БИЛЕТ 20 Ощущение. Классификация и закономерности ощущений
Ощущение – отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих на него в данный момент.
Ощущения разделяют на внешние и внутренние. Первая группа – это то, что нам рассказывают о мире наши органы чувств, а вторая – то, о чем нам сигнализирует собственное тело. Рассмотрим их по порядку. К внешним ощущениям относятся:
· Зрительные - ощущение цвета и света
· Вкусовые - возникают из-за раздражения органов вкуса
· Обонятельные - способность чувствовать запахи
· Осязательные - Тактильное ощущение – это ощущения прикосновения и температурные, то есть чувство холода или тепла
· Слуховые - музыкальные, речевые и шумы. Слуховой анализатор во всех этих случаях выделяет четыре качества любого звука: его силу, высоту, тембр и длительность
К внутренним ощущениям относятся ощущения, которые дают человеку знать о том, какие изменения происходят в его собственном теле.
К ним относятся:
· Двигательные
· Органические
· Болевые
· Чувство равновесия
БИЛЕТ 21 Восприятие. Виды и свойства восприятия.
Восприятие – отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.
Виды восприятия:
· Зрительные
· Слуховые
· Осязательные
Сложные виды восприятия:
· Восприятие пространства, восприятие времени
Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека, прежними восприятиями. В процессе восприятия очень важно узнавание, без него нет восприятия. В процессе узнавания, человек накладывает образ того, что он видит в настоящий момент на образ прежних восприятий, которые сохраняют его память. Определенное отношение человека к воспринимаемому, зависящее от особенностей его личности выражается в избирательности восприятия.
Каждый специалист склонен воспринимать в предметах и явлениях то, что его интересует, что он изучает. ТО, что находится в центре внимания человека при восприятии называется объектом восприятия, все остальное – фоном.
Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Иллюзией называют искаженное восприятие. Зрительные иллюзии есть следствие некоторых особенностей человеческого восприятия.
Целенаправленное восприятие называется наблюдением. Наблюдать – это не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а прислушиваться.
Наблюдение – это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: со сравнением, различением, анализом.
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.
Свойства восприятия:
Предметность - формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
Целостность -складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
Структурность -Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Константность -мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
БИЛЕТ 22 Память как мнемический процесс. Классификация видов памяти.
Характеристика процессов памяти. Основные закономерности памяти. Рациональные приемы запоминания.
Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими (от греч. память). Мнемическая деятельность – деятельность по запоминанию и воспроизведению информации.
По цели деятельности бывает:
· Произвольная память – сохранения материала в соответствии с целями определенной деятельности.
· Непроизвольная память – сохранение материала при отсутствии специальной задачи запомнить.
По продолжительности хранения материала бывает:
· Кратковременная память – сохранение материала на короткий срок после краткого восприятия.
· Иконическая (мгновенная) память – материал мгновенно запоминается и также мгновенно забывается.
· Оперативная память – сохранение информации в необходимом объеме для осуществления деятельности.
· Долговременная память – процесс хранения информации для длительного использования.
По характеру психической активности бывает:
· Двигательная память (память на движение), база для формирования практических и трудовых навыков (навык ходьбы, письма).
· Эмоциональная память – память на чувства и эмоции. Способность воспринимать сигналы об удовлетворении\неудовлетворении наших потребностей.
· Образная память (П.П. Блонский) – память на вкусы, запахи, впечатления от прошлых событий. Помним не объекты, а наши представления о них.
· Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение наших мыслей. База – язык и речь. Запоминание и восприятие смысла идет без учета точного содержания; запоминание смысла текста и точных выражений.
Основные процессы памяти:
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Сохранение— процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше.
Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное.
Закономерности памяти по Эббингаузу
§ Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
§ Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
§ При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
§ Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
§ При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец ("эффект края").
Улучшить запоминание можно:
* тренируя память как можно чаще;
* представляя материал в виде наглядного зрительного образа;
* четко формулируя цели запоминания, определяя временной период, во время которого будет храниться этот материал;
* составляя предварительный план запоминаемого материала;
* устанавливая смысловые связи с известной информацией;
* используя специальные мнемонические приемы: так, запоминая расположение цветов радужного спектра, достаточно выучить фразу: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"
БИЛЕТ 23 Понятие мышления. Классификация видов мышления. Операции
мышления. Формы мышления. Мышление и речь.
Мышление – опосредованное и обобщенное познание окружающего мира
Виды мышления:
Наглядно – действенное.
В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в практике, а затем в теории. Наглядно – действенное мышление – это мышление, при котором доминантной деятельностью является практическая деятельность
Наглядно – образное.
В простейшей его форме возникает преимущественно у дошкольников. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не всегда должен прощупать заинтересовавший его предмет. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями
Отвлеченное.
Возникает на основе практического и наглядно – чувственного опыта. Мышление возникает в форме отвлеченных понятий и суждений.
Операции мышления:
Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различий
Анализ (расчленение предмета на образующие его части) и синтез (соединение отдельных частей предметов) – неразрывно связаны между собой. В единстве дают полное и всестороннее знание действительности
Абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов при отвлечении от несущественных свойств
Обобщение (связано с абстракцией – предметы и явления соединяются вместе) и конкретизация (мысленное представление чего – либо единичного, что соответствует общему положению)
Формы мышления:
Суждение – высказывание чего – либо о чем – то, утверждение или отрицание каких – либо отношений между предметами или явлениями. Суждение может быть истинным(есть знания об этом предмете) или ложным(суждение выражает незнание). Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Любая гипотеза – яркий пример необходимости проверки высказанного суждения.
Предположительные суждения – которые могут быть истинными, а могут быть и ложными («Может быть, завтра будет дождь»)
Умозаключение – форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений
Существуют индуктивные(от частного к общему) и дедуктивные(от общего к частному) умозаключения
Понятие– это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений
Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она и становится непосредственной действительностью для ее субъекта, других людей и нас самих. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.
Билет 24 Язык и речь. Функции речи. Виды речи, их характеристика.
Речь – это исторически сложившаяся форма людей, посредством языка речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка. В свою очередь этот язык – это системы фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык – это сложное диалектическое единство. Т.к. речь под влиянием ряда факторов (пример: развитие науки и т.д.) изменяется и совершенствуется. Речь сама по себе в фонетике – это генерация различных акустических явлений (звуков) на основе работы артикуляционного аппарата. Речь это сложное явление.
Язык должен быть одинаковым для всех людей данного этноса. Язык допускает индивидуальное своеобразие, в речи каждого человека выражается его собственная личность, его психологическая сущность. Язык отражает психологию народа, который его создал, связан с культурно-экологическим аспектом. Язык развивается независимо от конкретного человека, хотя отдельный человек может придумать слово и комбинацию слов, которая в дальнейшем войдет в состав языка (Маяковский придумывал слова).
Виды речи:
1. Внешняя и внутренняя речь. Внешняя – громкая, устная речь. Внутренняя формируется из внешней. Внутренняя речь имеет функцию планирования, регулирования. Она предикативна: намечает, составляет схему, план. Свернута, протекает короткими вспышками.
2. Диалогическая и монологическая речь. Диалогическая – попеременно с кем-то другим. Более ранняя и простая. Монологическая – речь одного лица, обращенная к другим. Более сложная. Содержание и внутренние ресурсы должны быть очень большими, потому что никто не подскажет и не поможет.
3. Устная и письменная речь. Устная – более ранняя, простая, ситуативная. Ей человек обучается обычно сам. Письменная – более поздняя, сложная, контекстная речь. Ей учатся у других людей.
4. Описательная речь – связана с восприятием и представлением, самый сложный вид речи.
Функции речи:
1. Коммуникативная – средство общения или сообщения.
2. Экспрессивная – выражение эмоционального состояния, это проступает в ритме, паузах, интонациях, модуляциях, стилистических особенностях.
3. Регуляторная – человек с помощью речи регулирует свои и чужие действия и психические процессы, состояния.
4. Интеллектуальная – подвиды: индикативная (указание), номинативная (называние), сигнификативная (обозначение), программирующая – построение смысловых схем речевого высказывания.
Билет 25 Понятие воображения. Функции. Виды воображения и способы создания образов воображения.
Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Функции:
ü целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;
ü познавательная. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;
ü приспособительная. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего
Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.
Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.).
Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.
Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.
БИЛЕТ 26 Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка на разных
этапах онтогенеза.
Периодизацию развития личности в онтогенезе, исходя из указанных критериев, можно представить в виде следующей модели.
Первые три периода образуют эпоху детства, для которой характерно доминирование процесса адаптации (Адап.) над процессом индивидуализации (Инд.). Для эпохи отрочества - периода среднего школьного возраста - характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации. Для эпохи юности - периода старшего школьного возраста - характерно доминирование процесса интеграции (Инт.) над процессом индивидуализации (Инт.~>Инд.).
Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум связанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять так или иначе свое собственное развитие. На первых порах он осуществляет это с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
В организуемой обществом деятельности - как предметно - практической, так и направленной на развитие взаимоотношений - создаются условия для развития человека как личности. На всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень социального развития ребенка, который определяет тенденции усиления то одной, то другой стороны деятельности, социальной позиции личности.
Задачи воспитательной работы с детьми дошкольного возраста:
- развитие любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка;
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование навыков культурного поведения;
- воспитание любви к родному краю;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
Задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:
- развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира;
- освоение знаний об окружающем мире, о человеке;
- воспитание патриотических чувств;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- развитие потребности проявлять заботу о других;
Задачи воспитательной работы с подростками:
- дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации;
- развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
- укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;
Задачи воспитательной работы с юношеством:
- освоение системы знаний о различных сферах человеческой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения социальной роли человека и гражданина;
- формирование умения критически осмысливать и систематизировать социальную информацию;
- формирование умений применения полученных знаний для решения задач в гражданской и общественной деятельности, семейно-бытовой сфере, в области социальных отношений;
- закрепление и обогащение опыта совершения социально-значимых поступков;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;
- формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям;
БИЛЕТ 27 Теоретические основы игры как ведущей деятельности дошкольника.
Структура игры, условия для ее возникновения.
Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность.
Д. Б. Эльконин в фундаментальном исследовании «Психология игры» (1972 г.) рассматривает эту проблему в исторической перспективе.
Он подчеркивает, что психологическая трактовка игры долгое время держалась на уровне феноменологических описаний, в которых мало-помалу вырисовывались основные характеристики этой деятельности. В. Прейер заметил в ней проявление «...живой детской фантазии, которая бумажные лоскутки преобразует в чашки и лодки, в животных и людей».
Теории игры появились в конце XIX века. Философы (Ф. Шиллер, Г. Спенсер) видели причину возникновения игры в том, что после удовлетворения естественных потребностей «излишек силы сам побуждает к деятельности». В этом смысле игра есть эстетическая деятельность, поскольку не служит практическим целям. Эту теорию избытка сил развивает позднее К. Гроос в своих трудах «Игра животных» и «Игра человека», подчеркивая сходство одного и другого.
Детальную разработку теории детской игры дает Л. С. Выготский в лекции «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»
Основные его идеи сводятся к следующему.
Игра должна быть понята как воображаемая реализация нереализуемых в настоящее время желаний. Но это уже обобщенные желания, позволяющие отсроченную реализацию. Критерий игры - создание мнимой ситуации. В самой аффективной природе игры заложен момент мнимой ситуации.
Игра с мнимой ситуацией всегда включает правила. То, что в жизни бывает незаметно, в игре становится правилом поведения. Если ребенок играет роль матери, он действует по правилам поведения матери.
Для возникновения игры необходимо создать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Это можно делать несколькими способами.
Во-первых, через наблюдение за поведением взрослых и сверстников, обсуждения их действий за столом, перед сном, во время умывания, переодевания, на прогулке, комментируя то, что видят дети.
Во-вторых, следует привлекать детей к посильному участию в жизни семьи, ДОО. В-третьих, через чтение им детских книжек, совместное рассматривание и обсуждение картинок, рассказывание доступных пониманию малышей и интересных для них эпизодов из жизни взрослых, других детей, животных.
В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты:
1) роль,
2) игровые действия по реализации роли,
3) игровое замещение предметов,
4) реальные отношения между играющими детьми. Но эти компоненты характерны для достаточно развитой ролевой игры.
БИЛЕТ 28 Понятие общения, функции, структура. Типология коммуникаций.
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
§ коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
§ информационная (обмен информацией между людьми)
§ когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
§ эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
§ конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
§ креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)
При характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона - состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.
Интерактивная сторона -заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.
Перцептивная сторона - означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания
Коммуникации в организации классифицируются по следующим типам:
1. По форме общения - вербальные и невербальные коммуникации.
2. По субъектам и средствам коммуникаций - межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий).
3. По каналам общения - формальные и неформальные.
4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.
5. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.
БИЛЕТ 29Межличностные отношения в детском коллективе. Методы изучения
межличностных отношений.
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в школьный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в школе. Возрастная группа класса начальной школы не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место.
Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и в . В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным.заимоотношений в группе, что во многом определяется характером. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль.
Межличностное взаимодействие обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния:
А) Убеждение. Это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания собеседника или аудитории, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней.
Б) Психическое заражение. Оно «осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний». [Н. П. Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983, с.6]. Дети особенно легко поддаются заражению, так как еще не имеют твердых жизненных убеждений, жизненного опыта, обладают способностью легко приспосабливаться, принимать различные установки.
В) Подражание. Направлено на воспроизведение ребенком внешних черт поведения, либо внутренней логики психической жизни другого значимого человека.
Г) Внушение. Происходит при доверии к сообщениям говорящего и порождает готовность действовать в соответствии с присвоенными установками. Дети также особенно чувствительны к внушению, так как учителя и родители в их глазах обладают авторитетом, поэтому знают как нужно думать и поступать.
Выделяют следующие методы изучения межличностных отношений
Социометрическийметод - исследование межличностных отношений в группе. Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.
Референтометрическийметод выявления особого аспекта межличностных отношений в группе, а именно референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Методика позволяет достаточно оперативно получать данные относительно особенностей межличностных отношений в группе, дает представление о статусной структуре, взаимности предпочтений, группировках, в основании которых лежит ценностный фактор. - Изучение мотивационного ядра межличностных выборов – суть заложена в самом названии данной методики. Методическая процедура выделения мотивационного ядра межличностных выборов предполагает проведение двух основных экспериментальных этапов. На первом из них с помощью либо социометрической, либо референтометрической процедуры выясняется картина (достоверность) внутригрупповых межличностных предпочтений (выявляется статус каждого члена группы). На втором экспериментальном этапе рассматриваемой методической процедуры каждый испытуемый должен составить списочные ряды своей группы, упорядоченные по определенным качествам.
Изучение сплоченности коллектива (методика Р.О.Немова). Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенностей своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т. п.). Затем на основе их ответов составляются два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним членом группы.
БИЛЕТ 30Обучение и развитие. Зоны развития по Л.С. Выготскому.
Зона ближайшего развития – термин для определения взаимосвязи между процессом обучения и умственным развитием ребенка. Понятие ввел советский психолог Л. С. Выготский в начале 1930-х годов, оно традиционно выступает в качестве фундаментального положения в педагогической психологии и психологии развития.
Выготский объяснял, что поскольку процессы обучения следуют первыми, а процессы развития несколько запаздывают, то между ними всегда существуют небольшие несовпадения (зона ближайшего развития). Эта категория указывает на различия между тем, чего ребенок может достигнуть самостоятельно (уровень актуального развития) и тем, что он способен сделать под руководством взрослого. Уровень актуального развития при этом обусловлен формирующимися в зоне ближайшего развития процессами – соответственно, любое действие ребенок сначала выполняет при помощи взрослого, и только потом способен повторить его в одиночку.
В качестве подтверждения своей теории Выготский приводил пример двух восьмилетних мальчиков, которые сначала поодиночке проходили тест интеллекта для их возраста, а затем под руководством экспериментатора решали задачи более сложного уровня. Во втором случае результаты соответствовали умственному развитию девятилетнего ребенка у одного из испытуемых, и двенадцатилетнего – у второго.
Разница между итогами первого и второго теста связана с зоной ближайшего развития, а разница в результатах мальчиков после второго теста указывает на различный потенциал к обучению, диагностируемый у этих детей.