Вопрос 9 христианская философия
средневековья имеет двойственное содержание, что обуславливается тогдашним всевластием религии и церкви. С одной стороны, значительную часть философии средневековья составляет теология (богословие), пытавшееся на основе сверхъестественного, богодухновенного знания, содержащегося в Библии, других священных текстах, обосновать христианские догматы о существовании Бога, бессмертии души (т.е. иррациональные феномены). Это период патристики. С другой стороны, христианская философия опиралась и на возможности разума, разрабатывала традиционнее для научной философии проблемы. Это этап схоластики.Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв. (т.н. «святых отцов церкви» – Филон Александрийский, Юстин, Титиан, Теофил, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Тертуллиан), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы Платона.Основные идеи патристики: теоцентризм (источником всякого бытия и блага является Бог); троичность, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; учение о сочетании во Христе божественной и человеческой природ; креационизм(мир сотворен Богом из ничего); персонализм – человек создан по образу и подобию Бога);провиденционализм (Бог правит сотворенным им миром и человеческой историей);сотериологизм – цель жизни человека суть спасение души; ревеляционизм – познание истины достигается постижение смысла Священного Писания.Крупнейший мыслитель этого периода – Августин Аврелий (Блаженный), причисленный католической церковью к лику святых. Он был священником, а позже епископом. Он разработал теологию христианства (работы «Исповедь», «О граде Божьем»). В онтологии Августин обосновывал догмат о сотворении мира Богом «из ничего». Бог не только упорядочил, организовал мир из вечной первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства (в т.ч. время). С идеей времени связана концепция исторического прогресса – постоянное изменение и развитие (и материальное, и духовное) общества от низшего к высшему, от града земного к граду Божьему.
Вопрос10.Средневековая схоластика: философские проблемы, идеи и представители.
Европейское Средневековье охватывает период от распада Римской империи (5в) и до эпохи Возрождения (14-15 вв). В это время в Европе господствовал феодальный строй. Политеизм Античности сменился монотеизмом – Европа приняла христианство, которое стало единственной государственной религией. Это оказало существенное влияние на философию. Она сформировалась под влиянием древнегреческой философии и в первую очередь учений Платона и Аристотеля, так же под влиянием христианства. В истории средневековья выделяют два основных этапа: патристика и схоластика.
Патристика представляет теолого-философские взгляды «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства, опираясь на достижения античной философии мысли.
Схоластика представляет собой особое направление философии мысли, посвященное рационалистическому обоснованию христианской догматики.
Этапы развития схоластики:
1)ранняя форма (11-12 вв);
2)зрелая форма (12-13 вв);
3)поздняя схоластика (13-14 вв);
Отличительная особенность схоластики состоит в том, что она рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку богословия»
Философия Августина Блаженного: построена целиком вокруг идеи единого Бога. Только Бог представляет собой наивысшую сущность.
Углубление в себя есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он становится к Богу. Бог является источником и причиной всякого блага.
Философия Фомы Аквинского: одной из интересовавших проблем было соотношение философии и теологии. Он считал, что философия и теология имеют общий предмет и исследования – Бога и его создание. Философия должна служить теологии
Средневековая арабская философия: философские проблемы, идеи и представители.