Формы философского материализма.
Материализм – направление в философии, утверждающее первичный характер материи (телесного, вещественного) по отношению к идеальному (духовному, нематериальному). На протяжении всей истории развития философии можно заметить борьбу материализма с противоположным ему философским направлением – идеализмом. Материализм, как правило, связан с научным мировоззрением и развитием науки как одной из форм общественного сознания и духовной культуры. Соответственно формы философского материализма сменяют друг друга в зависимости от глубины научного постижения материи. В истории философии можно выделить следующие формы материализма:
1. Стихийный материализм. Это исторически первая форма материалистической философии в странах древнего мира. Стихийный материализм основан на представлении о том, что всё существующее возникло из нескольких изначальных стихий, материальных по своему характеру (как правило, назывались в качестве стихий земля, вода, огонь, воздух). Считалось, что всё духовное также обязано своим существованием действию этих стихий. Основные представители стихийного материализма: школа чарвака-локаята в Индии, школа книги Перемен в Китае, Фалес, Анаксимен, Гераклит в древней Греции.
2. Атомистический материализм. Основоположниками этой формы материализма считаются древнегреческие философы Левкипп и Демокрит. Они предположили, что всё существующее состоит из мельчайших, неразложимых далее, то есть простых, частичек – атомов. Само слово «атом» в переводе означает «неделимый». Представители атомистического материализма полагали, что все процессы и явления в мироздании могут быть объяснены действием атомов. Всё идеальное (душа, сознание, боги) тоже составлено из атомов. В дальнейшем многие идеи атомистического материализма были использованы последующими школами материалистической философии, а сама идея атома оказалась чрезвычайно плодотворной для науки. Основные представители атомистического материализма: Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар.
3. Пантеистический материализм. Эта форма материализма характеризуется представлением о тождестве материи и божественного начала. На материю переносятся свойства, изначально приписываемые Богу (вечность, бесконечность, способность к сотворению и пр.). Очень часто пантеистический материализм подразумевает гилозоизм (панпсихизм) – учение о всеобщей оживотворённости и одушевлённости материи. Основные представители пантеистического материализма: античные стоики (Сенека и др.), Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза, И. В. Гёте.
4. Механистический (метафизический) материализм. Эта форма материализма получила наибольшее распространение в 17-18 вв. От атомистического материализма была заимствована идея о наличии мельчайших частиц, из которых состоит всё мироздание. Эти частички принято было называть корпускулами (лат. сorpuscula – тельце). Соответственно, теорию материи, принятую сторонниками механистического материализма, называют корпускулярной. Считалось, что эти частички подчиняются действию законов механики. Поскольку же из таких корпускул состоит всё существующее (в том числе психические явления и социальная реальность), полагали, что всё может быть объяснено из законов механики (механицизм). Материальное сводилось представителями механистического материализма к вещественному и телесному. За недооценку процесса развития и роли противоречия данная разновидность материализма получила название метафизического. Основные представители механистического материализма: Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, М. В. Ломоносов.
5. Антропологический материализм. Эта форма материализма существовала в середине 19 в. Основоположником и главным представителем антропологического материализма был немецкий философ Людвиг Фейербах. Он считал исходной точкой материалистической философии доказательство полной материальности человека, самого совершенного существа в мироздании. Духовная сторона существования человека полностью вытекает из его материальной, природной сущности. При решении всех вопросов философии представители антропологического материализма требовали исходить из признания материальности человека. В России виднейшим последователем антропологического материализма был Н. Г. Чернышевский.
6. Вульгарный материализм. Вульгарным материализмом называют учения склонных к философским выводам учёных-естествоиспытателей 19 в. Основная черта воззрений представителей вульгарного материализма – утверждение полной материальности, вещественности сознания человека. Один из представителей этого направления К. Фогт писал, что «мысль находятся в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени». Утверждалось, что сознание – это всего лишь вещественные выделения из мозга. Естественно, по мере познания сути психических процессов была доказана несостоятельность подобных утверждений, и эту разновидность материализма стали называть вульгарной (грубой, упрощающей). Основные представители вульгарного материализма: П. Кабанис, Я. Молешотт, Л. Бюхнер.
7. Диалектический и исторический материализм. Основы диалектического и исторического материализма были заложены в 19 веке немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они использовали разработанный Г. Гегелем на идеалистической основе диалектический метод, переосмыслив его в материалистическом духе. Достижения предшествующих форм материализма были обогащены в учении Маркса и Энгельса последовательным применением диалектического метода, основанного на признании развития и противоречивости всего существующего. Учение Маркса и Энгельса также принято называть историческим материализмом, поскольку понятие материи оказалось распространённым ими на общество и историю, которые стали пониматься как наивысший, социальный, уровень развития материи. Благодаря материалистическому объяснению общества и исторического развития эта разновидность материализма считается наиболее последовательной. (Предшествующие формы материализма явно или неявно прибегали к идеалистическим объяснениям общественных явлений, даже если демонстрировали материалистический подход к анализу природных явлений.) Основные представители диалектического и исторического материализма (марксизма): Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. Грамши, Д. Лукач и пр. Следует сказать, что в отличие от идеализма материализм может быть только объективным. Всякая материалистическая философия обязательно предполагает бытие материи независимой от нашего сознания, т.е. существующей объективно, в качестве предпосылки самой деятельности сознания.