Придворные карты масти мечей: паж, рыцарь, королева, король
Воздушный принцип масти Мечей проявляется в приоритете ментальной картины мира, интеллекта и осознания. Это исключительная принципиальность и идеал слова и буквы, норм и правил. Масть Мечей важна как нормированное описание мира: что хорошо, что плохо, где верх, где низ, кто я, кто другой и др. Эти правила усваивает современный человек вместе с культурой взаимоотношений, вместе с пониманием себя и окружающего мира. Мир из масти Мечей воспринимается как конструктор из имеющихся правил, простой или сложный. Его можно разобрать и собрать заново, рассмотреть, как он устроен, и всегда доказать, почему дырочка А подходит или не подходит к штыречку Б.
Масть Мечей очень сильна в современном цивилизованном сообществе, особенно в урбанистической культуре мегаполисов. На настоящем моменте развития культуры она является компенсаторной для масти Чаш или же Чаши оказываются компенсацией сверхразвитых Мечей: люди убегают от жестких правил в иллюзии, от чувств – в рационализацию.
Паж Мечей как начало личного проявления и развития масти дает, как обычно, описание студента, учащегося, подростка, развивающего в себе самостоятельные навыки. В данном случае это новый для отрочества гипотетико-дедуктивный подход к миру, сохраняющийся у пажа в любом возрасте. Это ориентация на прикладное использование интеллекта и рациональности (Паж Мечей – это земля воздуха) Для описания мира и наиболее эффективного в нем пребывания. Логика и правила – ключ к пониманию Пажа Мечей. Как любой Паж, он заимствует правила извне, от авторитетных фигур или же «родительской» системы. Отсюда неуверенность в личном праве и понимании происходящего, оттого и большая упертость и непоколебимость в следовании тому, что он знает. Паж Мечей, безусловно, стоит на защите каких-то известных ему правил. В реальной жизни мы часто можем встретить Пажа Мечей, работающего с документами «на земле» (еще одно напоминание о Земле – стихии Пажей): это сотрудники, работающие с населением и документами, являющиеся посредниками между законами и бытом.
Одной интересной особенностью карты (как и всех Придворных карт Мечей) является традиционная связь масти с неприятностями. Это сложно совместить с современным прочтением Мечей как масти интеллекта. Однако это то, что в достаточной степени все еще работает. Так, Паж Мечей может символизировать сплетни, злокозненное злоязычие, и мы понимаем, почему именно он – слухи и обесценивающие сплетни. Это всегда сравнение соответствия некоего идеала или нормы с грубой, неприглядной или фантастической реальностью. Это простое сравнение, нехитрый процесс, как раз, освоенный пока еще примитивной ролью Пажа. Для себя самого Паж Мечей может быть опасен ментальными ловушками, самообвинениями, интеллектуально-рефлексивной жвачкой повторяющихся мыслей. Но это уже обычные негативные качества, которые можно найти в любой Придворной карте: в Паже Жезлов это чрезмерная импульсивность, в Паже Чаш – самообманы, в Паже Дисков – косность, инертность. Все Пажи, однако, достаточно поверхностны по сравнению с другими степенями. Однако же эта стадия развития личных качеств масти – единственная возможность начать осваиваться на совершенно новой территории влияния.
Принцесса Мечей – женское проявление, более естественное для исходной Земли при Воздухе. Принцессы отличаются от Пажей той самой естественной мощью, свойственной Земле, вне осознания, вне цели, и более монументальными изменениями, чем они могли бы быть в другой женской стихии – Воде. Потому это менее осознанное соблюдение правил, следование им, впитанным по привычке. Или же наоборот, как в системе Кроули, естественный бунт и низвержение прежних идеальных идолов, в опоре на реальность. Своего рода нигилизм народников, отрицавший поэтическое, воображаемое в пользу рациональной правды и труда.
Рыцарь – динамический, развитый принцип масти, здесь это Воздух Воздуха, моноцентричный, аскетичный во славу своей системе идей паладин. Обычно Воздух Рыцарей дает форму идее, здесь она возведена в культ, разработана и оказывается крайне устойчивым принципом, которому следует герой. Классического Рыцаря Мечей находим мы среди юристов и законников. Следование правилам и принуждение других им следовать, не тем, так другим – обычно на службе Короля как некоей системы.
Рыцарь Мечей способен быть жестоким, бесчувственным, сугубо функциональным. Он одержим определенностью, и наслаждается ясностью видения цели. Благодаря фиксированности на одной масти он (и человек в этом состоянии) с трудом понимает, что чувствуют другие люди или, например, что они могут поступать не всегда рационально, что они могут допускать ошибки или иметь слабости. Все это словно недоступно пониманию Рыцаря.
Принц колоды Тота Кроули, изображенный на колеснице как символе инструментального овладения мастью воздуха, жестоко хлещет своих ездовых человечков или же пытается, наоборот, обрубить все связи с ними. Он будто бы демонстрирует отказ от прежних идеалов, воззрений или привычных способов действия. В системе Придворных карт Кроули вообще много бунта и восстания, там, где мы его обычно не наблюдаем, в Мечах. И можно увидеть в этом его попытку построить новое «умопостижение» мира.
Однако смысл карты описывается по-иному. Принц Мечей здесь хаотичен: его меч рождает одни образы, а серп в другой руке их уничтожает, и это действие непрерывно и страстно. Напоминая полное безумие, в рамках философской системы Кроули, она символизирует обычный «бодрствующий ум», очевидно в его состоянии внутреннего диалога и противоречий (в современной психологической науке способность к внутреннему диалогу является продуктивным качеством, развивающим как мыслительную деятельность, так и эмоционально-ценностные качества).
Королева Мечей – на удивление очень естественная, почти непротиворечивая карта. Это пространство ментального контроля, как внутреннего, так и внешнего. В первом случае это диапазон самоорганизации, во втором – служебной зависимости, подчинения, влияния. Королева Мечей может сигнифицировать жесткого начальника – женщину, характерный образ холодной, строгой дамы, хорошо знающей правила и законы в рамках подчиненной ей сферы, или же мужчину, как будто личностно растворившегося в своей должности. Это, прежде всего сфера действия законов и правил. Это также умение женщины или мужчины воплощать давление принятых норм, применять их как инструмент для взаимодействия с людьми, вне своего положения в иерархической системе.
Вспоминая негативные свойства Мечей, заимствованные еще со времен цыганских гаданий, стоит отметить Королеву Мечей как вдову или разведенную женщину, одиночку (с другой стороны, когда нет социальной опоры, женщине приходится развивать в себе нужные качества). В качестве событий она способна быть знаком болезней – и соответствующего подчинения условиям, врачам, понимания лечебного курса и необходимости следования ему. Также это может быть «мать-тюрьма», сфера Темной Матери социума с ее жестким подчинением и правилами.
Королева Мечей в системе Кроули восседает на высоком троне где-то в облаках. Ее грудь обнажена, а шлем увенчан головой ребенка. В правой ее руке меч, а в левой – голова бородатого мужчины. Это символизация важной для золотой Зари идеи Королевы Мечей как «освободительницы ума»: рассудительность и благоразумие здесь отделяют божественные проявления разума от «низшей, животной души».
Король – наивысший контроль и полнота владения принципом масти, воплощенная в человеке или общественном институте. Король Мечей – очень распространенная в наше время система государственного управления, силовых структур, жесткой полувоенной организации с сугубо регламентированным подчинением, полномочиями и функциями. Это обычно гимн правилам (в реальности ни одна система и ни один человек не могут идти только по одной масти, но преобладающие влияния налицо). И это необходимое свойство любой достаточно крупной структуры в современном обществе. Реальные правила больших структур можно выразить в четырех основных постулатах существования в такой системе:
1. Вам надо – вы и делайте.
2. Все можно решить на месте.
3. Оформим задним числом.
4. Я сделал именно то, что сказало начальство.
Я не видела в этом ничего особенного и думала, что это частный опыт. Однако друзья попросили меня это опубликовать, сказав, что они сами видят в этом нечто знакомое и родное по службе в ведомствах.
Если вернуться к Королю Мечей как сигнификатору образа, то это будет жесткий начальник, глава некоторой иерархии. Тут важно определить, закон превыше его самого или он сам и есть закон. Если второе, то я бы не советовала оставаться в его системе. Вспоминая общую негативную окраску Мечей в традиционном гадании, можно скромно отметить очевидную ненадежность, произвол, неприятности и полное отсутствие естественного спасения в рамках этой системы.
Король Мечей может быть также сигнификатором жесткой социальной структуры, ориентированной на тестирование опасности/безопасности, состояния общественного организма (этим занимаются спецслужбы различных стран), а также сигнификатором служб вынужденного исправления пороков и исполнения наказаний (пенитенциарной системы). Обыкновенно, «тюремная романтика» не возвышается дальше уровня Рыцарей: Жезлов – по импульсивности, Чаш – по сентиментальности и эмоциональной чувствительности в романсах и письмах на волю, Мечей – по жесткой определенности правил и знаков, Дисков – по уровню выживаемости. Однако истинным хозяином сферы (с этой, криминальной стороны тоже) в мифологическом сознании может быть лишь Король Мечей. Крысиный король в жестком слаженном мире, альтернативном человеческому, как в старых европейских легендах. Очень интересен образ, безусловно «окрашенный мифом» главного героя сериала «Побег» (Prison Break) Майкла: формальный Паж в этом мире, Рыцарь по личному стремлению к цели (что естественно) – но совершенный, идеальный Король Мечей по приязни и симпатии создателей. Он владеет огромным пластом информации, недоступной другим людям и даже структурам; он приносит себя в жертву, накалывая план тюрьмы на тело, согласно общей трагичности Мечей; он крайне рассудителен и неэмоционален, его действия подчинены плану, а остальные люди – лишь пешки в его большой игре. При этом Королева Мечей изначально была спроецирована на чужую женщину (юриста, подругу брата), сам герой не владел ею ни как принципом, ни как воплощением. Потому он встречается с ней как со сферой – тюрьмой и ее обитателями – уже в местах заключения. Это то, чего он не предусмотрел, но и то, чем ему приходится овладевать, – как любому Королю, ему нужна Королева как территория.
Интересно, как проявляется сфера Мечей вообще и Короля Мечей в частности в современной кинокультуре. Цивилизации Мечей – это, конечно, все культуры роботов и машин, которым противостоит человек; так проявляется протест, или компенсация за преобладание принципа Мечей в реальной жизни, обычно выраженный через Чаши и Жезлы, вдобавок именно Пажей, Рыцарей и Королев, поэтому мы можем говорить о преобладании теневого Короля Мечей. Более развитой стадией развития Короля Мечей, а соответственно и принципа в целом являются фильмы о космических полетах и иных цивилизациях. Если «Звездные войны» – фильм о Рыцаре, то «Вавилон-5», «Стар Трэк», «Звездный крейсер «Галактика» – уже переход и воплощение Короля Мечей, героя, основная функция которого не в том, чтобы быть самым храбрым и иногда умным, а в поддержании работоспособности большой функциональной системы с помощью точных и верных приказов (ресурсы и экономика здесь не выражены, поэтому Короля Дисков обычно не видно, на деле это было бы актуально).
Рыцарь Мечей колоды Тота Кроули – наиболее яркое и активное проявление стихии в этой системе. Тут он похож на Рыцаря обычной системы, и иконографически, и по смыслу, всадник на коне, с крыльями за спиной, мчащийся не разбирая дороги. Кроули и его последователи отмечают его позитивные качества, однако это привычные нам свойства хорошего Рыцаря Мечей всей остальной системы: деятельность, мастерство, идеализм, принципиальность, вдохновение идеей. Мы уже упоминали и скажем еще раз о том, что в системе Придворных карт Кроули нет места ролевому Отцу, нет места общественному институту. Только личная инициатива и личные подвиги.