Материя, пространство и время как философские категории
Разработка проблем понимания материи в истории философской мысли (материализм). Основные формы бытия: пространство, время, движение, системность. Развитие вопроса о познавательном статусе категорий пространства и времени.
Разработка проблем пространства и времени Г.Галилеем, И. Ньютоном, Ф.Энгельсом, В.Лениным, А. Эйнштейном, современным естествознанием. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Свойства пространства: протяженность, однородность и изотропность, трехмерность.
Свойства времени: длительность, одномерность, необратимость, однородность. Специфично проявление времени и пространствав микромире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-времяи другие виды времени и пространств.
Проблемы самоорганизации. Синергетика
Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке как одна из центральных проблем науки (системный и информационный подходы). Вклад в теорию синергетики Г.Хакена, И.Пригожина, И. Стенгерс. Универсальность закономерностей явлений самоорганизации для всех сфер бытия. Особенности протекания процессов в замкнутых системах и открытых системах.
Равновесность/неравновестность и линейность/нелинейность в качестве главных характеристик синергии. Возникновение диссипативных структур (И.Пригожин). Системность как атрибут материи в любых ее пространственно-временных масштабах.
37. Учение о развитии (диалектика). Основные законы и категории диалектики
Развитие как объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Генезис понятия «диалектика» в истории философии (Сократ, Зенон, Гегель, марксизм). Различия между объективной и субъективной диалектикой.
Классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII — XIX веков — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля представляет собой рационалистическую, логико-гносеологическую модель диалектики.
Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине XIX века создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-материалистической, градуалистской и натуралистской (или «сциентистской»).
Основные признаки развития: 1) качественный характер изменений, 2) их необратимость и 3) направленность. Ни один из этих признаков не является, достаточным для определения развития. Недостаточны и какие-либо два из них.
I Принципы диалектики: 1) всеобщей взаимной связи; 2) развития через противоречия. II Основные законы диалектики:1) перехода количественных изменений в качественные; 2) единства и борьбы противоположностей; 3) отрицания отрицания. III Категории диалектики:1) сущность и явление; 2)единичное, особенное, всеобщее; 3) форма и содержание; 4) причина и следствие; 5) необходимость и случайность; 6) возможность и действительность.
Философское учение о познании (гносеология). Истина и заблуждение в познании.
Познание как духовная деятельность. Элементы познания: объект и субъект познания, средства и методы познания, границы, результат, т.е. знания и его оценка.
Проблема объекта познания в философии. Основные области познания: природа, социальная действительность, внутренний мир человека. Им соответствуют три познавательных феномена: объяснение, понимание и рефлексия. Проблема субъекта познания в истории философии. Сущностные различия веры, убеждения, установки. Понятие познавательных традиций. Проблемы чувственного познания. Гносеологическая система «ощущение–восприятие–представление». Сущность рационального познания (мышление, понятие, суждение, умозаключение).
Обыденное и научное познание. Специфика познавательных процессов в различных видах мировоззрения (миф, религия, философия). Истина и заблуждение в познании. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины (Демокрит, Платон, Ф.Бэкон). Истина как процесс. Относительная и абсолютная истина. Истина и заблуждение. Заблуждение и ложь.