Часть 4. Как жить в мире с людьми и миром

О Философии жизни

– Но я так думаю!
– И поэтому твоя жизнь не работает!

То, что всегда говорит ведущий тренингового семинара “Lifesрring”

Д

авно наблюдал, как одни люди живут среди людей легко и ровно, не напрягая других и не дергая себя, и как другие, вроде бы во всех отношениях такие же, настойчиво страдают, с завидной регулярностью мучаютсяи, самое главное, устраивают то же самое окружающим. Что делает их жизни такими разными? Взгляды на взаимоотношения между людьми, которые берутся за основу и воспроизводятся раз за разом, год за годом. Философия жизни. И, соответственно, разное качество Житейской Философии дает человеку очень разное КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Философия—очень практичная вещь. И я хочу познакомить вас с Житейской Философией, которая работает. Приняв ее, вы освободитесь от кучи проблем, конфликтов и перестанете создавать проблемы и конфликты для окружающих.

· Главной проблемой окажетсяПРИНЯТЬ новую философию. Сменить МИР. Впрочем, вы обязательно встретите людей, которые этой, новой для вас, философией живут уже давно. И, я надеюсь, вам нравится, как они живут.

Но прежде—два нравственно-психологических этюда.

Обвинение вины

П

омню прекрасное и веселое лето и нашу дружную компанию вожатско-преподавательского состава в пионерском лагере. Звездой и Солнышком у нас был Паша, по-настоящему порядочный, теплый и светлый человек. У нас было не только приятное общение в лагере, намечались планы общих интересных дел в Москве. Но вот все прервалось—у меня травма руки, операция, больница... Помню грустные Пашины глаза и искренние его слова о желании меня навестить. Но он так и не приехал ко мне. И больше мы с ним не виделись никогда—у меня его телефона не было, а он мне не позвонил. А мне так хотелось этого.

· Для меня нет сомнений в двух обстоятельствах: первое—Паша был потрясен происшедшим и искренне хотел приехать ко мне в больницу. Я не знаю, какие обстоятельства помешали ему сделать это (кстати, путь не близкий). Но второе и главное: я уверен, что осенью, когда я уже вышел из больницы, Паша мне не позвонил только по той причине, что ему было неудобно. Он чувствовал себя виноватым передо мной.

Все просто: если бы не переживание вины, у меня бы остался хороший друг. Его Совесть и ее жестокая служанка—Вина—лишили меня друга.

· Паша, откликнись! Я буду тебе рад!

А к госпоже Вине с тех пор у меня отношение особое, и, в частности, большая просьба: "Уважаемая госпожа Вина! Не мешайте людям жить!" И мне — в том числе.

Да, до какого-то срока я тоже верил, что угрызения Совести и переживание Вины есть неотъемлемое качество каждого духовно пробужденного человека. Эти мучители истово терзали мою душу, отмечая ударом каждое мое падение и царапая сердце за каждый мелкий промах. Спастись от них было невозможно, ибо чем человек порядочнее, тем больнее кусает ("угрызает") его Совесть и терзает Вина. Сейчас этим гостям нет места в моей душе: их место заняли Разум, Любовь и Нравственность.

Размышления о Виноватых

Ну как ты мог?—Так получилось...

Шурик, 3 года

Н

еизгладимое впечатление произвел на меня диалог Мари-сабель с ее мамой в фильме "Богатые тоже плачут". Мама, рассказав дочери, как она когда-то оставила ее в приюте, с надрывом спрашивала: "Ты не презираешь меня?" "Нет, я не презираю тебя!"—отвечала с дрожью в голосе и пафосом Марисабель... Все в порядке? Вам ничто не режет слух?

А ведь презрение—довольно грязная вещь. Это что-то из арсенала психологических палачей. Соответственно, у наших героев гуманизм на уровне: одна спрашивает: "Ты не будешь за мою слабость истязать меня?", другая отвечает: "Нет, я не буду поджаривать тебя на сковородке!" И по ее возвышенным интонациям я догадываюсь, что для нее это нравственный подвиг.

Ну что ж, для кого-то большим шагом к овладению нравственностью будет воздержаться от мата и научиться выяснять отношения нормальным разговором, а не метанием сковородок или кулаком. Для более цивилизованной публики трудной вершиной оказывается умение просить прощение и прощать. Славно, но чем здесь особенно гордиться? Прощение—это освобождение своей души от обид, зла и ненависти к другому; но это же значит, что перед этим вы загрязнили свою душу обидой, злом и ненавистью.

Я уже много лет не прощаю никого. Я не прощаю никого, потому что прощать мне некого. Прощаютвиновных, а я никого никогда не обвиняю, и в МОЕМ мире виновных—нет.

· Естественно, где-то на поверхности души обиды иногда могут появиться. Но в глубину души их никто не пустит, а на поверхности к ним настолько насмешливое отношение, что дольше нескольких минут обиды в моей душе не живут.

Я знаю, что люди часто бывают эгоистичны, агрессивны, глупы, невоспитанны, нечестны и неблагодарны. Меня это не удивляет, я принимаю это как реальность этого мира и не собираюсь ни возмущаться этим, ни из-за этого расстраиваться. Я не обвиняю дождь, поливающий меня водой, и не обвиняю людей, поливающих меня грязью. Плохих людей для меня нет.

· Плохих людей нет так же, как нет плохой погоды. Всякая погода—прекрасна, хотя для моих конкретных забот конкретная погода иногда меня очень даже не устраивает.

Я люблю этот мир таким, каков он есть. Все, что меня интересует, это—как в таких обстоятельствах, среди таких людей, жить мне. Смогу ли по-другому?

· Вас тоже интересует только это?

При этом я—человек совершенно земной, и если от человека рядом со мной оказывается больше неприятностей и вреда, чем радости и пользы, я постараюсь, чтобы он и я оказались подальше друг от друга. Я не оригинален и предпочитаю более комфортную среду, в том числе и человеческую.

Я могу активно и жестко защищать себя, как и любого другого человека, но, что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться. Для меня лучше не ответить ничем, чем ответить грубостью. Я никогда не унижусь до мести. Если мой личный враг делает хорошее дело, мне хотелось бы ему помочь.

По сути, Философия уже зазвучала. Дальше я изложу ее тезисно, в виде своеобразного Кодекса взаимоотношений.

Мой Кодекс взаимоотношений
(с короткими комментариями)

Скажи мне, как ты относишься к себе, и я скажу, как ты относишься к другим людям.

Мудро, но двусмысленно

О свободе

Я

—свободен. Я не являюсь собственностью ни Родителей, ни Близких и Любимых, ни кого бы то ни было еще. Я пришел в этот мир вовсе не для того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям.

Впрочем, и другие живут в мире вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям моим. Я дарю свободу всем. Никто—ни Родители, ни Близкие, ни Любимые—не являются моей собственностью.

Кто кому что должен

Мне никто ничего не должен. Если кто-то мне что-то сделал или сказал хорошее (хотя бы попытался это сделать), я ему благодарен. Не сделал—я не буду на него в обиде. Мне приятна благодарность, но я никогда на нее не рассчитываю и тем более ее не требую.

· С тех пор, как это стало моими принципами, мне (и со мной) стало жить гораздо приятнее. Обижаться мне не на кого, но, что характерно, меня действительно мало кто подводит.

·

МНЕ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН

Я никому ничего не должен—я свободный человек. "Как другие пришли в этот мир вовсе не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, так и я пришел сюда вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям их" (Фредерик Перлз). Мне приятно совершать добрые дела и я стараюсь их делать, но если я что-то кому-то не сделал (не смог или не захотел),—я не виню и не мучаю себя. Потому что людей мучить нельзя.

· Винить или мучить себя так же негуманно и глупо, как и кого-то другого. Разобраться в себе—это другое, достойное дело. Помочь себе—да, бить себя—нет. Нельзя бить человека!

·

ОБВИНЯТЬ И МУЧИТЬ СЕБЯ ТАК ЖЕ ГЛУПО И БЕЗНРАВСТВЕННО,
КАК МУЧИТЬ И ОБВИНЯТЬ ДРУГИХ

Наши рекомендации