Философия как тип знания. Методы философствования.
(самостоятельное изучение)
Философия как наиболее общая форма самопознания культуры. Философия как мировоззрение прошла четыре основные стадии своей эволюции: космоцентризм; теоцентризм; антропоцентризм; наукоцентризм.
Сравнительный анализ философского и специальнонаучного знания. Специфика философского знания и познания. Основные методы философского познания: рефлексия, умозрение, интерпретация. Именно рефлексивность отличает философское познание от любого другого. Гегель, говоря об этой особенности философии, писал: «...познание мышления как чисто субъективной деятельности уже делает честь человеку и представляет для него интерес; человек отличается от животного именно тем, что он знает, что он такое и что он делает». Рефлексия (от латинского reflexio - отражение) означает анализ собственного психического состояния и собственных действий. Только философская рефлексия является основанием обретения человеком своей адекватности. Философия начинается там, где впервые осознается субъектность человеческого бытия, где мышление начинает экспериментировать с самим собой, и человек провозглашает в качестве первой задачи познание самого себя. Эта деятельность самопознания стала называться рефлексивной деятельностью, а главным ее принципом следует считать самоотнесение. Рефлексивный акт - это познание разумом самого себя в своем инобытии. Философия выясняет, в какой степени мир разумен, и поскольку философия использует для выяснения степени разумности мира разум, то получается, что она есть разумное познание разумного. В ходе познания своего объекта, параллельно с установлением его сущности, происходит саморевизия познающего разума: философ выясняет возможность разума, при необходимости осуществляет его корректировку. Дж. Локк под рефлексией понимал «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления». Ценным представляется определение рефлексии, данное И. Кантом: «Рефлексия не имеет дела с самими предметами и не получает понятий прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы приспособляемся к тому, чтобы найти субъективные условия, при которых мы можем образовать понятия. Рефлексия есть сознание отношения данных представлений к различным нашим способностям познания, и только при ее помощи отношение их друг к другу может быть правильно определено. Все суждения и все сравнения требуют рефлексии, т. е. различения той способности познания, которой принадлежат данные понятия. Акт, посредством которого я сопоставляю сравнение представлений вообще с познавательной способностью, производящей его, и посредством которого я различаю, сравниваются ли представления друг с другом, как принадлежащие к чистому рассудку или к чувственному наглядному представлению, я называю трансцендентальной рефлексией».
Очевидно, что философия, выполняя свою задачу рефлексии над основаниями указанных форм знания и культуры, формирует и оттачивает себя в ходе этой рефлексии. Чтобы сделать предметом анализа самое себя, мысль вынуждена конструировать концептуальное образование более высокого уровня абстракции. То есть рефлексия осуществляется с позиций метаинстанции, которую представляет наиболее продвинутая форма общественного сознания, в данном случае - философия. Выходя за пределы индивидуального в сферу метапредметного, сознание обогащается и получает новые методологические перспективы. Но, преобразуя предметные формы сознания, субъект рефлексивной деятельности изменяется, становится иным, ибо его сознание поднимается на более высокий уровень содержательного освоения мира. В своем отношении к миру субъект рефлексивной деятельности опирается на ряд методов, обеспечивающих решение той или иной проблемной ситуации.
Диалектический метод является очень распространенным методом философского познания. Он восходит еще к Сократу, который пользовался им в своих знаменитых беседах. Диалектика, в переводе с греческого, означает: «вести беседу, спорить». Суть диалектического метода состоит, по Сократу, в достижении результата познания через создание такой ситуации, когда по одному вопросу умышленно сталкивают несколько противоположных или различных точек зрения. Каждый из участников дискуссии высказывает свое особое мнение по спорному вопросу, приводит необходимые аргументы, ссылается на собственный опыт, апеллирует к авторитетам, критикует оппонентов. Поскольку в беседе участвуют люди более или менее знакомые и принадлежащие к одному культурному пространству, у них всегда есть возможность договориться. Результат диалогического спора: или побеждает точка зрения, в защиту которой высказаны наиболее убедительные аргументы, или достигается компромисс. Позднее, у Гегеля, а затем в марксистской философии, диалектический метод получил несколько иную интерпретацию. Гегель считал диалектику единственным научным методом познания действительности потому, что сама действительность у него есть объективный диалектический процесс. Диалектический метод - это совокупность таких принципов познания, как принцип противоречия, историзма, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и некоторых других. Он хорошо зарекомендовал себя в работе с объективной реальностью, обеспечивая субъективные образы этой объективной реальности, примером которой может быть бытие природы.
Герменевтический метод один из распространенных методов современной философии. Термин «герменевтика» переводится с греческого как «истолковательное искусство» и был использован для названия философского направления и философского метода. Герменевтика - это метод понимания и интерпретации текстов. Она исходит из широко известного факта: текст - один, а его интерпретаций - множество. Как быть в этой ситуации? Нужно разработать наиболее адекватный способ понимания текста, обращая внимание на его внутреннее содержание, абстрагироваться от социально-экономических причин, исторического контекста и других внешних факторов. Интерпретация текста всегда рефлексивна, ибо предполагает самопонимание того, кто эту интерпретацию осуществляет. Герменевтический метод плодотворен в работе с субъективной реальностью, примером которой могут быть отношения людей в обществе. Феноменологический метод вошел в арсенал философских методов в начале XX столетия. Его называют еще феноменологической редукцией, в ходе которой сознание, мысль о предмете предмета мысли очищается от различных искажений, внесенных в сознание шаблонами, схемами, догмами и т. п.
Структуралистский метод связан с одноименным философским направлением, очень распространенным в современной философии. Сущность структурализма состоит в признании структуры объекта (совокупности связей между элементами целого, которые остаются неизменными при различных трансформациях и модификациях) главным объектом философского анализа. Объектов, не имеющих структуры, просто не существует, и поэтому структура в философском анализе выступает как субстанциальное начало. В любом явлении можно найти структуру. К примеру, все многообразие языков может быть сведено к праязыку как его источнику. Те или иные социальные институты общества имеют свою общую инвариантную структуру.
Научные методы хотя и не являются специфически философскими, однако широко используются в качестве вспомогательных. Это такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, метод абстрагирования и т. д. Художественные методы используются: философским экзистенциализмом, потому что их возможности для выражения глубинных характеристик человеческого бытия намного превосходят потенциал рационального дискурса. Один из классиков экзистенциализма, Ж. П. Сартр, так сказал по этому поводу: «Хочешь быть философом - пиши романы». Широко используются художественные методы и в таком направлении современной философии, как постмодернизм.
Генезис предмета философии в процессе исторического развития цивилизации. Проблема субъективного и объективного в системе философского познания мира. Философия как опыт создания метадискуссивных матриц. Интерпретация как метод философствования. Проблема истинности знания в классической, неклассической и постнеклассической социально-гуманитраной науке. Аксиологическая оценка теоретической деятельности человека; высшие ценности и вечные проблемы философии.