Магический Театр Ирины (апрель 2009г.)

Вот еще одна из интересных и актуальных тем: работа с архетипом денег. Тут, конечно, необходима обширная преамбула, состоящая в пояснении и философско-социологическом анализе этого специфического архетипа, обзор трудов Ж. Бодрийяра, М.Фуко, Ж. Делеза и др. по механизмам функционирования "общества потребления" и архетипическим механизмам, делающим из современного человека - винтика общества потребления, "машину желаний", как писал Делёз. Опять же - тенденция современного человека к изоляции и преобладание частного интереса над общим, как весьма пагубная и уже довольно жесткая патологическая доминанта современного общества, деньги превратились из средства в цель, в идола, а то и бога, которому в действительности молятся большинство людей и т.д. и т.п. - тема очень большая и объемная, здесь нам все не описать, кроме этих отсылок к классикам.

Но технология работы с архетипом денег в МТ - отдельная большая и интересная тема, уже достаточно отработанная. Поводом для запроса, как правило, служит желание зарабатывать больше, неудовлетворенность своим финансовым положением и т.п. - по сути, за всем этим стоит вываливание человека из метафоры "жизненного потока" через зацикливание на этой социальной доминанте, подпитываемой СМИ, рекламой и всем образом жизни "общества потребления".

Но при всем этом есть очень большой плюс, т.к. даже диагностика с помощью архетипа денег высвечивает огромные пласты конкретных контекстов личностной незрелости и с этими контекстами можно работать, как с единым рисунком, как с целой веткой (гроздью) задач, нанизанных на один корень. И это ценно.
Вот пример, в котором рассказ ведется от лица Ведущего.


Женщина 40 лет. Собственный бизнес. Изготавливает и на выставках реализует очень неплохие украшения. В принципе, могла бы развить этот бизнес достаточно масштабно - украшения качественные, пользуются спросом и т.п. Но "почему-то" зависла на планке 1000 евро в месяц и уже несколько лет не может повысить этот предел. Этого как раз хватает на то, чтобы мало-мальски содержать семью.

Фокусирую в ней архетип денег и прошу его показать метафору взаимоотношения с ним этой женщины (назовем ее Ирина) в виде образа. Образ возникает сразу (как обычно при обращении к архетипчисеким слоям - глубокое ИСС) яркий и телесно переживаемый - яркая разноцветная спираль вокруг тела из многих нитей, раздувающаяся в ширину, но упирающаяся в некую черную заглушку вверху на уровне головы. При этом активизируется чувство обиды на мир, на глазах появляются слезы, тело начинает трястись.

Следующий шаг - выбор одной фигуры, которой передается состояние "ты моя метафора взаимоотношений с архетипом денег". Фигуру тоже начинает бросать то в жар, то в холод, проявляются и другие выраженные психосоматические реакции - по ее словам в теле ощущение переполнения энергии, которая бурлит, не имеет выхода, "не проточная", поэтому вызывает массу дискомфортов и распираний то тут, то там.
Начинаю работать с телом Запросивицы. Обнаруживаю блокировку - глубинную - спазм левого бронха. Следуя за рождающимися у меня при присоединении к пространству воображения Ирины образами, обозначаю дату - 48-й день от зачатия. При этом микропульсациями в области груди задаю волны примерно частоты дельта ритма, направляя их вниманием (это отдельная техника) в область спазма. Ирину начинает душить кашель, а потом наступают рыдания и поток слез. У нее возникает образ, как мать, узнав, что она беременна, говорит отцу, тот пьян и требует аборта. Колебания у матери и принятое решение (потом уже на обратной связи Ирина вспоминает, что мама действительно рассказывала ей, что хотела сделать аборт, но уже на кресле гинеколог ей отсоветовал). Идет бурное реагирование - рыдания, проживание боли своей отвергнутости, опять кашель. Я "вижу" как спазм расслабляется. Первый этап проработан.
Далее по цепочке проходим еще ряд образов, всплывающих у самой Ирины, где подкреплялось ее "отторжение миром" (родители хотели отказаться уже после рождения и сдать в детдом, но брат матери отстоял, еще несколько случаев), выходим на принятое решение "я никому не нужна" и контр-решение - "я докажу, что я чего-то стою (интересный момент - очень много слов в языке имеют денежные аллюзии - в частности это самое "я чего-то стою" - при чем действительно "чего-то" - не так уж много, но достаточно, чтобы выжить,- такие слова как "дорогой мой", "ценность", "золото мое", "ты мне дорог", "ты мне дорого обошлась", "ты меня продал", "цена твоим словам...", "твоя жизнь не стоит ни гроша", "этим ты купил меня с потрохами", "интеллектуальные вложения", " я потратил на тебя столько сил", "ты все более ценен для меня или ты - самое дорогое, что у меня есть", "привел себя в товарный вид", "заработал подзатыльник", "заработал себе воспаление легких", "долг перед Родиной", "отдать долги своему роду", "супружеский долг", "набивать себе цену", "это же золотая жила", "я должен!", "положил идею в свою копилку", "потратил массу сил", "ценная мысль", "сделка с совестью", "тебе цены нет", "зацени ка, как я выгляжу", "ты опять меня оцениваешь", "самооценка", "ты меня недооцениваешь", одна только "переоценка ценностей" - чего только "стоит", ну и огромное множество других вплоть до крылатых фраз "Паниковский всех вас продаст и купит, а потом снова продаст, но уже дороже" («Золотой теленок И.Ильфа и Е.Петрова»)

Я отвлекся. Итак, мы вышли на решение и контр-решение. Оба они базировались на явном чувстве обиды и вытесненном чувстве ненависти и агрессии.
Фигура проходит превращения. Ее крутит и гнет во все стороны, тошнит. При взаимодействии с фигурой, удается выйти на выражение агрессии. Я катализирую это как в гештальттерапии. Отреагирование-катарсис.

Выходим на следующий слой: Ирина страдает избыточным весом более 30, а то и 40 кг. В силу этого не привлекательна для мужчин. Муж есть, но там чувств давно уже нет и секса почти тоже нет, точнее крайне редкий. В фигуре при этом подавленные сексуальные чувства начинают подступать, но ее (фигуру) как бы заклинивает (опять "крышечка" не дает выхода - в результате стыд, покраснение лица и т.п.)
Начинаем двигаться по образам в эту сторону - выходим на большое "надо" во многих контекстах жизни. Убеждение "чтобы выжить, надо - (много работать, отказывать себе в удовольствиях, радовать других, быть сильной женщиной). Двигаясь дальше, выходим на отказ от себя как от женщины.

Рассказываю миф про Ехидну (как Гера превратила чудо-красавицу титаниду Ехидну - воплощение жизненности, чувственности, природности, - в чудовище - змею, наплодившую еще множество чудовищ). Сам рассказ, с определенными намеками и вложением многоэтажных смыслов производит действие на фигуру "метафоры отношений с денежным архетипом". Теперь она ощущает и переживает множество эротических ощущений и выражает их в движении - спонтанном танце - воплощающем чувственность и сексуальность.

Подходим к ключевому моменту - Ирина не может выйти за пределы планки заработка в 1000е, потому что иначе "придется" тратить деньги на себя (на что был запрет, по сути от самой себя - запрет на чувственность), на свою внешность. Необходимость быть полной и не нравится мужчинам ставит здесь блокировку. И сохраняет убеждение Ирины о своей определенной "ценности" (я докажу, что хоть чего-то стою). Это же упирается в обиду на отца, который бросил семью, когда у Ирины был возраст полового созревания.
Все эти факторы вместе создали ту самую планку и "заглушку сверху в первичном образе метафоры.

После этого осознания возможно проявление Афродиты. В фигуре фокусирую архетип Афродиты и спрашиваю, готова ли Ирина к тому, чтобы проводить ее энергии. Афродита отвечает, что после проделанной работы - готова и дает инициацию. Во время этой инициации Ирину бросает то в жар, то в краску, раскрываются "низы" просыпаются эротические чувства, появляется живая мотивация худеть и разрешение тратить деньги на себя и свои потребности. Фигура (после расфокусировки Афродиты) переживает мощную трансформацию - ощущение ничем не ограниченного потока и слияния с миром. Возникла новая - более живая и эффективная метафора отношения с архетипом денег. Она передает эту обновленную метафору Ирине.

Через несколько месяцев Ирина похудела килограмм на 20, выглядит достаточно привлекательно, жизнерадостно, ухоженно, не зациклена на деньгах и озабоченности ими, хотя денежный поток через нее увеличился раза в три. При этом Ирина с удовольствием вкладывает деньги в свое тело, чувственность (массаж, косметика, спорт).
Т.е. отталкиваясь от архетипа денег, мы выходим сразу на несколько заблокированных жизненных контекстов, которые удается охватить и проработать за полтора часа. Результат не только в увеличении заработка (это я считаю вторичным бонусом), сколько в общем взрослении и зрелости.

Работать еще есть с чем, но Ирина уже мотивирована на то, что справится сама и если нужно будет консультироваться в ближайшие полгода- год, то по "техническим" вопросам (причем, не обязательно у меня - зависимости на МТ не возникает) - принципиальные блокировки этого этапа индивидуации сняты.

Глава 3

Наши рекомендации