Раздел 8. Доступно ли созерцающему сущность Бога видение в Боге всех вещей?

   С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом.
    Возражение 1. Кажется, что созерцающие сущность Бога видят в Боге все. Так, сказано Григорием: «Что может быть сокрыто от видящих Того, Кто видит все?»192. Но [именно] Бог и видит все. Следовательно, созерцающие Бога видят все.
    Возражение 2. Далее, кто видит зеркало, тот видит и отраженное в зеркале. Но все актуальные и [даже] потенциальные вещи ярчайшим образом сияют в Боге, как в зеркале, ибо в себе Ему ведомо все. Следовательно, кто бы ни созерцал Бога, он видит в Нем все вещи, как актуальные, так и потенциальные.
    Возражение 3. Далее, как сказано в [книге] «О душе», кто разумеет высшее, тот разумеет и низшее. Но сущность Бога превосходит все, что Им делается или может быть соделано. Следовательно, постигнувший Бога может постигнуть и то, что Бог делает или может соделать.
    Возражение 4. Кроме того, разумной твари свойственно стремиться к познанию всех вещей. Таким образом, если бы созерцающему Бога не было дано познание всех вещей, его естественное желание осталось бы неудовлетворенным; из этого следовало бы, что созерцающий Бога, не познавши все, не был бы абсолютно счастлив, что не соответствует истине. Следовательно, созерцающий Бога знает все вещи.
   Этому противоречит вот что: ангелы созерцают сущность Бога, но все же не знают всего. Ведь сказал же Дионисий, что высшие ангельские чины очищают от невежества чины нижайшие193. Неведомо также ангелам и то, что случится в грядущем, а равно и тайные помыслы сокрыты [от них], ибо такого рода знание принадлежит единственно одному только Богу. Таким образом, созерцать сущность Бога – это еще не значит знать все вещи.
    Отвечаю: сотворенный ум, созерцающий божественную сущность, не видит в ней всего, что Бог делает или может соделать. Ведь очевидно, что вещи видимы в Боге постольку, поскольку они – в Нем. Но вещи находятся в Боге так, как следствия – в силе своей причины. Следовательно, все вещи видимы в Боге в той мере, в какой следствие видимо в причине. Из этого ясно: чем более совершенным образом видима причина, тем больше может быть видимо в ней и следствий. Так, наделенный сильным разумом [человек] на основании одного начала доказательства может сделать множество заключений, тогда как наделенный более слабым – ни одного, ибо в каждом отдельном случае он нуждается в отдельном разъяснении. Но ум может знать все следствия причины, а равно и непосредственные причины следствий [общей] причины, только в том случае, если он целокупно постиг саму причину Однако, как было показано выше (7), ни один из сотворенных умов не может целокупно постигнуть Бога. Следовательно, ни один из созерцающих Бога сотворенных умов не может знать все, что Бог делает или может соделать, поскольку для этого он должен был бы [прежде] постичь Его силу Тем не менее, чем совершеннее ум созерцает Бога, тем больше он знает из того, что Бог делает или может соделать.
    Ответ на возражение 1.Григорий говорит о полноте объекта [видения], а именно о Боге, Который полно содержит в себе и являет все вещи; но из этого еще не следует, что кто бы ни созерцал Бога, он познавал бы в Нем и все вещи, ибо нет никого, кто постигал бы Его наисовершеннейшим образом.
    Ответ на возражение 2.Отнюдь не необходимо, чтобы тот, кто видит зеркало, видел бы и все то, что отражено в зеркале, коль скоро его взор не охватывает все зеркало в целом.
    Ответ на возражение 3. Хотя созерцать Бога [куда] возвышеннее, чем созерцать в Нем все вещи, однако, гораздо возвышеннее созерцать Его так, чтобы видеть в Нем [и] все вещи, чем так, чтобы видеть их не все, но большее или меньшее их количество. Ибо уже было показано в этом разделе, что чем совершеннее Он созерцается, тем больше в Нем видимо и вещей.
    Ответ на возражение 4.Естественное желание разумной твари состоит в том, чтобы познать все, что относится к совершенству ума, а именно: виды и роды вещей, а также и их образцы; и каждый, кто [удостоится] созерцать божественную сущность, будет все это видеть в Боге. Но знать другие частные вещи, их мысли и их дела, [вовсе] не относится к совершенству сотворенного ума, а потому и не является предметом естественного желания; опять-таки, никто не желает знать вещи, которых пока еще нет, но которые Бог может призвать к бытию. Но даже если будет созерцаться один только Бог, Который суть начало и причина всяческой истины и всяческого бытия, то и этого будет достаточно для того, чтобы удовлетворить естественное желание познавать, чтобы ничего иного более не желалось и чтобы созерцатель испытывал полнейшее блаженство. Поэтому и сказано Августином: «Несчастен тот, кто все это (т. е. все сотворенное) знает, а Тебя не знает. Блажен, кто знает Тебя, хотя бы он и не знал ничего другого. Ученого же, познавшего Тебя, сделают блаженными не его науки, но один только Ты»194.





Наши рекомендации