Религиозная философия в 19 веке
Русская религиозная философия стала своебразным синтезом м ежду славянофильством и западничеством. Вслед за Чадаевым сохранились проекты построения царства божьего на Земле, которые преобрели черты софиологии (Соловьев, Булгаков) и розы мира (Андреев). Важной частью построения справедливого общества мыслилась религия и духовно-нравственное перерождение. Отчасти идеи софиологии наследуют большевизм и космизм.
Философия Толстого. Одно из центральных мест в русской философии занимает Толстой. На его философию оказали влияние взгляды Канта, Руссо, Шопенгауэра.
В своей философии он признает ценность моральной составляющей религии, он отрицает все богословские аспекты (“истинная религия”). Цель познания видит в поиске человеческом смысла жизни, чем занимается в первую очередь любимая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, то считат возможным избавиться от государства путем отказа от выполнения им общественных и государственных обязанностей.
Философия всеединства Соловьева.
Он критиковал существующую до него философию за отвлеченностьи не принимал таких крайних ее проявлений как эпиризм и рационализм. Выдвинул идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел подконтрольным ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства должен довести ее человек, в этом смысл его жизни. Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.
Он говорит, что личность и общество в целом – суть одного и того же,
Для сущестования общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра.
27. Категория бытие, ее смысл и содержание. Формы бытия.
Исходным фундаментальным понятием, на базе которого строится философская картина мира, есть бытие, которое является системообразующим принципом данной картины. Категория бытия выступает предельно общей абстракцией, объединяя по при-знаку существования самые различные явления и процессы, их свойства, связи, отношения, человеческие коллективы, состояния и свойства человеческого сознания.
Формы бытия:
o бытие человека (основа – человек);
o бытие духовного (единство сознательного и бессознательного, знания, заключенные в объективированном, т.е. в объекте, выражающиеся через язык);
o бытие социального, означающее единство многообразия видов человеческой деятельности. Разновидности: общественное, индивидуализированное.
o бытие тел, процессов, вещей. Разновидности:
а) бытие состояния природы (стихийные бедствия); б) бытие природы как целое или первая природа, которая не зависит от сознания, она объективна и первична в том смысле, что человек и его дух рождается после природы и неразрывно связан с нею; в) бытие вещей, процессов, сотворимых человеком – вторая природа.
Проблема бытия, реальности чего-либо – это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всем объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.
Проблема реальности имеет огромное значение для науки. Во-первых, это относится к разнообразным «необычным явлениям». Возьмем, например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и информации. Во-вторых, известно, что и реальность, и истина об этой реальности, и смысл даже самых развитых частных наук есть всегда частные виды реальности, и истины и что все это доступно и даже необходимо в пределах некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную область, и истинность, и осмысленность за ее пределами.
28. Категория материя, ее смысл и содержание. Типы и формы движения материи.
Первоначально под материей понималось первовещество (вода, воздух); в последующем - природа, физический мир или его свойства (протяженность); в наши дни под материей понимается все, что противостоит сознанию, духовному, идеальному.
2 подхода к определению понятия материи: 1) м- всё многообразие предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств и воздействуют на них (Гольбах, Гельвеций); 2) м- субстанция, основа всего существующего в мире (корнями уходит в античную атомистику); здесь можно выделить ещё два подхода: материя как исходный субстрат, материал, из которого построены все тела во вселенной (Левкипп и Демокрит) и как бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве (субстанция существует не наряду, а только в самом этом многообразии конкретных явлений) – Дидро. В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о её сложной системной организации. Любой объект материальной системы мира может быть рассмотрен в качестве системы, т.е. особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними, наличие общих признаков организации систем позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (виды материи). Иерархию форм материи можно представить след образом:
Метагалактикасистемы галактикгалактикизвезды и планетные системыбиосфера и планетымакротеламолекулы атомыэлементарные частицы и вакуум.
Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому материальному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, а изменение в философии обозначается понятием движения.
Движение материи - это не только механическое перемещение тел в пространстве, но любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Материя не может существовать вне движения и любой её объект существует лишь потому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Движение внутренне присуще материи. Выделяют два типа движения: с сохранением качества предмета и с изменением качественного состояния предмета.
Соответственно уровням организации материи выделяют формы движения материи. 3 блока форм в соответствии со сферами материального мира: неживая природа (физическая и химическая формы), живая природа (биологическая), общество (социальная форма движения). В 20в открыты новые формы: процессы микромира (превращения элементарных частиц и взаимодействия субэлементарного уровня); процессы мегамира (галактические взаимодействия и расширения метагалактики). Переосмыслено взаимоотношение физической и химической форм движения: химическая возникает из взаимодействий микромира и, в то же время, является условием появления форм макромира. Раньше механические процесс рассматривались как основа физической формы движения, однако от концепции мирового эфира как механической среды – основы физических процессов отказались. Наоборот, механическое движение обусловливается глубинными процессами элементарных частиц и электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Механическая форма движения не связана с опред видом материи, а характеризует взаимодействие нескольких уровней организации материи. Высшие формы движения материи нельзя свести, редуцировать целиком к низшим формам (нельзя описать биологич процессы, исходя только из физико-химических св–в, не учитывая качественную особенность биологического уровня организации – процессы биоэволюции, естественного отбора…; развитие чел общества невозможно описать только биологическими закономерностями – не учитывая особенности социального развития). Сведение сложных форм развития к простейшим – «механицизм» - имеет в основе органическую связь между разл уровнями организации материи. На разных этапах развития Вселенной (Метагалактики) возникают все новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения. После большого взрыва не было ни молекул, ни атомов и форм движения; потом возникли хим и молекулярно-физическая формысформировались планетыбиологическая формажизньсоциально организованная форма жизни.