Интерпретация цветных пар по Люшеру

Позиции «+ +». Первый цвет синий

+1 +2 (синий и зеленый) - чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, неже­лание участвовать в конфликтах, стрессе.

+1+3 (синий и красный) - чувство целостности, ак­тивное и не всегда осознанное стремление к тесным отно­шениям. Потребность во внимании со стороны других.

+1 +5 (синий и фиолетовый) - небольшое беспокой­ство, потребность в тонком окружении, стремление к эсте­тическому.

+1+6 (синий и коричневый) - чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избе­жать стресса.

+1 +7 (синий и черный) - негативное состояние, стрем­ление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

+1 +0 (синий и серый) - негативное состояние, потреб­ность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

+2+1 (зеленый и синий) - позитивное состояние, стрем­ление к признанию, к деятельности, обеспечивающей ус­пех.

+2 +3 (зеленый и красный) - активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению пре­град в деятельности.

+2 +4 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произ­вести впечатление.

+2 +5 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супер­впечатлений, повышенное внимание к реакциям окружа­ющих на свои поступки.

+2 +6 (зеленый и коричневый) - чувство неудовлетво­ренности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2 +7 (зеленый и черный) - чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.

+2 +0 (зеленый и серый) - чувство неудовлетворенно­сти, стремление к признанию, желание произвести впе­чатление.

Первый цвет красный

+3 +1 (красный и синий) - деловое возбуждение, ак­тивное стремление к деятельности, впечатлениям, удоволь­ствиям.

+3 +2 (красный и зеленый) - деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудно­стей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) - деловое, слегка повышен­ное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) - повышенное возбуж­дение, не всегда адекватная увлеченность, стремление про­извести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) - негативное настрое­ние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благо­приятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) - негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

+3 +0 (красный и серый) - чувство неудовлетворенно­сти, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый

+4+1 (желтый и синий) - настроение в общем поло­жительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

+4 +2 (желтый и зеленый) - настроение в общем поло­жительное, желание поиска первых путей решения сто­ящих задач, стремление к самоутверждению.

+4+3 (желтый и красный) - несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.

+4 +5 (желтый и фиолетовый) - небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впе­чатление.

+4 +6 (желтый и коричневый) - негативное настрое­ние, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе.

+4+7 (желтый и черный) - весьма негативное настро­ение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

+4+0 (желтый и серый) - негативное угнетенное со­стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, не­четкое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

+5 +1 (фиолетовый и синий) - неопределенное настро­ение, стремление к согласию и гармонии.

+5 +2 (фиолетовый и зеленый) - настороженность, желание произвести впечатление.

+5 +3 (фиолетовый и красный) - некоторое возбужде­ние, увлеченность, активное стремление произвести впе­чатление.

+5 +4 (фиолетовый и желтый) - возбуждение, фанта­зирование, стремление к ярким событиям.

+5 +6 (фиолетовый и коричневый) - возбуждение, на­правленность на сильные эмоциональные переживания.

+5 +7 (фиолетовый и черный) - негативное состояние.

+5 +0 (фиолетовый и серый) - напряжение, стремле­ние оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый

+6 +1 (коричневый и синий) - напряжение, страх оди­ночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.

+6 +2 (коричневый и зеленый) - чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избе­жать ошибки.

+6 +3 (коричневый и красный) - активное стремление к эмоциональной разрядке.

+6 +4 (коричневый и желтый) - утрата веры в поло­жительные перспективы, вероятность необдуманных ре­шений («мне все равно»).

+6 +5 (коричневый и фиолетовый) - чувство неудов­летворенности, стремление к комфорту.

+6 +7 (коричневый и черный) - негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

+6 +0 (коричневый и серый) - весьма негативное со­стояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бо­роться с ними.

Первый цвет черный

+7 +1 (черный и синий) - весьма негативное состоя­ние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое»).

+7 +2 (черный и зеленый) - возбуждение, гневное от­ношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

+7+3 (черный и красный) - сильное возбуждение, воз­можны аффективные поступки.

+7 +4 (черный и желтый) - весьма негативное состоя­ние, отчаяние, суицидные мысли.

+7 +5 (черный и фиолетовый) - напряженность, меч­ты о гармонии.

+7 +6 (черный и коричневый) - возбуждение, поста­новка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций,

+7 +0 (черный и серый) - чувство безнадежности, обре­ченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

+0 +1 (серый и синий) - негативное состояние, жела­ние спокойной ситуации.

+0 +2 (серый и зеленый) - негативное состояние, ощу­щение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

+0 +3 (серый и красный) - негативное состояние, по­вышенные требования к окружающим, не всегда адекват­ная активность.

+0 +4 (серый и желтый) - негативное состояние, стрем­ление уйти от проблем, а не решать их.

+0 +5 (серый и фиолетовый) - чувство беспокойства, •настороженности, стремление скрыть это чувство.

+0 +6 (серый и коричневый) - весьма негативное со­стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

+0 +7 (серый и черный) - весьма негативное состоя­ние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекват­ных решений.

Позиции «- -». Первый цвет серый

-О -1 (серый и синий) - чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

-О -2 (серый и зеленый) - эмоциональная напряжен­ность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

-О -3 (серый и красный) - раздраженность, чувство беспомощности.

-О -4 (серый и желтый) - тревожность, неуверенность в своих силах.

-О -5 (серый и фиолетовый) - небольшое контролиру­емое возбуждение.

-О -6 (серый и коричневый) - тревожность, неуверен­ность в своих силах, но при этом завышенная требова­тельность, желание достичь признания своей личности.

-О -7 (серый и черный) - отрицание каких-либо огра­ничений своей личности, активное стремление к деятель­ности. .

Первый цвет синий

-1 -2 (синий и зеленый) - сильное напряжение, стрем­ление избавиться от негативного стрессового состояния.

-1 -3 (синий и красный) - сильное напряжение, чув­ство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

-1-4 (синий и желтый) - состояние, близкое к стрес­су, эмоциональные негативные переживания, чувство бес­помощности.

-1 -5 (синий и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограни­ченности в возможностях, нетерпеливость.

-1 -6 (синий и коричневый) - эмоциональная неудов­летворенность, самоограничение, поиск поддержки.

-1 -7 (синий и черный) - состояние, близкое к стрес­су, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.

-1 -0 (синий и серый) - несколько угнетенное состоя­ние, тревожность, ощущение бесперспективности.

Первый цвет зеленый

-2 -1 (зеленый и синий) - угнетенное состояние, неве­рие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуа­ции.

-2 -3 (зеленый и красный) - сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

-2 -4 (зеленый и красный) - состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительности.

-2 -5 (зеленый и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неве­рие в свои силы.

-2 -6 (зеленый и коричневый) - состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль, необоснованное стремление к признанию.

-2 -7 (зеленый и черный) - состояние фрустрации из-за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

-2 -0 (зеленый и серый) - состояние фрустрации, раз­драженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств.

Первый цвет красный

-3 -1 (красный и синий) - подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из не­гативных отношений, сложившихся с близкими людьми.

-3 -2 (красный и зеленый) - состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

-3 -4 (красный и желтый) - мнительность, тревож­ность, неадекватная оценка среды, стремление к самооп­равданию.

-3 -5 (красный и фиолетовый) - состояние стресса из-за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

-3 -6 (красный и коричневый) - сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсут­ствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

-3 -7 (красный и черный) - состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожно­сти, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомне­ние в том, что это удастся.

-3 -0 (красный и серый) - сдерживаемое возбужде­ние, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность не­рвного истощения.

Первый цвет желтый

-4 -1 (желтый и синий) - чувство разочарования, со­стояние, близкое к стрессу, стремление подавить негатив­ные эмоции.

-4 -2 (желтый и зеленый) - состояние нерешительно­сти, тревожности, разочарования.

-4 -3 (желтый и красный) - состояние стресса, сопро­вождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправ­дание.

-4 -5 (желтый и фиолетовый) - эмоциональное разо­чарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.

-4 -7 (желтый и черный) - напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.

-4 -0 (желтый и серый) - напряженность, чувство бо­язни потерять что-то важное, упустить возможности, на­пряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

-5 -1 (фиолетовый и синий) - чувство неудовлетво­ренности, стимулирующее к активности, стремление к со­трудничеству.

-5 -2 (фиолетовый и зеленый) - стрессовые состоя­ния из-за неосуществившегося самоутверждения.

-5 -3 (фиолетовый и красный) - стрессовое состояние из-за неудач в активных, иногда необдуманных действиях.

-5 -4 (фиолетовый и желтый) - настороженность, по­дозрительность, разочарование, замкнутость.

-5 -6 (фиолетовый и коричневый) - стресс, вызван­ный нарушением желательных взаимоотношений, повы­шенная взыскательность к другим.

-5 -7 (фиолетовый и черный) - напряжение из-за ог­раничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли.

-5 -0 (фиолетовый и серый) - проявление нетерпе­ния, но в то же время стремление к самоконтролю, что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

Первый цвет коричневый

-6 -1 (коричневый и синий) - негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного призна­ния заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

-6 -2 (коричневый и зеленый) - негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выде­литься, сомнения в том, что это удастся.

-6 -3 (коричневый и красный) - стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из

стресса.

-6 -4 (коричневый и желтый) - напряженность из-за стремления скрыть тревогу под маской уверенности и бес­печности.

-6 -5 (коричневый и фиолетовый) - негативное состо­яние из-за неудовлетворенного стремления к чувственной

гармонии.

-6-7 (коричневый и черный) - стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.

-6 -0 (коричневый и серый) - стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей.

Первый цвет черный

-7 -1 (черный и синий) - состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, под­держку.

-7 -2 (черный и зеленый) - состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

-7 -3 (черный и красный) - стрессовое состояние, выз­ванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоцио­нальное возбуждение.

-7 -4 (черный и желтый) - стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компро­миссов.

-7-5 (черный и фиолетовый) - поиски идеализиро­ванной ситуации.

-7-6 (черный и коричневый) - стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление со­противляться ограничениям, уйти от заурядности.

-7 -0 (черный и серый) - стремление уйти из небла­гоприятной ситуации.

Первый цвет серый

-0-1 (серый и синий) - некоторое напряжение, стрем­ление противостоять негативным чувствам.

-О -2 (серый и зеленый) - негативное состояние в свя­зи с перенапряжением, переутомлением.

-О -3 (серый и красный) - подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

-О -4 (серый и желтый) - чувства тревожности, неуве­ренности.

-О -5 (серый и фиолетовый) - напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

-О -6 (серый и коричневый) - стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная само­оценка.

-0-7 (серый и черный) - стремление выйти из небла­гоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

М. Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предпола­гающие отражение конфликтов, переживаемых испытуе­мыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов). Рассмотрим две первые и две последние позиции с набо­ром цветов, отражающие серьезные конфликты:

Позиции 1, 2   7,8  
    XX       XX  
    XX       XXX  
    XXX       XX  
    XX       XX  
    XX       XXX  
    XX       XXX  
    XX       XXX  
    XX       XX  
    XX       XXX  
    XX       XXX  
    XX       XXX  
    XXX       XX  
    XXX       XXX  
    XX       XXX  
    XX       XXX  
    XX       XX  
    XX       XXX  
    XX       XXX  
    XX       XXX  
                XX  
                XX  
                XX  

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической про­верки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод иссле­дования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Показатели и интерпретации

Положение рисунка на листе. В норме рисунок распо­ложен по средней линии вертикально поставленного лис­та. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кре­мовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая само­оценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к са­моутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тен­денция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подав­ленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенден­ции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к де­ятельности, действенности: почти все, что обдумывается,

планируется - осуществляется или, по крайней мере, на­чинает осуществляться (если даже и не доводится до кон­ца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначи­тельная часть замыслов реализуется или хотя бы начина­ет реализовываться. Нередко также боязнь перед актив­ным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисую­щего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие орга­нам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринима­ет ли испытуемый что-либо для завоевания положитель­ной оценки или только продуцирует на оценки окружаю­щих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения, Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая актив­ность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трак­туется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в боль­шинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характе­рен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязли­вость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присуще­го человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или

отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстратив­ные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают ред­ко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, при­дание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) раз­мер головы говорит о том, что испытуемый ценит рацио­нальное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружа­ющих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защит­но-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и са­мооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, по­добие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда -постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность при­нятия решения, пути к выводам, формирования сужде­ния, опора на существенные положения и значимую ин­формацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с кор­пусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контро­ля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Од­нотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и ус­тановок в принятии решений, их стандартность, баналь­ность. Разнообразие в форме и положении этих деталей -

• г •-I т| » ' •4 IBS

своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответ­ственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополни­тельные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек - кудрей; цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружа­ющих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа - крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действи­ям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к сво­им действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к соб­ственной нерешительности. Положительная или отрица­тельная окраска этого отношения выражена направлени­ем хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомне­ние в собственной правоте, сожаление о сделанном, ска­занном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звень­ев. на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или от­сутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прори-

совки и затемнения линии контура. Это защита от окру­жающих, агрессивная - если она выполнена в острых уг­лах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозри­тельностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигу­ры - против вышестоящих, против лиц, имеющих воз­можность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родите­лей, учителей, начальников, руководителей; нижний кон­тур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, бо­язнь осуждения; боковые контуры - недифференцирован­ная опасливость и готовность к самозащите любого поряд­ка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защи­ты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждения, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.):

с заполненным контуром, без штриховки и дополнитель­ных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных дета­лей. Соответственно, чем больше составных частей и эле­ментов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность орга­низма, хроническое соматическое заболевание. (То же са­мое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажи­мая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продав-

ленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - рез­кая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых,угро­жающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», пред­ставление о своем положении в мире, как бы идентифика­ция себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, со­бакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное - пред­ставитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одева­нием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выра­женности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, распо­ложением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) симво­лизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкну­тость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механи­ческих частей в тело «животного» - постановка животно­го на постамент, тракторные или танковые гусеницы, тре­ножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности жи­вотного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», сущест­вующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несущест­вующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме по­строения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое - рациональность, конкрет­ная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на де­монстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встре­чаются названия поверхностно звуковые без всякого ос­мысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), зна­менующие легкомысленное отношение к окружающим, не­умение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических эле­ментов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склон­ность к фантазированию (чаще защитного порядка) выра­жена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

МЕТОДИКА

ИССЛЕДОВАНИЯ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» САКСА И ЛЕВИ

Тест включает 60 незаконченных предложений, кото­рые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по слу­жебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым челове­ком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отно­шении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотно­шения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

БЛАНК ТЕСТА

1. Думаю, что мой отец редко_______________

2. Если все против меня, то__________________

3. Я всегда хотел________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост_________

5. Будущее кажется мне____________________

6. Мое начальство_________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь__________________

8. Думаю, что настоящий друг________________

9. Когда я был ребенком_____________________

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной______

12. По сравнению с большинством других семей моя семья______________________________

13. Лучше всего мне работается с_______________

14. Моя мать и я_________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть________________

16. Если бы мой отец только захотел_____________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_______

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы_______

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством ___________________________________

20. Надеюсь на____________________

21. В школе мои учителя___________________

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь________________________________

23. Не люблю людей, которые_________________

24. До войны я______________________

25. Считаю, что большинство юношей и девушек_____

26. Супружеская жизнь кажется мне____________

27. Моя семья обращается со мной как с__________

28. Люди, с которыми я работаю______________

29. Моя мать____________________________

30. Моей самой большой ошибкой было__________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том_____

33. Моим скрытным желанием в жизни__________

34. Мои подчиненные______________________

35. Наступит тот день, когда_________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник______

37. Хотелось бы мне перестать бояться___________

38. Больше всего люблю тех людей, которые_______

39. Если бы я снова стал молодым______________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)_____

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь___

42. Большинство известных мне семей___________

43. Люблю работать с людьми, которые__________

44. Считаю, что большинство матерей____________

45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если____________________________

46. Думаю, что мой отец____________________

47. Когда мне начинает не везти, я______________

48. Больше всего я хотел бы в жизни_____________

49. Когда я даю другим поручение______________

50. Когда буду старым_____________________

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

52. Мои опасения не раз заставляли меня_________

53. Когда меня нет, мои друзья________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства явля­ется________________________________

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

56. Моя половая жизнь____________________

57. Когда я был ребенком, моя семья____________

________________________________________________

58. Люди, которые работают со мной____________

59. Я люблю свою мать, но__________________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это____________________________________

Для каждой группы предложений выводится характе­ристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Приме­ры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей

1. Несчастливы, недружные, распались-2

2. Нервные, не очень дружные -1

3. Все одинаковы -0

Будущее кажется мне

1. Мрачным, плохим, странным -2

2. Туманным, неприглядным -1

3. Неясным, неизвестным 0

КЛЮЧ

№ п/п   Группы предложений   №.№ заданий  
  Отношение к отцу          
  Отношение к себе          
  Нереализованные возможности          
  Отношение к подчиненным          
  Отношение к будущему          
  Отношение к вышестоящим лицам          
  Страхи и опасения          
  Отношение к друзьям          
  Отношение к своему прошлому          
  Отношение к лицам противопо­ложного пола          
11 -   Сексуальные отношения          
  Отношение к семье          
  Отношение к сотрудникам          
  Отношение к матери          
  Чувство вины  

Наши рекомендации