Глава 1. Разум над материей: сукхасана
Глава первая
Разум над материей: сукхасана
Практикующий сукхасану становится неподвижной,
замороженной, трансцендентной скульптурой из живой плоти,
пребывая в свободе вне пространства и времени.
(Из древнеиндийского трактата по йоге)
Хатха — пожалуй, наиболее известный на Западе раздел йоги. Для большинства учеников йоги это просто сложная система физического контроля, включающая использование статических поз (асан) и изучение особых дыхательных техник (пранаям).
Динамические движения, напоминающие западную гимнастику, — это сугубо современное нововведение в йоге (такие упражнения появились лишь в последние 25 лет). В переводе с санскрита асана означает “сидение” или “устойчивое положение”.
В основе хатха-йоги лежит аксиома, согласно которой разум воздействует на тело, а тело, в свою очередь, — на разум. То есть можно говорить не только о психосоматике, но и о соматопсихике.
Когда мы нервничаем, беспокоимся, когда у нас депрессия, наше ментальное состояние отражается на различных проявлениях нашего физического бытия. На поздней стадии, например, хронического беспокойства наше ментальное состояние и соответствующее возбуждение симпатической нервной системы могут привести к органическим изменениям в теле, которые выльются в такие расстройства (в зависимости от нашей генетической расположенности), как язвы, колиты, сердечные болезни, разлад иммунной системы и множество других болезненных явлений.
Хатха-йога восстанавливает ментальную стабильность и, таким образом, обращает вспять процессы, которые приводят к психосоматическим расстройствам. Первое, чему необходимо научить новичка, —это обретение контроля над его или ее телом. В свою очередь, контроль над телом требует таких усилий контролирующего разума, когда ни один мускул не сокращается, ни один нерв не активируется, и даже кровь не циркулирует иначе, как под этим контролем.
Санскритское слово хатха распадается на две смысловые единицы: ха и тха. Ха относится к солнцу как к позитивному мужскому символу, а тха к луне — восприимчивому женскому символу. Обычно хатха понимается как единство позитивного солнечного вдыхания с очищающим, охлаждающим, лунным выдыханием. При более глубокой интерпретации ха эзотерически символизирует позитивный разум, а тха — его диаметральную противоположность, материальный проводник, т. е. тело. Здесь находится эзотерический ключ к учению об Адаме (разуме) и Еве (теле), символически изложенному в Библии.
Хатха-йогу можно определить как “технологию объединения и координирования физических и ментальных аспектов человека посредством телесных упражнений”.
Можно также отметить, что все слово хатха означает “насилие, принуждение” (в данном случае подразумевается преодоление инерции, присущей комплексу “разум—тело”).
В начале этого столетия русский ученый Павлов вновь открыл принципы условного и безусловного рефлексов, известные уже несколько тысячелетий хатха-йогам. С этой идеи о том, что мы способны ставить условия телу, а следовательно и разуму, мы начинаем наше изучение первого упражнения, сукхасаны.
Разум имеет большое влияние на тело, и в этом часто заключается источник болезней. —Мольер (1622—1673)
“ЛЕГКАЯ ПОЗА”
Сукхасана буквально означает “легкая поза” (сукха —легкий; асана —поза). Это одна из многочисленных медитативных поз
Преимущества
Устойчивое треугольное основание для туловища и головы.
Спина удерживается прямой, и благодаря этому не нарушаются нервные потоки вдоль позвоночника.
Легкие свободны для упражнений по глубокому дыханию (пранаямы).
Считается, что эта поза помогает пробудить кундалини (латентную нервную энергию, замкнутую в центральной нервной системе). Сукхасана имеет специфические физиологические и психологические преимущества. Физиологические: внутренности расслаблены благодаря скрещению ног; психологические: разум и тело приведены в гармоническое состояние стабильности благодаря принудительному сохранению неподвижности.
Сукхасана — идеальная техника для тех, кто хочет “закрыть дверь” за ежедневными заботами и таким образом приготовить себя для медитативного покоя в уединении своего разума. Эта техника ценна также для преодоления нервных расстройств, таких, как плохая нейромышечная координация, судороги, нервные движения и тик.
Те, кто не может согнуть ноги или сидеть на полу, могут достичь того же эффекта, сидя на стуле в так называемой “египетской позе” или “позе египетского бога”. Ниже мы обсудим этот вариант.