Вопрос28.Русская философия XIX века: течения и тенденции развития.
Русская философия длительное время носила исключительно религиозный характер. Важнейшие философско – мировоззренческие проблемы, связанные с уяснением и толкование духовного и материального, веры и разума, смысла жизни, свободы, человека, смерти и бессмертия.
Периоды развития:
1)1830-1840.Влияние немецкой классической философии; дискуссии между западниками и славянофилами о путях развития России, о том, должна ли Россия развиваться как самобытная страна со своей культурой или она должна вбирать в себя достижения европейской культуры и ориентироваться на западные ценности.
2)Последняя четверть 19 века.В центре дискуссий находятся Соловьев,Достоевский,Толстой.
3)Конец 19- начало 20.Российская философия достигла пика исторического развития. Вносились собственные вклады в развитие философской культуры представителями, дабы не плестись в хвосте западной мысли, а взаимодействовать с нею на равных.
4)Период эмиграции – после 1917г.В этот период почти все виднейшие представители русской религиозной философии оказались. Их творчество расцвело именно в этот период, многие произведения были переведены на иностранные языки. Русская религиозная философия окончательно формируется в качестве особой школы отечественной и мировой философской мысли и получает мировое признание.
Русская философия строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т.е. эмпирической базой была русская художественная культура. В этом ее главное достоинство .Достоевский и Толстой – два титана русской культуры – были философствующими писателями и их литературные произведения давали пищу для размышлений многим философам.
Русские мыслители разрабатывали проекты переустройства общества, стремились построить модель возможного развития страны. Русской философии был свойственен человекоцентризм или этикоцентризм. Она обсуждала проблемы человеческого бытия, жизни и чел.взаимоотношений, по каким нормам стоит человеку жить.
Представители Соловьев и Бердяев
29. Советский период русской философии.
Философская мысль в советский период.
В советский период отечественной истории (1917- 1991 г.г.) исключительную
поддержку получила материалистическая традиция в философии.
В Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением становиться
Марксизм, который со временем обрел статус официального учения.
Философия постепенно превратилась вслужанку политики.
Это становиться возможным в условиях:
-отсутствия свободы интеллектуального творчества
-жестокого контроля со стороны государства и правящей партии
-использования философии для идеологического обоснования практики советского
строя и перспектив его исторического развития.
Основные этапы философии в СССР.
1-й этап с 1922 - 1930 гг.
Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались и в рамках
материалистической философии оставалось место для дискуссий и споров. Для
этого был основан философский журнал «Под знаменем марксизма».
Какие проблемы решались?:
1) Соотношение в жизни человека и общества биологических и социальных факторов.
2) Дискуссия вокруг марксистского понятия базиса и представлений об азиатском
способе производства.
3) В 1925 г. была впервые опубликована работа Энгельса «Диалектика природы»,
где систематически был изложен диалектический материализм. Это послужило
стимулом для внутрипартийной философской полемики, получившей известность как
спор между механистами и диалектиками.
-механисты (во главе с Н.И. Бухариным)
· подчеркивали материализм диамата за счет диалектики, которую считали
лишь подсобным методом
· защищали автономию естественных наук против философской диктатуры.
· в идее развития более подчеркивали эволюцию, чем качественные скачки и
чем революцию.
-Диалектики (профессор Деборин) считали именно материалистическую
диалектику главной сутью марксизма.
Тогда же, в 20-е годы, в России работают такие ставшие впоследствии знаменитыми
авторы, как Михаил Бахтин («Философия поступка», 1921 г.), Алексей
Федорович Лосев (с 1927 по 1930 гг. Им написано восемь томов произведений),