Интерпретация цветных пар по Люшеру
Позиции «+ +». Первый цвет синий
+1 +2 (синий и зеленый) - чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.
+1+3 (синий и красный) - чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.
+1 +5 (синий и фиолетовый) - небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.
+1+6 (синий и коричневый) - чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.
+1 +7 (синий и черный) - негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.
+1 +0 (синий и серый) - негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.
Первый цвет зеленый
+2+1 (зеленый и синий) - позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.
+2 +3 (зеленый и красный) - активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.
+2 +4 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.
+2 +5 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.
+2 +6 (зеленый и коричневый) - чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.
+2 +7 (зеленый и черный) - чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.
+2 +0 (зеленый и серый) - чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.
Первый цвет красный
+3 +1 (красный и синий) - деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.
+3 +2 (красный и зеленый) - деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.
+3 +4 (красный и желтый) - деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.
+3 +5 (красный и фиолетовый) - повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.
+3 +6 (красный и коричневый) - негативное настроение, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благоприятной ситуации.
+3 +7 (красный и черный) - негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.
+3 +0 (красный и серый) - чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.
Первый цвет желтый
+4+1 (желтый и синий) - настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.
+4 +2 (желтый и зеленый) - настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.
+4+3 (желтый и красный) - несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.
+4 +5 (желтый и фиолетовый) - небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.
+4 +6 (желтый и коричневый) - негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе.
+4+7 (желтый и черный) - весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.
+4+0 (желтый и серый) - негативное угнетенное состояние, стремление выйти из неприятной ситуации, нечеткое представление о том, как это сделать.
Первый цвет фиолетовый
+5 +1 (фиолетовый и синий) - неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.
+5 +2 (фиолетовый и зеленый) - настороженность, желание произвести впечатление.
+5 +3 (фиолетовый и красный) - некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.
+5 +4 (фиолетовый и желтый) - возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.
+5 +6 (фиолетовый и коричневый) - возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.
+5 +7 (фиолетовый и черный) - негативное состояние.
+5 +0 (фиолетовый и серый) - напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.
Первый цвет коричневый
+6 +1 (коричневый и синий) - напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.
+6 +2 (коричневый и зеленый) - чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.
+6 +3 (коричневый и красный) - активное стремление к эмоциональной разрядке.
+6 +4 (коричневый и желтый) - утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).
+6 +5 (коричневый и фиолетовый) - чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.
+6 +7 (коричневый и черный) - негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.
+6 +0 (коричневый и серый) - весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.
Первый цвет черный
+7 +1 (черный и синий) - весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое»).
+7 +2 (черный и зеленый) - возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.
+7+3 (черный и красный) - сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.
+7 +4 (черный и желтый) - весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.
+7 +5 (черный и фиолетовый) - напряженность, мечты о гармонии.
+7 +6 (черный и коричневый) - возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций,
+7 +0 (черный и серый) - чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.
Первый цвет серый
+0 +1 (серый и синий) - негативное состояние, желание спокойной ситуации.
+0 +2 (серый и зеленый) - негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.
+0 +3 (серый и красный) - негативное состояние, повышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.
+0 +4 (серый и желтый) - негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.
+0 +5 (серый и фиолетовый) - чувство беспокойства, •настороженности, стремление скрыть это чувство.
+0 +6 (серый и коричневый) - весьма негативное состояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.
+0 +7 (серый и черный) - весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.
Позиции «- -». Первый цвет серый
-О -1 (серый и синий) - чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.
-О -2 (серый и зеленый) - эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.
-О -3 (серый и красный) - раздраженность, чувство беспомощности.
-О -4 (серый и желтый) - тревожность, неуверенность в своих силах.
-О -5 (серый и фиолетовый) - небольшое контролируемое возбуждение.
-О -6 (серый и коричневый) - тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.
-О -7 (серый и черный) - отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности. .
Первый цвет синий
-1 -2 (синий и зеленый) - сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.
-1 -3 (синий и красный) - сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.
-1-4 (синий и желтый) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.
-1 -5 (синий и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.
-1 -6 (синий и коричневый) - эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.
-1 -7 (синий и черный) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.
-1 -0 (синий и серый) - несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.
Первый цвет зеленый
-2 -1 (зеленый и синий) - угнетенное состояние, неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.
-2 -3 (зеленый и красный) - сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.
-2 -4 (зеленый и красный) - состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительности.
-2 -5 (зеленый и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.
-2 -6 (зеленый и коричневый) - состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль, необоснованное стремление к признанию.
-2 -7 (зеленый и черный) - состояние фрустрации из-за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.
-2 -0 (зеленый и серый) - состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств.
Первый цвет красный
-3 -1 (красный и синий) - подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми.
-3 -2 (красный и зеленый) - состояние стресса из-за неадекватной самооценки.
-3 -4 (красный и желтый) - мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.
-3 -5 (красный и фиолетовый) - состояние стресса из-за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.
-3 -6 (красный и коричневый) - сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.
-3 -7 (красный и черный) - состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.
-3 -0 (красный и серый) - сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.
Первый цвет желтый
-4 -1 (желтый и синий) - чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.
-4 -2 (желтый и зеленый) - состояние нерешительности, тревожности, разочарования.
-4 -3 (желтый и красный) - состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.
-4 -5 (желтый и фиолетовый) - эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.
-4 -7 (желтый и черный) - напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.
-4 -0 (желтый и серый) - напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.
Первый цвет фиолетовый
-5 -1 (фиолетовый и синий) - чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, стремление к сотрудничеству.
-5 -2 (фиолетовый и зеленый) - стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.
-5 -3 (фиолетовый и красный) - стрессовое состояние из-за неудач в активных, иногда необдуманных действиях.
-5 -4 (фиолетовый и желтый) - настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.
-5 -6 (фиолетовый и коричневый) - стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.
-5 -7 (фиолетовый и черный) - напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли.
-5 -0 (фиолетовый и серый) - проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.
Первый цвет коричневый
-6 -1 (коричневый и синий) - негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.
-6 -2 (коричневый и зеленый) - негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.
-6 -3 (коричневый и красный) - стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из
стресса.
-6 -4 (коричневый и желтый) - напряженность из-за стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.
-6 -5 (коричневый и фиолетовый) - негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувственной
гармонии.
-6-7 (коричневый и черный) - стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.
-6 -0 (коричневый и серый) - стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей.
Первый цвет черный
-7 -1 (черный и синий) - состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.
-7 -2 (черный и зеленый) - состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.
-7 -3 (черный и красный) - стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.
-7 -4 (черный и желтый) - стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.
-7-5 (черный и фиолетовый) - поиски идеализированной ситуации.
-7-6 (черный и коричневый) - стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.
-7 -0 (черный и серый) - стремление уйти из неблагоприятной ситуации.
Первый цвет серый
-0-1 (серый и синий) - некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.
-О -2 (серый и зеленый) - негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.
-О -3 (серый и красный) - подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.
-О -4 (серый и желтый) - чувства тревожности, неуверенности.
-О -5 (серый и фиолетовый) - напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.
-О -6 (серый и коричневый) - стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.
-0-7 (серый и черный) - стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.
М. Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов). Рассмотрим две первые и две последние позиции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты:
Позиции 1, 2 | 7,8 | ||||
XX | XX | ||||
XX | XXX | ||||
XXX | XX | ||||
XX | XX | ||||
XX | XXX | ||||
XX | XXX | ||||
XX | XXX | ||||
XX | XX | ||||
XX | XXX | ||||
XX | XXX | ||||
XX | XXX | ||||
XXX | XX | ||||
XXX | XXX | ||||
XX | XXX | ||||
XX | XXX | ||||
XX | XX | ||||
XX | XXX | ||||
XX | XXX | ||||
XX | XXX | ||||
XX | |||||
XX | |||||
XX |
ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».
Показатели и интерпретации
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается,
планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).
Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения, Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или
отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда -постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей -
• г •-I т| » ' •4 IBS |
своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек - кудрей; цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа - крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев. на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прори-
совки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждения, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.):
с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продав-
ленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых,угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).
МЕТОДИКА
ИССЛЕДОВАНИЯ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» САКСА И ЛЕВИ
Тест включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
БЛАНК ТЕСТА
1. Думаю, что мой отец редко_______________
2. Если все против меня, то__________________
3. Я всегда хотел________________________
4. Если бы я занимал руководящий пост_________
5. Будущее кажется мне____________________
6. Мое начальство_________________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь__________________
8. Думаю, что настоящий друг________________
9. Когда я был ребенком_____________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной______
12. По сравнению с большинством других семей моя семья______________________________
13. Лучше всего мне работается с_______________
14. Моя мать и я_________________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть________________
16. Если бы мой отец только захотел_____________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_______
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы_______
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством ___________________________________
20. Надеюсь на____________________
21. В школе мои учителя___________________
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь________________________________
23. Не люблю людей, которые_________________
24. До войны я______________________
25. Считаю, что большинство юношей и девушек_____
26. Супружеская жизнь кажется мне____________
27. Моя семья обращается со мной как с__________
28. Люди, с которыми я работаю______________
29. Моя мать____________________________
30. Моей самой большой ошибкой было__________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец________________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том_____
33. Моим скрытным желанием в жизни__________
34. Мои подчиненные______________________
35. Наступит тот день, когда_________________
36. Когда ко мне приближается мой начальник______
37. Хотелось бы мне перестать бояться___________
38. Больше всего люблю тех людей, которые_______
39. Если бы я снова стал молодым______________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)_____
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь___
42. Большинство известных мне семей___________
43. Люблю работать с людьми, которые__________
44. Считаю, что большинство матерей____________
45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если____________________________
46. Думаю, что мой отец____________________
47. Когда мне начинает не везти, я______________
48. Больше всего я хотел бы в жизни_____________
49. Когда я даю другим поручение______________
50. Когда буду старым_____________________
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю
52. Мои опасения не раз заставляли меня_________
53. Когда меня нет, мои друзья________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства является________________________________
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
56. Моя половая жизнь____________________
57. Когда я был ребенком, моя семья____________
________________________________________________
58. Люди, которые работают со мной____________
59. Я люблю свою мать, но__________________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это____________________________________
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
Большинство известных мне семей
1. Несчастливы, недружные, распались-2
2. Нервные, не очень дружные -1
3. Все одинаковы -0
Будущее кажется мне
1. Мрачным, плохим, странным -2
2. Туманным, неприглядным -1
3. Неясным, неизвестным 0
КЛЮЧ
№ п/п | Группы предложений | №.№ заданий | |||
Отношение к отцу | |||||
Отношение к себе | |||||
Нереализованные возможности | |||||
Отношение к подчиненным | |||||
Отношение к будущему | |||||
Отношение к вышестоящим лицам | |||||
Страхи и опасения | |||||
Отношение к друзьям | |||||
Отношение к своему прошлому | |||||
Отношение к лицам противоположного пола | |||||
11 - | Сексуальные отношения | ||||
Отношение к семье | |||||
Отношение к сотрудникам | |||||
Отношение к матери | |||||
Чувство вины Наши рекомендации
|