Iii. постоянный перечень элементов моды
12.9. Типовое сочетание
Как мы видели, анализ системы может привести к структуризации реальной одежды2; сходным образом и анализ синтагмы может дать материал для изучения реальной Моды (той, которую «носят»); этот материал образуют такие модные черты, которые мы будем называть типовыми сочетаниями. Типовое сочетание - это такая модная черта (род • вариант), важность которой знаменуется высоким числом ее реальных появлений в изучаемом корпусе, то есть, собственно, банальностью передаваемой ею информации3: с поясом / без пояса, талия подчеркнутая или неподчеркнутая, воротник круг-
1 См. выше, 11, 7.
2 См. выше, 11, IV
3 Можно сказать, что любое настойчивое повторение некоторой мод
ной черты образует типовое сочетание; определяющим фактором служит
впечатление стереотипности.
лый или остроугольный, юбка длинная или короткая, плечи широкие или нормальные, воротник открытый или закрытый и т.д. Как известно, все эти выражения представляют собой стереотипы, которые беспрестанно повторяются, когда Мода сама перечисляет избранные ею предметы одежды. Типовое сочетание вдвойне экономно: с одной стороны, это результат репрезентативной селекции — из чрезвычайно многочисленных модных черт Мода выбирает, так сказать, чувствительные точки смысла; типовое сочетание - это этап на пути концептуализации, оно позволяет немногими чертами обозначить сущность Моды, это ее концентрированный смысл; а с другой стороны, поскольку в типовой модной черте всегда есть вариант, вполне свободный в своей парадигматической игре, то ею резко обозначается, в каком месте разрабатывается оппозиция модного и старомодного, то есть диахроническая вариация Моды: длинная юбка берется, с одной стороны, как некая глобальная модная черта по сравнению с другими, менее важными (широкая юбка или длинный свитер), а с другой стороны, как противоположность другому термину своего варианта (короткая юбка); в типовом сочетании осуществляемый Модой выбор получает одновременно и сокращенную и полную форму. Поэтому именно типовые сочетания следует рассматривать, если мы хотим постичь, с одной стороны, некоторую сущность Моды (то, что можно назвать ее навязчивыми признаками), а с другой стороны, свободу, а значит и пределы ее вариаций (поскольку в процессе значения свобода всегда подконтрольна). Типовое сочетание не обладает структурной значимостью, так как оно определяется статистически, зато обладает значимостью практической, и этим оно подготавливает переход от Моды-описания к реальной Моде.
12.10. Базовая формула Моды
Корпус типовых сочетаний выявляется лишь путем анализа. Однако Мода может и сама непосредственно заниматься обобщением этих модных черт и давать их перечень своим читательницам и потребительницам; такую краткую формулу - как бы дайджест торжествующей (то есть, в общем, рекламируемой) Моды, сокращенное описание ее синхронии - можно назвать базовой формулой Моды. Базовая формула включает в себя очень небольшое число модных черт — так называемых главных черт или тенденций, — поскольку необходимо, чтобы она легко запоминалась: свободный на-
пуск, длинный пиджак, косая спина. От одной базовой формулы к другой (на следующий год) можно перейти двояко: либо сохраняется та же формула, но меняются термины входящих в нее вариантов (длинный пиджак превращается в короткий пиджак), либо некоторые модные черты исчезают и упоминаются другие, новые (длинный пиджак может быть заменен высоким поясом); впрочем, изменение формулы может быть и частичным (длина юбок остается неизменной по сравнению с прошлым сезоном). Модные черты, участвующие в составлении базовой формулы, часто называются константами Моды; это значит, что базовая формула и остальной перечень элементов Моды соотносятся примерно так же, как тема и вариации; базовая Мода преподносится как абсолютное общее правило, это как бы форма всей Моды; вариации же, образуемые всем множеством журнальных высказываний, соответствуют не индивидуальной речи (тогда бы это была «прикладная» Мода, которую «носят»), а речи всецело институциональной - наподобие большого разговорника, из которого пользователь может в своих мечтах брать готовый «разговор». Такая тематическая организация являет нам модель реальной одежды, взятой в максимально широкой исторической перспективе (скажем, резюмироваться в нескольких чертах может и вся «западная» одежда), как будто Мода воспроизводит в уменьшающем зеркале, «в сокращении», то базовое соотношение или постоянный тип (basic pattern), о котором писал Крйбер, говоря об эпохах в истории одежды1.
12.11. Постоянный перечень элементов Моды
Итак, Мода сама производит отбор среди своих синхронических черт - либо механически, на уровне типовых сочетаний, либо рефлексивно, на уровне каждой новой базовой формулы. Такой отбор носит эмпирический характер (хотя и зависит от всей системы в целом), а потому естественным образом ведет к реальному (а не принципиальному) перечню элементов Моды. Такой перечень элементов должен быть двояким, охватывая с одной стороны корпус описаний, а с другой стороны - реальную одежду, которую носят. Перечень элементов одежды-описания должен состоять в ежегодной регистрации и отслеживании типовых сочетаний и базовых формул Моды, что позволяет распознавать ее вариации из года в год;
1 A.L.Kroeber, cite par J.Stoetzel, Psychologie sociale, p. 247; см. также: Cl. Levi-Strauss, La Pensee sauvage, p. 119.
за несколько лет таких наблюдений у нас создалось бы точное представление о модной диахронии, и можно было бы наконец создать ее диахроническую систему1. С другой стороны, каждый перечень элементов Моды-описания следовало бы сравнивать с перечнем элементов реальной одежды, выясняя, воспроизводятся ли утверждаемые в типовых сочетаниях и базовой формуле модные черты в той одежде, которую реально носят женщины, с какими адаптациями, пропусками и нарушениями они воспроизводятся; сравнение этих двух перечней позволило бы с высокой точностью определить скорость распространения модных моделей - надо только, чтобы обследование реальной одежды велось в разных регионах и социальных группах.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
12.12. Структурная классификация родов и вариантов
Завершая эту инвентаризацию вестиментарного означающего, необходимо вернуться к вопросу о методической важности синтагмы. Как мы видели, проводившаяся до сих пор классификация родов и вариантов оставалась структурно необоснованной, поскольку то была алфавитная классификация в случае родовых категорий и понятийная - в случае вариантов2. Выделяя гнезда синтагматической сочетаемости для каждого рода и варианта, пожалуй, можно подступиться и к структурной классификации этих элементов, за которую до сих пор браться было рано. Намечаются три неодинаково полезных принципа классификации. Первый состоит в том, чтобы классифицировать все родовые категории с точки зрения одного варианта, и наоборот; например, в первый (положительный) класс будут сводиться все родовые категории, положительно сочетающиеся с вариантом существования, а в другой (отрицательный) - те, что не могут с ним сочетаться; в общем, это классификация внутри каждого гнезда синтагматической сочетаемости, вытекающая из простого чтения этих гнезд; хотя эта классификация и носит дробный характер (поскольку в каждом
1 Базовая формула очевидным образом напоминает те основные чер
ты женской одежды, которыми пользуется в своем диахроническом иссле
довании Крёбер; а тот перечень элементов, который предлагается здесь,
относится к Модам со слабой диахронией.
2 См. выше, 8, 7 и 9, 1.
гнезде начинается заново), она может быть полезна, если однажды встанет задача исчерпывающего (монографического) исследования всего диахронического поля некоторого рода или варианта - например, прозрачности одежды или исторической структуры блузки1. Второй принцип классификации, основанный на собственно функциональной эффективности, состоит в том, что относящимися к одному классу считаются все элементы, имеющие равное число валентностей одного типа (положительных или негативных); при этом выяснились бы изометрические зоны синтагматической эффективности, что пригодится при изучении структурной истории одежды, так как можно будет прослеживать стабильность или же подвижность каждой такой зоны с течением времени. Наконец, сосредоточив наши усилия на родовых категориях и предполагая, что число вариантов остается тем, какое принято здесь, можно было бы, выделяя для каждого гнезда наборы родовых категорий, обладающих одинаковыми валентностями, получить высоко когерентные группы родовых категорий - тех, что одинаково сочетаются с определенной группой вариантов; возьмем для примера группы деление-подвижность-запахнутость-фикса-ция (мы уже отмечали, что ей свойственна повышенная структурированность)2 — по отношению к этой группе родовые категории Чулки, Тулья, Клипс, Шов, Галстук (и другие) принадлежат к одному классу, поскольку ни один из них не может сочетаться ни с одним из этих 4 вариантов; сродству вариантов между собой соответствует и общность отказов в данной родовой группе. Подобная классификация имела бы то достоинство, что давала бы упорядоченную таблицу возможных и невозможных сочетаний; а при максимально тонкой спецификации привходящих факторов (обусловленных физическими, моральными и эстетическими ограничениями) этой возможности или невозможности можно было бы выявить культурное сродство между родами одной и той же группы3.
1 Этим предполагается намеченный в 11, IV переход от одежды-опи
сания к реальной одежде, если только мы не ограничим предмет исследо
вания одной лишь «поэтикой» одежды (см. ниже, гл. 17).
2 См. выше, 9, 20.
3 Например: «паразитарные», «предельные», «нитевидные» родовые
категории и т.д.
I. ВЕСТИМЕНТАРНЫЙ КОД
2. СТРУКТУРА ОЗНАЧАЕМОГО
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Свитер для прохладных осенних вечеров, когда вы проводите уик-энд в деревне.