Гражданственность и патриотизм
Энциклопедия аргументов
В помощь учителям русского языка и выпускникам школ при подготовке к единому государственному экзамену
Культура и искусство
Проблема восприятия музыки.
Нужно ли доказывать то, что музыка влияет на человека? Под ее действием трус может стать храбрецом, ленивец – пылким романтиком. Вспомним героя И. А. Гончарова Илью Обломова из одноименного романа. Пробудиться к жизни, к деятельности ему помогла музыка, чудный романс в исполнении Ольги Ильинской. Прослушав его, герой воскликнул: «Я чувствую не музыку, а любовь!» К сожалению, это пробуждение было недолгим, вскоре Обломов вновь погрузился в дремотное существование.
Героиня рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» княгиня Вера Николаевна Шеина рыдает, слушая Сонату №2 Бетховена , - этот гимн большому чувству. Любимое произведение Желткова заставило ее понять, что мимо нее прошла та любовь, о которой можно только мечтать. Слезы, вызванные музыкой, выражали ее неудовлетворенность жизнью, а также боль о потере человека, в гибели которого была частицы ее вины.
В силу воздействия музыки на душу человека поверил и Петр Попельский, герой повести
В. Короленко «Слепой музыкант». Пройдя торными дорогами Украины со слепыми кобзарями, талантливый юноша понял, что музыка может звать к борьбе, утешать в несчастье, нести людям радость. Игра слепого музыканта доказала всем, что жизнь – борьба, в ней нет места слабым и безвольным.
Исцеляющая сила искусства
Искусство способно творить настоящие чудеса. Об этом рассказ О. Генри «Последний лист». Молодая художница Джоанна, заболевшая пневмонией, решила, что ей уже не поправиться и дни её сочтены. Широко открытыми глазами она смотрела на глухую кирпичную стену за окном, на плющ, с которого холодное дыхание осени срывало листья. Три дня назад их было почти сто, сегодня – шесть. «Когда упадёт последний лист, я умру», - отрешенно говорит девушка.
Болезненная фантазия завладевала Джонси все сильнее, одна за другой рвались нити, связывающие ее с жизнью. К вечеру после дождя и ветра на стене остался только один лист... Как только рассвело, девушка попросила поднять штору. Лист плюща все еще был на месте. Так было и на следующий день... Джоанна попросила у подруги бульон, потом молока... Наконец доктор сказал, что она вне опасности. Девушка поправилась. А подруга рассказала ей о смерти старого художника мистера Бермана. Он болел всего два дня и умер от пневмонии. Это он ночью, в страшную непогоду, написал на кирпичной стене листок плюща - шедевр, спасший жизнь.
Искусство может стать спасительным в ситуациях, когда, казалось бы, уже ничто не может помочь.
Когда обнаружилось, что с тонущего «Титаника» спасти удастся не всех, пассажиров охватила паника. И тут произошло невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты и заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь была постоянной борьбой с горем, нуждой, унижениями, болезнью.
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченных вместе с ним на гибель, слушали музыку Бетховена, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия.
Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни...
Об огромной врачующей силе искусства говорит следующий факт.
Восемнадцатилетний А. Оленин, который послужил прообразом Митрофанушки в «Недоросле» Фонвизина, увидев себя в пьесе, был потрясен. Он засел за учебу. Стал образованнейшим человеком – президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки в Петербурге.
Искусство исцеляет наши души, если в них поселились чёрствость и жестокость, эгоизм и равнодушие. Попадая в мир Достоевского, осознаешь вдруг, что боль незнакомых тебе людей становится и твоей болью, что в сердце твоем нет покоя, что тебя волнуют и тревожат судьбы «униженных и оскорбленных». Бедный студент Раскольников, вечная Сонечка Мармеладова, загнанная нуждою Катерина Ивановна, голодные дети – все они бередят душу, заставляют пристальнее всматриваться в людей.
Строки есенинской лирики, проникнутые затаённой грустью, заставляют задуматься о быстротечности и бренности жизни, о неповторимости чувства, о любви к родной земле. Открывают наши души для нежности, мягкости и очарования скромной красотой, окружающей нас. Как откровение звучат слова признания, в которых – любовь ко всему:
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Как немного нужно для счастья...
Ещё древние греки и римляне считали театр великим воспитателем, лекарем, способным исцелять пороки и недостатки. В чем секрет силы этого искусства, непреходящего его значения?
Шиллер писал: «Театр наказывает тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр вводит в сферу человеческих бедствий и за страдания награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта».
Роль рекламы в современном мире.
Общеизвестно выражение «реклама – двигатель торговли». Но в современном мире реклама стала своеобразным феноменом культуры. Известный английский писатель Олдос Хаксли утверждал: «Легче сочинить десять правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление». Действительно, реклама - самая интересная и самая трудная форма современной литературы. Язык рекламы требует от сочинителя четкости, конкретности и образности языка одновременно. Текст должен быть коротким, запоминающимся. Неслучайно Т. Уильям пошутил, сказав: « Единственные настоящие поэты нашего времени служат в рекламных агентствах».
Многие современные деятели культуры понимают чудовищную, античеловеческую сущность рекламы. Ведь ее главная задача – привлечь покупателя любой ценой. «Как описываются машины в рекламных проспектах? - рассуждает писатель Роберт Орбен. - «Волнующие», «эффектные», «изящные», «грациозные», «обтекаемой формы». Прямо не знаешь, куда их вести — в гараж или в номер мотеля». Мы не замечаем, что подчас говорим выверенными формулами, шаблонными фразами, которые сыплются на нас с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, с огромных плакатов на улице.
Роль средств массовой информации в духовной жизни
Средства массовой информации играют огромную роль в духовной жизни человека. Из телевизионных передач, из газет мы узнаём о политической жизни страны, об изменениях в социальной и культурной жизни, о криминальной хронике и многое другое.
Держать руку на пульсе времени – необходимость сегодняшнего дня. Многие телевизионные передачи имеют не только развлекательный, но и познавательный характер: «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером», «Планета Земля». Они заставляют нас задуматься, пополнить свои знания в дополнительной литературе, попробовать обсудить проблему со своими одноклассниками, со старшими товарищами. Интересна передача «Непутевые заметки», когда ты вроде бы становишься тоже путешественником и узнаешь новые страны, города, их жителей, обычаи и традиции.
Нельзя не отметить, что с экранов телевизоров и страниц газет часто идет поток негативной информации, которая не способствует формированию положительной личности. Пассивным зрителем не останешься. Поэтому важно задуматься, что тебе нужно для воспитания нравственности, духовности, личности. Умение выбрать из потока информации то, что несет нравственный заряд, говорит о художественном вкусе.
Язык и литература
Книга в век компьютера и телевидения
О человеке можно достаточно полно судить по кругу чтения, по его библиотеке. Задуматься над книгой – вот положение, которое А.С. Пушкин особенно ценил в своих героях. Кумир Онегина – Байрон, Ленского – Шиллер, Татьяне «романы заменяли все». В произведениях поэта книга часто выступает как символ знаний и просвещения, как знак образованности.
Почему компьютер и телевидение частично вытесняют сейчас книгу? Да потому, что они отвлекают нас от забот, диктуют – как смотреть и что смотреть. В «Письмах о добром» Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте больше и читайте с величайшим выбором». Произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского – те книги, которые выдержали испытание временем.
«Чтение – вот лучшее учение», - писал А.С. Пушкин. Жажда чтения одолевала его: письма поэта с юга России, из Михайловского наполнены просьбами о присылке книг. Начитанность А.С. Пушкина изумляет.
Проблема овладения тайной языка.
…ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык…
И.С.Тургенев.
С раннего детства мы говорим на естественном для нас языке: русском, татарском, английском…Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человечеству окружающий мир.
Каждый язык – тайна, загадка… Чтобы постичь его, требуется немало сил, терпения. Герой повести В.Распутина «Уроки французского» деревенский мальчишка при произнесении чужих слов, «придуманных только для наказания», сначала «терялся, язык во рту деревенел и не двигался». И занятия с Лидией Михайловной, молоденькой учительницей французского, поначалу были для него пыткой. Потом незаметно для себя мальчик «усвоил главное…» и почувствовал вкус к языку.
Язык – не просто средство коммуникации, он самосознание любой нации, её прошлое, настоящее и будущее. На память приходят бессмертные строчки И.С.Тургенева из стихотворения в прозе «Русский язык»:«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, свободный и правдивый русский язык…» Именно эти слова в годы Великой Отечественной войны вселили веру и надежду в жителей оккупированной фашистами территории. Веру в себя – народ, владеющий тайной языка.
Язык – одно из самых главных проявлений культуры. Киргизский писатель Ч.Айтматов в книге «Заметки о себе» пишет, что ощущение причастности к окружающим людям, природе возникает именно в детстве. В рассказе «Переводчик» писатель вспоминает случай, когда он, пятилетний мальчик, совершил нечто большее, чем просто «слово в слово на обоих языках» объяснил причину гибели племенного жеребца. Он ощутил свою неразрывную связь с обоими языками: русским и киргизским.
Думаю, становится очевидным, что овладеть тайной языка, значит не только усвоить его языковые особенности…
Проблема уровня современной издательской литературы
Сегодня люди много читают. Интерес общества к массовой литературе, издаваемой миллионными тиражами и ставшей неотъемлемой частью его языкового существования, пожалуй, уже нельзя отрицать. По данным социологов, массовая литература сегодня составляет 97% литературного потока. Массовой литературой обычно считают даже не литературу, а низкопробное чтиво, ориентированное исключительно на коммерческий рынок.
В предисловии к литературному альманаху «В комнате за сценой» Александр Торопцев пишет: «Для детей и о детях писать хорошо гораздо сложнее, а писать плохо грешно». Качество современной детской и подростковой литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. Неудивительно, что современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет». В типографию и на книжные полки пущено всё более или менее приемлемое и давно известное - от русских народных сказок и сказок Пушкина, Перро, братьев Гримм до написанного в советское время. В подобном возвращении к классике проявляется ещё одна проблема сегодняшней литературы: проблема написания современной книги, достойной чтения ребёнком, той, которую писать «гораздо сложнее» и не «грешно».
Мария Московская пишет: «В наших силах противостоять идеологии общества потребления и остановить превращение страны читающей в страну играющую и торгующую, ведь где сокровища ваши, там и сердце ваше.» Давайте вместе с детьми заново привыкать к хорошему чтению, ибо уровень современной издательской литературы пагубно влияет на формирование не только культуры человека, но и на его внутренний интеллект.
Оскудение русского языка
В книге для молодёжи «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв пишет: «Самая большая ценность народа - его язык, - язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!.. вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем ... но мысли наши формируются языком». И вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Засорение его иностранными словами и всевозможными сленгами просто недопустимо.
Замечательный русский писатель И.С. Тургенев пишет: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Мы обязаны сохранять чистоту языка, хотя языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками установленных норм.
Великий знаток русского языка К.Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Каждый из нас обязан помнить о важнейшей особенности литературного языка - его нормативности. Произношение, выбор слов, употребление грамматических форм - всё это должно быть подчинено в литературном языке известным правилам, нормам, которые были выработаны нашими предками. Забота о чистоте родного языка – важнейшая составная всего образовательного процесса.
Наука и человек
Духовные последствия научных открытий
Научные открытия позволяют двигаться вперёд, обогащают нашу жизнь. Так, изобретение компьютеров, мобильных телефонов открыло перед нами широкие возможности для общения, обработки и передачи необходимой информации, обучения…
Однако, прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.
Вспоминается повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце», в которой идёт речь о непредсказуемых последствиях научных открытий. Становится ясно, что самое страшное — когда результатами научных открытий начинают пользоваться люди ограниченные, мелко мстительные, злобные, мыслящие исключительно лозунгами.
Таким образом, научные открытия служат не только во благо человечеству, но и могут обернуться злом. Всё зависит от нас самих, от нашего разумного сознания, ответственного перед судьбами человека и мира.
Проблема негативного влияния цивилизации
на жизнь человека.
Мы были достаточно цивилизованны,
чтобы построить машину, но слишком
примитивны, чтобы ею пользоваться.
К. Краус, немецкий ученый
Человечество в своем развитии добилось огромных достижений: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Не несут ли эти блага цивилизации гибель человечеству?
Величайший дар цивилизации – телевидение – превратилось в дар данайцев. Почему? Телевидение – символ всей современной аудиовизуальной культуры. Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. Благодаря телевидению, мы были везде, на всей планете, и слышали обо всём. Но что это нам дает? Общее впечатление без переживания. «Мы многое из книжек узнаём, но истины передают изустно», - напоминал В. Высоцкий. Многие удовлетворяются жизнью без истины – живут как наблюдатели «рядом с бытием». Одни – роботообразные – не нуждаются в переживании, другие же, наркообразные, напротив, прибегают к искусственной имитации переживания...
Впереди у них – компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности».
Ни одна страна в мире не может находиться вне технического прогресса. О том, что он отрицательно влияет на жизнь людей, давно уже предупреждают нас многие писатели. Ведь говорить об этом – значит говорить о том, быть или не быть нам завтра.
Одним из первых к этой теме обратился В. Астафьев в своей замечательной книге «Царь-рыба». Восхищенно описывая могучую Сибирь, величественный Енисей, В. Астафьев в то же время заставляет задуматься и над затопленной, заплесневелой водой Бирюсы, и над «устраиваемым мамаевым побоищем на лесосеках», когда бездумно истребляется лиственница, и над самоловами браконьеров, от «деятельности» которых «верная половина» рыбы погибает. Так человек в погоне за наживой, прибылью, используя современные технические средства, готовит себе гибель.
Публицист Роллан Сейсенбаев в очерке «Крик земли» пишет об испытании ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Огромный гриб заполонил небо, горы стекали, огромные камни с грохотом катились вниз, скрипели, гнулись деревья. И. Курчатов сразу же после этого взрыва воскликнул: «Это чудовищно! Не дай бог, если это когда-нибудь применят против людей. Нельзя такого допустить...»
В 1963 году в Москве представителями правительств СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Но ядерные взрывы продолжаются, теперь уже подземные. И поэтому там в казахских степях рождаются дети-калеки, умирают от лейкоза, живут с незарастающим темечком, почти открытым черепом... Так что делается с нами? Зачем собственными руками приближаем конец света?
Ответственность человека за сохранение жизни на земле.
Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофа века - это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленных предприятий, зараженный радиацией Чернобыль и многие другие. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.
Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова "Плаха". Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому. В центре "Плахи" конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уходит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность озера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков - горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары - ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека. Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не только противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы. В повести "Плаха" волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие диспропорции.
Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.
Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова "На волков", она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который наносит природе непоправимый вред. Испытывая жгучую боль за погибающую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызвала повесть Васильева "Не стреляйте в белых лебедей". Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, - это символ чистого, высокого и прекрасного.
Небольшое произведение В. П. Астафьева «Людочка» вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни.
В рассказе автор создает символический образ старой яблони, которая погибла только потому, что отдала все свои соки растущим на ней плодам, как мать старается отдать все лучшее своим детям. «Голый, плоский ствол остался с расступившимися домами, словно крест с обломанной поперечной на погосте. Памятник умирающей русской деревеньке. Еще одной». Да, умирают деревни, отдав самое лучшее, все народные традиции и обычаи русскому человеку. Вот почему большинство великих людей были выходцами из деревни. Они выросли на земле и впитали в себя всю прелесть русской природы. Каждая травинка, каждый кустик дорог им, все это они считают своим родным, близким. А что же в городе? Даже то, что еще осталось от природы, сами люди испоганили так как считали ничьими. Какими ужасными красками описывает Астафьев отвратительную канаву в парке, как гибнет все живое и прекрасное рядом с ней. Живя вблизи с этой мерзостью, впитывая всю эту дрянь, сами люди меняются, деградируют. Таким является Стрекач, в образе которого автор собрал все гадкое, что только может быть в человеке. Главная задача писателя – показать, в какую пропасть мы идем. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Астафьев призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему, увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее.
В повести Распутина "Прощание с Матерой" поднимается проблема вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищая свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и се сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто "не поливал потом каждую борозду". Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это - память. Она уверена, что "правда в памяти, у кого нет памяти - у того нет жизни". Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой.
Против варварского уничтожения лесов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам - это и вопрос об отношении к Родине. Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: "Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас". Эти правила в полной мере отражают суть экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но, мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситуацию. Все в наших руках!
Независимо от жанра, все литературное творчество Александра Костюнина, переполнено тревогой за судьбу родной земли, устремлено к познанию сегодняшнего дня, к современности, к раскрытию духовности, содержательности, осмысленности человеческой жизни, к познанию чуда земного существования в его органическом соединении с природой.
Костюнин напоминает о гуманности, доброте, нашем единении с природой, об ответственности науки, власти и общественности за настоящее и будущее, за красоту земли, за сохранение и улучшение природной среды. С болью и тревогой говорит писатель людям о необходимости сохранения природы.
На аспект необходимости нового взгляда на природу и совместное существование с ней человека обращают внимание такие произведения Александра Костюнина, как «Жор глубинной щуки», «Колежма» и другие.
Проблема ответственности ученого за свою деятельность.
Об ответственности ученого за результаты собственных изобретений, опытов размышляют и писатели. Мастера слова предупреждают: нужно быть очень осторожным – иначе созданное может стать угрозой не только для его создателя, но и для человечества. Вспомним повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце». Научный эксперимент по пересадке собаке человеческого гипофиза закончился неожиданно даже для самого профессора. Но чудесное превращение дворняги Шарика в агрессивного Полиграфа Полиграфовича Шарикова привело к печальным последствиям. Потоп в доме профессора - это аллегория всемирной трагедии. Страну, над народом которой проводят такие страшные эксперименты, неминуемо ждет гибель. Профессор Преображенский смог отказаться от своего открытия. Но много ли таких ученых?
В одном из фантастических романов рассказывается об ученом, которого военные попросили придумать какое-нибудь средство против бездорожья и распутицы. Ученый придумал «лед-9» - кристалл с открытой структурой. Крошечная таблетка превращала в лед сантиметр за сантиметром, метр за метром, всю воду, которая есть в лужах, в грязной почве… Но ученый забыл, что ручейки впадают в реки, реки – в моря, моря – в океаны. И брошенный солдатом кристалл мог погубить все живое на земле.
Роль науки в современной жизни.
В романе "Отцы и дети" И.С.Тургенев, создавая образ демократа - разночинца шестидесятых годов девятнадцатого века, обратил внимание на такие его реальные и весьма характерные черты, как увлечение естественными науками и материализмом. Именно в эту эпоху появились выдающиеся русские естествоиспытатели : физиолог И.М.Сеченов, химики А.М.Бутлеров и Д.И.Менделеев, медики С.П.Боткин и И.И.Мечников. И Тургенев, зная об их жизни и деятельности, многие черты этих талантливых учёных запечатлел в Базарове.
Евгений Базаров, главный герой романа, - враг отвлечённой науки, оторванной от жизни. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремёсла, которые могли бы быть усвоены народом. Он, труженик науки, неутомим в своих экспериментах, всецело поглощён любимой профессией.
Тургенев наделил своего героя любовью к точным наукам и к труду, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих, показал его ненависть к косности и рутине.
В повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" со всей очевидностью выясняется, что в жизни даже чисто научные, лабораторные эксперименты, которые проводит профессор Преображенский, никак не смогут остаться под контролем учёных мужей. Уже первыми достижениями научного гения завладевают наиболее прыткие и невежественные социальные элементы (председатель домкома Швондер с товарищами).
Попытки любой ценой получить грандиозный эффект, произведя на свет "нового человека" Шарикова, терпят полный провал. Но беда не в учёных. По мнению писателя, именно человек науки даёт высокий пример общественного поведения. Теряя независимость, комфорт, возможность заниматься любимой работой, оказываясь в гибельном положении , профессор Преображенский остаётся духовно несломленным.
Булгаков не против науки или прогресса - он против экспериментирования на людях, против невежества, против наступления на культуру и здравый смысл. Писатель видит в этом насилие над природой. И вот общественница Вяземская превращается в аномальное явление : "юношу - девушку" из свиты Швондера, а дворняга Шарик - в исключительную мразь : душителя и доносчика Шарикова.
Известный русский писатель Д.А.Гранин закончил политехнический институт, учился в аспирантуре, был увлечен исследовательской работой, трудился на Кировском заводе, восстанавливал кабельную сеть, где столкнулся с необходимостью решения дотоле нерешенных вопросов энергетики. Именно поэтому роман "Искатели", принесший писателю широкое признание, направлен против догматизма в науке, в обоснование исторической необходимости общественной инициативы, творчества, новаций.
Андрей Лобанов - искатель в науке, человек трудной судьбы. Но в любых, даже тяжких, условиях верен своему идеалу. И в этом обретает он высокий смысл жизни. Антиподом Лобанова является Потапенко, который, несмотря на, по его глубокому убеждению, способность делать карьеру, побеждён, оказывается подлецом. А ведь и он знает своё дело, неглуп, одарён.
Природа и человек
Потребительское отношение человека к природе
Ч.Айтматов в романе «Плаха» написал о трагическом столкновении человека и дикой природы. Начальство одного из среднеазиатских районов, чтобы «успешно» выполнить государственный план по сдаче мяса, отдаёт приказ об отстреле сайгаков в Моюнкумской долине. Сайгаков расстреливают с вертолётов, загоняют на засады охотников. В облаве погибают и молодые волчата – дети семьи волков. Но природа по-своему мстит человеку: человек убивает волчат – волчица похищает сына у пастуха Бостона, хорошего и честного человека. И тогда он вынужден убить волчицу, но при этом случайно гибнет его горячо любимый сын. Разрушение природы ведёт к духовной гибели человека, одно преступление неизбежно влечёт за собой другое. Бесчеловечное отношение к природе ведёт к нравственной деградации людей.
О бездуховном и бездумном отношении человека к природе говорится в романе В.Распутина «Прощание с Матёрой». Писатель рисует вначале гармоничную жизнь человека и природы (остров Матёра и Дарья). Это как бы замкнутый мир, он отгорожен от всего остального света рекой, и человек на острове по-своему счастлив. Но при строительстве новой гигантской плотины остров должен быть затоплен, поэтому оставшихся жителей вывозят на новое место, а их дома сжигают. Гибнет гармоничный мир природы, а люди так и не приживаются на новом, неудобном месте.
Герой книги В.Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич всю жизнь грабил реку: ловил рыбу запрещёнными сетями с крючьями (многие рыбины при такой ловле погибали, и он их просто выкидывал) и не испытывал при этом никаких угрызений совести. У него произошло полное духовное омертвление и развилось потребительское отношение к природе. Но однажды ему попалась гигантская рыбина: она запуталась в сетях и чуть было не потопила лодку. В душе героя в момент смертельной опасности наступает резкий перелом: он признаёт величие природы и даже обращается мысленно к Богу, в которого раньше не верил. Так происходит нравственное очищение и воскрешение героя. И через такое очищение должен пройти каждый современный человек, чтобы возродиться духовно, чтобы понять природу и принять её в своё сердце, ибо человек – лишь небольшая часть великой и вечной природы.
Проблема воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы
Всё больше в последнее время мы говорим о пагубном воздействии научно-технического прогресса на природу. Развивающаяся промышленность губит окружающую среду: загрязняются реки, озёра, гибнут леса, задымляется атмосфера, уничтожается озон, поэтому экологическая проблема сохранения природы стоит остро на сегодняшний день. Бьет в набат Леонид Леонов в своем романе «Русский лес», в котором поднимается проблема нерасторжимой связи природы и человека и бездумном использовании природных недр.
Человек и война
Моральные и материальные последствия чеченской войны
Рассказ В.Маканина «Кавказский пленный» - это история солдата Рубахина, участника бессмысленной войны на Кавказе. Солдат берет в плен юношу, которого должен обменять у боевиков на безопасный проезд русских через горы. В пути Рубахин начинает почти боготворить юношу. Но обстоятельства складываются так, что русских солдат окружают боевики, и Рубахин убивает юношу.
Странно и страшно то, что война стала естественным, обыденным делом. И люди, впитавшие в себя эту войну, ужасны в своих поступках
Главный герой рассказа Г.Бакланова «Нездешний» - преуспевающий тележурналист. Поездка в «горячие точки» коренным образом изменила человека. Возвращение домой дало трещину в прежних его убеждениях, мировоззрении, стало переломным моментом, с которого началось его новое осмысление жизни. Паша оказывается «чужим среди своих», он словно пришелец с чужой планеты. Так его и воспринимают окружающие.
Пашу вернулся из Чечни физически здоровым, но раненым морально. Сытая московская жизнь теперь не может принести ему спокойствия, не находит он места и на службе. Павел возвращается в Чечню.