Основные тантрические практики
Когда закончены предварительные тантрические практики и обретён их плод, можно переходить к основным практикам. Они включают в себя две стадии: стадию зарождения, представленную здесь садханой Херуки Чакрасамвары, и стадию завершения, в данном случае методы Шести йог Наропы.
ЙОГА СТАДИИ ЗАРОЖДЕНИЯ (КЬЕРИМ)
Начни садхану с мантры шуньяты: ОМ СВАБХАВА ШУДДХА САРВА ДХАРМА СВАБХАВА ШУДДХО ХАМ. Всё исчезает в сияющей пустоте.
Из сферы пустоты возникает разноцветный лотос с солнечным диском. Ты мгновенно появляешься на нём в форме Бхагавана Херуки Чакрасамвары яб-юм. У него тёмно-синее тело и четыре лица: главное лицо чёрное, левое — зелёное, на затылке — красное, а правое — жёлтое. На каждом лице по три глаза. У него двенадцать рук, лоб украшен лентой из пятиконечных ваджров.
Вытянутой правой ногой он попирает чёрного четырёхрукого Бхайраву, наступив ему на голову. У того ладони двух первых рук соединены, во второй паре рук держит: в правой — дамару, а в левой — меч. Согнутой левой ногой Херука наступает на грудь красной четырёхрукой Каларати; ладони её двух первых рук соединены, во второй паре рук: в правой — капала, а в левой — кхатванга. Оба попираемых демона одноликие и трёхглазые, украшены пятью мудрами в виде костяных украшений.
Первыми двумя руками Херука обнимает супругу Ваджравараху, в правой руке держит пятиконечный ваджр, а в левой — дильбу. Вторая пара рук держит за левые ноги свежесодранную шкуру белого слона в виде накидки на спине; в правой руке передняя нога а в левой — задняя. Обе руки с пальцами в жесте угрозы находятся на уровне бровей.
Третьей правой рукой он держит дамару; в его четвертой руке — ваджрный топор, в пятой — ваджрный меч, а в шестой — трезубец. Третья левая рука держит отмеченную ваджром кхатвангу; в четвёртой — наполненная кровью капала, в пятой — ваджрный аркан, а в шестой — голова четырёхликого Брахмы.
Длинные волосы Херуки сплетены над теменем в узел, украшенный вишваваджром. Каждая из его четырёх голов увенчана короной из пяти сухих черепов, надетых на гирлянду из чёрных ваджров. Слева от темени мерцает полумесяц, свет которого укрощает и излучает умиротворение. Четыре клыка всех лиц угрожающе оскалены.
Созерцай три качества его тела: высокомерие, отвагу и грубость; его насмешливую, подчиняющую и угрожающую речь; а также три качества его ума: сострадание, властность и безмятежное спокойствие. Итого девять раса*.
___________
* Раса (санскр.) — понятие древнеиндийской эстетики: художественное произведение должно воздействовать на тело, речь и ум зрителя (читателя), порождая девять чувств. – Прим. Ред.
Бёдра Херуки обёрнуты тигриной шкурой, на шее — чётки из пятидесяти свежеотрубленных человеческих голов, нанизанных на человечьи же кишки. Он украшен шестью мудрами, вымазан пеплом и углем от костей с погребальных костров.
Бхагавати Ваджравараха, не отрываясь, смотрит на Бхагавана Чакрасамвару. Её обнажённое тело красного цвета полыхает огнём конца кальпы. Она одноликая, трёхглазая и двурукая. Часть её волос завязана в узел над теменем, а остальные свободно распущены по плечам. Левой рукой обнимает Херуку за шею, этой же рукой держит капалу, наполненную кровью четырёх мар и прочих злодеев. В правой руке сжимает дигуг, а угрожающей мудрой распугивает вредоносную нечисть и нежить всех десяти направлений. Обеими ногами обхватив талию Херуки, притягивает его к себе, страстно отдаваясь ему. Сущность Ваджраварахи — проявление великого сострадания в природе высшего блаженства. Она украшена пятью мудрами, её голова увенчана пятью сухими черепами на шее чётки из пятидесяти сухих человеческих черепов.
В темени Херуки на лунном диске стоит белый слог ОМ, в горле на лотосе красный АХ, а в сердце на солнечном диске синий ХУМ.
Лучи света выходят из слога ХУМ в сердце Херуки, приглашая подобного ему джнянасаттву (Шри Чакрасамвару яб-юм), а также божеств посвящения. Соверши подношение, сопровождая его соответствующими мантрами, начиная с ОМ АРГХАМ ПРАТИЧЧА СВАХА и кончая ШАБДА ДЖА ХУМ БАМ ХОХ: Джнянасаттва радуется подношению и растворяется в Чакрасамваре яб-юм.
Обратись с молитвой к божествам посвящения: «О Татхагаты, прошу вас даровать мне посвящение».
В ответ на твою просьбу они исполняют гимн и возливают нектар:
В день рождения Будды
Собрались к нему бога
И нектаром омыли всего.
Так же точно сегодня
Этой чистой амритой
Омываем тебя, как его!
Под мантру инициации — ОМ САРВА ТАТХАГАТА АБХИШЕКАТА САМАЙЯ ШРИЕ ХУМ — по самую макушку заполняют они тела божественной пары нектаром мудрости, излишек которого на темени Херуки превращается в головное украшение в виде Будды Ваджрасаттвы, а на темени Варахи — в виде Будды Акшобхьи. Затем божества посвящения растворяются в Чакрасамваре яб-юм.
Теперь соверши подношение Шри Чакрасамваре — самому себе в форме йидама владыки мандалы:
ОМ АРГХАМ ПРАТИЧЧА СВАХА
ОМ ПАДЬЯМ ПРАТИЧЧА СВАХА
ОМ ВАДЖРА ПУШПЕ ПРАТИЧЧА СВАХА
ОМ ВАДЖРА ДУПЕ ПРАТИЧЧА СВАХА
ОМ ВАДЖРА ДИЛИПЕ ПРАТИЧЧА СВАХА
ОМ ВАДЖРА ГАНДХЕ ПРАТИЧЧА СВАХА
ОМ НАЙВИДЬЯ ПРАТИЧЧА СВАХА
ОМ ШАБДА ПРАТИЧЧА СВАХА
ОМ ХРИХ ХА ХА ХУМ ХУМ ПХАТ.
Соитие божественной пары порождает великое блаженство. Супруги полностью растворяются в этом переживании.
Вознеси хвалу, сопроводив её мантрами:
ОМ ХРИХ ХА ХА ХУМ ХУМ ПХАТ.
ОМ ВАДЖРА ВАЙРОЧАНИ Е ХУМ ХУМ ПХАТ СВАХА.
Созерцай растворение в божественной гордости йидама, полностью ощущая себя Шри Чакрасамварой яб-юм. Оставайся в этом переживании как можно дольше.
Затем принимайся начитывать мантру, представляя, что она стоит вокруг слога ХУМ в твоём сердце: ОМ ХРИХ ХА ХА ХУМ ХУМ ПХАТ.
Созерцая согласно наставлениям устной традиции, начитывай сердечную мантру Шри Херуки Чакрасамвары как можно больше.
ЙОГА СТАДИИ ЗАВЕРШЕНИЯ (ДЗОГРИМ)
Методы йоги стадии завершения условно подразделяются на три группы: 1) физические упражнения, а также созерцание своего тела в виде нематериальной оболочки, 2) главные йоги системы Наропы и 3) основные стадии практики йоги системы Наропы.
А. Физические упражнения и созерцание пустого тела
Представляя себя в виде божества мандалы яб-юм, выполняют следующие шесть упражнений.
Первое называется «дыханием сосуда». Его делают сидя на удобной подушке со свободно скрещенными ногами. Спина прямая, руки лежат на коленях.
Начни с девятеричного дыхания. Втянув воздух через правую ноздрю, взгляни налево, а затем медленно и мягко выпусти его через левую ноздрю так, чтобы в лёгких ничего не осталось. Затем втяни воздух через левую ноздрю, взгляни направо и полностью выдохни через правую ноздрю. Теперь вдохнув обеими ноздрями и глядя прямо перед собой, медленно выпусти весь воздух через обе ноздри. Этот цикл следует повторить ещё два раза, что в сумме составит девять циклов очистительного дыхания. Во время вдоха и выдоха не позволяй воздуху идти через рот.
Выпрямись и сожми ладони в ваджрные кулаки (ноготь большого пальца внутри кулака касается основания безымянного). Глубоко и очень медленно вдохни воздух и надави на него сверху, чтобы он опустился ниже пупа. Без звука проглоти слюну и одновременно — сверху диафрагмой, а снизу встречным напряжением мышц тазового дна — сожми комок воздуха так, чтобы он оказался чуть ниже пупа.
Воздух удерживай как можно дольше, но только пока это не требует серьёзных усилий, продолжая сжимать его сверху и снизу. При этом нижние ветры соединяются с верхними, заполняя пупочную чакру как вода — пузатый сосуд, отсюда и название такого метода дыхания.
Представляй, что твоё сознание находится в центре пупочной чакры. За секунду до того, как тебе станет трудно удерживать воздух, медленно выпусти его через ноздри, но ни в коем случае не через рот.
Так выглядит первое из шести упражнений — дыхание сосуда. Остальные пять выполняются на основе именно такого дыхания.
Второе упражнение называется «вращение колесом». Нужно сесть в ваджрасану и ухватить большие пальцы ног одноименными руками. Выпрями позвоночник и поверни верхнюю часть талии и живота три раза по часовой стрелке и три раза против. Потом потяни верхнюю часть тела слева направо, затем справа налево. В завершение резко прогни тело в районе солнечного сплетения назад и вперёд (сначала надо сгорбиться, а потом выкатить грудь колесом).
Третье упражнение называется «сгибание крюком». Сжав кисти рук в ваджрные кулаки у сердца, напряги мышцы и вытяни руки вперёд, прямо перед грудью. Затем медленно потяни их влево, не ослабляя напряжение. Когда правый кулак, скользя по левой руке и груди (как бы натягивая лук), дойдёт до правого плеча, звонко шлёпни правым локтем по грудной клетке сбоку. Выполни это упражнение трижды.
Теперь проделай такое же движение трижды в другую сторону. Сжав ладони у сердца в ваджрные кулаки, вытяни руки перед грудью. Делай это медленно, но с напряжением. Затем потяни их вправо, натягивая тетиву в другую сторону. Когда левый кулак, скользя по правой руке и груди, дойдёт до левого плеча, шлёпни левым локтем по грудной клетке сбоку.
Четвёртое упражнение называется «потягивание»; здесь нужно сделать мудру ваджрная связка (сплести пальцы рук), потянуться ими вверх, а потом надавить вниз. Встань на колени, тело прямое. Руки с пальцами, согнутыми в крюк, медленно, с огромным напряжением вытяни над головой. Разверни ладони вниз и так же медленно и тоже с напряжением опусти.
Пятое упражнение называется «кашляющий пёс»; здесь нужно выпрямить тело, чтобы оно стало прямым, как стрела, а затем резко выдохнуть со звуком собачьего кашля. Сядь на колени, выпрями тело, ладони помести на пол и опусти голову между рук. Медленно, но с напряжением, подними голову и выпрями тело. Теперь, опуская голову обратно, резко согнись в области сердца так, чтобы весь воздух с силой вылетел из лёгких через рот со звуком собачьего кашля «Ха!». Встань и трижды встряхни ноги: вначале левую, потом правую.
Шестое упражнение — «растирание». Надо встряхивать головой и всем телом, растирать и разминать суставы. Сидя потяни пальцы обеих рук так, чтобы «прощёлкать» все суставы. Затем, опершись на колени, энергично потряси головой и всем телом, как отряхивающаяся собака. После разотри руки, как будто моешь их.
Все эти физические упражнения требуют умения задерживать дыхание и управлять ветрами. Движения выполняются медленно и плавно, но с напряжением.
Лучше всего практиковать эти упражнения до еды или через несколько часов после, когда желудок переварит большую часть пищи. Упражняйся до тех пор, пока тело не станет совсем гибким.
Что касается созерцания тела в виде пустой оболочки, то оно заключается в визуализации себя в образе йидама, тело которого с головы до пят совершенно лишено материального наполнения. Оно похоже на воздушный шар, надутый ярко сияющим воздухом. Устойчиво и отчётливо концентрируйся на этом образе.
Б. Стадии практики шести йог Наропы
Здесь два уровня практики: основной и побочный — ко второму относятся йоги переноса ума и переселения сознания в другое тело.
Раздел основных йог системы Наропы включают в себя два процесса: 1) порождения четырёх восторгов блаженства за счёт втягивания жизненных ветров-энергий в центральный канал; 2) по достижении этого — медитации йоги иллюзорного тела и ясного света1.
Втягивание ветров в центральный канал и порождение четырёх восторгов осуществляются посредством двух главных методов: внутренним условием является йога внутреннего огня, а внешним — йога кармамудры.
Внутреннее условие: йога туммо, или внутреннего огня
В этой практике две стадии: 1) созерцание йога внутреннего огня для втягивания жизненных энергий в центральный канал; 2) после осуществления этого — йога порождения четырёх восторгов.
Созерцание йоги внутреннего огня, которая втягивает жизненные энергии в центральный канал, в свою очередь, включает в себя две ступени: йога внутреннего огня как таковая; и основанные на реализации этой йоги методы втягивания, удержания и растворения энергий в центральном канале.
Йога внутреннего огня состоит из трёх частей: визуализации каналов, визуализации мантрических слогов, и медитации с применением техники дыхания сосуда.
Начнём с первого из трёх методов — процесса созерцания внутреннего огня с помощью визуализации каналов.
Представь, что в пространстве перед тобой мгновенно появляется твой коренной Учитель вместе с учителями линии передачи, окружённые множеством даков и дакинь. Мысленно поднеси им все сокровища вселенной и её окрестностей. Затем обратись к ним с почтительной просьбой о благословении твоей реализации: «Пусть радостно поют ветры в моих каналах. Пусть сами каналы будут тонкими и гибкими. Пусть с лёгкостью раскроется во мне несравненное постижение великого блаженства и мудрости шуньяты!»
Глубоко проникшись сперва этой идеей, породи затем намерение бодхисаттвы: «На благо бесчисленных живых существ, заполняющих неохватное пространство, во что бы то ни стало я достигну состояния Будды Ваджрадхары. А для этого прямо сейчас начну практиковать чандали, йогу внутреннего огня».
Представляя себя в образе йидама, сядь на коврик медитации, надень йоговский пояс, скрести ноги и выпрями спину. Шея слегка согнута вперёд, взгляд прикрытых глаз направлен на кончик носа. Язык чуть касается нёба, зубы и губы в естественном для закрытого рта положении. Плечи расправлены, грудь вперёд, не горбись. Важно держать тело и ум не расслабленными, а слегка напряжёнными. Руки сложены ладонями кверху одна на другой под пупом в мудре медитации.
Теперь визуализируй три энергетических канала. Центральный канал, известный как авадхути, начинается в районе поясницы на уровне четырёх пальцев ниже пупа и проходит вверх внутри тела прямо перед позвоночным столбом. Справа от него находится канал расана, а слева — лалана. Все три главных канала поднимаются через всё тело до самой головы подобно стволу, на котором находятся четыре чакры — места ответвления вторичных каналов. Нижние концы двух боковых каналов, изогнувшись в форме буквы «и», входят снизу в основание авадхути.
Переходим к созерцанию четырёх чакр. Первая находится в районе пупа и называется «нирманачакра». Очертанием она напоминает горизонтально лежащий треугольник вроде санскритского слога ЭХ. От неё отходят шестьдесят четыре изогнутых вверх канала-ответвления красного цвета, которые похожи на спицы перевёрнутого зонтика.
Сердечная чакра называется «дхармачакра». Она белая, имеет форму шара и похожа на санскритский слог БАМ. От неё отходит восемь каналов, свисающих вниз, как спицы зонта.
В горле находится красная «самбхогачакра». Она тоже круглая, вроде слога БАМ, и имеет шестнадцать красных спиц-ответвлений, загнутых вверх.
В темени располагается головная чакра, «махасукхачакра». Она треугольная, как слог ЭХ, и от неё отходят тридцать две разноцветные спицы, которые изгибаются книзу2.
В начале созерцания просто разглядывай внутренним взором эти три канала и четыре чакры. Какое-то время уделяй равное внимание каждой из чакр, верхних и нижних, а потом полностью сконцентрируйся на нирманачакре. С этого момента созерцай одну только эту чакру, расположенную на четыре пальца ниже пупа вплотную к позвоночнику прямо перед ним. Она находится внутри авадхути именно там, где в него входят лалана проста, — в точке соединения всех трёх каналов.
Далее следует визуализация мантрических слогов. Это можно делать либо подробно, либо кратко. Подробный, или развёрнутый способ подразумевает визуализацию мантрических слогов не только в центре чакры, но и на каждой из её спиц-ответвлений. Простой способ ограничивается визуализацией мантрического слога только в центре каждой из четырёх чакр. Здесь будет рассматриваться упрощённый метод.
Созерцание начинают с созерцания пупочной нирманачакры. Она расположена внутри центрального канала на четыре пальца ниже пупа точно перед позвоночником. В центре чакры на крошечном лунном диске стоит санскритский мантрический слог атунг. По форме он напоминает перевёрнутый знак шад, то есть вертикальный штрих, разделяющий предложения в традиционном тибетском письме. Он красного цвета, а размером с горчичное зёрнышко3.
Сердечная чакра, или дхармачакра, имеет восемь спиц и расположена в центре авадхути прямо перед позвоночником на уровне сосков. В самой её середине на крошечном лунном диске стоит синий перевёрнутый слог ХУМ размером с горчичное зёрнышко. Созерцай, что он наполнен бодхичиттой4, которая готова истекать из него каплями, как вода из весеннего тающего снега.
Самбхогачакра имеет шестнадцать спиц и находится в центре авадхути в области горла прямо перед позвоночным столбом. В середине на маленьком лунном диске стоит крошечный красный слог ОМ размером с горчичное зёрнышко.
Головная чакра, или махасукхачакра, имеет тридцать две спицы и расположена в центре авадхути в темени. В ее центре на крошечном лунном диске стоит белый перевернутый слог ХАМ размером опять-таки с горчичное зёрнышко.
Все четыре мантрических слога очень яркие а сверху украшены полумесяцем, солнцем и завитушкой нада. Представляй, что слоги обладают чудесным свойством плавить бодхичитту, они истекают сочатся каплями бодхичитты, как листва — утренней росой. Такое созерцание усилит переживание внутреннего блаженства. Кроме того, визуализация ярких сияющих букв предотвращает умственную вялость и сонливость, помогая достичь ясной концентрации.
При визуализации этих мантрических слогов не смотри на них откуда-то со стороны, а полностью концентрируйся на них: пусть слог и твой ум сольются, станут одним целым. Удерживая образ, не очень усердствуй, но и не слишком расслабляйся: первое приводит к умственному перенапряжению и возбуждению, а второе, наоборот, к лени и апатии. Слоги трёх верхних чакр созерцай недолго и только в самом начале медитации, а затем полностью переключайся на созерцательное слияние с атунгом в нирманачакре.
Начинающим обычно трудно сразу представлять очень маленькие слоги. Если тебе тоже, то начни с созерцания слогов побольше и постепенно уменьшай их размер.
Дальше объединяют созерцание внутреннего огня с техникой дыхания сосуда. Ламы устной традиции учат нас, что в этот метод входит четыре части: втягивание воздуха; наполнение живота как пустого сосуда; сжимание воздуха; выдох, подобный выпусканию стрелы.
На вдохе следи за тем, чтобы воздух не шел через рот, а входил только через ноздри. Сделай сильный глубокий вдох, а затем удерживай его внутри, не позволяя воздуху улетучиваться. Мышцами пресса сожми воздух вниз, представляя, что он наполняет два боковых канала, лалану и расану, а те раздуваются, как кишки.
После того как боковые каналы таким образом наполнятся, представь, что воздух из обоих каналов перетекает в авадхути. Беззвучно проглоти слюну, закрывая задержку. Прижимай верхние ветры к атунгу в пупочной чакре и одновременно притягивай к нему нижние ветры через два нижних отверстия пока оба — нижние и верхние — не сольются в поцелуе вокруг атунга в пупочной чакре. Задерживай дыхание как можно дольше, продолжая давить сверху и подтягивать снизу, соединяя верхние и нижние ветры, как было сказано.
Когда не останется сил удерживать дыхание, медленно и плавно выпусти воздух через ноздри. Выдыхая носом, представляй, что воздух поднимается по центральному каналу.
Ни в коем случае не надо визуализировать, что ветры покидают авадхути через отверстие в темени или что они наполняют высшие чакры, например, горловую или сердечную. Просто концентрируйся на удержании ветров в поцелуе вокруг атунга, пока можешь это делать без чрезмерных усилий.
Длительность задержки дыхания следует увеличивать постепенно, шаг за шагом, без рывков. Задача состоит в том, чтобы естественно и плавно развивать своё умение удерживать воздух.
Когда обретёшь достаточный опыт в технике дыхания сосуда, соедини этот метод с визуализацией четырёх мантрических слогов в центрах пупочной, сердечной, горловой и головной чакр: АМ5, ХУМ, ОМ и ХАМ соответственно. Пребывающие в тайной чакре энергии раздувают в нирманачакре атунг, природа которого — внутренний огонь, и тот разгорается ярким светом и сильным жаром.
Этот жар поднимается по центральному каналу и плавит три верхних слога — ХАМ, ОМ и ХУМ в теме ни, горле и сердце соответственно. Они тают, стекают вниз и сливаются со слогом АМ в нирманачакре — все четыре становятся едины по своей природе.
В этот момент полностью сосредоточь свой ум на пупочном атунге, природа которого — вместерождённая радость, и созерцай его нераздельность с умом. Наконец от усиления внутреннего огня вспыхивает тончайший язычок пламени, поднимается по авадхути и плавит белую бодхичитту, пребывающую внутри верхних чакр. Подобно каплям нектара бодхичитта стекает вниз и попадает в атунг в нирманачакре. Продолжай однонаправленное созерцание атунга, пока не появятся признаки достижения.
Со временем устойчивость созерцания возрастает. Знаком успешного развития практики является то, что лучи света туммо преображают не только твоё тело внутри и снаружи, но и твою комнату, весь дом и так далее: кажется, что всё это приобретает особый сияющий блеск и начинает просвечивать, как полупрозрачный плод кьюрура6 на свету.
Во время медитации необходимо удерживать ум в созерцании ослепительного тончайшего пламени. Это придаёт концентрации ещё большую остроту, значительно ускоряет и облегчает обретение и развитие медитативных способностей.
Как правильно втягивать, удерживать и растворять ветры в центральном канале Сразу после завершения описанного созерцания понаблюдай, как воздух протекает через ноздри во время дыхания. Затем отвлекись, смени положение тела и через какое-то время снова обрати внимание на течение воздуха: сделай несколько вдохов, чтобы выяснить, поровну ли воздуха достаётся каждой ноздре Если воздух естественно, без твоих дополнительных усилий, равно протекает через обе ноздри — это означает, что силой своей йоги ты обрел готовность втянуть ветры в центральный канал.
Итак, самым надёжным признаком такой готовности является то, что при отсутствии иных помех дыханию воздух течёт не через одну, а через обе ноздри сразу, причём сила обоих этих потоков одинакова, а не так, что один сильнее, а другой слабее. Это может считаться верным знаком того, что достигнут уровень, на котором ветры начали входить в авадхути.
Когда ветры вошли в авадхути, продолжай усиленно созерцать. Дыхание будет становиться всё тоньше и легче, пока не заметишь, что оно и вовсе прекратилось.
Некоторым практикам растворение ветров в центральном канале даётся легко, а у других это получается не сразу. И всё-таки если продолжишь упорно практиковать, то, в конце концов, непременно почувствуешь, как солнечное сплетение будто бы наполняется воздухом. Это ощущение вскоре может улетучиться, но, продолжая созерцать, в один прекрасный день почувствуешь, как в пупочной и тайной чакрах — там, где пребывает огонь туммо, — возникает тепло. Полностью сконцентрируйся на тепле. Это приведёт к таянию бодхичитты и связанному с ним переживанию восторга блаженства.
Некоторым практикующим никак не удаётся достичь знаков, указывающих на растворение ветров в центральном канале. Обычно это результат не до конца прёодолённой тонкой медитативной притупленности. Такое препятствие серьёзно затрудняет продвижение в практике.
У тех, кто не достиг ещё мастерства в работе с ветрами в центре пупочной чакры, то есть не овладел проникающей концентрацией на атунге, — хотя они и применяют метод дыхания сосуда и, возможно, даже умеют втянуть ветры в нирманачакру, — ветры всё равно там не остаются, а выходят и рассеиваются где попало. Вроде бы и дыхание уже остановилось, а удержания ветров в нужной чакре как не было, так и нет. Несмотря на явные признаки, здесь нет ни вхождения, ни угасания ветров в центральном канале. Необходимо уметь отслеживать эти тонкие различия, чтобы не ошибаться с определением уровня развития созерцательной практики.
Техника порождения четырёх восторгов блаженства после втягивания ветров в центральный канал
После того как ветры втянуты в авадхути, наступает черёд применения методов порождения четырёх восторгов. Эта практика состоит из трёх частей: созерцание подтверждающих знаков и разжигание внутреннего огня, порождение четырёх восторгов блаженства с помощью тающей бодхичитты и созерцание вместерождённой мудрости.
Первая из этих трёх стадий, созерцание подтверждающих знаков и разжигание внутреннего огня, начинается с концентрации ума в центре нирманачакры и втягивания жизненных энергий в центральный канал. Это приводит к появлению пяти знаков, подтверждающих успешное введение праны в авадхути.
Сначала угасают махабхуты: первым элемент Земля растворяется в Воде. Это сопровождается видением, подобным миражу — зрелищу водопоя в знойной пустыне. Затем Вода растворяется в Огне, а видение похоже на дым, на синеватую дымку. Потом Огонь растворяется в Воздухе, вызывая видение, похожее на рой светлячков или сноп красных искр в ночи. Наконец ветры, верхом на которых едет оперирующий понятиями ум, растворяются на фоне видения, подобного огню ровно горящего в безветрии масляного светильника. Эта энергия концептуального ума, в свою очередь, угасает за четыре стадии, каждая из которых уподобляется небу соответствующего цвета, а завершается всё переживанием сознания ясного света. Подробно об этом процессе будет рассказано в разделе йоги ясного света, так что здесь на нём останавливаться не будем.
Созерцание подтверждающих знаков, вроде миража, само по себе не является методом втягивания праны в центральный канал. И тем не менее работа с ними способствует успешной практике. Как правило, они появляются в описанном выше порядке, а вслед за ними появляются четыре знака, подобные небу7. Когда наступает черёд возникновения этих знаков, сопровождающих стадии растворения и втягивания праны в центральный канал, то все пять — от миража до безоблачного неба — проходят один за другим без задержки.
Жар внутреннего огня можно испытать по-разному. Во-первых, жар может возникнуть в пупочной и тайной чакрах и уже оттуда начать подниматься по авадхути. Во-вторых, бывает и так, что огонь туммо вспыхивает и разгорается вне центрального канала, также вызывая незначительное таяние бодхичитты, о чём будет сказано ниже. Нас будет интересовать только первый случай — именно такого внутреннего огня мы добиваемся. Пояснительная тантра, известная под именем «Ваджрамала-тантра», толкует это следующим образом:
Потоки праны протекают через центр всех известных вещей.
Пробуждая туммо, мы начинаем ощущать это на себе.
А в «Тантре тайного поцелуя» говорится:
Кармические ветры раздувают
Неистовое пламя мандалы в нирманачакре.
Познай это как достижение высшей энергии.
Порождение четырёх восторгов блаженства посредством плавления капель бодхичитты
Нисходящее блаженство возникает как следствие таяния под воздействием внутреннего огня находящейся в головной чакре бодхичитты. Её капли стекают вниз и, последовательно проходя каждую из четырёх чакр, порождают один из соответствующих четырёх нисходящих восторгов блаженства.
Когда капли стекают в горловую самбхогачакру, возникает «восторг». Покинув самбхогачакру, они попадают в сердечную дхармачакру, вызывая «высший восторг». После сердечной чакры они оказываются в пупочной нирманачакре, возбуждая «особый восторг». Наконец капли покидают нирманачакру и стекают в тайную ратначакру на нижнем конце авадхути, вызывая переживание «великого восторга», который ещё называют «вместерождённым блаженством».
Чтобы теперь испытать восходящие восторги, нужно поднять капли бодхичитты обратно по центральному каналу, заставив их снова пройти сквозь его чакры. Когда они поднимаются из ратначакры в пупочную нирманачакру, возникает «восторг». Когда они втекают из нирманачакры в сердечную дхармачакру, рождается «высший восторг». Они попадают в горловую самбхогачакру, вызывая «особый восторг». Наконец, когда капли поднимаются из самбхогачакры в головную махасукхачакру, возникает «восторг вместерождённого блаженства».
Если таяние бодхичитты возникло на основе угасания ветров в центральном канале, то капли-бинду можно удерживать на конце ратны, пока не возникнет вместерождённое блаженство.
Нельзя допускать истечения капель — семяизвержения. Такое удержание бодхичитты возможно лишь в том случае, если энергия, которая вызывает эякуляцию, уже поглощена в центральном канале.
Начиная практиковать таяние бодхичитты, для удержания капель в ратначакре и порождения вместерождённого блаженства, полезно визуализировать, что капли направляются в центральный канал. Развивай способности к управлению энергией постепенно, пока не научишься этому. Не прилагай чрезмерных усилий.
Постепенно ты овладеешь умением поднимать капли бодхичитты обратно в махасукхачакру. Правильное исполнение приёма распространения капель по системе каналов, чакр и спиц поможет тебе достичь уверенности и лёгкости в восходящем процессе и позволит обратить вспять и рассеять по тонкому телу даже буйное таяние бодхичитты.
Если же внезапно возникнет мощное ощущение таяния бодхичитты, и ты окажешься не в состоянии выполнить вышеприведённые наставления, следует вернуться к визуализации себя в виде йидама мандалы. Сядь в ваджрасану. Сжав пальцы в ваджрные кулаки, скрести руки перед грудью и подогни пальцы ног. Закати вверх пылающие гневом глаза, сконцентрируй ум на неперевёрнутом мантрическом слоге ХАМ в махасукхачакре и медленно, но гневно произнеси мантрический слог ХУМ двадцать один раз. Представляй, что заставил бинду подниматься назад по центральному каналу перед позвоночником и что оно теперь возвращается в махасукхачакру оттуда, куда до этого стёк. Выполни дыхание сосуда в мягком варианте и слегка встряхни тело, чтобы по нему пробежала дрожь. Созерцай, как капли бодхичитты рассеиваются через спицы верхних чакр авадхути Повтори эту процедуру несколько раз.
Созерцание вместерождённой мудрости
Эта практика состоит из двух частей: одна — для применения во время созерцания, а другая — в перерывах между созерцаниями.
Вот что нужно делать во время созерцания. Пребывая в состоянии вместерождённого блаженства, возникшего от нисходящего или восходящего потока капель бодхичитты, соедини это состояние с созерцанием пустоты. Другими словами, в этот момент тебе надо вызвать в памяти свой предыдущий опыт переживания пустоты, каким бы он ни был, и направить на него вместерождённое блаженство. Однонаправленно сконцентрируй свой ум, переживающий вместерождённое блаженство, на отсутствии самобытия собственного «я» и явлений и так созерцай, пребывая в этой сфере единства блаженства и пустоты. Йогинам с небогатым опытом постижения пустоты следует попросту отбросить рассуждения и подольше оставаться в переживании блаженства за пределами понятий. Одного этого будет достаточно.
В завершение созерцания ты покидаешь состояние вместерождённого блаженства. В периоды между медитациями необходимо специально вырабатывать осознанное переживание единства блаженства и пустоты. Созерцай все появляющиеся объекты и происходящие события как отмеченные печатью блаженства и пустоты. Вот так обе части этой практики — во время созерцания и в перерывах между ними — дополняют и поддерживают друг друга.
Коротко говоря, в практике йоги внутреннего огня ты объединяешь жизненные ветры-энергии и порождаешь четыре восторга блаженства. Это нужно соединить с методом созерцания вместерождённого блаженства, сконцентрированного на мудрости пустоты.
Внешнее условие: кармамудра
Все авторитетные тантрические тексты и трактаты сходятся в том, что практикой кармамудры должен заниматься только тот, кто умеет. Для всех остальных — это прямая дорога в низшие миры. Саму же практику следует изучать по наставлениям и под руководством сведущего учителя — держателя истинной устной традиции.
Иллюзорное тело и ясный свет
В наставления по йогам иллюзорного тела и ясного света входят две темы. Первая представляет собой подробное исследование того, как реализация йоги внутреннего огня закладывает основу для продвижения по оставшимся двум йогам [практикам иллюзорного тела и ясного света]. Во второй, состоящей из двух частей, описаны сами эти практики.
Что касается основных принципов этих двух, то сам Марпа-лоцава говорил так:
Внимая учению Гухьясамаджи, отцовской тантры,
Я постиг учения об иллюзорном теле и ясном свете.
Как указывает Марта, учения, лежащие в основе йог иллюзорного тела и ясного света, почерпнуты из «Гухьясамаджа-тантры». А Нагабодха в своём труде «Прояснение сути "Пяти стадий"» уточняет, что эти теоретические обоснования подробно изложены в «Цикле Арьи» — тантрической системе Гухьясамаджи, передача которой восходит к Нагарджуне и его ученикам. Так вот, согласно этой традиции, пока жизненные ветры-энергии не втянуты в центральный канал, нет никакой возможности породить три самадхи (самадхи трёх видений: возникновения, увеличения и близкого достижения), которые предшествуют достижению ступени особого ума — второй стадии дзогрима Гухьясамаджи по классификации Нагабодхи. Кроме того, йогин обретает совершенное иллюзорное тело только из того состояния праны и сознания, которое порождает знаки, неопровержимо свидетельствующие о постижении мудрости окончательного очищения ума. Что касается сущности теории ясного света, то её нужно постигать, опираясь на учение той же устной традиции, то есть «Цикла Арьи».
Для перехода на ступень, где можно вызвать проявление совершенного иллюзорного тела, необходимо породить пять знаков. Выше я вкратце рассказывал об этих знаках. Теперь стоит рассмотреть их чуть более подробно.
Природа полностью совершенного иллюзорного тела описана в «Панчакраме»:
Тело йогина преображается
Через сознание ума трёх видений
И объединение жизненных энергий.
Вот что означает термин «иллюзорное тело».
Эта строфа относится к медитативному процессу, в котором угасают энергии четырёх махабхут, порождая четыре внутренних знака, начиная с миража и так далее. Затем последовательно возникают три «внутренних видения», предшествующих переживанию сознания ясного света.
После того как это произошло, сознание ясного света выступает как сопровождающее условие, а поддерживающие жизнь тела ветры-энергии, на которых «едет» сознание ясного света, действуют как основная причина. Так изначальное грубое тело преображается в иллюзорное тело, форму божества.
Достигший такого иллюзорного тела непременно достигает и полного Пробуждения — совершенного состояния будды — уже в этой жизни; он овладел великим сокровищем, подобным безграничному пространству, и обрёл неизмеримое тело-основу. Как говорится в «Панчакраме» Нагарджуны:
Тот кто овладеет такой преобразующей силой,
Войдет в резонанс с самим состоянием будды
И, без сомнения, достигнет ещё в этой жизни
Окончательного Пробуждения.
И далее:
Тебе досталось сокровище, подобное бесконечному пространству.
Там есть всё, что надо, — жильё, одежда, еда и прочее,
А бедность и нужда преодолены навсегда.
Более того, «Гухьясамаджа-тантра» утверждает:
Иллюзорное тело, украшенное всеми совершенствами,
Полыхает великим ваджрным светом
На сотню йоджан* вокруг.
________
* Йоджана — древнеиндийская единица длины, равная прим