Философия марксизма и ее современное состояние.
Основоположниками марксизма являются Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Марксизм возник в середине 40-х годов XIX века. Его возникновение исторически связано с эпохой утверждения капиталистического способа производства и завершения буржуазно-демократических преобразований в странах Западной Европы. Промышленный переворот, начало которого в Англии относится к концу XVIII века, в 30-40–х годах XIX века захватил Францию, Германию и другие западноевропейские страны. В результате возникла крупная индустрия, промышленный пролетариат. Это утверждение капитализма выявило социальные противоречия: нищета пролетариата, рост его эксплуатации, крайне плохие условия жизни. В странах Западной Европы начинают появляться кризисы перепроизводства, что еще более ухудшало положение трудящихся. Пролетариат начал самостоятельные политические выступления в защиту своих интересов. Чартистское движение в Англии (борьба за народную хартию), лионское восстание ткачей во Франции, силезское восстание в Германии – примеры развертывания классовой борьбы пролетариата. Постепенно у наиболее передовых представителей пролетариата и в среде интеллигенции, разделяющей его взгляды, возникает необходимость в теоретическом обосновании политических действий. Марксизм возникает как учение, объединяющее пролетариат в его политической борьбе, как теория революционного преобразования действительности, как обоснование необходимости коренного изменения капиталистического строя.
Теоретическими источниками марксизма являются:
1) классическая немецкая философия, особенно идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха;
2) классическая английская политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо, которые положили начало трудовой теории стоимости: стоимость товара определяется не его физическими свойствами, полезностью, спросом, предложением, а количеством общественно необходимого труда, затраченного на производство товара);
3) утопический социализм XIX века (учения А.-К. Сен-Симона и Ш. Фурье, сильную сторону которых составляла критика капитализма, догадки о новом, социалистическом обществе с общественной собственностью на средства производства, уничтожением эксплуатации человека человеком, мысль о том, что в основе всех бедствий – частная собственность).
Кроме того, классики марксизма прекрасно знали мировое философское наследие.
К. Маркс и Ф. Энгельс теоретически обобщили и революционные открытия естествознания XIX века: открытие клеточного строения растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, дарвиновская теория. Эти открытия позволили в довольно систематической форме представить общую картину природы как связного целого: связь между простейшими и сложнейшими организмами, между растительным, животным миром и человеком. Позже эту картину дополнило открытие синтеза белка из неорганических элементов.
Философия марксизма – это составная часть марксизма. Это учение, кроме философии, включает в себя политическую экономию (теория экономического развития общества) и научный коммунизм (теория социально-политического развития). Философия марксизма – это диалектический материализм, т.е. целостное материалистическое учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Кроме диалектического материализма выделяют еще исторический материализм. Это философская теория, изучающая на основе диалектико-материалистического подхода общество как целостную систему, наиболее общие законы его функционирования и развития.
В XIX – XX веках Европу потрясают войны, революции, возникают тоталитарные режимы, человечество переживает экологический кризис и разочарование в результатах НТП. Наступает время машинного (серийного) производства, общей машинизации жизни, когда нивелируется все индивидуальное, когда человек обезличивается. Человек превращается в придаток к конвейеру, к машине, в винтик бюрократической машины. Со всех сторон чувствуется угроза жизни, которая обесценилась. Особенно остро это чувствуется и понимается в военное время, во время революций, экономических кризисов. Все это вызывает настроения упадка, ощущение бессмысленности происходящего, безнадежности, обреченности, ужаса. Философы начинают писать о заброшенности человека в «беспощадный поток времени». В их работах находим протест против обезличивания человека, обесценивания жизни, против безысходности, против превращения человека в вещь. Марксизм по-своему откликнулся на эти события. В XIX веке появляются иные философские течения, которые также по-своему отражают ситуацию. Речь идет о «философии жизни» (выдающийся представитель – Фридрих Ницше), об экзистенциализме (Сёрен Кьеркегор, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс и др.) и др. Философы подчеркивают неповторимость, уникальность каждого человека, которому присуща способность к свободному выбору своего пути и принятию ответственности за него. Философы побуждают человека к напряженной творческой работе над собственным развитием. Сочинения «философов жизни» заставляют по-новому посмотреть на проблему самоценности жизни как человеческой, так и по отношению к земле в целом, понимая жизнь как природно-космический феномен.
Учение «позитивизм» и его дальнейшие разновидности провозгласило, что философия не является чем-то отличным от частных наук – она есть их обобщенная классификация. Необходимо убрать из философии мировоззренческие вопросы и заменить их проблемами построения научного знания.
Подробнее об этих и остальных философских течениях XX века (неопозитивизме, постпозитивизме, феноменологии, герменевтике и др.) – в рекомендованной литературе.