Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший

культурно- историческую теорию развития психики.

2-й этап 1930 - 1953 гг. Сталинский.

Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма.

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го

раздела была не большая по объему статья «О диалектическом и историческом

материализме».

Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и

положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся

философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма.

Тем не менее в этот период:

1) В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где

развивается идея ноосферы.

2) Кета Романович Мегрелидзе создает книгу « Основные проблемы

социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью

целые поколения советских философов.

3) Возникает целый ряд формальных философских структур:

· на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты

· с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы

философии».

Й этап 1953 - 1991 гг.

Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов хотя до

этого:

-с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в

гуманитарных вузах и университетах, но и в технических;

-в 1958 г. - возникает ещё один философский журнал «Философские науки»;

-с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие в

международных философских конгрессах.

Главные темы работы советских философов:

1. Новое прочтение К. Маркса (-соотношение идей раннего и

позднего Маркса, -анализ внутренней логики и диалектики «Капитала») М.М.

Розенталь, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров.

2. Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как

объективный процесс и метод познания. (Ильенков, Байтищев, Библер)

3. Формирование отечественной методологии науки.

Стремление соединить системные представления и диалектику (до этого системный

метод считался «буржуазным» и не мог использоваться как научный метод)

(Штофф, Швырев, Мамчур, Степин. Ракитов).

4. Под видом критики происходит, знакомство с западной философией

. (Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, Быховский и др.)

5. Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. (П.В. Копнин,

В.А. Лекторский, В.С. Швырев)

6. Обсуждение проблемы сознания. Развернулась многолетняя

дискуссия об идеальном между Э.В. Ильенковым и Д.И. Дубровским. Продолженная

Михайловым, Библером, Мамардашвили.

7. Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей.

«Лекции по марксистко- ленинской эстетике» М.С. Кагана утверждают право на

существование аксиологического подхода к сознанию.

8. Выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем «деятельность -

культура - человек».

-над проблемой деятельности и практики работали А.П. Огурцов, Б.А. Воронович,

М.С. Каган.

-по теме культура сформировались противоположные точки зрения:

· «Деятельностная» или технологическая позиция (Э.С. Маркарян,

В.Е. Давидович)

· «Кормативно- ценностная» (В.М. Межуев, Л.Н. Коган, А.С. Злобин)

-в теме человека (хотя экзистенциональные проблемы обсуждать не разрешалось)

обсуждались темы:

· сущности человека, его свободы, истории, диалектика его жизни

· ставились вопросы философской познаваемости человека и единства

человечества.

9. Темы, связанные со спецификой философского знания.

Она определялась как наука или не наука, выяснялось как она соотносится с

другими видами сознания. (Т.И. Ойзерман, П.В. Алексеев).

10. Осмысление социальной жизни.

Даже в условиях существенных ограничений, по- разному интерпретировались

марксистские положения с целью сделать предписанную схему как можно более

гибкой, позволяющей вмещать и охватывать те феномены, о которых специально не

задумывались классики марксизма. (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К.

Плетников).

Выводы:

1. Диалектико- материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные

политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в

основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало

плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и

естественников, историков философии, этиков, эстетиков.

2. Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от

жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают

для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.

Наши рекомендации