Природа как предмет философского анализа. Исторические формы отношения человека к природе.
Природа, в широком смысле, это объективная действительность во всем многообразие ее форм, т.е. весь окружающий человека материальный мир.под природой понимают совокупность естественных условий существования и развития человека и общества. (географическая среда).Окружающая среда – это географическая среда в единстве со средой «искусственной», т.е. созданной человеком.
Природа является источником энергетических, промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, оказывая определяющее влияние на размещение предприятий добывающей промышленности и специфику сельскохозяйственного производства, а в этой связи, и на многие процессы расселения человечества. Кроме того, природа, в силу присущей ей цикличности: смена дня ночью, зимы - летом и т.д. - заставляют людей подчиняться этой цикличности.Природа, для которой характерны такие процессы как землетрясения, тайфуны, бури, ураганы .. может выступать и выступает силой разрушающей плоды человеческого труда.
природа выступает основой всех человеческих знаний о мире.общество - это совокупность всех социальных, экономических и духовных отношений людей, складывающихся на основе данного способа производства, определенного уровня развития науки, культуры, политических и религиозных воззрений.
“Проблема взаимосвязи природы и обществапредставители так называемого географического детерминизма - абсолютизировали роль природной среды, брали за основу развития общества географическую среду. Они (Ж. Боден, Ш.Монтескье, Л.И. Мечников) считали, что географическая среда определяет сознание людей, их государственное устройство и нравы. Они недоучитывали того, что: природа, во-первых, изменяется более медленным темпами, чем общество;во-вторых,что человек деятельное существо,активно воздействующее на природу.Демографический детерминизм при объяснении общественной жизниабсолютизирует – роль народонаселения. В частности, последователи священника и экономиста XVIII в. Мальтуса - неомальтузианцы, пытаются доказать, что наличие “избыточного” населения (а не состояние экономики и формы управления обществом) являются причиной нищеты и социальной незащищенности людей.
“Экологический кризис и пути выхода из него” следует учитывать, что, развивая производительные силы, человек в орбиту своей деятельности вовлекает все новые и новые вещества природы, используя их с нарастающей интенсивностью Научно-техническая мощь человеческой цивилизации с особой силой ставит задачу ответственности человека перед природой.
Производя невиданные ранее изменения в природной среде, человек все ощутимее испытывает на себе отрицательную ответную реакцию со стороны природы. Вместо матери природа оказывается злой мачехой, как это происходит, например, в зоне аварии Чернобыльской АЭС. Там, как и ранее до аварии, на деревьях щебечут птицы, леса полны грибов и ягод, но жизнь человека поставлена под угрозу, а дары природы стали для него смертельно опасны.В современных условиях человеческая жизнь оказывается под угрозой не только в регионах типа зоны вокруг Чернобыля. Перед человечеством в целом все более и более зримо разрастается экологический кризис - кризис среды обитания.К сожалению, до настоящего времени наука не может дать четкого ответа на вопрос о путях выхода их экологического кризиса. Нередко ученые утверждают, что выход – в безотходной технологии. Однако это не совсем так. Современное производство, перейдя к безотходной технологии (эту схему подсказала природа, у которой отходы одного процесса служат основой для другого) сможет замедлить, но не предотвратить экологический кризис, ведь промышленность нередко использует не возобновляемые ресурсы: уголь, нефть, сланцы. Значит безотходное производство, несмотря на всю его привлекательность, не может быть панацеей от всех экологических бед.
экологические проблемы – это проблемы глобальные для их решения необходимо объединение усилий всего человечества и мирное сосуществование, необходимо так же дальнейшее развитие науки, техники и новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.Некоторые исследователи перед лицом грозящего человечеству экологического кризиса проповедуют тезис: “Назад к природе”. Эту позицию принято называть руссоистской или неоруссоистской (“нео” - значит “новый”), так как этот тезис провозглашен выдающимся просветителем XVIII в. Ж.-Ж.Руссо, хотя был известен уже в глубокой древности.
необходимо научиться жить и творить в гармонии с природой, необходимо новое мышление в понимании роли природы в жизни человечества.Совр.чел., в силу условий своего бытия, все более и более отодвигается, отгораживается от “первой” природы.Все больше и больше он начинает жить в преобразованной им “второй” природе.Однако эта природа не должна входить в конфликт с “первой”, для чего должна быть создана здоровая для жизни человека среда, создана обстановка обеспечивающая максимальные возможности для его развития.еловек должен научиться жить в гармонии с природой, не нарушая естественно сложившегося равновесия в природной среде. От решения этого вопроса зависит будущее. Только гармоничное взаимоотношение с природой предоставит человечеству возможность дальнейшего существования на планете.