значит учиться умирать. Платон верил в теорию переселения душ (метемпсихоз). По его воззрениям, после смерти тела душа некоторое время пребывает в царстве идей, а затем вселяется в тело другого человека или животного. Платон выделяет три части души; 1. Вожделеющая – отвечает за насыщение и продолжение рода; 2. Страстная – отвечает за аффекты; 3. Разумная – осуществляет разумное руководство поведением и познание. Деление души на 3 части отражается в учении Платона об идеальном государстве (подробно оно изучается в курсе политологии). Те люди, у кого преобладает высшая, разумная душа, должны стать философами-правителями. Люди с преобладанием страстной части души должны стать стражами-воинами; а те, у кого главенствует вожделеющая часть души, заниматься ремеслом, сельским хозяйством и торговлей.
Биологическая и медицинская проблематика в произведениях Платона.
Платон является одним из зачинателей телеологического подхода к исследованию существования и функционирования организмов. Устами Сократа Платон в диалогах много рассуждает о целесообразности различных органов животного и человеческого тела. Основной вопрос, который должен ставиться придерживающимся теологического подхода исследователем: «Для чего существует орган?». Отсюда следует приоритет целевого принципа над каузальным (причинным). Многие места из диалогов Платона посвящены попыткам объяснения явлений, физиологии, ботаники, зоологии и анатомии человека. При этом проявляется стремление согласовать математически умозрительные и эмпирические способы объяснения, а также показать, ради какой цели всё устроено именно таким образом. В заключительной части диалога «Тимей» Платон рисует мифическую картину происхождения животных видов как регресса, перехода от высших форм к низшим в наказание за проступки, неправильное поведение и греховные помыслы. В диалоге «Законы» содержатся размышления Платона о медицине. Существует, по его мнению, два вида медицины: для рабов и для свободных. Они различаются отношением врача к пациенту. Врач, лечащий рабов (как и животных), не должен осведомлять их о болезни, а только заставлять их принимать лекарства. Врач же, лечащий свободных, должен беседовать с больным и его друзьями, убеждая их в пользе лечения. Только после этого они вправе с согласия больного начать лечение.
[1] По названию школы последователей Платона в античности часто называли академиками.
[2] Платон пытается примирить противоположные картины мира. Тезис Гераклита о вечной текучести мироздания относится лишь к миру материи, в то время как мир эйдосов статичен и неизменен подобно шару бытия у Парменида.