Смысл жизни и перспективы человека.
Смысл жизни –экзистенциальное понятие.
2 подхода:
1) Видит смысл за Историей в вечной жизни после смерти. Снять ограничение конечности и бесконечности. Экзистенциальное основание жизни человека – представляет систему ценностей, которая ориентирует человека в его поведении и постановке целей.
2) Человеку тесно в конечности
Сейчас – снижение ценности жизни.
Виктор Франклизобрел Логотеранию – заполнение экзистенциального вакуума.
Перспективы – вектор, превзойти человека, не стать хуже зверя.
Проблема социума как особой реальности.
Общество
Социум – связьмежду … включающая …
Социальная реальность, – с какой соотносится.
Природа. Связь между ними.
Социум – деятельность и коммуникативность.
Культура и цивилизация как категории социальной философии.
Цивилизация –одна и основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого, связано.
Проблемы цивилизации сегодня наиболее актуальны.
Не межрасовые, межнациональные, межгосударственные…
Мы противопоставляем Цивилизацию и Культуру, а запад Культура –> Цивилизация, – связь.
Понятие истории. Модели исторического процесса.
Жизнь человека во времени.
Линейная модель (начало и конец).
Смысл истории лежит вне истории.
Карл Яспес – как удобрение для последующих поколений. Смысл истории в самой истории.
Августин – 1) Грехопадение; 2) Бог (Нравственный характер).
Научный прогресс – знание.
Технический прогресс
Маркс – социальная природа 1) рабовладельческое; 2) феодализм; 3) коммунизм.
Возникновение – жизнь – гибель – смерть.
Культура живет по циклу. Прогресса нет.
(Шпенгер, Тоинбе).
Личность и массы, свобода и необходимость в ходе исторического развития человечества.
Личность– социальное качество человека; социальная проявленность. Это система социальных ролей (1 человека и отец, и сын, и начальник).
Исторический статус – способность личности влиять на ход истории.
Социальный закон – массы.
Выбор есть всегда.
Личность никогда не переплюнет социальные законы, но может изменить вектор. Статус личности зависит от опассионарности – выбор делает сам, не зная почему, не будет ∞ слушать экспертов (пример с Королевым).
Особенности научного познания.
Научное познание – как познавательная деятельность.
Особенности – научные критерии.
Особенности:
1) На достижение объективных законов, вскрытие закономерности;
2) Системность (теория);
3) Прогностическая направленность – предвидеть будущее.
4) Методологическая рефлексия;
5) Специальный язык;
6) Специальные материальные средства;
7) Опытная проверяемость и доказуемость. Рациональное доказательство и рациональное обоснование.
Философская, научная и религиозная картины мира.
Картина мира – целостное миропонимание, синтезированные знания, которые определяют мировоззренческую установку человека, его ценности, поведение, ориентиры. Картина мира опосредовано влияет на деятельность человека.
1) Мифологическая картина мира – строилась на созерцании и на чувственном восприятии, которая давала определенное воображение, фантазию, представления, и которая ни в коем случае не доказывалась. Устная передача смысла. Из мифологической картины мира – выросла религиозная и философская картины мира. (Первая – религиозная).
2) Религиозная картина мира – основной критерий – концепция креационизма – создатель. Она передается в письменном виде. Отражена в священных писаниях
3) Философская картина мира – философская система знаний в форме идей, учений, теорий, концепций, которые отражают предельно общие представления о мире и месте в нем человека.
4) Научная картина мира – логически систематизированные ценностные знания о вселенной и человеке. Она всегда опирается на фундаментальные открытия и достижения естественных наук. В мировоззренческом плане, с религией может быть много точек соприкосновения.
5) Квантовая картина мира – картина мира случайности, необратимости.
6) Синергетическая картина мира – мир – целостное саморазвивающаяся система.