Тема 11. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности.
1. Культура и природа. Понятие естественного и природного. Типы культур. Функции культуры.
2. Понятие «цивилизация». Типы цивилизаций.
3.Взаимосвязь культуры и цивилизации. Наука и научно-техническая революция.
4. Глобальные проблемы современности, их сущность и типология.
Рекомендуемая литература:
Основная:
[7, с. 436-454]; [13, с.430-448].
Дополнительная:
[15, 102-123]; [25, с. 169-176]; [18, с.].
Электронные ресурсы:
[5, с. 398-407].
Основные понятия и термины:
Глобалистика – научное направление, возникшее на стыке таких как, как социология, экономика и философия, использующее методы математического моделирования для изучения глобальных проблем.
Глобальные проблемы – взаимосвязанные и тревожащие всех людей проблемы, решение которых зависит от общепланетарных действий.
Коэволюция – совместимое, взаимосогласованное развитие человека и природы.
Мальтузианство – развивавшаяся Томасом Мальтусом доктрина динамики населения, согласно которой рост населения регулируется «естественными ограничителями», такими как голод, войны, эпидемии.
Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором развития.
Пределы роста – ограничения в развитии современной цивилизации, которые обусловлены возможностями природы.
Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Римский клуб – неформальная организация ученых, занимавшаяся исследованием глобальных проблем.
Культура и цивилизация.
В переводе с латинского языка слово «культура» первоначально означало возделывание почвы, обработку земли. Римский оратор Цицерон впервые применил это слово в переносном смысле для характеристики человеческого мышления: «Философия есть культура ума». Человек, преобразуя природу, создает культуру, при этом формирует самого себя.
Философия культуры стала неотъемлемой частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.
В истории философии культуры можно выделить три главных этапа:
1 этап начинается с античной философии и продлился до ХVIII в. Это было время зарождения знаний о культуре. Но здесь еще культура не стала предметом особого изучения. В античности под культурой понималось человеческое достоинство, гражданская доблесть, образованность, воспитанность. В Средневековье под культурой понималась богословская ученость, осведомленность в вопросах теологии. В эпоху Возрождения появляется культ творческой личности, а под культурой понимается творческая деятельность человека.
2 этап стал этапом превращения культуры в предмет самостоятельного философского анализа. Процесс осмысления культуры философией осуществлялся внутри традиционных философских проблем: в теории познания, в философии человека, в социальной философии, этике, эстетике.
3 этапхарактеризуется тем, что стремление к научности достигает крайней степени. Наряду с философией культуры возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Происходит становление особой науки – культурологии.
Культура выполняет множествофункций в обществе:
§ Социализирующая функция. Социализация – процесс усвоения человеком социальных ролей, умений, навыков. Социализация протекает в культурном окружении. Именно культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения.
§ Коммуникативная функция культуры, т.е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами.
§ Функция дифференциации и интеграции общества, поскольку культура – продукт совместного существования людей, которое требует обретения общих интересов и целей, т.е. интеграции. В то же время набор форм социального взаимодействия постоянно изменяется, т.е. происходит дифференциация культуры.
§ Знаково-коммуникативная функция культуры. Все явления культуры, «артефакты», являются знаками, несущими символическое значение. Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Знаки и символы упорядочены и образуют системы. Культуру, таким образом, можно рассматривать как систему символов.
§ Игровая функция культуры заключается в том, что в ее рамках существует и свободная, творческая деятельность людей, в основе которой лежат развлекательные моменты (карнавалы, празднества).
Как соотносятся культура и цивилизация?
Эти два понятия не являясь тождественными, тесно связаны между собой. Исследователи соглашаются, что цивилизация – это 1) определенный уровень развития культуры; 2) определенный тип культуры с присущими ей характерными чертами.
Понятие «цивилизация» как социокультурная целостность, как единица для изучения мировой культуры по-разному использовалась разными авторами. Н.Я. Данилевский выделял 12 автономных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, германо-романский, или европейский, мексиканский, перуанский.
Каждый из этих типов, по Данилевскому, существует изолированно, т.к. культурно-исторические типы не перемешиваются и не скрещиваются между собой.
Типология Данилевского послужила основой для трех главных выводов: 1) каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану; 2) жизнь цивилизаций, по мнению Данилевского, имеет свой предел и одна цивилизация сменяет другую; 3) сравнительное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом.
Понимание цивилизации как завершающего этапа развития культуры было предложено немецким философом О. Шпенглером в работе «Закат Европы», которой в 2008 г. отмечается 90-летие со дня издания. По его мнению, культура – это творчество, а цивилизация – повторение, воспроизведение, тиражирование. Уделяя основное внимание переходу культуры в цивилизацию, Шпенглер считал, что этот переход отмечен не развитием культуры, а ее упадком и гибелью.
О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций), обладающих собственным стилем: египетская; индийская; вавилонская; китайская; греко-римская; майя; магическая (византийско-арабская); фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую.
Шпенглер исходил из идеи существования некой ведущей характеристики, придающей каждой культуре свою специфику. У каждой из великих культур в период ее активной фазы существует полная взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. На протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все. Первичная форма каждой культуры воплощается в символах. Под цивилизацией понимается и культурно-исторический тип со свойственной ему единой религиозной системой (например, при таком подходе выделяются христианская, буддистская, мусульманская цивилизации). Такая трактовка понятия «цивилизация» была предложена английским историком А. Тойнби, посвятившим исследованию причин развития и упадка цивилизаций труд «Постижение истории». Тойнби особо выделяет синтезирующую роль религии. Тойнби также исходил из факта множественности культур. Его теория локальных цивилизаций позволяет изучать общества, занимающие определенные территории и имеющие особенности социально-экономического, культурного, религиозного развития. Цивилизации могут совпадать с границами общества (например, китайская цивилизация), а могут включать в себя ряд государств (мусульманская цивилизация). Тойнби не классифицирует цивилизации как культуры, если под культурой понимать определенные модели. Мировые цивилизации в данном случае являются более крупными образованиями, которые по масштабам иногда шире нации или государства. Цивилизация Тойнби в большей степени представляет собой вариант культурной общности.
Более широким, чем понятие «цивилизация», является понятие «цивилизационный тип». В качестве таковых выделяются Запад и Восток. Термины Восток и Запад – не географические, а культурологические и философские. Восток можно определить как доиндустриальное или традиционное общество, а Запад – как новационное общество, техническую цивилизацию. В отношениях обществ аи человека на Западе и Востоке можно выделить ряд принципиальных отличий:
§ Для Востока характерны замедленные темпы исторического развития, доминирование традиций, а на Западе преобладает новаторство и высокие темпы исторического развития.
§ Восток – традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой. Для Востока характерна деспотия как форма правления. Западное общество – это общество нетрадиционного типа: открытое и мобильное. Для Запада характерны демократия и республика.
§ На Востоке преобладает образное мышление, а картину мира формируют религиозно-мифологические системы. На Западе развивается рациональное мышление, высшим выражением которого становится наука, претендующая на то, чтобы формировать собственную картину мира.
§ На Востоке общественное и природное воспринималось как единое. Человек гармонично сосуществовал как с окружающей природой, так и с собственной телесной природой. На Западе природа рассматривалась как объект воздействия общества, результатом чего и экологические проблемы ХХ в.
Природа и общество тесно взаимосвязаны: природа является естественным условием существования людей, а общество – обособившаяся часть природы, продукт человеческой деятельности. Человек природен в силу биологической основы своего существования, в то же время он надприроден, т.к. вырабатывает сложные формы социальной жизни. Между человеком и природой происходит сложный обмен веществ, который является необходимым условием существования человека и общества.
Характер взаимодействия общества и природы меняется на разных этапах исторического развития. Природа – совокупность естественных условий существования человека и общества.
Формы отношения человека к природе были разнообразными. В античной философии космос понимался как неразделенность природы и человека, а сама философия была космоцентричной. Средневековая философия понимала природу как последнее звено лестницы, ведущей от Бога к человеку и от человека к природе. В Новое время природа впервые предстала в качестве объекта научного анализа. Она стала пониматься как объект приложения практических усилий человека на основе законов, которые открывают естественные науки.
В 1868 г. французский ученый Э. Реклю ввел понятие «биосфера» для обозначения живой оболочки Земли. В ХХ в., когда деятельность человека приобрела небывалый размах, была создана концепция «ноосферы», сферы разума, преобразующей планету. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский пришли к выводу о том, что взаимодействие человека и природы достигло нового качественного уровня. В настоящее время происходит переход от из биосферы в ноосферу – область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно его целям и потребностям.
Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором развития.
В современную эпоху взаимодействие общества и природы приобретает новый характер. Природа все больше включается в деятельность людей. Главная цель концепции ноосферы – определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между природой и обществом.
Часть природы, включенная в неспоредственную деятельность человека, называется природной или естественной средой. К ней относятся: земной ландшафт, океаны, моря, горы, равнины, поля и леса, реки и озера. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Естественная среда кроме географической среды включает все природные условия жизни людей и развития общества (космос, атмосферу, недра земли). Для развития общества имеет значение как неживая, так и живая природа (биосфера).
Географическая среда – та часть природы, которая включена в непосредственную деятельность людей на данном историческом отрезке.
В философии сложилось направление – географический детерминизм – представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества (Ш. Монтескье, А. Тюрго, Л.И. Мечников).
Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый характер, зависят от типа культуры. В традиционный, восточных типах общества человек приспосабливается к природе, подчиняется законам природы, поскольку люди занимались в основном аграрным хозяйством. В традиционных обществах существовало экологическое равновесие, отношения людей с природой были гармоничными. Человек не противопоставлял себя природе, он был гармоничен и соразмерен ей.
Сегодня человечество переживает глубокий кризис, обусловленный объективными явлениями планетарного масштаба. Формируются глобальные проблемы. Одни из них связаны с отношением между человечеством и природой, другие – с отношениями внутри сообщества людей. К первой группе глобальных проблем следует отнести экологический кризис и угрозу экологической катастрофы, ко второй группе – предотвращение использования оружия массового уничтожения, гонки вооружений, сокращение экономического разрыва между населением развитых стран мира и огромной массой бедного населения стран третьего мира. Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным моментам:
§ Происходит быстрое истощение природных ресурсов человечества;
§ Слишком быстро загрязняется окружающая среда, что приводит к катастрофическим последствиям;
§ Чрезмерно быстро увеличивается численность населения.