Брачный договор между к. марксом и женни фон вестфален 661
г-н Карл Маркс, д-р философии, проживающий в Кёльне, с одной стороны, и девица Иоганна Берта Юлия Женни фон Вестфален, не имеющая занятий, проживающая в Крейцнахе, с другой стороны.
Эти присутствующие стороны заявили, что они намерены сочетаться браком и что в отношении своего будущего брака, торжественная церемония заключения которого состоится в скором времени, они согласовали друг с другом и установили следующие статьи и условия,,а также гражданские последствия таковых:
Во-первых. Между будущими супругами должна иметь место законная общность имущества постольку, поскольку таковая не ограничивается специальными оговорками в последующих статьях.
Во-вторых. Эта общность должна также полностью распространяться и на будущие недвижимости супругов, поскольку сим будущие супруги объявляют движимым состоянием все те недвижимости, которые будут еще унаследованы ими в дальнейшем и которые достанутся еще одному или другому из них позднее, и эти будущие недвижимости, которые они полностью передают в общность имущества, приравниваются ими к дви-жимостям, коим образом, следовательно, согласно статье тысяча пятьсот пятой Гражданского кодекса имеет место обращение недвижимого имущества в движимое [:Ameublissement:].
В-третьих. Каждый супруг должен особо уплатить за себя те долги, которые он до вступления в брак сделал или обязался оплатить, унаследовал и навлек на себя каким-либо иным путем; вследствие сего эти долги должны оставаться исключенными из общности имущества.
Итак, между будущими супругами все согласовано и установлено, о чем и был составлен настоящий брачный договор, который внятно прочитан участвующим сторонам.
Совершено в Крейцнахе, на квартире г-жи вдовы фон Вестфален, двенадцатого июня одна тысяча восемьсот сорок третьего года, в присутствии привлеченных, лично известных нотариусу, свидетелей — Иоганна Антона Риккеса, частного лица, и Петера Бельца, портного, обоих проживающих в Крейцнахе. И в удостоверение сего настоящий документ подписали сперва вышепоименованные, известные нотариусу по имени, сословию и месту жительства присутствующие стороны, а вслед за ними поименованные свидетели и нотариус.
На подлиннике, который остался у нотариуса на хранении и к которому была приложена печать достоинством в два талера, собственноручно поставили свои подписи;
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Д-р Карл Маркс, Женни фон Вестфален, И. А. Риккес, Петер Бельц и Бургер, нотариус».
Одновременно повелеваем и указываем всем судебным исполнителям, при обращении к ним с просьбой, приводить настоящий акт в исполнение; нашим главным прокурорам и нашим прокураторам при окружных судах руководствоваться таковым; всем офицерам и начальникам военных частей или их заместителям оказывать таковому твердую поддержку, если к ним обратятся за этим на законном основании.
В удостоверение сего настоящий первый главный экземпляр был подписан нотариусом и скреплен его служебной печатью.
Верность этого главного экземпляра подтверждаю
Бургер, нотариус*
Впервые опубликовано в Печатается в соответствии
Marx—Engels Gesamtausgabe. с оригиналом
Erste Abteilung, Bd. 1, „ „ ,
Hlbd. 2, 1929 Перевод с немецкого
На русском языке публикуется впервые
• На документе стоит круглая печать нотариуса и приложена расписка в получении гонорара на общую сумму 6 талеров 15 зильбергрошенов, включая оплату услуг свидетелей и канцелярских расходов, Ред,
ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ
[ 663
I 665
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «Размышления юноши при выборе профессии» — сочинение Карла
Маркса, написанное па выпускных экзаменах в Трирской гимназии
в августе 1835 года. Всего сохранилось семь письменных работ, выпол
ненных юношей Марксом на этих экзаменах: указанное сочинение
на немецком языке на вольную тему, сочинение на латинском языке
о принципате Августа, сочинение на религиозную тему (оба послед
них публикуются в приложениях к данному тому), упражнение по
латинскому языку без предварительной подготовки, перевод с гре
ческого, перевод на французский язык, работа по математике (все
опубликованы в «Karl Marx — Friedrich Engels. Historisch-kritische
Gesamtausgabe». Erste Abteilung. Band 1, zweiter Halbband, S. 164—
182. Berlin, 1929).
В рукописи сочинения имеются многочисленные подчеркивания, сделанные преподавателем истории и философии, тогдашним директором гимназии И. Виттенбахом (в данном издании они не воспроизводятся). Ему же принадлежит следующий отзыв: «Довольно хорошо. Работа отличается богатством мыслей и хорошим систематическим изложением. Но вообще автор и здесь впадает в свойственную ему ошибку, в излишние поиски изысканных образных выражений. Поэтому изложению во многих подчеркнутых местах недостает необходимой ясности и определенности, часто точности, как в отдельных выражениях, так и в целых периодах». — 3.
2 Письмо к отцу — единственное сохранившееся письмо К. Маркса
студенческих лет и самое раннее из писем, которые до нас до
шли. — 8.
3 Имеется в виду: J. G. Heineccius. «Elementa juris civilis secundum
ordinem Pandectarum, commoda auditoribus methodo adornata». Anaste-
lodami, 1728 (И. Г. Гейнекций. «Основы гражданского права, согласно
порядку пандектов, изложенные удобным для слушателей методом»,
Амстердам, 1728); A. F. J. Thibaut. «System des Pandokten-Rechts».
Bd. 1—2, Jena, 1803—1805 (А. Ф. Ю. Тибо. «Система пандектного
права». Тт. 1—2, Иена, 1803—1805). — 10.
ПРИМЕЧАНИЯ
4 Пандекты -— греческое название дигест (лат. digesta — собранное),
важнейшей части свода римских законов и правовых норм (Corpus
juris civilis), составленного в 528—534 гг. нри императоре Восточной
римской империи Юстиниане I. Пандекты содержали извлечения из
сочинений видных римских юристов по гражданскому и судебному
праву. — 10.
5 Упомянутая работа не сохранилась. — 10.
6 Имеется в виду книга: J. G. Fichte. «Grundlage des Naturrechts nach
Principien der Wissenschaftslehre». 2 Teile. Jena und Leipzig, 1796
(И. Г. Фихте. «Основы естественного права, согласно принципам
науки». 2 части. Иена и Лейпциг, 1796). — 10.
7 F. С. Savigny. «Das Recht des Besitzes. Eine civilistische Abhandlung».
Erster Abschnitt, § I. Gießen, 1803 (Ф. К. Савиньи. Право владения.
Исследование по гражданскому праву. Первый раздел, § I. Гиссен,
1803). - 11.
8 Цитаты из книги Савиньи приведены Марксом по памяти. — 11.
0 Имеется в виду классификация договоров в сочинении И. Канта «Metaphysische Anfangsgründe der Rechtslehre». Königsberg, 1797 («Метафизические основоположения учения о праве». Кенигсберг, 1797). — 18.
1° Речь идет о книгах: G. E, Lessing. «Laokoon: oder über die Grenzen der Mahlerey und Poesie». Berlin, 1766 (Г. Э. Лессинг. «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии». Берлин, 1766); К. W. F. Solger. «Erwin. Vier Gespräche über das Schöne und die Kunst». 2 Teile. Berlin, 1815 (К. В. Ф. Зольгер. «Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве». 2 части. Берлин, 1815); J. J. Winckelmann. «Geschichte der Kunst des Alterthums». 2 Teile. Dresden, 1764 (И. И. Винкельман. «История искусств древности». 2 части. Дрезден, 1764); Н. Luden. «Geschichte des teutschen Volkes». 12 Bände, Gotha, 1825—1837 (Г. Люден. «История немецкого народа». В 12 томах, Гота, 1825—1837). — 14.
И Е. F. Klein. «Grundsätze des gemeinen deutschen peinlichen Rechts». Halle, 1799 (Э. Ф. Клейн. «Принципы общего германского уголовного права», Галле, 1799); «Annalen der Gesetzgebung und Rechtsgelehrsamkeit in den Preußischen Staaten». 26 Bände, Berlin und Stettin, 1788— 1809 («Анналы законодательства и юриспруденции в прусских государствах». В 26 томах, Берлин и Штеттин, 1788—1809). — 14.
!2 Упомянутый философский диалог не сохранился. —15.
13 Маркс имеет в виду следующие книги: J. Р. А. Feuerbach. «Revision der Grundsätze und Grundbegriffe des positiven peinlichen Rechts». Th. 1, Erfurt, 1799; Th. 2, Chemnitz, 1800 (И. П. А. Фейербах. «Пересмотр принципов и основных понятий позитивного уголовного права». Ч. 1, Эрфурт, 1799; ч. 2, Хемниц, 1800); его же «Lehrbuch des gemeinen in Deutschland geltenden peinlichen Rechts». Gießen, 1801 («Учебник действующего в Германии общего уголовного права». Гиссен, 1801); К. L. W, von Grolmann. «Grundsätze der Criminalrechts-Wissenschaft». Gießen, 1798 (К. Л. В. фон Грольман. «Принципы науки уголовного права». Гиссен, 1798); A. W. Cramer. «De verborum significatione tituli
ПРИМЕЧАНИЙ
pandectarum et codicis cum variae lectionis apparatu». Kiliae, 1811 (A. В. Крамер. «О значении слов в пандектах и Кодексе [Юстиниана] со сводом вариантов». Киль, 1811); J. N. von Wenning-Ingenheim. «Lehrbuch des Gemeinen Civilrechtes, nach Heise's Grundriß eines Systems des gemeinen Civil-Rechtes zum Behuf von Pandecten-Vor-lesungen». Bd. 1—3. München, 1822—1823 (И. Н. фон Венинг-Инген-хейм. «Учебник общего гражданского права, составленный в соответствии с сочиненными Хейзе Основами системы общего гражданского права для чтения лекций о пандектах». Тт. 1—3, Мюнхен, 1822—1823); Ch. F. Mühlenbruch. «Doctrina pandectarum». Vol. 1—3. Halis Saxo-num, 1823—1825 (X. Ф. Мюленбрух. «Учение о пандектах». Галле, 1823—1825). — 15.
14 Маркс имеет в виду руководства по дандектам немецкого юриста
В. А. Лаутербаха, изданные в Тюбингене в конце XVII — начале
XVIII века. Lauterbach W. A. «Collegium theorico-practicum. Ad
L. Pandectarum Libros methodo synthetica» (Hrsg. von Urlich Thomas
Lauterbach) Vol. 1—43 und Register. Tübingen, 1690—1714 (Лаутер-
бах В. А. «Теоретически-практический сборник для изучения 50 книг
пандектов, составленный по синтетическому методу». Тома 1—43 и
указатель. Тюбинген, 1690—1714). Его же. «Compendium juris bre-
vissimis verbis, sed amplissimô sensu & allegationibus universam ferè
materiam juris exhibens» (Hrsg. von Job.. Jacob Schütz). 1 Aufl., Tübin
gen, 1679 («Учебник права в кратчайших формулах, но с обширнейшим
значением и аргументацией, показывающий почти все содержание
права». Издан И. Я. Шютцем, Iе издание, Тюбинген, 1679). — 15.
15 Сборник по каноническому праву «Concordia discordantium canonum»
(«Согласие противоречивых канонов»), составленный в XII веке
болонским монахом Франциском Грацианом, стал в XVI веке основ
ной частью «Свода канонического права» («Corpus juris canonici»),
который в средние века противопоставлялся своду римского граж
данского права («Corpus juris civilis»). G. P. Lancelotti. «Institutiones
juris canonici». Venetiis, 1598 (Дж. П. Ланчеллотти. «Институции кано
нического права». Венеция, 1598); «Институции» в качестве приложения
вошли в «Corpus juris canonici». — 15.
16 Имеется в виду вышедшее в 1623 г. в Лондоне сочинение Ф. Бэкова
«Dedignitate et augmentis scientiarum» («О достоинстве и приращении
наук»), — 15.
17 H. S. Reimarua. «Allgemeine Betrachtungen über die Triebe der Thiere,
hauptsächlich über ihre Kunst-Triebe: zum Erkenntniß des Zusammen
hanges der Welt, des Schöpfers und unser selbst»-. Hamburg, 1760
(Г. С. Реймарус. «Общие размышления об инстинктах животных,
преимущественно об их сложных инстинктах, для выяснения связи
между миром, творцом и нами самими». Гамбург, 1760). — 16.
18 Докторский клуб — кружок представителей радикального крыла
гегелевской школы (младогегельянцев), возникший в 1837 г. в Бер
лине. В состав докторского клуба входили: приват-доцент теологии
Бруно Бауэр, преподаватель истории Карл Фридрих Кёппен, препо
даватель географии Адольф Рутенберг и др. Клуб, в деятельности
которого активно участвовал и Маркс, играл важную роль в младо-
гегельянском движении. — 16.
23 М. и 9., т, 40
ПРИМЕЧАНИЯ
18 Упомянутое произведение не сохранилось. — 16.
20 Имеется в виду либеральный ежегодник «Deutscher Musenalmanach» («Немецкий альманах муз»), издававшийся с 1830 г. в Лейпциге (в 1832 г. одним из редакторов ежегодника стал А. Шамиссо). — 16.
21 Как видно из письма Генриха Маркса сыну от 16 сентября 1837 г. (см. настоящий том, стр. 631), Карл Маркс намеревался в это время издавать журнал театральной критики. — 17.
22 G. F. Gaertner. «Ueber die Provinzial-Rechte». Sendschreiben an den Königl. Geheimen Justiz-und vortragenden Rath im hohen Justiz-Ministerium zu Berlin, Herrn A. W. Goetze. Berlin, 1837 (Г. Ф. Герт-нер. «О правах провинций». Послание королевскому тайному советнику юстиции в Берлине г-ну А. В. Гётце. Берлин, 1837). — 17.
23 Письмо не сохранилось. — 17.
24 Оба стихотворения, написанные молодым Марксом, очевидно, в феврале — апреле 1837 г., входили в тетрадь стихов, посвященную отцу (см. настоящий том, стр. 439—539).
Общее заглавие — «Неистовые песни» — было дано при публикации стихотворений в 1841 г. в журнале «Athenäum». Текст обоих стихотворений при этом подвергся незначительным изменениям. В журнальном варианте стихотворения «Скрипач» отсутствует имеющееся в рукописи в пятой строфе после строк
«Ты о чем? о песнях рая? Саблей зарублю тебя я», двустишие:
«Прочь из дома, с глаз долой, Не рискуй, дитя, главой!»
В № 62 «Frankfurter Konversationsblatt» от 3 марта 1841 г. был опубликован отклик на «Неистовые песни». Отрицательно отзываясь о их форме, газета признавала «оригинальный талант» автора. — 19.
25 «Тетради по эпикурейской философии», написанные Марксом в 1839 г.,
были широко использованы в его докторской диссертации (настоящий
том, стр. 147—233). Тетради представляют собой исследования Маркса
в области античной философии и наряду с изложением его собственных
взглядов содержат обширные выписки на латинском и греческом язы
ках из древних авторов, относящиеся главным образом к эпикурейской
философии. Рукопись дошла до нас в виде семи тетрадей, из которых
пять (тетради I—IV и VII) имеют на обложке заголовок: «Эпикурей
ская философия». На обложках II—IV тетрадей пометки — «Зимний
семестр 1839 г.».Обложки тетрадей V и VI не сохранились. В тетради VI
не хватает также нескольких страниц текста. Последние пять страниц
тетради V представляют собой выписки из работы Гегеля «Энциклопе
дия философских наук», озаглавленные «Схема натурфилософии».
Эти выписки печатаются в данном томе после «Тетрадей» (см. настоящий
том, стр. 141—146, а также примечание 45).
Первая публикация «Тетрадей» в составе выпущенного в 1927 г. первого тома Marx—Engels Gesamtausgabe воспроизводила в основном лишь собственный, авторский текст Маркса без сделанных им выписок и кратких комментариев к ним. Полный текст был впервые опубликован на русском языке в сборнике: К. Маркс и Ф. Энгельс. «Из ранних
ПРИМЕЧАНИЯ
произведений» (Москва, 1956). На языке оригинала (с параллельным немецким переводом латинских и греческих цитат) работа впервые полностью напечатана в Marx—Engels Werke. Ergänzungsband. Erster Teil (Berlin, 1968).
В настоящем издании выписки из греческих и латинских произведений даны в русском переводе. Греческие и латинские термины и выражения сохранены лишь в том случае, если они употреблены в немецком тексте в авторских отступлениях и комментариях и не могли быть даны в переводе на русский язык без ущерба для общего понимания текста и сохранения его колорита. На полях воспроизведены вертикальные подчеркивания, сделанные в рукописи Марксом. В приводимых Марксом цитатах из древних авторов как в «Тетрадях», так и публикуемой вслед за ними докторской диссертации редакцией в квадратных скобках цифрами указаны книги, главы и параграфы того или ипого произведения, в соответствии с разбивкой текста, принятой в изданиях произведений этих авторов. В отдельных случаях в цитатах, на основании использованных Марксом источников, сделаны (также в квадратных скобках) вставки, необходимые для восстановления смысловой связи. Общее заглавие дано в соответствии с авторскими заголовками отдельных тетрадей. — 21.
26 Маркс имеет в виду кнхтгу: «Petri Gassendi Animadversiones in decimum
librum Diogenis Laertii, qui est de Vita, Moribus, Placitisque Epicuri»
(«Пьера Гассенди замечания по десятой книге Диогена Лаэрния,
• трактующей о жизни, нравах и мнениях Эпикура»), вышедшую
в Лионе в 1649 году. — 23.
2? Пролепсис — буквально «предчувствие», у стоиков — предвосхищение, первичное общее понятие, врожденное, но вступающее в действие только в связи с чувственным опытом; у эпикурейцев — эмпирическое общее понятие. — 23.
28 А тараксия — понятие древнегреческой этики, обозначающее безмя
тежность, душевный покой. В этике Эпикура — высший идеал жизни,
состояние мудреца, достигшего путем познания природы и избавления
от страха смерти внутренней свободы. — 25.
29 L. Feuerbach. «Geschichte der neuern Philosophie von Bacon von Veru-lam bis Benedict Spinosa». Ansbach, 1833 (Л. Фейербах. «История новой философии от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы». Ансбах, 1833). — 43.
30 Этот трактат Аристотеля не сохранился. Упомянутое Марксом место встречается в сочинении Аристотеля «De partibus animalium» («О частях животных»). — 44.
31 Ниже Маркс цитирует сочинения Секста Эмпирика «Против матема
тиков» и «Пирроновы основоположения» по женевскому изданию
1621 года (Sextus Empiricus. Opera quae extant. Magno ingenii acumi-
ne scripti, Pyrrhoniarum hypotyposeon libri III. Quibus in très philo-
sophiae partes accerrime inquiritur. Henrico Stephano interprète: Adver-
sus mathematicos, hoc est, eos qui disciplinas profitentur, libri X. Gentiano
Horveto Aurelio interprète, graece nunc primum editi ... Coloniae Allo-
brogum, 1621). — 47.
32 Приверженцы сада — ученики Эпикура; получили это название в связи
с тем, что основанная в 307—306 гг. до н. э. школа Эпикура в Афинах
23*
ПРИМЕЧАНИЯ
располагалась в саду. «Сад» стал главным центром материализма и атеизма древнего мира. — 48.
33 Очевидно, Маркс цитирует в «Тетрадях» Плутарха по изданию Г. Кси-ландера, вышедшему во Франкфурте-на-Майне в 1599 году. (Plu-tarchus Chaeronensis. Commentarius Ne suaviter quidem vivi posse secundum Epicuri décréta, docens. In: Quae extant omnia, cum latina, interpretatione Hermanni Cruserii, Gulielmi Xylandri ... T. 2: Conti-nens Moralia. Gulielmo Xylandro interprète. Francofurti, 1599). — 52.
34 H. Ritter. «Geschichte der Philosophie alter Zeit». Erster Theil. Hamburg, 1829 (Г. Риттер. «История философии древнего мира». Часть I. Гамбург, 1829). — 54.
35 Речь идет о мистической концепции Плутарха о трех извечно существующих категориях людей, которую он развивает в своем сочинении «О том, что следуя Эпикуру невозможно жить счастливо». — 72, 198.
з« Эти стихи, по-видимому, принадлежат Якобу Бёме, который по свидетельству своего биографа Абраама фон Франкенберга неоднократно вписывал их в альбомы своих друзей. Маркс, очевидно, цитирует стихи Бёме по книге: L. Feuerbach. «Geschichte der neuern Philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza», Ansbach, 1833, S. 161. — 75.
37 Русский перевод приводимых Марксом отрывков из поэмы Лукреция
и нумерация стихов (также и в предыдущих цитатах на стр. 36 и 60)
даются по изданию с параллельными русским и латинским текстами:
Лукреций. «О природе вещей». Редакция латинского текста и перевод
Ф. А. Петровского. Издательство Академии наук Союза ССР, 1945.
Лишь в редких случаях дается иной перевод, более близкий к цитируемому Марксом отрывку из поэмы. Данная Марксом нумерация стихов по лейпцигскому изданию Эйхштедта 1801 г. отличается во многих случаях на одну — три строки как от вышеуказанного издания, так и от некоторых других изданий. — 87.
38 При работе над вторым изданием Полного собрания Сочинений
К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала (Marx—Engels Gesamt
ausgabe) ученые ГДР в 1972—1973 гг. установили, что та часть «Тет
радей по эпикурейской философии», которую раньше считали пятой
тетрадью, является шестой, а та часть, которую считали шестой тет
радью, является пятой (обложки ни у той, ни у другой не сохрани
лись). Поэтому в настоящем томе эти тетради по сравнению с Marx—
Engels Werke. Ergänzungsband, Teil 1. Berlin, 1968 (Сочинения Маркса
и Энгельса. Дополнительный том, часть 1, Берлин, 1968) переставлены
местами, т. е. пятая тетрадь стала шестой, а шестая пятой. Внутри
же самих тетрадей текст расположен в полном соответствии с упомя
нутой первой частью немецкого дополнительного тома.
Что касается расположения текста пятой и шестой тетрадей в данном томе по сравнению со сборником — К. Маркс и Ф. Энгельс. «Ив ранних произведений» (М., 1956), то изменение коснулось не только перестановки тетрадей местами, но и последовательности в подаче текста. Эта последовательность была вполне обоснованно уже изменена в первой части немецкого дополнительного тома (часть материала,
ПРИМЕЧАНИЯ
сохранившегося в виде обособленных листков, была отнесена в сборнике 1956 г. не к той тетради, к которой она действительно принадлежит). Такая последовательность внутри указанных тетрадей сохранена и в настоящем томе. — 106.
39 Выписок из книги шестой поэмы Лукреция «О природе вещей» в дошедшей до нас рукописи «Тетрадей» не содержится. — 108.
40 F. Ch. Baur. «Das Christliche des Piatonismus oder Sokrates und Christus». Tübingen, 1837. — 111.
41 Кенологизированае — пустая болтовня.
Ссылаясь здесь на Аристотеля, Маркс, по-видимому, имеет в виду девятую главу первой книги «Метафизики», где Аристотель критикует учение Платона. — 115.
42 Имеется в виду сочинение Плотина «Эннеады». — 117.
43 G. W. F. Hegel. «Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie». In: G. W. F. Hegel. Werke. Vollständige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigten. Bd. 14, Berlin, 1833. (Г. В. Ф. Гегель. «Лекции по истории философии». В издании: Г. В. Ф. Гегель. Сочинения. Полное собрание, издаваемое кругом друзой усопшего. Том 14, Берлин, 1833). — 119.
44 Выписок из работы Цицерона «Тускуланскпе беседы», указываемой Марксом на обложке тетради VII, в дошедшем до нас тексте рукописи не содержится. Вместе с тем в тетради VII имеются выписки из неупомянутой на обложке тетради работы Цицерона «О высшем добре и зле». — 131.
45 Схема натурфилософии представляет собой краткую запись содержания тех параграфов работы Гегеля «Энциклопедия философских наук» (G. W. F. Hegel. «Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften»), которые посвящены философии природы. Эта запись была сделана Марксом в 1839 г. в «Тетрадях по эпикурейской философии», а именно на пяти страницах в конце пятой тетради. Возможно, что схема была составлена Марксом в связи с рассмотрением в пятой тетради характера и особенностей натурфилософии Эпикура в порядке сопоставления ее с современными Марксу интерпретациями натурфилософии, в частности и Гегеля.
Схема Маркса дана в трех вариантах. Первый вариант охватывает содержание параграфов 252—334 «Энциклопедии философских наук» Гегеля и наиболее близко воспроизводит порядок изложения им предмета и его формулировки. Второй вариант резюмирует меньшее число параграфов, относящихся к философии природы, однако отличается значительной самостоятельностью в отношении систематизации и терминологии. Наиболее оригинальным в этом смысле является третий вариант, который в еще большей степени освобожден от специфической гегелевской терминологии и в то же время, несмотря на краткость, наиболее полно отражает содержание натурфилософии Гегеля. — 141.
46 Работа К. Маркса «Различие между натурфилософией Демокрита и
натурфилософией Эпикура» является частью задуманного им еще
в 1839 г. общего исследования по истории античной философии.
В ходе занятий этими проблемами Марксом были составлены подготовительные «Тетради по эпикурейской философии» (см. настоящий
ПРИМЕЧАНИЯ
том, стр. 21—140), использованные им и при написании данной работы. В начале апреля 1841 г. Маркс направил ее на философский факультет Иенского университета в качестве диссертации на соискание степени доктора философии. Ученая степень была ему присуждена 15 апреля. Одновременно Маркс намеревался опубликовать свою работу в печати. В связи с этим им было написано посвящение и предисловие, датированное мартом 1841 года. Однако опубликовать работу не удалось, хотя Маркс возвращался к этому замыслу в конце 1841 — начале 1842 г. Авторская рукопись не разыскана. Сохранилась только написанная неизвестным лицом неполная копия ее с поправками и вставками, сделанными рукой Маркса. Тексты четвертого и пятого разделов первой части диссертации, а также «Приложения», за исключением одного фрагмента, принадлежность которого к диссертации лишь предположительна, и части авторских примечаний к «Приложению», не сохранились. Это видно при сравнении текста диссертации с составленным Марксом оглавлением (см. стр. 155). Каждый раздел первой части и каждая глава второй имеют самостоятельную нумерацию авторских примечаний. Эти примечания в виде воспроизведения цитат на греческом и латинском языках из источников и комментаторских дополнений также дошли до нас не целиком. В соответствии с сохранившейся копией рукописи они даны в переводе на русский язык после основного текста диссертации и обозначены в отличие от редакционных примечаний и сносок порядковыми номерами со скобкой. Явные описки исправлены. Важнейшие смысловые изменения, внесенные Марксом в копию рукописи, оговорены в подстрочных редакционных примечаниях.
В первой публикации диссертации Маркса — К. Marx, F. Engels und Ferdinand Lassalle. «Aus dem literarischen Nachlaß». Bd. 1, Stuttgart, 1902 — были опущены почти все авторские примечания, за исключением нескольких отрывков, и упомянутый фрагмент. Первая полная публикация (по сохранившейся части рукописи) была осуществлена Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1927 г. при издании 1-го тома MEGA (Karl Marx — Friedrich Engels. «Historisch-kritische Gesamtausgabe». Erste Abteilung, Bd. 1, e Erster Halbband, S. 1 — 81). - 147.
a Намерение Маркса написать более обширную работу по истории эпикурейской, стоической и скептической философии не было осуществлено. — 153.
№ С. F. Koppen. «Friedrich der Grosse und seine Widersacher». Leipzig, 1840, S. 39. Эта книга посвящена Карлу Марксу. — 153.
*9 Маркс цитирует здесь книгу Давида Юма «A treatise of human nature» («Трактат о человеческой природе») по немецкому переводному изданию «Über die menschliche Natur». Erster Band, Halle, 1790, S. 485. - 153.
50 Маркс цитирует отрывок из письма Эпикура к Менойкею по десятой книге Диогена Лаэрция, параграф 123; цитата, как и следующие цитаты из Эсхила, приведена Марксом на греческом языке (ср. настоящий том, стр. 24). — 153.
м Хотя работа «De placitis philosophorum» («О мнениях философов») и приписывается Плутарху, он, по всей вероятности, в действительности не является ее автором. — 159.
ПРИМЕЧАНИЯ 6?3
52 Гимнософистами греки называли индийских философов, строгих
аскетов. — 163.
53 Рукопись упомянутых в содержании (см. стр. 155) отделов первой части
диссертации «Общее принципиальное различие между натурфилосо
фией Демокрита и натурфилософией Эпикура» и «Результат» не ра
зыскана. — 168.
54 Гирканское море — древнее название Каспийского моря. Вероятно,
речь идет не о «гирканских рыбах», а о «гирканцах или питающихся
рыбами». — 174, 217.
55 По всей вероятности, имеются в виду комментарии немецкого профес
сора философии Нюрнбергера и немецкого филолога Шнейдера к сле
дующим изданиям: «Diogenes Laertius. De vitis, dogmatibus et apopht-
hegmatibus liber decimus graece et latine separatim editus... a Carolo
Nürnbergero». Norimbergae, 1791 («Диоген Лаэрций. О жизни, мне
ниях и изречениях, книга десятая, изданная отдельно по-гречески и
по-латыни Карлом Нюрнбергером», Нюрнберг, 1791) и «Epicuri physica
et meleorologica duabus epistolis eiusdem comprehensa. Graeca ad fidem
librorum scriptorum et editorum emendavit atque interpretatus est Io.
Gottl. Schneider», Lipsiae, 1813 («Физические и метеорологические
мнения Эпикура, содержащиеся в его двух письмах. Греческий текст
на основании рукописных и печатных книг исправил и истолковал
Йог. Готтл. Шнейдер». Лейпциг, 1813). —177.
56 Речь идет не об ученике Эпикура Метродоре из Лампсака, а об уче
нике Демокрита Метродоре из Хиоса, который в соответствующей
выдержке из Стобея, приводимой в авторском примечании, неточно
назван учителем Эпикура. Эта же выдержка приведена в шестой тет
ради по эпикурейской философии (см. настоящий том, стр. 128 и 223). —
184.
5? Приложение к работе, которое, согласно содержанию, должно было состоять из двух разделов (см. стр. 155), сохранилось в виде двух фрагментов: начала первого параграфа второго раздела и авторских примечаний ко всем трем параграфам первого раздела. Общее заглавие приложения, отсутствующее в первом фрагменте, воспроизводится здесь по содержанию. Текст этого фрагмента почти дословно совпадает с текстом из третьей тетради по истории эпикурейской философии (см. настоящий том, стр. 72—74) и переписан рукой неизвестного на такой же бумаге, что и текст в тетради. На этом основании высказывалось мнение, что настоящий фрагмент не относится к докторской диссертации, а является частью не дошедшей до нас работы по античной философии, носящей, очевидно, черновой подготовительный характер. В то же время содержание фрагмента и приводимые в нем цитаты из сочинения Плутарха имеют тесную связь с сохранившимся текстом авторских примечаний к приложению (см. стр. 230—233). Окончательно решить вопрос о принадлежности фрагмента к той или иной работе на основании имеющихся фактов пока не представляется возможным, поэтому в настоящем томе он публикуется в составе докторской диссертации. — 198.
58 В рукописи авторских примечаний все цитаты приведены на языках оригинала — латинском и греческом. Цитаты из книги Диогена Лаэр-ция «Жизнь и учения людей, прославившихся в филоспфии» даны
en
ПРИМЕЧАНИЯ
Марксом в отличие от «Тетрадей по эпикурейской философии», где они заимствованы из комментированного издания Гассенди (Лион, 1649), по вышедшему в 1833 г. в Лейпциге в издательстве Таухница изданию, которое в некоторых местах значительно отличается от гас-сендиевского. Этим объясняется в ряде случаев расхождение в тех же самых цитатах, данных Марксом в примечаниях к диссертации и в «Тетрадях по эпикурейской философии».
В тексте примечаний Маркса в отдельных необходимых случаях сделаны пояснительные редакционные вставки в квадратных скобках. — 201.
59 Массалиоты — жители города Массалии (позднее Марсель), осно
ванного около 600 г. до н. э. в качестве греческой колонии выходца
ми из малоазийской Фокеи.
Упоминаемое Марксом сражение римского полководца Мария с германскими племенами кимвров, вторгшихся в Галлию и северную Италию, произошло в 101 г. до н. э. при Верцеллах. — 208.
60 Речь идет о борьбе двух направлений в немецкой философии конца
30-х — начала 40-х годов XIX века.
«Либеральной партией» в философии Маркс называет здесь младогегельянцев. К концу 30-х годов наиболее радикальные из них (Б. Бауэр, Л. Фейербах, Л. Руге и др.) перешли на позиции атеизма, подвергли критике философию Гегеля слева и выступили с требованиями буржуазных свобод. Реакцией на эту эволюцию младогегельянства явилось оформление так называемой «позитивной философии».
«Позитивная философия» — религиозно-мистическое направление в философии, выступившее с критикой философии Гегеля справа (X. Г. Вейсе, И. Г. Фихте-младший, А. Гюнтер, Ф. Баадер, поздний Шеллинг). «Позитивные философы» пытались подчинить философию религии, выступали против рационального познания и считали божественное откровение единственным источником «позитивного» знания. Всякую философию, объявлявшую своим источником рациональное познание, они считали «негативной». — 211.
61 Маркс приводит выдержку (в рукописи на французском языке) из
киши «Système de la Nature ou Des Loix du Monde Physique et du
Monde Moral». Par M. Mirabaud, Secrétaire Perpétuel et l'un des Qua
rante de l'Académie Française. Londres, 1770 («Система природы, или
О законах мира физического имира духовного». Сочинение г-на Мп-
рабо, непременного секретаря иодного из сорока членов Французской
академии. Лондон, 1770). Действительным автором книги был фран
цузский материалист П. А. Гольбах, поставивший на своей книге,
вцелях конспирации, фамилию умершего в1760 г. секретаря Фран
цузской академии Ж. Б. Мирабо. — 230.
62 Оба цитируемых Марксом произведения Шеллинга: «Philosophische
Briefe über Dogmatismus und Kriticismus» и «Vom Ich als Princip der
Philosophie, oder über das Unbedingte im menschlichen Wissen» («О «я»
как принципе философии, или О безусловном в человеческом знании»)
вышли в свет в 1795 году. Впоследствии Шеллинг отказался от прогрес
сивных взглядов иперешел на позиции религиозного мистицизма.
В 1841 г. Шеллингбыл приглашен прусскими властями в Берлинский
университетдля борьбы против влияния представителей гегелевской
школы, особенно младогегельянства.— 231.
ПРИМЕЧАНИЯ
в* Маркс, по-видимому, ссылается на 13-ую лекцию по философии религии, прочитанную Гегелем в летний семестр 1829 года («Vorlesungen über die Philosophie der Religion»). — 232.
64 Речь идет о критике различных способов доказательства существования бога, содержащейся в работе Канта «Критика чистого разума». — 232.
85 Маркс имеет в виду следующее замечание Канта из его работы «Критика чистого разума», сделанное в связи с рассуждениями о логическом значении элементов суждения (субъект, предикат, связка «есть»): «Сто действительных талеров не содержат в себе ни на йоту больше, чем сто возможных талеров. В самом деле, так как возможные талеры означают понятие, а действительные талеры — предмет и его полагайте само по себе, то в случае если бы предмет содержал в себе больше, чем понятие, мое понятие не выражало бы всего предмета и, следовательно, не было бы адекватным ему. Но мое имущество больше при наличии ста действительных талеров, чем при одном лишь понятии их (т. е. возможности их). В самом деле, в случае действительности предмет не только аналитически содержится в моем понятии, но и прибавляется синтетически к моему понятию (которое служит определением моего состояния), нисколько не увеличивая эти мыслимые сто талеров этим бытием вне моего понятия» (см Иммануил Кант. Сочинения в ше-- сти томах. Том 3. Москва, 1964, стр. 522). — 232.
ев Венды, — древнее название славян. — 232,
87 В конце 1841 — начале 1842 г. Маркс сделал новую попытку опубликовать свою диссертацию. В связи с этим он набросал начало нового предисловия. Набросок носит черновой характер и содержит много исправлений и зачеркнутых мест. — 234.
68 Докторская диссертация Маркса вместе с заявлениями о соискании
ученой степени на немецком и латинском языках была 13 апреля
1841 г. официально зарегистрирована в книге записей Иенского уни
верситета под номером 26.
В этот же день деканом философского факультета Бахманом и группой профессоров был подписан рекомендательный отзыв на диссертацию (см. настоящий том, стр. 654). 15 апреля Марксу заочно была присуждена степень доктора философии и выписан диплом. — 235, 654.
69 Настоящая работа представляет собой начало задуманной Марксом
критической статьи, направленной против абстрактной, нигилистиче
ской трактовки проблемы государственной централизации в статье
Мозеса Гесса «Deutschland und Frankreich in bezug auf die Zentralisa-
tionsfrage», которая была опубликована в приложении к «Rheinische
Zeitung» 17 мая 1842 г. и помечена корреспондентским значком Гесса
-.—'-. Статья Маркса, по-видимому, не была закончена. Написанная
часть ее дошла до нас в виде рукописи. — 237.
70 Данная статья Маркса написана в связи с нападками немецкого
философа Группе на книгу В. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschi
chte der Synoptiker». Bd. 1—2. Leipzig, 1841 («Критика евангельской
ПРИМЕЧАНИЯ
истории синоптиков». Том 1—2. Лейпциг, 1841). Выступив против лидера младогегельянцев в своем памфлете «Bruno Bauer und die akademische Lehrfreiheit» под флагом внепартийности и нейтральности в философии (в статье Маркс приводит в несколько перефразированном виде заявление Группе: «Пишущий эти строки никогда не служил ни одной партии и не находился под чьим-либо влиянием»), Группе пытался подорвать авторитет Бауэра как критика евангельских источников. Журнал младогегельянцев «Deutsche Jahrbücher» посвятил памфлету Группе еще ряд статей, в которых выступил в защиту Бауэра. — 240.
71 Маркс излагает здесь приводимое в книге Б. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker» (том 2, стр. 296) высказывание протестантского теолога А. Ноандера из его книги «Das Leben Jesu Christi in seinem geschichtlichen Zusammenhange und seiner geschichtlichen Entwicklung dargestellt». Hamburg, 1837, S. 265 (А. Неандер. «Жизнь Иисуса Христа, представленная в ее исторической связи и ее историческом развитии». Гамбург, 1837, стр. 265). — 242.
7% Ниже Маркс приводит выдержки ira Нового завета по книге Б. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker» (том 2, стр. 297, 299 и 296). — 242.
73 Это редакционное заявление находится в тесной связи со статьей Маркса «Коммунизм и аугсбургская «Allgemeine Zeitung»» (см. настоящее издание, том 1, стр. 114—118), в которой Маркс дает отпор выступлению аугсбургской «Allgemeine Zeitung» против коммунизма и ее нападкам на «Rheinische Zeitung». Как в своей статье, так и редакционном заявлении Маркс полемизирует с корреспонденцией, которая была опубликована в № 284 аугсбургской «Allgemeine Zeitung» И октября 1842 г. под заглавием «Die Kommunistenlehren» («Коммунистические доктрины»). В редакционном заявлении Маркс уличает автора корреспонденции «Коммунистические доктрины» в том, что он в искаженном виде изложил <