Творчество Мигеля де Унамуно (1884-1936)

Философ, писатель, общественный деятель. Переосмысление средневековых мистиков, предворение идей экзистенциализма. Слияние литературного и философского мышления. Трагическое чувство жизни как основа творчества. Переживание конечности человеческого бытия и жажда вечности («О трагическом чувстве жизни у людей и народов»). Осмысление эпизодов великого романа Сервантеса и выявление философских начал испанского народа. Многообразие жанровых форм, независимость от традиционных художественных классификаций. Бурлескный жанр «нивола» - слияние новеллы и романа: «Авель Санчес», «Три назидательные новеллы и один пролог». Лирическая поэзия Унамуно как поэтический дневник.

Творчество Ф. Гарсиа Лорки (1898-1936)

Поэт и драматург. Лирика под влиянием народно-песенной традиции Андалусии. Реформирование народного стиха, новые формы и жанры испанской поэзии. Сборники «Песни», «Цыганский романсеро», «Канте хондо»: темы любви, жизни и смерти, ненависти к любым формам деспотизма. Музыкальность стиха и связь с народной песенной культурой. Автор статей и лекций об испанской народной поэзии.

Литература США ХХ века

40.1. Писатели-реалисты первой половины ХХ века. Теодор Драйзер /1871-1945/

Прозаик, публицист, Т.Драйзер открыл новую страницу американской литературы, проложив путь целой плеяде писателей, определивших своим творчеством ХХ век. В их числе – нобелевские лауреаты С.Льюис, У.Фолкнер, Э.Хемингуэй и другие.

Социально-психологические романы Т.Драйзера, начиная с "Сестры Керри" /1901/ и кончая "Американской трагедией" /1925/, строились, во многом, на личном опыте и на фактах, почерпнутых из репортажной хроники. Однако, под пером Драйзера "случаи из жизни" становились художественным обобщением, выходящим за рамки единичной человеческой судьбы.

В центре монументальной "Трилогии желания" /"Финансист" /1912/, "Титан" /1914/, "Стоик" – образ американского бизнесмена, "титана без души и сердца". Однако Драйзер не только развенчивает его стяжательский дух, но и сожалеет о впустую растраченных недюжинных возможностях. Тема личности, отвоёвывающей себе место в искусстве, которую писатель начал романом "Сестра Керри", получила развитие в перипетиях драматической судьбы художника в романе "Гений" /1915/.

40.2. Синклер Льюис /1885-1951/

Прозаик, публицист, один из главных представителей социального романа. В своей нобелевской речи он объявил себя членом "партии Драйзера". В большую литературу Синклер Льюис вошел романами "Главная улица" /1920/ и "Бэббит" /1922/. Обличение американского мещанства в захолустной провинции – такова магистральная тема "Главной улицы". "Главная улица" – не столько топографическое понятие, сколько место, где сосредоточились ханжеская мораль и лицемерие глубинки. Настоящим открытием Льюиса стал образ заглавного героя в романе "Бэббит", а имя его почти сразу же превратилось в нарицательное понятие, означающее самодовольную бездуховность, тупость и ограниченность среднего американца.

40.3. Шервуд Андерсон /1876-1941/

Проза Шервуда Андерсона стала своеобразной лабораторией литературного эксперимента. Для своих младших современников /Фицджеральда, Фолкнера/ Андерсон не столько проложил пути в литературу, сколько путь к самим себе, к своей писательской индивидуальности. Сборник своих рассказов "Уайнсбург, Огайо" /1920/ он назвал книгой о "гротескных людях". Люди-гротески – это "чужие", не вписавшиеся в общепринятые нормы индивидуальности. Ещё больший отход от "нормы" в характерах и поступках гротескных героев в сборнике "Торжество яйца" /1921/. Гораздо более мрачный по колориту, написанный с привлечением фрейдовских открытий, этот сборник продолжает развивать главную тему Андерсона – выявление человеческой неповторимости в мире запретов и нивелированных характеров.

40.4. Литература "потерянного поколения". Джон Дос Пассос /1896-1970/

Один из самых радикальных обновителей романной формы. Начиная с "Манхэттена" /1925/, Дос Пассос все решительнее порывает с традиционным романом. Нарочито фрагментарная композиция, разрушение сюжета, калейдоскоп событий, имен – все это "осколочное" построение объединено только единством места: жизнь Нью-Йорка за три десятилетия. Потоку сознания героев в романе соответствует поток динамичной жизни мегаполиса. Создавая свое произведение в новой стилистике, автор пользуется такими приемами как Новости дня, Камера-обскура, биографии реальных лиц. В 30-е годы Дос Пассос создает трилогию из жизни США: "42-я параллель" /1930/, "1919" /1932/, "Большие деньги" /1936/. В трилогии Дос Пассос следует образцам конструктивистской архитектуры в соединении с использованием приемов современного кинематографа.

40.5. Уильям Фолкнер / 1897- 1962/

В 2О-е годы Фолкнер был со своим поколением. Он писал о духовном кризисе, о моральных и физических потерях, причиненных войной. /«Сарторис» 1929/. Однако в большую литературу он вошел как единоличный владелец Йокнапатофы, вымышленного южного округа, который сам назвал одним из кирпичиков в фундаменте вселенной. Семнадцать романов и несколько десятков рассказов вместили размышления автора о Человеке, о Времени и о Природе. Сквозные персонажи, повторяющиеся ситуации и конфликты объединили его романы и новеллы в подобие современной саги. Программное произведение Фолкнера «Шум и ярость», моделируя все главные типы характеров и основные конфликты саги в целом, по сути, создает глобальную мифологизированную модель жизни американского Юга.

40.6. Эрнст Хемингуэй /1899 –1961/
В жизненный и писательский опыт Хемингуэя вошли Первая мировая война и война в Испании. Один из создателей литературы «потерянного поколения», он соединил в мировоззрении своих героев соотнесенность трагедии и карнавала. Манифестом раннего Хемингуэя стал роман «И восходит солнце» /«Фиеста»/. Поставленные рядом эпиграфы из Гертруды Стайн и Экклезиаста создают то силовое напряжение, которое определяет разнонаправленные установки героев. Стоицизм покалеченного на войне Джейка Барнса находит опору в библейской мудрости, в том, что «земля пребывает вовеки». Силу и поддержку он черпает в общении с природой, в испанской корриде, настоящем празднике мужества. Отношение писателя к войне отразилось в дезертирстве главного героя в романе «Прощай, оружие»/1929/. В антифашистском романе «По ком звонит колокол» герой делает свой стоический экзистенциальный выбор. Повесть «Старик и море» облечена в форму философской притчи о победе человека над самим собой. Хемингуэй-новеллист минималистскими средствами открывает глубины человеческих драм в коротких рассказах /«Кошка под дождем», «Убийцы», « Там, где чисто, светло» и других/.

40.7. Скотт Фицджеральд /1896-1940/

Век джаза определил атмосферу лучшего его романа "Великий Гэтсби" /1925/. Как и у Хемингуэя, роман строится на соотнесенности трагедии и послевоенного карнавала. Топографически цельный, роман этот может служить энциклопедией культурных реалий 20-х годов как в духовной, так и в материальной жизни. Это роман о несбывшейся "американской мечте", о разбитых иллюзиях. Баснословное богатство главного героя делает его "великим" и неуязвимым, а искреннее желание любой ценой отвоевать свою мечту превращает в беспомощного романтика. На этом сплаве прагматического и романтического строятся характеры главных героев в романах Фицджеральда.

40.8. Джон Стейнбек /1902 –1968/

Долина реки Салинас между Сан Франциско и Лос Анджелесом – место действия большинства его произведений. Там с места на место кочуют батраки сезонники. О перипетиях их судьбы, о мужестве в борьбе за жизнь и о готовности жертвовать собой во имя дружбы писатель рассказал в одной из лучших притч о человеческом одиночестве – в повести «О мышах и людях» /1937/. Следующий этап его творчества - «Гроздья гнева» /1940/. В этом эпосе народной жизни Стейнбек соединил высокую метафоричность и репортажную точность. В романе «Зима тревоги нашей» /1962/ серьезная нравственная проблематика исследуется с привлечением и отстраненной иронии и извлечением со дна человеческой души глубинно иррационального. Особое место в творчестве писателя отведено его интересу к библейским ассоциациям, к вечным образам и конфликтам.

Наши рекомендации