Общая характеристика немецкой классической философии.
Философия Канта
Немецкая классическая философия как значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Исторические, культурные и научные предпосылки появления немецкой классической философии. Краткая характеристика философских учений Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха. Немецкая классическая философия - единое духовное образование, с присущими ему характерными чертами: 1)понимание философии в качестве «критической совести культуры», некоего «конфронтирующего сознания», способного к адекватной оценке всей мировой истории и культуры; 2) исследуются не только человеческая история, но и человеческая сущность; 3) все представители немецкой классической философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей; 4) классическая немецкая философия разрабатывает целостную систему диалектики; 5) ее идеи и теории носят гуманный характер. Влияние идей немецкой классической философии на мировую философию ХIХ - ХХ вв.
Основные этапы жизни и творчества И.Канта. Базовые идеи его философской системы: 1) космогоническая гипотеза; 2) учение о «вещах в себе» и явлениях; 3) учение об опытном и доопытном знании; 4) понятие «чистого разума»; 5) учение о трансцендентном; 6) исследование познавательных способностей человека и антиномий; 7) этическое учение Канта и разработка системы нравственных законов.
Философия И.Фихте и Ф.Шеллинга (краткая характеристика учений)
И.Г. Фихте (1762-1814) в работах («Основы общего наукоучения», «Наукоучение», и т.д.) пытается реформировать кантовскую трансцендентальную философию в единую философскую систему. Фихте интересует процесс познания и, прежде всего, его центр – субъект (Я). Социально-исторический и этический характер философских идей Фихте. Основные понятия его наукоучения: «Я», «не-Я», деятельность, диалектический способ мышления, «духовная субстанция». Сущность перехода философской позиции Фихте от субъективного к объективному идеализму.
Базовые положения творчества Шеллинга: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философия свободы и откровения. Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить «абсолютное»,то есть первоначало бытия и мышления. Сущность трех этапов творчества Шеллинга:натурфилософии; практической философии; иррационализма.
Философия Г.Гегеля и Л. Фейербаха (краткая характеристика учений)
Суть системы гегелевской философии. Логика Гегеля: учение о бытии, сущности и понятии. Теоретические основания идеалистической диалектики Гегеля. Проблема космогенеза в системе философских наук, способных, по мнению Гегеля, объяснить природу бытия. Противоречие между методом и системой в его учении. Социально-философские концепции философии Гегеля.
Теоретические основания для критики Фейербахом гегелевской идеалистической философии. Суть антропологического материализма Фейербаха. Учение о материи и природе. Гносеология. Социально-философские воззрения Фейербаха. Влияние идей Фейербаха на К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьева.
19. Основные положения философии марксизма. Сущность диалектического материализма. Социально-философская концепция марксизма
Социально-исторические и научные предпосылки философии марксизма. «Новый материализм» К. Маркса и Ф. Энгельса как диалектический и исторический материализм. Диалектика развития природы и общества. Марксистская концепция практики. Учение о базисе и надстройке, общественно-экономических формациях. Влияние идей марксизма на мировую философию.
20. Позитивизм [О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах]
Огюст Конт («Курс позитивной философии» и т.д.) о трех стадиях развития человеческого интеллекта: теологической, метафизической, позитивной. Замена вопроса «почему?» вопросом «как?».
Здравый смысл и решениепроблемызнания Г. Спенсером. Эволюционная модель развития мира.Спенсер о возможности сосуществования науки и религии.
Кризис классического естествознания в конце ХІХ в. и концепция Э. Маха – представителя второй волны позитивизма («махизма», «эмпириокритицизма»). Сущность онтологии махизма. Детерминизм и индетерминизм в махизме.