Нравственность и ее суррогаты
Не человек для морали, а мораль для человека.
Что забыл сказать Христос
Ч |
то считать допустимым и одобряемым? Как, с помощью чего можно квалифицировать нечто как нравственное или безнравственное? Это задача не абстрактно-теоретическая, а сугубо житейская, с которой мы сталкиваемся много раз на дню. Самые распространенные критерии весьма несложны, и основные из них таковы.
Нравственно то, что:
– считаю нравственным Я. Если Меня так воспитали и поэтому Я это считаю нормальным, допустимым, значит это и есть нормальное и одобряемое. А то, что я считаю безобразным и недопустимым, достойно только осуждения и искоренения.
· Это—индивидуальная мораль, в данном случае в достаточно категоричном и агрессивном варианте. К сожалению, он и является наиболее распространенным.
– официально провозглашается. То, чему обязаны учить в школах, о чем пишут в газетах и иногда с пафосом декларируют родители в воспитательных целях.
· Это—официальная мораль, создаваемая идеологическими органами. К сожалению, то, чем руководствуются эти идеологические органы, не всегда понятно и нравственно оправдано. Кроме того, безумно оторвано от жизни.
– считает большинство. "Приличные люди ведут себя так. А так—не принято". "Кем не принято?" "Всеми".
· Это—общественная мораль. Мнение большинства—как правило, разумный компромисс между идеями и жизнью. Это огромная сила, именно поэтому она чаще всего и отождествляется просто с Моралью.
– делает большинство. "Ты не слушай то, что говорят, ты смотри, что делают".
· Это—нравы, тот житейский бульон, которым пропитываемся мы с детства и которым, к нашему сожалению или счастью, закладываются наши нравственные основы.
– делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью—безнравственно.
· Это и есть нравственность в самом узком и точном смысле слова. Насколько мне известно, именно такое понимание ее разделяется ведущими современными философами и принято во Всемирной организации здравоохранения.
Конечно, критерий "то, что делает человека здоровым и счастливым",—нуждается в дополнениях и уточнениях. Например, очевидно, что, если мое поведение касается не меня одного, то нужно учитывать и интересы другого. Если это касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих.
· Пусть люди воспитаны дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии—распущенностью)—не надо.
Но также никому не надо называть непристойным все то, что выходит за его привычные и жесткие рамки. Нельзя проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.
· Слова "распущенность", "разврат", "грязь", "пошлость", "шлюха", "порнография" в отношении секса—слова злые и грязные. Эти слова из того же набора, что и "наймит", "прихвостень", "отщепенец" и "злобный клеветник"—словаря, совсем недавно так широко использовавшегося в отношении инакомыслящих в СССР. Но если травля политически инакомыслящих (кажется) прекратилась, то травля инакомыслящих в сексуальной сфере—продолжается.
Может быть, заключим гражданский мир и, уважая друг друга, просто поразмышляем? Вдруг услышим что-то интересное?
Гармония интимных отношений
Ну как женщина и мужчина могут понять друг друга, ведь они оба хотят разного: мужчина хочет женщину, а женщина хочет мужчину...
Фридеш Каринти
Minimum minimorum
Г |
армония интимных отношений предполагает как минимум элементарный физический комфорт и ощущение безопасности. Это значит: возможность для пары встречаться дома, а не на случайной квартире или в подъезде... С уверенностью, что никто не войдет и не помешает.
· Слезы нашей жизни: когда на ее робкое и тревожное "Не успеем!" слышится его торопливо-наступательное "Успеем, успеем..."
Страх, что кровать скрипит или дети проснутся, тормозит возбуждение обоих, но особенно—женщины. И отключите телефон, иначе его несвоевременный звонок станет окончанием праздника.
Уважение и раскованность
Н |
ачнем с обратного: во многих случаях в сексуальных отношениях уважение противопоказано.
· Слишком хорошо воспитанный муж скучен как любовник—он думает о своей жене только как о драгоценном камне, который нельзя запачкать ничем, даже собственными "непристойными" эротическими фантазиями. Его "уважение" оборачивается скованностью, отсутствием фантазии и возбуждающего женщину напора.
Во время откровенных ласк нужна смелость и нежность, а не уважение. Тем более неуместно говорить об уважении, когда на пике оргазма мужчина всаживает член в извивающуюся партнершу—тут необходимо мыслить другими категориями[15]. И тем не менее без уважения (в сочетании с раскованностью) гармоничная сексуальная жизнь в паре невозможна.
А настоящее уважение начинается с того, что мужчина начинает видеть в женщине просто ЧЕЛОВЕКА—со своим миром, ярким и непохожим на его собственный мир. Видеть человека, с которым ему интересно.
Мужчины с женщинами спят. Мужчины женщин любят. Но мужчины с женщинами—не дружат. Дружат с тем, кого уважают, а мужчины уважают, как правило, только мужчин. Когда мужчина хочет обсудить какие-то проблемы или сыграть в картишки, он идет к мужчинам, а не к женщине. Он еще найдет, о чем с ней говорить до постели, но когда уже все произошло—о чем с ней разговаривать?
· Характерный вопрос я получил в записке на лекции: "Кого лучше использовать—девочку или женщину?"
А женщины нуждаются в дружбе и уважении. И то, что называется просто "хорошие отношения"—основа гармоничной сексуальной жизни.