Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший
культурно- историческую теорию развития психики.
2-й этап 1930 - 1953 гг. Сталинский.
Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма.
В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го
раздела была не большая по объему статья «О диалектическом и историческом
материализме».
Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и
положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся
философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма.
Тем не менее в этот период:
1) В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где
развивается идея ноосферы.
2) Кета Романович Мегрелидзе создает книгу « Основные проблемы
социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью
целые поколения советских философов.
3) Возникает целый ряд формальных философских структур:
· на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты
· с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы
философии».
Й этап 1953 - 1991 гг.
Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов хотя до
этого:
-с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в
гуманитарных вузах и университетах, но и в технических;
-в 1958 г. - возникает ещё один философский журнал «Философские науки»;
-с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие в
международных философских конгрессах.
Главные темы работы советских философов:
1. Новое прочтение К. Маркса (-соотношение идей раннего и
позднего Маркса, -анализ внутренней логики и диалектики «Капитала») М.М.
Розенталь, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров.
2. Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как
объективный процесс и метод познания. (Ильенков, Байтищев, Библер)
3. Формирование отечественной методологии науки.
Стремление соединить системные представления и диалектику (до этого системный
метод считался «буржуазным» и не мог использоваться как научный метод)
(Штофф, Швырев, Мамчур, Степин. Ракитов).
4. Под видом критики происходит, знакомство с западной философией
. (Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, Быховский и др.)
5. Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. (П.В. Копнин,
В.А. Лекторский, В.С. Швырев)
6. Обсуждение проблемы сознания. Развернулась многолетняя
дискуссия об идеальном между Э.В. Ильенковым и Д.И. Дубровским. Продолженная
Михайловым, Библером, Мамардашвили.
7. Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей.
«Лекции по марксистко- ленинской эстетике» М.С. Кагана утверждают право на
существование аксиологического подхода к сознанию.
8. Выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем «деятельность -
культура - человек».
-над проблемой деятельности и практики работали А.П. Огурцов, Б.А. Воронович,
М.С. Каган.
-по теме культура сформировались противоположные точки зрения:
· «Деятельностная» или технологическая позиция (Э.С. Маркарян,
В.Е. Давидович)
· «Кормативно- ценностная» (В.М. Межуев, Л.Н. Коган, А.С. Злобин)
-в теме человека (хотя экзистенциональные проблемы обсуждать не разрешалось)
обсуждались темы:
· сущности человека, его свободы, истории, диалектика его жизни
· ставились вопросы философской познаваемости человека и единства
человечества.
9. Темы, связанные со спецификой философского знания.
Она определялась как наука или не наука, выяснялось как она соотносится с
другими видами сознания. (Т.И. Ойзерман, П.В. Алексеев).
10. Осмысление социальной жизни.
Даже в условиях существенных ограничений, по- разному интерпретировались
марксистские положения с целью сделать предписанную схему как можно более
гибкой, позволяющей вмещать и охватывать те феномены, о которых специально не
задумывались классики марксизма. (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К.
Плетников).
Выводы:
1. Диалектико- материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные
политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в
основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало
плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и
естественников, историков философии, этиков, эстетиков.
2. Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от
жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают
для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.