Философия, ее предмет и место в культуре.
Философия, ее предмет и место в культуре.
Философия– (любовь к мудрости) одни склоняются к знаниям, а вторые к мудрости (многознание ума не добавляет).
Рациональные традиции (Аристотель)– основано на знании, которое рассматривает философию как науку.
Гегель -Философия – наука о наиболее общих законах природы, общества и человеческом мышлении.
(Англо-американская философия науки XX-XXI века)
Экзистенциональное направление (Платон) – линия Платонизма (где не охватывает рациональными схемами).
Познание через веру, этику (Августин «Исповедь», - проблема внутреннего человека). Внешний человек – отношение к обществу, Богу. Внутренний человек – отношение к себе.
Философия – как рефлексия культуры (переход от одной модели экономики к другой…)
Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: Рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека. Необходимо понимать, что именно рефлексия, наряду с использованием категориального языка, характеризует философскую форму мышления. По большому счёту, вся философия является рефлексией разума, представляющей собой размышления о таких категориях, как акты и содержание чувств, представлений и мысли, рассуждения, как объективирующиеся в языке и соответствующих произведениях культуры, так и содержащиеся в собственном сознании.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Философия (греч. – любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека. Она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Функции философии:
- Познавательная. Философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».
- Мировоззренческая. Вооружает людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
- Методологическая. Дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности.
Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации философия отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более чётко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом философии. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. В тоже время «До сих пор, – писал Гегель, – философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы других наук».
В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.
Возникновение философии. Философия и мифология.
Пифагор – ввел понятие философии.
Предпосылки: …
Возникает мировоззрение – мир вокруг нас. Взаимопонимание человека и мироздания.
Мировоззрение:
- Мифологическое
- …
- Надо систематизировать
- …
- Науки. Возникают теории → а затем философия.
Античная философия.
Античная философия – античная Греция и Рим. (VI в до н.э. – VI в н.э.)
Переход ↓
В христианскую культуру.
Сократ | Платон | Аристотель (VI в до н.э.) |
Натурфилософия | Духовная сущность (абстрагирование) | (Логика) ↓ Физика (основы) ↓ Отношение растительного и животного мира (естествознание) |
Философия Нового времени.
VII в – Бэкон и Декарт.
Подход к философии как к системе, но есть попытки выйти.
Ньютон – «Математическое начало натурфилософии».
Бэкон – методология (основное в философии), рассуждения о методе.
Лейбниц.
Общество
Социум – связьмежду … включающая …
Социальная реальность, – с какой соотносится.
Природа. Связь между ними.
Социум – деятельность и коммуникативность.
Философия, ее предмет и место в культуре.
Философия– (любовь к мудрости) одни склоняются к знаниям, а вторые к мудрости (многознание ума не добавляет).
Рациональные традиции (Аристотель)– основано на знании, которое рассматривает философию как науку.
Гегель -Философия – наука о наиболее общих законах природы, общества и человеческом мышлении.
(Англо-американская философия науки XX-XXI века)
Экзистенциональное направление (Платон) – линия Платонизма (где не охватывает рациональными схемами).
Познание через веру, этику (Августин «Исповедь», - проблема внутреннего человека). Внешний человек – отношение к обществу, Богу. Внутренний человек – отношение к себе.
Философия – как рефлексия культуры (переход от одной модели экономики к другой…)
Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: Рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека. Необходимо понимать, что именно рефлексия, наряду с использованием категориального языка, характеризует философскую форму мышления. По большому счёту, вся философия является рефлексией разума, представляющей собой размышления о таких категориях, как акты и содержание чувств, представлений и мысли, рассуждения, как объективирующиеся в языке и соответствующих произведениях культуры, так и содержащиеся в собственном сознании.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Философия (греч. – любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека. Она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Функции философии:
- Познавательная. Философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».
- Мировоззренческая. Вооружает людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
- Методологическая. Дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности.
Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации философия отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более чётко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом философии. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. В тоже время «До сих пор, – писал Гегель, – философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы других наук».
В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.