Iii. комплексы в: закон моды
19.5. Указующее упоминание
В комплексах В, где имплицитным означаемым является лишь сама Мода, риторика, конечно, не в состоянии превращать знак в функцию, поскольку функция должна быть наименована; рационализация знака здесь осуществляется нелегко - можно сказать, лишь насильственно. Мы уже видели, что постольку, поскольку речь не идет об изготовлении вещи (это выходило бы за рамки семантического процесса), Мода простым речевым упоминанием некоторой черты в одежде делает ее означаемым себя самое: упоминая, что (в нынешнем году) юбки носят короткими, она говорит, что в нынешнем году короткие юбки означают Моду. Означаемое Мода содержит лишь одну значимую вариацию - старомодное; а поскольку закон эвфемии запрещает Моде называть то, чем отрицается самое ее бытие3, то действительной оппозицией ока-
1 Homo significans, homo faber - человек означивающий, человек про
изводящий (лат ) - Прим перев
2 Рационализация знака (то есть его превращение в функцию) воз
можна лишь при посредстве языка (это коннотация), для чего как раз и
служит Мода-описание, в иконическом языке (на фотографиях, рисунках)
подобное явление встречается лишь тогда, когда функцию вещам придает
обстановка (приложение II)
3 О старомодном говорится лишь для того, чтобы уничтожить его
новой Модой
зывается не модное и старомодное, а маркированное (словом) и немаркированное (умолчание); происходит совмещение упоминаемого с Добром, неупоминаемого со Злом, и нельзя утверждать, чтобы один из терминов предопределял собой другой; нельзя сказать, что Мода не упоминает об уже осужденном ею и упоминает о прославляющем ее; скорее уж она прославляет (как свое собственное бытие) упоминаемое ею и осуждает неупоминаемое; бытие Моды, утверждаясь и именуясь тавтологически (наподобие божества, которое есть сущее), непосредственно являет себя как Закон1; следовательно, упоминание в Моде всегда является указующим; в ней абсолютно совпадают бытие и имя, маркированность и Добро, упоми-наемость и законность: что сказано, то и законно. Больше того - и именно такова маскировка знака Моды в комплексах В - что законно, то и истинно. Это последнее преобразование (о котором пойдет речь чуть ниже) симметрично тому, которым в комплексах А знак превращается в функцию: подобно тому как эксплицитный знак нуждался в маскирующем его рациональном оправдании, Закон Моды нуждается в маскирующей его природе: и мы сейчас увидим, как вся риторика Моды стремится представить невинными свои постановления - либо дистанцируя их в перспективе некоторого зрелища, либо превращая их в чистые констатации, как бы внешние по отношению к ее воле.
19.6. Закон как зрелище
Действительно, одним из способов дистанцировать и разыгрывать Закон может быть его эмфатическое провозглашение, как в преувеличенно театральном спектакле: издавать Десять заповедей лыжника - значит оправдывать произвольность Моды ее шутливой демонстрацией, подобно тому как человек подчеркнуто демонстрирует собственные недостатки, чтобы сделать их приемлемыми для окружающих, но не отказываться от них самому; каждый раз, когда Мода признает произвольность своих решений, она говорит об этом эмфатически, как будто, бахвалясь своим капризом, можно его смягчить, как будто, превращая при-
1 За этим Законом скрывается внешняя инстанция по отношению к Моде - это fashion-group и ее экономические «оправдания», но здесь мы остаемся в рамках чисто имманентного анализа системы
каз в игру, мы делаем его нереальным1; риторике своих решений Мода делает прививку произвольности, чтобы зато их фундаментальная произвольность казалась извинительной. Ее игровые метафоры уподобляют ее то политической власти (Мода — монарх, обладающий наследственной властью; Мода — Парламент, объявляющий женственность обязательной нормой, подобно всеобщему образованию или военной службе), то религиозному Закону: она издает то постановления, то предписания (Каждая женщина да укоротит себе юбку до колен и т.д.); смешивая обязанность с предостережением (ибо в данном случае достаточно предупредить, чтобы приказать), она особенно охотно пользуется формами самого морального из грамматических времен - будущим временем, временем десяти заповедей: этим летом шляпки удивят всех, они будут сразу и пикантными и торжественными; решение Моды как бы выпаривают - ведь, не показывая вида, что у нее может быть какая-то причина (например, fashion-group), ее сводят к чистому следствию, то есть закономерному в физическом и моральном смысле событию: нынешним летом платья будут из тюссора - тюссор должен стать событием в жизни платьев, в силу природной причинности и одновременно законного предписания.
19.7. От Закона к Факту
Подобные формы будущего обязательного времени, очень часто встречающиеся в Моде, подводят нас к главной рационализации комплексов В - превращению Закона в Факт: решенное и предписанное в итоге предстает необходимо-нейтральным, чем-то вроде простого факта; для этого достаточно умалчивать о решениях Моды: а кто обязал платья нынешним летом быть из тюссора? Своим умолчанием Мода преобразует тюссор в полуреальное-полунормативное - то есть, в общем, фатальное - событие. В самом деле, у Моды есть своя фатальность: модный журнал -не что иное, как летопись весьма варварских времен, где люди живут в рабстве у событий и страстей; игра (ваш ход
' Разумеется, серьезность этих мегафор обличается иронико-змфаги-ческими формами лишь шутливо-двусмысленно, как при наш ранной насмешке игра возможна только по отношению к тому, чем не решаешься быть, обреченная в обществе на некоторую легковесность, Мода может лишь играть в серьезность
в игре красокУ, безумие (Моде нельзя противиться, она озаряет и охватывает словно одержимость), война {наступление пастельных тонов, война за колено, честь и слава лентам) - все эти сильные страсти делают Моду чем-то внеположным человеку и заставляют воспринимать ее как коварный случай: Мода располагается на скрещении случайностей и божественных постановлений, ее решение становится самоочевидным фактом. Тогда ей остается одна лишь риторика чистых констатации {Мода — на мягкие платья), а задача журнала — лишь сообщать о том, что есть {отмечается новое появление свитеров из верблюжьей шерсти), хотя в то же время он обязан с прозорливостью историка выявлять в простых фактах общую линию развития {все более утверждается Мода на черную норку)2. Тем самым, представляя Моду как нечто властно-неизбежное, журнал сохраняет за нею всю двойственность предмета, лишенного причины, но не лишенного воли: то ее чертам придают очевидность природного явления - настолько естественного, что его даже как-то странно оправдывать {во всяком случае, ваше платье к пяти вечера - черное, и, конечно, вы добавите к нему белую нотку в виде шевровых перчаток); или же, чтобы сильнее отделить Моду от ее богов-творцов, ее приписывают не производителям, а потребительницам {им нравятся купальники в полоску, они носят купальники цельные спереди); или же, наконец, модная черта изображается как субъект своего собственного появления {в нынешнем году ночные сорочки делаются трех видов по длине) - нет больше ни тех, кто шьет, ни тех, кто покупает, Мода вытеснила человека, превратилась в замкнутый мир, где костюмы сами подбирают себе пиджак, а ночные сорочки - свою длину. Закономерно поэтому, что в итоге такой мир вырабатывает собственную мудрость, создает правила, подобные не надменно-тираническим указам новейшей от-кутюр, а стародавнему закону, царящему по воле самой природы; Моду можно изрекать в форме пословиц, отсылая не к закону людей, а к закону вещей, как он предстает древнейше-
' Или еще: «Среди тканей твид - то же, что «Ройял Датч* на фондовой бирже: надежное вложение*.
2 Здесь не рассматривается вопрос о том, устанавливает ли журнал свою собственную Моду или лишь распространяет полученную от fashion-group; в любом случае в журнальной риторике вообще отсутствует какая-либо исходная инстанция.
му человеку истории - крестьянину, с которым природа всегда разговаривает в форме повторов: к нарядному плащу - белое платье; к дорогим тканям - легкие аксессуары. В такой своей мудрости Мода смело совмещает прошлое с будущим, уже решенное с еще предстоящим; Мода фиксируется в самый момент ее объявления, ее предписания. Таким временным сжатием обусловлена вся риторика Моды: констатируем то, что на самом деле навязываем; создадим Моду, потом станем усматривать в ней лишь следствие без всякой названной причины; потом от этого следствия оставим одно лишь внешнее явление; наконец, предоставим этому явлению развиваться, словно своей жизнью он обязан лишь себе самому; по такому пути и идет Мода, чтобы свою причину, свой закон и свои знаки разом преобразовать в факт. На этом пути от закона (реального) к факту (мифическому) происходит любопытный перекрестный обмен целей и средств: реальность Моды - это, по сути, образующая ее произвольность; по всей логике, превратить закон в факт здесь можно лишь метафорически; ну, а что же говорит Мода? Когда она признает свой закон - то лишь как метафору; когда же она прячется за фактом, то так, словно он буквален; она метафо-ризирует десять заповедей лыжника (хотя это ее реальность) и констатирует, что в нынешнем году в Моде синее (хотя это чистая метафора); своей реальности она придает эмфазу преднамеренной метафоры, а своим метафорам - простоту констатации; она бравирует коннотацией там, где всего лишь деноти-рует, зато строит скромную мину денотации там, где на самом деле развертывает чистейшую риторику. Здесь также имеет место полная инверсия между реальностью и ее образом.
IV. РИТОРИКА И ВРЕМЯ
19.8. Рациональное оправдание Моды и ее время
Риторическое преобразование знака в рациональное оправдание (функциональное, законное или природное), вероятно, свойственно всем культурным объектам, как только они вовлекаются в процесс коммуникации: такова цена приобщения знака к «внешнему миру». Но в Моде это преобразование, пожалуй, получает особенное, еще более императивное объяснение. Суть Моды совпадает с ее тиранической властью, но в конечном счете это просто особое страстное переживание
времени. Как только означаемое Мода находит себе некоторое означающее (ту или иную вещь), этот знак становится Модой текущего года, но тем самым эта Мода догматически отрицает ту, что ей предшествовала, то есть свое собственное прошлое1; каждая новая Мода - это отказ от наследия, восстание против гнета старой Моды; Мода переживает себя как Право - естественное право настоящего по отношению к прошлому; определяясь своей неверностью, она, однако, живет в таком мире, который она желает видеть и действительно видит идеально стабильным, сплошь пронизанным конформистскими взглядами2. Разрешить такое противоречие позволяет риторика, особенно рационализация знака: именно потому, что присущее Моде мстительное настоящее трудно признать и нелегко защищать, она старается выработать себе фиктивную, внешне более диалектичную темпо-ральность, включающую в себя моменты упорядоченности, устойчивости, зрелости - эмпирические в плане функций, институциональные в плане Закона, органические в плане факта; тем самым агрессивность Моды, живущей в ритме вендетты, обезвреживается образом более терпеливого времени; в том абсолютном, мстительно-догматическом настоящем, где изрекается Мода, риторическая система расставляет свои рациональные оправдания, чтобы внешне связать ее с более гибким, более далеким временем; все это учтивые манеры (или же соболезнования), которыми Мода обставляет совершаемое ею убийство собственного прошлого; она словно слышит властный голос мертвого прошлого года: вчера я был как ты, завтра ты будешь как я3.
' Мы уже видели, что по закону эвфемии Мода очень мало говорит о старомодном, если она это и делает, то лишь во имя настоящего, как об отрицательной ценности, то, что вчера было четко прорисованными линиями, она беззастенчиво называет углами и изломами Она говорит в нынешнем году костюмы будут юношески-мягкими, что же, разве в прошлом году они были старчески-жесткими'
2 Теперь мы можем уточнить, что такое легковесность Моды это не
верность, вызывающая сильное чувство вины
3 Надгробная надпись
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ
I. СВОЕОБРАЗИЕ СИСТЕМЫ МОДЫ
20.1. Язык - страж смысла и окно в мир
Нам уже не раз приходилось говорить о том, как изменился феномен Моды и как сместился его социологический смысл благодаря массовому распространению модных журналов - можно сказать, теперь это настоящие народные журналы. Попав в сферу письменной коммуникации, Мода становится самостоятельным культурным объектом, обладающим своеобразной структурой и, вероятно, новыми целями; социальные функции, обыкновенно признаваемые за вестиментарной Модой1, заменяются или дополняются другими, аналогичными функциям всей литературы; формулируя их вкратце, можно сказать, что благодаря языку, который отныне поддерживает Моду, она становится повествованием. Язык действует на двух уровнях - денотации и коннотации. В плане денотации язык работает одновременно как создатель и страж смысла; своими дискретными номенклатурами он делает нагляднее семантическую структуру Моды, создавая множество знаков там, где реальность, располагая лишь континуальным материалом2, не может вырабатывать тонких значений; такое умножение смыслов хорошо заметно в видовом утверждении - делая значимым полотно, Мода(-описание) идет гораздо дальше семантических возможностей реальной одежды; в реальной одежде смысл фактически может приписываться только легким тканям в отличие от тяжелых тканей; в языке же эта зачаточная структура разбивается на множество значимых видовых категорий, и тем самым образуется новая система,
1 Диалектика новации и имитации, анализируемая Социологией на
чиная со Спенсера
2 Это, в частности, касается фотографии
основанная не на утилитарных (когда легкое и тяжелое противопоставляются как прохладное и теплое), а исключительно на семантических факторах; тем самым смысл становится настоящим пиршеством ума. А с другой стороны, сделав знаки такими множественными, язык вступает в дело вновь - на сей раз чтобы придать структуре устойчивость; самой стабильностью своих названий (пусть и относительной, поскольку названия тоже проходят) он противится подвижности реальных вещей; это ясно проявляется в логике системы; табу, мешающие такому-то роду встретиться с таким-то вариантом, на самом деле сугубо относительны, ни одно из них не вечно; однако же запреты Моды абсолютны, а потому и смысл ее императивен1 - не только на уровне синхронии, но и глубже, на уровне номенклатуры: нет ничего особенно невозможного в том, чтобы носить одновременно две блузки, надо лишь иметь право назвать вторую блузку иначе; но поскольку язык не дает такого права (по крайней мере, в масштабе его собственной синхронии), то у Моды появляется логика или, если угодно, строгая система. Таким образом, в плане денотации язык играет регулирующую роль, всецело подчиненную задачам смыс-лообразования; Мода, так сказать, говорит лишь постольку, поскольку хочет быть знаковой системой. А в плане коннотации роль языка оказывается совсем иной: благодаря риторике Мода открывается во внешний мир; через посредство риторики мир присутствует в ней не только как власть человека создавать абстрактный смысл, но и как комплекс «оправданий», то есть как идеология; посредством риторического языка Мода сообщается с миром, принимает известное участие в отчуждении и рациональном мышлении людей; но, как мы видели, в этом своем движении к миру, в котором и заключается ее процесс коннотации, Мода также в значительной мере и утрачивает свою семантич-ность (знаки превращаются в рациональные оправдания, означающее теряет свою тонкую дискретность, а означаемое делается неопределенно-латентным), то есть язык, действуя в денотативном или коннотативном плане системы, выполняет две почти противоположных функции; и, конечно, именно в этом расхождении двух его ролей (будь то
1 Мы помним, что смысл - это подконтрольная свобода, для которой ограничение столь же конститутивно, как и выбор
чистая противоположность или зачаток диалектического процесса) заключается общее устройство системы, как мы это увидим чуть ниже.
20.2. Классификаторная деятельность
Хотя риторика некоторым образом и расформировывает знаковую систему, выработанную вне ее, на уровне денота-ции, и хотя можно поэтому сказать, что мир начинается там, где кончается смысл, — тем не менее именно реальность (хотя, правда, не «внешний мир») служит основой значения, при том что полагает ему свои пределы: реальность значима постольку, поскольку она конечна, как это показывает класси-фикаторное устройство денотативной системы. Это устройство зиждется на последовательном удалении субстанции (в ельм-слевовском смысле слова). Сначала реальность, можно сказать, отказывает некоторым объектам в некоторых значениях, не давая им варьироваться или, наоборот, принуждая их к бесконечной вариации. В результате этих исходных исключений возникает обширный dispatching смысла, проходящего через объекты и качества, родовые категории и суппорты, в формах то закрытых {исключенное), то широко открытых (.типовые сочетания). Благодаря такому просеиванию и образуется смысл на уровне высказывания: единый смысл возникает из смысловой пыли, фильтруемой через новые и новые матрицы, так что в конечном счете для каждого высказывания, как бы ни сплетались в нем цепочки единиц, остается лишь один объект значения. Такая томографическая композиция позволяет установить некоторую иерархию предметов одежды, которая, однако, никак не зависит от их материальной величины; смысловая конструкция действует как настоящая анти-природа; для нее ведущую роль получают мельчайшие элементы, а самые крупные оттесняются на задний план -интеллигибельность как бы призвана компенсировать данность материи; таким образом, смысл распределяется словно какая-то революционная благодать; его власть достигает такой независимости, что может действовать на расстоянии и в конечном счете полностью выпаривает субстанцию: значима не накидка, а утверждение о ней, смысл не признает за субстанциями никакой внутренней значимости. Такое отрицание - возможно, глубочайшая функция системы Моды; действительно, в противоположность языку, эта система вынуждена, с одной стороны, работать с субстанциями (одеждой), тяжело нагру-
женными внесемантическими применениями, а с другой стороны, ей нет и необходимости в каком-либо комбинаторном опосредовании вроде двойного членения1, поскольку ее означаемые, в общем, очень немногочисленны. Из этой ее стесненности и свободы родилась специфическая классификация, основанная на двух принципах: с одной стороны, каждая единица (то есть каждая матрица) представляет собой как бы сокращенный путь, по которому инертная субстанция направляется к точке, где она проникается смыслом, то есть пользователь системы в каждый миг переживает воздействие смысла на материю, по своей первоначальной сути не предназначенную для сигнификации (в противоположность языку); а с другой стороны, анархия, грозящая системе с множеством означающих и немногими означаемыми, преодолевается здесь строго иерархической распределительной схемой, членения которой носят характер не линейный, как в языке (хотя они и поддерживаются им), а скорее взаимосогласованный: тем самым скудость означаемого - «мирского» или «модного» -искупается «умным» построением означающего, которое получает львиную долю семантической силы и почти никак не соотносится со своими означаемыми. Таким образом, Мода -и в конечном счете именно таково ее общее устройство - предстает прежде всего как система означающих, как классифика-торная деятельность, как порядок скорее семиологический, чем семантический.
20.3. Открытая и закрытая система
Но вот этот семио логический порядок, стремящийся к пустоте и вооруженный тонкими и мощными орудиями для «выпаривания» субстанции, встречается с внешним миром в обобщенной форме некоторого означаемого; поскольку же это означаемое различно в комплексах А и комплексах В, то устройство системы Моды принимает неодинаковый вид в зависимости от того или иного комплекса, так что анализ должен здесь идти двумя разными путями. Впрочем, различие двух типов комплексов обусловлено не только количественным различием их означаемых (которых в одном случае много, а в
1 В системе Моды, как мы ее описали, невозможно говорить о двойном членении, так как элементы матрицы, солидарные между собой, не могут быть уподоблены смыслоразличительным знакам языка (фонемам); матрицы могут комбинироваться между собой, но в системе только эта комбинаторика и есть.
другом - всего два), но в гораздо большей степени их местом во взаимоналожении несимметричных систем, которым образуется любое высказывание Моды. Проанализировав однажды это построение1, мы больше о нем не вспоминали, а сейчас пора вновь отметить ту важнейшую роль, которую оно играет в устройстве системы Моды. Как мы помним, в комплексах В Мода является имплицитным и непосредственным означаемым вестиментарных черт, причем чисто денотативым; напротив, в комплексах А, при экслицировании мирского означаемого, место Моды изменяется - она как бы сдвигается на один уровень вверх и переходит в разряд вторичного, коннотатив-ного означаемого. Таким образом, в итоге при разном устройстве систем А и В разной оказывается сама Мода: в одном случае (В) она денотируется, в другом (А) - коннотируется, а тем самым включается в две разные этики, поскольку всякая коннотация, с одной стороны, ведет к превращению знака в рациональное оправдание, а с другой стороны, открывает систему нижнего уровня в мир идеологии В своей денотативной ипостаси Мода непосредственно включена в закрытую систему, замкнутую на своих означающих и сообщающуюся с внешним миром лишь через интеллигибельность, свойственную любой знаковой системе2; в своей коннотативной ипостаси она опосредованно включена в открытую систему, сообщающуюся с внешним миром через эксплицитную номенклатуру мирских означаемых. Эти две подсистемы как бы обмениваются достоинствами и недостатками, комплексы А открываются во внешний мир, но при этом вовлекаются в процесс инверсии, которому идеология подвергает реальность; комплексы В сохраняют бедность и, так сказать, формальную честность любой денотации, но лишь ценой абстракции, которая предстает закрытостью от внешнего мира. Вся система Моды отмечена этой симметричной двойственностью ее комплексов.