Глубокого пути Шести йог Наропы
Кланяюсь тебе, о Гуру Ваджрадхара,
А также всем бесчисленным божествам мандалы3.
Приступая к практике Шести йог Наропы, необходимо изучить три вопроса: сущность основы, этапы продвижения по Пути и способ проявления результатов.
СУЩНОСТЬ ОСНОВЫ
Сущность основы нашего восприятия включает в себя сущность тела, сущность ума и совместную сущность тела и ума.
Сущность тела
Сущность тела в том, что оно тройное, то есть состоит из трёх тел: грубого, тонкого и очень тонкого.
Грубое — это наше обычное тело, которое рождается от спермы и яйцеклетки наших родителей и состоит из мяса, крови и костей.
Под тонким телом имеется в виду система каналов, энергетических потоков, текущих по ним. В нём расположены красные (женские) и белые (мужские) бинду-капли бодхичитты.
Очень тонкое тело — это тонкая энергия, которая питает сознание четырёх шуньят, особенно последней из них, которая называется «абсолютной шуньятой» и представляет собой ум ясного света.
Сущность ума
Что касается ума, то он включает в себя те же уровни: грубый, тонкий и очень тонкий.
Грубый ум относится к осознанию шести чувств.
Тонкий ум относится к восприятию движущей силы шести коренных и двадцати вторичных клеш, а также восьмидесяти типов концептуального — то есть порождающего понятия — мышления.
Очень тонкий ум представляет собой аспект сознания, имеющий ту же природу, что и четыре шуньяты, в особенности последняя из них, которая называется «абсолютной шуньятой» и представляет собой ум ясного света.
Совместная сущность тела и ума
Когда живые существа, имеющие тело, постигает смерть, очень тонкие проявления их жизненной энергии становятся единым целым с сознанием. Это единое целое и есть совместная сущность тела и ума.
ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ПУТИ
Этапы продвижения по Пути состоят из двух основных разделов: в первом описаны способы овладения техникой втягивания энергий в центральный канал, а во втором — методы, которые применяются после того, как эта техника освоена.
Методы втягивания жизненных ветров-энергий в центральный канал (авадхути)
Втягивание жизненных энергий в центральный канал начинается с визуализации себя в виде Будды Ваджрадхары яб-юм, а также каналов, чакр и мантрических слогов. После этого выполняют йогу внутреннего огня и расплавление капель. Это заставляет энергии войти, остаться и угаснуть в центральном канале.
Знаком того, что жизненные энергии вошли в центральный канал, будет равномерное движение воздуха через обе ноздри при контрольном вдохе. Знаком, показывающим, что энергии удаётся удержать в центральном канале, будет переживание четырёх растворений первоэлементов и появление трёх видений. Каждое из этих явлений нужно распознать по отдельности.
Сначала Земля растворяется в Воде, что сопровождается видением миража. Затем Вода растворяется в Огне, а сопровождающее видение похоже на дым. Растворение Огня в Воздухе сопровождается видением, похожим на роящихся светлячков. Элемент Воздух, в свою очередь, начинает угасать в особом сознании, известном как Видение пламени масляного светильника. Когда Воздух угасает в этом сознании полностью, приходит сознание белого проявления, или видение ясного зимнего неба, залитого светом полной луны. Затем это видение угасает в сознании красного увеличения, что сопровождается видением красного света, который обычно разливается по небу на закате. Это зарево растворяется в сознании чёрного близкого достижения, напоминающем кромешную тьму перед самым восходом, когда на небе нет ни луны, ни звёзд. Наконец, сознание близкого достижения растворяется в ясном свете и при этом возникает прозрачное сияние, похожее на чистое небо на рассвете, свободное от трёх условий — солнца, луны и темноты. Необходимо отслеживать эти видения по мере их возникновения. Этот процесс называется «слиянием с дхармакайей наяву».
Когда наступает момент вновь восстать из растворения в ясном свете, необходимо породить мощное намерение отбросить свои прежние скандхи и принять форму Будды Ваджрадхары яб-юм. Вследствие принятия такого решения старые скандхи будут оставлены, а вместо отождествления с ними йогин представит себя в образе Ваджрадхары. Одновременно он использует методы, вызывающие переживание всех стадий растворения-угасания, описанных выше, в обратном порядке. То есть сначала переходит от ясного света к близкому достижению, от него к увеличению и дальше к так называемому проявлению. После этого приходят видения, сопровождающие угасание махабхут и тоже в обратной последовательности: огонь светильника, рой светлячков, дым и, наконец, мираж. Этот процесс известен как «слияние с самбхогакайей наяву».
Йогин последовательно созерцает все стадии превращения, связанные с этой формой самбхогакайи, и концентрируется на своём соединении с ней. Когда же он решает покинуть это соединение, то созерцает своё обычное тело в виде самаясаттвы, в сердце которого пребывает джнянасаттва, в нашем случае — Будда Ваджрадхара яб-юм. Этот процесс носит название «слияние с нирманакайей наяву».
Одновременно с этим воздух снова начинает течь через ноздри, возрождается сознание пяти чувств. Теперь всё возникающее воспринимается как шуньята, шуньята — как блаженство, а блаженство — как мандала йидама и его свиты. Эту практику следует выполнять в периоды между медитациями.
Нечто похожее происходит во время засыпания, когда йогин старается удержаться в ясном свете сна и принимает решение восстать в состоянии сновидений в виде йидама самбхогакайи. Перед отходом ко сну надо созерцать каналы, ветра и чакры, вызывая таяние капель и порождая четыре восторга.
Жизненные энергии входят, пребывают и растворяются внутри центрального канала. Последовательно проявляются все стадии процесса угасания от «Земли в Воде» до «чёрного близкого достижения в ясном свете». В природе четырёх восторгов блаженства проявляются четыре шуньяты. В тот самый момент, когда появляется ясный свет, йогин созерцает блаженство, вместерождённое с мудростью, постигающей пустоту. Этот процесс называется «слияние с дхармакайей во сне без сновидений».
Когда приходит время выйти из ясного света, йогин принимает решение оставить своё прежнее тело скандх и воплотиться в тело сновидений в образе Будды Ваджрадхары яб-юм, после чего сознание покидает ясный свет и проявляет тело сновидений. Важно отметить, что это происходит не с прежним телом йогина; теперь перед умом предстаёт его тело сновидений в виде Ваджрадхары. Этот процесс называется «слияние с самбхогакайей во сне со сновидениями».
Спящий йогин сосредотачивает своё созерцание на процессе превращения, связанном с этой самбхогакайей. Когда приходит время просыпаться, он появляется в своём прежнем теле скандх, которое визуализирует как самаясаттву, в сердце которого находится джнянасаттва. Этот процесс носит название «слияние с нирманакайей при пробуждении».
Одновременно с этим воздух снова начинает течь через ноздри, возрождается сознание пяти органов чувств. Теперь всё возникающее воспринимается как шуньята, шуньята — как блаженство, а блаженство — как мандала йидама и его окружение. Эту практику следует выполнять в периоды между медитациями.
Практик, который не смог завершить реализацию высшей ступени в течение жизни, должен выработать решимость применить методы созерцания для того, чтобы удержать ясный свет дхармакайи смерти, восстать из него в самбхогакайю бардо и, родившись вновь, воплотиться в образе тантрического Учителя, или мантрачарьи. И когда придёт его смертный час, йогин должен, как и раньше, представлять каналы, энергии, чакры и т. п., созерцая внутренний огонь и таяние капель, чтобы втянуть, удержать и растворить жизненные энергии в центральном канале, так поочерёдно порождая явления угасания, вплоть до появления ясного света. И как только он появляется, йогин сосредотачивается на созерцании пустоты. Этот процесс известен как «слияние с дхармакайей в час смерти».
Когда же придёт время выйти из ясного света, йогин принимает решение оставить своё прежнее тело скандх и, воплотившись в тело бардо, принять образ Будды Ваджрадхары яб-юм, после чего сознание покидает ясный свет и проявляет тело бардо в виде Ваджрадхары, отбрасывая за ненадобностью прежнее тело йогина. По мере того, как сознание проходит в обратном порядке все стадии от ясного света до близкого достижения и так далее, вплоть до миража, появляются соответствующие знаки процесса угасания. Этот процесс называется «слияние с самбхогакайей в бардо».
Умерший йогин продолжает созерцать различные стадии растворения, пребывая в осознании процессов превращения, связанных с этой самбхогакайей. Когда приходит время принимать форму нового рождения, он подбирает подходящее зарождающееся тело из белых и красных бинду своих будущих родителей, т. е., оплодотворённую яйцеклетку, чтобы суметь родиться в особом теле-сосуде тантрического наставника. Этот процесс носит название «слияние с нирманакайей при рождении».
Тот, кто попадет в матку таким способом, проходит через пять стадий созревания в матке, на одной из которых его тело будет представлять собой собрание мельчайших частиц. Потом он покинет матку, проживёт детство и юность, а затем займётся духовной практикой и завершит начатое — преодолеет оставшуюся часть пути, отделявшую его от состояния будды.
Методы, применяемые после освоения техники втягивания ветров [в центральный канал]
Усердно практикуя перечисленные методы втягивания жизненных энергий в центральный канал, йогин, в конце концов, достигает подлинного мастерства — овладевает умением быстро и точно выполнять все стадии процесса медитативного погружения. Вскоре появляются знаки приближения того уровня реализации, на котором можно обрести иллюзорное тело. Соитие с кармамудрой, которое является внешним вспомогательным условием, необходимо сочетать с внутренним вспомогательным условием, под которым подразумевается созерцание каналов, чакр и так далее, а также горение внутреннего огня и таяние капель. Это приводит к тому, что ветры-энергии входят, остаются и угасают в центральном канале, последовательно вызывая знаки растворения от миража, дыма и так далее до появления ясного света. Четыре шуньяты возникают как природа четырёх восторгов. Когда возникает вместерождённый ясный свет, необходимо созерцать тождество блаженства и пустоты. Таким методом задействуется косвенный — то есть познаваемый не напрямую, а через пример или метафору — ясный свет, с помощью которого обретается основание иллюзорного тела.
Когда приходит время покинуть ясный свет, йогин порождает намерение отбросить старое тело скандх и принять форму Будды Ваджрадхары яб-юм. И когда он восстаёт из ясного света, энергия пяти излучений, являющаяся жизненной основой вместерождённого косвенного ясного света, выступает в роли главного условия, а ум служит сопутствующим условием. Опираясь на эти условия, йогин оставляет прежние скандхи и принимает форму Будды Ваджрадхары яб-юм, украшенного всеми основными и вторичными знаками совершенства. Это стадия «неочищенного», или попросту «нечистого иллюзорного тела». И тут же разворачивается обратный процесс угасания от ясного света к близкому достижению и так далее, до появления миража.
В тантрических системах вроде Гухьясамаджи такое иллюзорное тело объясняется на двенадцати примерах4. При этом одновременно происходят три явления: угасает врождённое сознание косвенного ясного света; завершается близкое достижение как часть процесса растворения; возникает реальная — а не созерцаемая, как раньше — форма «нечистого иллюзорного тела».
Обретя такое иллюзорное тело, йогин сосредотачивается на стадиях угасания.
Как же следует проходить стадии медитативного погружения?
Сначала йогин созерцает стадии процесса растворения. Это приводит к тому, что жизненные ветры-энергии входят, остаются и угасают в авадхути, последовательно вызывая видения растворения от миража, дыма и так далее, вплоть до появления Ясного света. Затем приходит время покинуть ясный свет, и йогин принимает решение преобразовать нечистое иллюзорное тело в чистое. И когда он восстанет из ясного света, его нечистое иллюзорное тело будет отброшено, а в уме возникнет образ чистого иллюзорного тела. Одновременно происходит переживание процесса угасания в обратном порядке — от ясного света к близкому достижению и так далее до видения миража. После этого сознание, принявшее такую форму самбхогакайи, проявляется уже в виде нирманакайи, порождая обитель и обитателей, то есть мандалу и божеств окружения. Когда же приходит пора выйти из созерцания, йогин созерцает своё старое тело скандх в виде самаясаттвы, в сердце которого — джнянасаттва.
Пребывая в сосуде такого тела, йогин излагает Дхарму достойным и выполняет тантрические действия постмедитативной стадии: ест, пьёт и соединяется с кармамудрой.
По мере того как практик этой стадии иллюзорного тела совершенствуется в медитациях высшего уровня, он начинает видеть знаки, указывающие на скорое достижение уровня, именуемого «юганаддха обучения». В качестве внешнего условия йогин использует соитие с кармамудрой, а внутренним вспомогательным условием является созерцание всех стадий растворения — втягивания, пребывания и угасания жизненных ветров-энергий в центральном канале и затем от знаков миража, дыма и так далее до появления ясного света. Четыре пустоты возникают как природа четырёх восторгов. В момент возникновения вместерождённого ясного света йогин созерцает единство блаженства и пустоты.
При этом одновременно происходит пять событий: прекращается состояние, известное как близкое достижение обратного процесса»; вместерождённое блаженство приводит к невиданному ранее прямому постижению пустоты; иллюзорное тело очищается в прямом — в отличие от косвенного — ясном свете, проявляясь в виде радуги посреди сияющего неба; достигается уровень беспрепятственного возникновения безошибочных противоядий клешам в собственном потоке ума; йогин обретает достоинство арьи.
Ко времени начала процесса выхода из ясного света в игру вступает ранее запущенная практикой движущая сила, приводя йогина к двери, за порогом которой можно достичь состояния «чистого иллюзорного тела». Когда созерцающий покидает ясный свет, роль главной причины играет тонкая энергия пяти излучений, которая является жизненной основой сознания врождённого прямого ясного света, а в качестве неизменно сопутствующего условия выступает сам ум. Йогин, оставив старые скандхи, обретает настоящее «чистое иллюзорное тело»— непрерывный поток состояний сознания, имеющего форму Будды Ваджрадхары яб-юм, украшенного главными и вторичными признаками совершенства.
Здесь же появляются знаки, сопутствующие обратному процессу угасания, от ясного света к близкому достижению и далее до миража. При этом одновременно происходит пять событий: прекращается сознание врождённого ясного света; в процессе угасания появляется состояние близкого достижения; возникает «чистое иллюзорное тело»; достигается путь полного освобождения, на котором нет больше клеш5; йогин становится архатом.
Обретя такую форму сабхогакайи, йогин сосредотачивается на созерцании растворения. Его стадии таковы.
Сначала практик выполняет однонаправленное созерцание шуньяты, а затем втягивает жизненные энергии в центральный канал, чтобы они там остались и угасли, порождая тем самым вышеупомянутые знаки, вплоть до ясного света. В этот момент у него появляется возможность беспрепятственно достичь состояния полного единения (юганаддхи), в котором тело и ум сливаются в единое целое. В данном случае под телом понимается чистое иллюзорное тело, украшенное главными и вторичными знаками совершенства, а ум представлен сознанием прямого ясного света.
Когда приходит время покинуть ясный свет, в игру вступает ранее запущенная практикой движущая сила, подводя йогина к порогу, за которым тело «юганаддхи обучения» может стать телом «юганаддхи вне обучения». И тогда, восстав из ясного света, пребывающий на стадии «юганаддхи обучения» воспринимает образ тела стадии «юганаддхи вне обучения». Это сопровождается появлением знаков обратного процесса от ясного света к черноте и так далее до миража. В этой самбхогакайе содержится возможность нирманакайи, которая расставляет вокруг волшебные сети своих проявлений, вроде мандалы и божеств окружения.
Когда йогин решает покинуть медитативное сосредоточение, он возвращается в своё собственное скандховое тело или в любое другое, лишь бы подошло. И после этого, оставаясь в сосуде этого тела, он обучает Дхарме своих последователей, а в перерывах между созерцаниями предаётся тантрической праздности: соединяется с кармамудрой, ест и пьёт, веселится, при этом легко уживается с дикими зверями и тому подобное.
СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЛОДА
Йогин на стадии юганаддхи обучения развивает и совершенствует созерцание процессов угасания как в течение медитаций, так и в перерывах между ними, и со временем у него появляются знаки приближения возможности обретения стадии юганаддхи вне обучения. Он задействует внешнее условие — соитие с кармамудрой и внутреннее условие — однонаправленное созерцание шуньяты, что приводит к втягиванию жизненных энергий в центральный канал, где они удерживаются и угасают. Появляются видения от миража к дыму и так далее, вплоть до возникновения знаков ясного света. Четыре шуньяты проявляются как природа четырёх восторгов.
Во время проявления этого врождённого ясного света следует созерцать тождество блаженства и мудрости, познающей шуньяту. В первый момент пребывания в этом ясном свете беспрепятственно и окончательно преодолеваются омрачения [ментального] восприятия (санскр. jneyävarana, тиб. shes byaì sgrib pa). А уже в следующий миг наступает состояние всеведения будды, когда пребываешь в полном слиянии с истинной природой абсолютного бытия, в то же самое время сохраняя непосредственное восприятие всех проявлений относительной реальности — видишь всё ясно как на ладони. Тело юганаддхи обучения становится юганаддхой вне обучения, истинной самбхогакайей, наделённой знаками семи совершенств, излучающей тысячи проявлений нирманакайи на благо идущих тем же путём. Так достигается полное Пробуждение, состояние будды, в природе трикайи.
Перед тем как достичь состояния юганаддхи вне обучения, необходимо предварительно пройти через стадию юганаддхи обучения. А перед этим надо реализовать иллюзорное тело, для чего следует сперва созерцать каналы, чакры, горение, таяние и прочее.
В свою очередь, прежде чем приступать к этим йогам стадии завершения, необходимо закончить практики грубого и тонкого созерцания стадии зарождения, которые принимают рождение, смерть и бардо — три основы, подлежащие очищению, — как путь Трёх тел будды. Для этого надо получить полное посвящение и научиться строго блюсти обеты, принятые во время инициации. Ну а чтобы перейти к тантрической практике, необходимо приучить ум к обычной дисциплине — от установления и поддержания плодотворных взаимоотношений с духовным наставником до медитативной подготовки, сочетающей шаматху и випашьяну.
Вот каким образом йогин, подобный драгоценности, следующий глубоким наставлениям Шести йог Наропы, вступает на совершенный и безошибочный путь достижения Пробуждения за одну быстротечную жизнь, достигая цели даже в эту эпоху всеобщего упадка и разложения.
Колофон: Эти выписки из потока учений Ваджрадхары Лобсанга Дондруба, не внеся ничего от себя и ничего не пропустив, записал и отредактировал буддийский монах Басова Тенпей Гьялцен6.
Глава 5