Философская культура Древнего Китая
Свое начало китайская философия ведет с первых философов даосизма, конфуцианства и авторов учения «Книги Перемен». Вопрос о ее периодизации до конца не решен. Среди философов популярна европейская линейная матрица, которая выделяет следующие периоды: 1) Древний – ХI – III вв. до н.э., 2) Средневековый (III в. до н.э. – ХIХ в.); 3)Новый (середина Х1Х в. - 4 мая 1919г.); 4) Новейший (1919 – наст.вр.).
Школы и течения китайской философии объединяет общее происхождение, их единый корень – культура Дао. Даосизм представлен творчеством Лаоцзы, Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. Даосизм базируется на горизонтальной (иньской) составляющей архетипа У Син. В центре Дао на место Цзы даосизм выдвигает своего ставленника - совершенномудрого человека. В его задачу входит умозрительное считывание в архетипе Дао естественных принципов жизни и ретрансляция их в Поднебесную. Основной принцип его бытия – «недеяние».
Конфуцианство представлено творчеством Конфуция и его последователей Мэнцзы, и Сюнцзы. Оно базируется на вертикальной (янской) составляющей архетипа У Син. Мировоззрение конфуцианства обращено в будущее, идеалом которого является сильное государство и богатое общество. Образцом человека видится благородный человек. В его задачу входит генерация Дао, управление государством и воспитание поданных. Космос самореализуется во всех процессах действительности. Духовно-поведенческие нормы архетипа У Син действуют на человека с силой естественной необходимости.
4. Натурфилософия раннегреческой философии [Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит]
Проблема космоцентризма в философии античности. Древние ионийские мыслители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Возникновение и эволюция понятия начала сущего у представителей т.н. Милетской школы: вода (Фалес), беспредельное (Анаксимандр), воздух (Анаксимен).
Особенности философского языка Гераклита. Учение о космосе как самобытном огне. Гераклит о борьбе противоположных сил и их гармонии.
Личность и учение Пифагора. Пифагорейский союз как философско-политическое объединение. Космогония пифагорейцев.
Учение Демокрита об атомах и пустоте как началах сущих вещей. Космогония Демокрита. Постулат о вечном движении атомов; учение о причинности. Представление о человеке у Демокрита как о микрокосме.
Философские взгляды софистов и Сократа
История софистики в связи с общей историей Греции V в. до н.э. Поворот от натурфилософии к антропологии. Софисты (Протагор, Горгий) как политические деятели и частные наставники в добродетели и красноречии. Протагор как родоначальник софистики. Тезис о человеке как «мере всех вещей» и отказ безусловного признания бытия богов. Искусство ведения спора. Софизмы как технические приемы ораторского искусства.
История жизни и смерти Сократа. Софисты и Сократ: сходство и различие философских учений и педагогических методов. Особенности диалога и диалектики Сократа. Утверждение о «незнании» и его значение для «майевтического» метода. Разработка общих определений в ходе бесед. «Демоний» Сократа; философия как форма служения богу. Представление Сократа о душе как сути человека, его интерпретация дельфийского изречения «Познай самого себя».
Философия Платона
Основные моменты жизни и творчества Платона. Учение о бытии, познании и идеях («Государство», Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей», «Филеб»). Двоякое представление мироздания: бытие и становление, их характеристика и соотношение. Учение Платона об идеях: соотношение идей и вещей; структура идеального бытия. Познание чувственное и интеллектуальное, проблема соотношения мнения и знания. Миф о пещере и его истолкование. Существо диалектического метода, согласно Платону. Трактовка познания как припоминания («анамнесис») и его значение для платоновской гносеологии. Этико-политическое учение Платона. Теория правильного государственного устройства: учение о трех сословиях.
Философия Аристотеля
На идеи Аристотеля заметно повлияли идеи Платона, однако впоследствии он занимает критическую позицию по отношению к философии академиков. В его творчестве можно выделить три главных направления: 1) умозрительная философия (натурфилософия, метафизика, математика); практическая философия (этика, экономика, политика); изобразительная философия (поэтика, риторика, искусства). Основными направлениями исследования Аристотеля полагаются:
I Материя и форма («эйдос»). Весь мир есть некая упорядоченность форм. Основным двигателем мира является «форма форм», вершина мироздания – бог.
II Категории философии: сущность, состояние, отношение. Принцип развития. Мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя - бога, как абсолютное начало всех начал.
III «Душа» как энтелехия тела. Анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущения к общему восприятию, а от него - к обобщенному представлению.
IV Теория познания и логика.
V Этика Аристотеля и учение о добродетелях.
VI Социально-философские взгляды Аристотеля: власть, государство, совершенство, закономерности развития природы и общества. Анализ различных форм государственного управления: монархии, аристократии, политии.