I. пункты анализа риторической системы
16.1. Пункты анализа
Приступая к риторической системе, мы попадаем в более широкий план коннотации. Как мы уже видели, эта система целиком покрывает собой вестиментарный код1, превращая сегменты значения в простые означающие некоторого нового означаемого. А поскольку эти сегменты, по крайней мере в случае комплексов А с эксплицитными означаемыми, сами состоят из означающего (вещи), означаемого («внешнего мира») и знака (соединения одного и другого), то риторическая система имеет здесь отношения с каждым отдельным элементом вестиментарного кода, а не только со всем этим кодом в целом (как происходило бы в языке). В Риторике Моды есть как бы три меньших риторических системы, различающихся по объекту: риторика вестиментарного означающего, которую мы будем называть «поэтикой одежды» (гл. 17), риторика мирского означаемого, то есть представлений Моды о «мире» (гл. 18), и риторика знака Моды, которую мы будем называть «рациональным оправданием» Моды (гл. 19). Однако эти три меньшие риторические системы имеют однотипное означающее и однотипное означаемое; первое мы будем называть пись-
1 См. выше, гл. 3.
мом Моды, а второе - идеологией Моды, и о них сразу пойдет речь в настоящей главе, прежде чем мы вернемся к каждому из трех элементов встиментарного кода1.
вестиментарный код | риторическая система | |
Sa: одежда | Sa: | Se: |
«Поэтика одежды» | ||
Se: «внешний мир» | «Мир Моды» | |
Знак Моды | «Рациональные оправдания Моды» | |
Письмо Моды | Идеология Моды |
вестиментарный код риторическая система
Sa: Se:
Sa: одежда «Поэтика одежды»
Se: «внешний мир» «Мир Моды»
Знак Моды «Рациональные оправдания Моды»
Письмо Моды | Идеология Моды
16.2. Пример
Прежде чем приступать к этому многоаспектному анализу, стоит показать на примере, через какие пункты мы можем «вступать» в риторическую систему Моды. Возьмем следующий пример: Она любит учиться и танцевать на вечеринках, любит Паскаля, Моцарта и кул-джаз. Она носит плоские каблуки, коллекционирует шейные платочки, обожает гладкие свитера своего старшего брата и пышные, шуршащие нижние юбки. Это сегмент значения2; и в плане вестиментарного кода он содержит, во-первых, сегмент означающего - то есть одежду как таковую {плоские каблуки, шейные платочки, гладкие свитера старшего брата, пышные, шуршащие нижние юбки); само это означающее, в свою очередь, содержит ряд фразеологических меток (-чки, старшего брата, шуршащие), функционирующих как риторическое означающее латентно-идеологического - если угодно, «мифологического» — означаемого, в
1 Мы не будем отдельно рассматривать риторический знак (соедине
ние означающего и означаемого), поскольку его анализ исчерпывается
анализом письма и идеологии Моды.
2 Это всего один сегмент значения, если понимать его так, что девушка
одновременно носит все перечисленные модные вещи; в таком случае объект
значения оказывается имплицитным - это костюм в целом, а окончательным
вариантом является сочетание, выражаемое простой запятой:
Но можно понимать и так, что уже и одной из перечисленных модных черт достаточно для определения означаемого; тогда здесь столько же значений, сколько исходных матриц. Впрочем, такая двойственность не влияет на риторический анализ.
целом образующего то видение одежды, которое журнал представляет себе и другим, уже помимо ее собственно вестимен-тарного смысла. Во-вторых, в нашем примере содержится сегмент мирского означаемого {она любит учиться и танцевать на вечеринках, Паскаля, Моцарта и кул-джаз); поскольку этот сегмент означаемого эксплицитен, он сам тоже содержит в себе риторическое означающее (беглую, внешне беспорядочную последовательность разнородных единиц) и риторическое означаемое - а именно то видение носительницы данной одежды, ее психологического типа, которое журнал дает себе и другим. Наконец, в-третьих, все высказывание в целом (сегмент значения) имеет определенную форму (употребление настоящего времени, паратаксис сказуемых любит, носит, коллекционирует, обожает), функционирующую как риторическое означающее окончательного, глобального означаемого — а именно того сугубо событийного способа, которым журнал представляет себе и другим эквивалентность между одеждой и внешним миром, то есть Моду. Таковы три риторических объекта Моды; но прежде чем разбирать их подробно, следует сделать некоторые методологические замечания об означающем и означаемом риторической системы в целом1.