Знание, его природа и типология. Вера и знание.
Знание своеобразная социальная и индивидуальная память, которая зафиксирована в определенных символах, знаках, которые не только наследуются и передаются. Особые знания коммуникативность.
Религиозное знание религиозная рациональность знания можно получить через религиозный опыт (молитва, видение, медитация, йога). Религиозные знания передаются нерационально, они держатся только на вере, логически не оформляются. Веря опровергает понятие «сомнения».
Вера неявное знание. Теоретическое знание занятие избранных, высококвалифицированных специалистов. Майкл Полани концепция «личностного» знания, когда заниматься наукой, важно не только дисциплинарно организованные знания, но и неявное знание, бессознательное (интуиция).
Кант вера, изощренный теорией разум.
Соотношение знания и веры; ученый и научный способ.
Проблема истины в философии и науке.
Истина адекватное отражение действительности.
Абсолютная истина полное исчерпывающее познание. Недостижимое, т.к. мир широкий и глубокий
Относительная истина это неполное, но верное знание о том же самом предмете. философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима (см. агностицизм). Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Термин относительная истина неудачен, более точным был бы термин частичная истина.
Принцип объективности –
Принцип познаваемости мира –основной принцип Гносеологии.
Принцип социальной обусловленности субъекта познания
Принцип творческой активности субъекта
Принцип практической обусловленности
Основные принципы и категории теории познания.
Чувственное познание и его формы.
Рациональное познание. Логика как наука о принципах и формах рационального мышления.
Ценности, их природа и принцип классификации. 21. Межконфессиональные различия.
3 мировых религии:
Не зависят от национальности – можешь взять любую религию.
Буддизм – должен найти свое внутреннее ощущения покоя –> взаимопонимание с миром.
Христианство – спасение –> ноосфера. Человек, который не соблюдал законы –> на землю; другие в рай.
Ислам –
Ценности 3 религий близки по смыслу – гуманизм.
Народно-национальные религии – ориентированы на определенные ценности той или другой национальности => духовные ценности – своеобразие духовного капитала, накопленного за 1000 летия (вопросы добра и зла, счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни).
Всегда есть источник (священное писание).
Существуют секты, как разновидность других религий.
Сиентизм – аналитическая философия как представитель позитивизма и послепозитивизма.
Их постулат – осмысленные высказывания, на основе логики и математики – строгий язык науки.
Огюст Кант –наука должна приносить пользу.
Постпозитивисты связаны с прагматизмом. Критикуют рационализм.
Прагматисты: Карл Потер, Чарльз Пирс – как отличить лженауку от науки. Томас Кун – парадигма.
Межконфессиональные различия.
См. вопрос 20.
Многомерность человека и его бытия. Человек. Личность. Индивид. Индивидуальность.
Homofabr (человек деятель)
Homosybolic (человек, который оперирует символами).
Атрибутивный подход – создание атрибутов, признаки, ограничения (пирамида «что?»)
Экзистенциальный подход – существование; проблемы бытия. Человек сам становится проблемой. (Вопросы «есть»).
Предметное отношение (бытие) – формула «Я – оно».
Отношение человека – формула «Я – ты».
Отношение к абсолюту – отношение к высшему, фундаментальное отношение человека к миру.
Самотождественность и самотенсенденция. Можно выделить в 2:
1) Мир человека «образ Я»
2) Человек в мире.
Человек – родовое понятие, отличающее его от других сущих в мире.
Существованию предшествует сущность.
Природа – при роде.
Индивид – единственный представитель рода человека
Индивидуальность– оригинальность, неповторимость.
Личность сопряжена с индивидуальностью.