Творчество Роберта Музиля (1880-1942)
Новеллы Музиля – отголоски культуры рубежа веков. Основные темы: эротизм, смерть, взаимоотношения полов, столкновение патриархальности и цивилизации, зыбкость привычной реальности. Шокирующий мир повести «Душевные терзания воспитанника Терлеса». Незаконченный роман Музиля «Человек без свойств» – многосоставный и многослойный мир. Система персонажей, история и фикциональность в романе, образ Австро-Венгерской империи. Многообразие событий и статичность сюжета. «Свойства» главного героя. Ирония и двусмысленность повествования.
Творчество Германа Броха (1886-1951)
Математик, философ, эссеист и романист Герман Брох – создатель концепции «тотального романа». Рациональное и иррациональное, наука и искусство, лирическое, драматическое и эпическое как инструменты познания. Нравственно-этическая проблематика в романах Броха: человек в мире, хаос и Бог, утрата духовного, психология массы. Интеллектуальная проза и эссеистика Броха. Роман «Невиновные» как модель интертекстуальности. Брох и Джойс, сходство и различие. Роман «Смерть Вергилия»: история и современность, поэт и император, субъективизация эпического. Миф как средство преодоления «разброда».
Творчество Петера Хандке (род. 1942)
Сотрудничество с немецкой «Группой 47» на раннем этапе творчества. Фрагментарно-калейдоскопичная проза, соединение реальности и вымысла, разрушение принципа последовательного рассказа. Вербальные эксперименты в прозе и поэзии: необычная грамматическая, синтаксическая и стилистическая организация текстов, язык как самостоятельная реальность. Использование графических возможностей текста, рассчитанных на визуальное воздействие и дополняющих смысл фразы и эпизода. «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым»: детективный каркас и философская проблематика, мотив «беспричинного убийства» в тотально разобщенном обществе, проблема «преступления и наказания» в романе. Монологичность как свойство романной прозы.
36.6. Творчество Эльфриды Елинек (род. 1946)
Поэтесса, прозаик и эссеист Э.Елинек. Обращение к поп-культуре и современному мифотворчеству, стирание границ между «высокой» и «массовой» литературой, отказ от художественного воссоздания действительности в пользу шокирования и завоевания читателя через обращение к табуизированным темам. Активное словотворчество и применение экспериментальных техник дадаизма, сюрреализма и «Венской группы». Обращение к сугубо «австрийским» темам: умирание и смерть, осознание «австрийской вины» в становлении фашизма, музыкальность и эротизм.
Литература Швейцарии ХХ века
37.1. Специфика литературного процесса в Швейцарии в ХХ веке
Швейцария как полинациональная и межкультурная общность. Национальное и языковое своеобразие швейцарской литературы. Смена литературных традиций в ХХ веке. Особое положение Швейцарии в период мировых войн. Демифологизаций швейцарской действительности. Многообразие жанров малой и большой прозы. Роберт Вальзер как значительный швейцарский романист и драматург первой половины ХХ века.
37.2.Дадаизм
Швейцария как общеевропейский приют эмигрантов в межвоенное время. Формирование круга дадаистов: художественные практики, эстетика кабаре, основные влияния и пересечения, временные рамки направления. Смысл понятий «дада» и «дадаизма». Манифест как особая форма дадаистского искусства и главный жанр дадаизма. Дадаизм в прозе, лирике и драматургии: принцип симультанности, алогизма и ассоциативного сочетания, звуковые коллажи, аналогичные фотоколлажам в живописи, интеллектуальные пародии предшествующих литературных стилей. Лаконичные жанровые формы, текучесть жанров. Создание особого визуально-акустического ряда для словесного произведения. Шок как прогнозируемое воздействие.
37.3.Творчество Макса Фриша (1911-1991)
Швейцарский романист и драматург. Проблема утраты индивидуальности, отказ человека от навязанной обществом «роли», поиски нравственных и духовных ценностей. Многообразие повествовательных моделей. Роль автобиографических элементов в прозе Фриша. «Homo faber» - «роман-отчет», смешение временных пластов, элементы античного мира в современности. «Назову себя Гантенбайн» - экспериментальный роман о судьбе человека в сослагательном наклонении. «Штиллер» - игра иллюзий и реальности, маски и лица персонажа. Поздняя проза: отсутствие сюжета и фабулы, фрагментарность, диалог вместо описания.
37.4.Творчество Фридриха Дюрренматта (1921-1990)
Швейцарский прозаик, публицист, драматург и художник-экспрессионист. Антифашистская и антибуржуазная проблематика. Приемы психологического детектива и гротеска. Экспрессионистическая стилистка в рассказах и романах Дюрренматта. Сочетание невероятного и правдоподобного, фантастичного сюжета и предельно точных деталей. Романы «Судья и его палач», «Правосудие» - смешение реалистического и гротескного, комического и трагического, игра отражений и двойников. Повесть «Зимняя война в Тибете» как грандиозная метафора всемирной катастрофы. Теоретические работы Дюрренматта
38. Итальянская литература конца XIX-ХХ века
38.1. Творчество Джованни Верга (1840-1922)
Неоромантизм в ранних романах «Карбонарии в гороах» и «В лагунах». Второй период творчество – сентиментальные романы из жизни богемы и светского общества. («Грешница», «Ева»). Черты веризма в романе о судьбе молодой батрачки («Недда»). Жизнь Сицилии, разрушение основ семьи, социальные сдвиги в новелле «Сельская честь».
38.2. Творчество Габриеле Д Аннунцио (1863-1938)
Наиболее популярный итальяский писатель до первой мировой войны. Поет, романист, драматург. Итальянский вариант эстетизма. Ранняя лирика: культ красоты, эротизма, пресыщение и тоска, забота о чистоте формы и стиле. Смешение традиций Флобера, Достоевского и Толстого в прозаическом творчестве. Романы «Невинный», «Наслаждение», «Джованни Эпископо»: варьирование автобиографического и фикционального, эволюция от ницшеанства к проповеди общественной жизни Стремление к возрождению античной драмы в театральном творчестве. Влияние на русский акмеизм.
38.3. Футуризм
Одно из авангардистских направлений ХХ века. Обновление лирики на основе урбанизма, индустриализма и техницизма. Прокламация уничтожения «Я» в литературе, т.е. вытеснение человека и его психологии во имя утверждения вещей, динамических сил, движения. Освоение новых форм лирики – от свободного французского стиха переход к динамическому стилю, основанного на упразднении синтаксиса, ряда грамматических категорий и знаков препинания, обращение к крайнему лаконизму и замене слов цифрами. Идеал поэтического стиля – стиль военных корреспондентов. Основоположник и главный теоретик итальянского футуризма Филлипо Томмазо Маринетти (1878-1944), автор Первого манифеста футуризма, поэмы «Завоевание звезд», романа «Мафарка-футурист». Наиболее радикальные высказывания о войне как «единственной гигиене мира», об освобождении от «мертвой культуры прошлого», от гуманистических идеалов прошлого.
38.4. Творчество Луиджи Пиранделло (1867-1936)
Драматург, поэт, прозаик. Сборник поэзии «Радостная боль». Сборники новелл «Любовь без любви» и «Новеллы на год»: традиции веризма и психологизма, внутренний мир «маленького человека», формирование важнейших концептов творчества - «обнажённой маски», «трагического», «комического», «юморизма». Сюжеты новелл как основа некоторых пьес Пиранделло. Романы («Покойный Маттиа Паскаль», «Старые и молодые», «Снимается кино»): противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» современного человека, борьба интеллекта с чувством, переход одного в другое, тема иллюзорности человеческого опыта и непостоянства личности. Теоретические и эстетические взгляды на искусство - в статье «Юмор», где раскрывается сложное трагикомическое видение мира, и сборнике эссе «Наука и искусство».
38.5. Итальянская литература Второй мировой войны
Основные особенности литературного процесса 20х-40х годов. Крупные писатели уходили в разновидность аполитичного модернизма, так называемый герметизм с его проповедью индивидуального восприятия мира, никак не соприкасавшийся с реальной действительностью.
Первым импульсом к обновлению всего духовного строя итальянской жизни стало движение Сопротивления. Детищем эпохи, заявкой на новые пути развития литературы прозвучала книга очерков художника Карло Леви «Христос остановился в Эболи» /1945/, ставшая одним из предвестников неореализма, основного направления в искусстве конца 40-х, начала 50-х годов. Неореализм сложился в послевоенной Италии, как отчетливо демократическое направление культуры, решавшее проблемы нового итальянского героя, извлеченного из гущи самой жизни. В романе «Повесть о бедных влюбленных» /1945/ Васко Пратолини воссоздает период борьбы с фашизмом через повседневную жизнь флорентийских крестьян, соединив в нем лирическое и эпическое, «местный колорит» и историческое обобщение.
Альберто Моравиа
События освободительной борьбы итальянского народа изменили тематику произведений одного из ведущих писателей ХХ века – Альберто Моравиа. В его лучших произведениях послевоенных лет /«Римские рассказы» /1953/, «Римлянка» /1947/, «Чочара» /1957/ приходят новые для писателя герои. В сборнике «Римские рассказы» - это, чаще всего, неудачливые и неудачники, бездомные и безработные и даже уголовники.
Непосредственную дань движению Сопротивления Моравиа отдает в романе «Чочара» /1957/. Это роман о трудном пути женщины, пережившей ужасы войны и оккупации, покалечивших ее судьбу, но не сломивших характер и волю к жизни.
38.7. Творчество Итало Кальвино (1923-1985)
Писатель и критик. Многообразие форм художественного повествования. Черты реалистической прозы и постмодернистские стратегии письма. Элементы фантастики, игры ума и воображения. Переплетение реального и фантастического. Трилогия «Наши предки»: романы «Раздвоенный виконт», «Барон на дереве», «Несуществующий рыцарь». Философские размышления о прошлом, о видимости человеческого существования. Тонкий юмор и психологизм. Сборник новелл «Невидимые города»: рамочная структура, подобная Декамерону. Игра времени и пространства, истории и вымысла.
38.8. Творчество Умберто Эко (род. 1932)
Ученый, философ, автор исследований по проблемам перевода и интерпретации, по герменевтики и семиотике. Рассуждения о поэтологических проблемах постмодернизма Слияние философского и художественного творчества. «Имя розы»: смысл названия, синтез детективной и философской линии. Система персонажей, многообразие сюжетных интерпретаций. Аллюзии к литературным предшественникам. Несколько уровней прочтения: роман-детектив, исторический роман, философско-культурологическое размышление об отличии средневекового мировоззрения от современного, о природе и назначении литературы, ее соотношении с религией, месте того и другого в истории человечества и тому подобных проблемах. «Маятник Фуко» - пародийный анализ историко-культурной сумятицы современного интеллигентского сознания, предупреждение об опасности интеллектуализма, от которого недалеко до фашистоидного сознания.
39. Испанская литература конца XIX – XX века