Магический Театр Сергея (октябрь 2009г.)

Вот пример работы в МТ, где происходит трансформация жесткого героического мифа, лежащего в основе судьбы человека, в "сад расходящихся тропок".

Мужчина (Сергей) около 40 лет сел на «горячий стул» с запросом: постоянная усталость и боли в спине и ногах. Массаж помогает лишь на несколько часов - хотя видов массажа и телесной терапии пробовал множество.

Описывать будем только основные вехи, т.к. за 2-3 часа МТ происходит столько междустрочных событий, что для описания одного случая со всеми нюансами понадобится страниц 200-300.

Работа происходит, когда в глубокой сонастройке с Запросивцем осознаешь всплывающие внутри тебя образы и озвучиваешь их, при этом отслеживая групповую динамику, которая кардинально меняется при точном попадании.

Итак, здесь Ведущий увидел сразу три базовых рефлекса, которые определяют динамику для выхода младенца (в зависимости от того, какой из рефлексов станет доминантой) на один из трех классов базовых мифов - героический, мистический и драматический. Три рефлекса: копулятивный - ритмическое повторение и эротическая деятельность, нутритивный - питание, поглощение, и посторальный - младенец держит голову, поднимается.

В данном случае видно было, что в доминанту вышел посторальный рефлекс, но дальше по каким-то причинам зациклился - запросивец постоянно продолжает "держать голову и вставать" и не может расслабиться. Т.е. он попадает в динамику героических мифов, но реализовать их не может и это «бьет» по его соматике.

Ведущий называет четыре фигуры, прислушиваясь к образам:

1. Проявление героического мифа через меня (запросивца)

2. Блокировка, мешающая и искажающая это проявления

3. Боль и напряжение в ногах и спине

4. Потребности внутренней женщины - эта фигура была неожиданна для Ведущего, у него не было гипотез, причем в этом случае потребности именно внутренней женщины - ведь миф-то героический, и только потом стало ясно в ходе процесса, что эта фигура ключевая.

Запросивец выбирает актеров, роли передал.

Динамика вначале как и предполагалась: 1 фигура пытается встать выше всех и забраться всем на плечи, но у нее не получается, она срывается и падает. 2-я фигура ее стаскивает. 3-я скрючилась от боли и пытается спрятаться. 4-я распласталась на полу.

Все это долго описывать, цель данного примера не в этом.

Ведущий ищет выход на тот именно героический миф, который может лежать в основе данной ситуации, но пока это невозможно, ведь он не может как раз реализоваться.

Тогда у него возникают литературные аллюзии (литературная классика украшает миф обилием дополнительных деталей, чем вносит в изначально простой миф множество вариаций). Приходит сюжет (не центральный) из Шекспировского Короля Лира, но не про Лира, а про графа Глостера и его двух сыновей - Эдмунда (внебрачного) и Эдгара (законного наследника). Эдмунд из зависти пишет анонимку отцу, будто Эдгар собирается его убить, чтобы поскорей получить наследство, а Эдгару говорит, чтобы тот бежал, т.к. отец подозревает его в покушении на убийство. Эдгар убегает, срывает с себя одежды, обмазывается грязью и долго шатается по степи, сгорбленный, опираясь на клюку и примкнув к сумасшедшим и прокаженным, выдает себя за сумасшедшего... До момента ключевых событий, когда Эдмунд уже становится любовником обеих дочерей Лира, фаворитом и претендентом на трон. Тогда Эдгар появляется в виде неизвестного рыцаря и в поединке побеждает засранца. Но это уже в конце.

Этот сюжет переходит в аллюзию о неком имплантированном эго (Эдмунд), который из зависти (шекспировские мотивы просты и очевидны) вытесняет изначальное (родовое) эго (Эдмонда), пытаясь помешать его предназначению - в нашем случае - проживанию некого героического мифа.

Ведущий проговаривает это - динамика резко меняется. Значит он «попал в точку», и здесь уже можно искать исходный миф, где бы присутствовали два брата, из которых один из зависти вытесняет или даже убивает второго (например Каин и Авель). Но фигура "потребности внутренней женщины" ведет себя очень странно и выходит в фокус действа, что приводит к смене образов с мужского мифа на женский - Амур и Психея (в частности, зависть сестер Психеи и возникшая в результате этого конфликтная ситуация). От этого мифа... перепрыгивая несколько сцен, выходят на архетип Афродиты (там тоже зависть Афродиты к Психеи и трудные задания, которые Афродита ей дает). Сгущает в фигуре 3 архетип Афродиты - с помощью ее подсказок герои выходят на вытесненный конфликт с отчимом в 12 лет, который был замаскирован - при попытке проиграть его на 2 стульях сначала не удается обнаружить остроту конфликта, только переходя на озвучивание подтекста выходят на катарсис - и вот уже понятно, где произошел раскол и появилась имплантированное ложное эго (Эдмунд) - в катарсисе происходит интеграция.

Остаются долги Афродите - это новый виток сюжета, в результате которого происходит выход на задавленную феминность, тут и проявляется 4 фигура и пуповина с матерью. В результате обнаруживается героический миф по женскому типу (Психея в услужении Афродиты) и невозможность его проявить из-за вытесненного конфликта с отчимом.

Интересно то, что в результате героический миф перестал быть жесткой доминантой, Запросивцу уже не нужно было подспудно доказывать самому себе, что он достоин любви, не говоря о том, что тело расслабилось и боли в спине и ногах и усталость больше вообще не проявлялись.

Вот пример, как от простого запроса про телесные недомогания удалось выйти на динамику судьбы и разрешить конфликты такой глубины, которые можно было раскручивать лет 5 в психоанализе или аналитической терапии (другие виды терапии до туда вообще бы не добрались) - а тут все произошло за 3 часа, причем и для актеров и для зрителей тоже случились очень глубокие трансформации.

Это к теме выхода на базовые мифы через промежуточные образы, - как здесь - из классической литературы. И доверие к образам.

Наши рекомендации