Принцип определяющей роли практики в познании
Этот принцип служит отправной точкой отсчета в формировании гносеологического отношения в системе «субъект-объект» познания.
Практика — основа познания в том смысле, что обеспечивает познанию заказ. Более того, она предоставляет рабочую информацию, определяет набор и характер средств познания. Нельзя понять сущность и смысл познавательной деятельности, не уяснив природы человеческой деятельности вообще, существенным аспектом которой она является. Практика не только основа познания, но и конечная его цель, сфера приложения полученных знаний.
В процессе практики человек поднимается до осознания объективных законов, тенденций развития мира, необходимости познания сущности мира и своей собственной сущности. Поэтому можно сказать, что человеческое познание есть особое функциональное единство чувственного и рационального освоения мира и человека на основе практики.
Принцип творческой активности субъекта познания
Активность субъекта познания обеспечивает основание гносеологического отношения, предопределяет инициативу субъекта.
Принцип обобщения и абстрагирования
Этот принцип обеспечивает методологический ориентир на получение обобщенного образа объекта различной степени активности.
Абстрагирование является мысленным отвлечением от всех признаков объекта, кроме того признака, который представляет особый интерес для исследователя.
И абстрагирование, и обобщение предполагают определенную меру упрощения, идеализации отображаемого объекта, чтобы обеспечить переход от конкретного к абстрактному. Этот переход требует соблюдения особого рода правил: абстракции, анализа, синтеза, сравнения, что обеспечивает мышлению возможность приблизиться к истине, а не уйти от нее.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Этот принцип характеризует направленность процесса познания, развитие гносеологического отношения от менее содержательного к более содержательному и совершенному знанию. Он ориентирует на необходимость построения идеализированного объекта как предпосылки движения мысли субъекта от абстрактного к конкретному.
Принцип конкретности истины
Истинность суждения будет сомнительна, если не будут известны условия места, времени осуществления гносеологического отношения в системе «субъект-объект». Суждение, верно отражающее объект в одних условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в других условиях (обстоятельствах).
Результатом процесса познания являются знания. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т.е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания она не существует.
Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относят, например, истины факта и т.п.
Истина всегда конкретна, т.е. она связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.
Вопрос о критериях истинности знаний всегда ставился в истории философии. Выделяют три концепции истины:
§ Концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;
§ Когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;
§ Прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.
Все эти концепции не исключают друг друга, а дополняют.
Практика – это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.
Метод познания — это творческая лаборатория субъекта познания. Он определяется природой объекта и уровнем его освоения.
Посему можно выделить общелогические приемы познания, методы чувственного и рационального уровней познания.
Общелогические приемы познания
Традиционно к общелогическим приемам познания относят: анализ и синтез; абстрагирование; обобщение; индукцию и дедукцию; аналогию и моделирование. Это приемы, присущие человеческому познанию в целом. На их базе осуществляется производство нового научного знания. Они успешно применяются и на уровне обыденного сознания.
Анализ — это мысленное расчленение целостного объекта исследования на его составляющие с целью их всестороннего изучения.
Синтез — это восстановление целостности объекта посредством соединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон, отношений в единое целое.
Объективной предпосылкой аналитико-синтетической деятельности человеческого познания является структурность природы, ее способность к процессам объединения и разъединения, созидания и разрушения. Природа дает человеку наглядные уроки анализа и синтеза, а человек усваивает их в процессе практического освоения мира. В этом смысле анализ и синтез являются самыми простыми приемами познания и в то же время самыми универсальными.
Абстрагирование — мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделения тех существенных признаков, которые интересуют исследователя.
Процесс абстрагирования включает два этапа: установление относительной самостоятельности отдельных свойств, отношений; выделение этих свойств в качестве самостоятельного объекта исследования, замещение их особыми знаками.
Абстрагирование — универсальный прием, без которого немыслимы как обыденное, так и научное познание.
Обобщение — это такой прием познания, в ходе которого устанавливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.
Обобщение позволяет осуществить переход от менее общего понятия или суждения к более общему.
Переход от известного к неизвестному осуществляется с помощью таких приемов, как индукция и дедукция.
Индукция (от лат. inductio — наведение) — это логический прием построения общего вывода на основе частных посылок.
Данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому полученные обобщения обычно рассматривают как опытные (эмпирические) истины.
Дедукция (от лат. deductio — выведение) — это прием, обеспечивающий переход от общего к частному, когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
Индукция и дедукция взаимосвязаны столь же необходимым образом, как анализ и синтез. Только в рамках принципа дополнительности эти логические приемы выполняют свое назначение в процессе познания субъектом объекта.
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность в системе гносеологического отношения «субъект- объект». Основная задача эмпирического познания — собрать, накопить факты, произвести их первичную обработку, ответить на вопросы: что есть что? что и как происходит?
Факт — основное понятие эмпирического познания. Он обозначает, фиксирует реальность в статусе объекта исследования. Факт может быть действительно «упрямой вещью», но только во всей своей полноте. Непроверенные факты, факты с большой долей фантазии, надуманные и т. д. могут стать основанием для спекуляций, сомнительных выводов, заблуждений и даже лжи. Все это заставляет исследователя рассматривать факт не как цель, а как отправную точку в познании. В то же время без фактофиксирующей деятельности подлинное познание не может осуществиться.
Эту деятельность обеспечивают наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Наблюдение — это прием направленного восприятия объекта познания с целью получения информации о его форме, свойствах и отношениях.
Описание — это прием фиксации информации наблюдения, его завершающий этап.
С помощью описания информация органов чувств переводится на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удобную для последующей рациональной обработки (систематизации, классификации, обобщения и т. д.).
Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества.
Эксперимент — это особый прием познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования.
Методы рационального (теоретического) уровня познания
Теоретическое знание требует и своих приемов (методов) познания с целью проверки гипотез, обоснования принципов, построения теории. В решении этих вопросов хорошо себя зарекомендовали идеализация и формализация; аксиоматический метод; гипотетико-дедуктивный метод; единство исторического и логического, а также многие другие специальные методы познания.
Идеализация — это особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеется в реальном мире.
Процесс идеализации характеризуется введением в конструируемый объект таких признаков, которые отсутствуют в его реальном прообразе. В результате этих операций были выработаны такие понятия, как «точка», «окружность», «прямая линия», и т. д. Эти понятия являются идеализированными объектами. Образовав с помощью приема идеализации идеализированный объект, субъект получает возможность оперировать с ним как с реально существующим объектом. Это означает, что с помощью такого объекта он может строить абстрактные схемы реальных процессов, находить пути проникновения в их сущность.
Формализация — это построение абстрактных моделей, с помощью которых исследуются реальные объекты. Формализация обеспечивает возможность оперировать знаками, формулами. Вывод одних формул из других по правилам логики и математики позволяет установить теоретические закономерности, которые не могли быть открыты эмпирическим путем.
Формализация играет существенную роль в анализе и уточнении научных понятий. Аксиоматический метод — это способ производства нового знания, когда в основу его закладываются аксиомы, из которых все остальные утверждения выводятся чисто логическим путем с последующим их описанием.
Основное требование аксиоматического метода — непротиворечивость, достаточность и независимость аксиом.
Гипотетико-дедуктивный метод—это особый прием производства нового, но вероятного знания. Он основан на выведении заключений из гипотез, истинное значение которых сохраняет свою неопределенность.
Мысленный эксперимент — это система процедур, проводимых над идеализированными объектами. Построение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик реального объекта познания составляют основную задачу мысленного эксперимента.
Диалектика и категории.
В античности под диалектикой вначале понимали такой способ ведения научной дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон этот термин ввел Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения» первой философией» или «мудростью». В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.
С начала ХIХ в. диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.
Метафизика и диалектика являются всеобщими методами познания.
Диалектика– это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.
Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и развития.
Термин «метафизика» имеет два значения. Метафизикой называют тип философии, изучающей сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга.
Термин «метафизика» также применялся как синоним слова «философия» вплоть до середины ХIХ в.В марксизме под метафизикой понимали антидиалктический метод познания.
Метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны. Расцвет метафизики как способа научного познания приходится на ХVII – ХVIII вв., расцвет диалектики – на ХIХ – ХХ вв.
Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в ХVII – ХVIII вв., благодаря ему наука этого периода сделала огромный прорыв вперед по сравнению с предыдущими эпохами. Метафизический метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупным достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, т.е. движения, понимаемого как изменения положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.
С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки ХIХ – ХХ вв., особенно в обществознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе.
Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития.
Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.
Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.
Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления, изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.
Что является источником развития? Существуют две основные точки зрения: метафизическая и диалектическая. Первая считает источником развития внешнее воздействие, а вторая – борьбу противоположных сил и тенденций, т.е. противоречие.
Противоречие – взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений. Одни философы считают, что диалектическое противоречие свойственно как природе, обществу, так и нашему мышлении. Другие считают, что существуют только противоречия в мышлении человека, т.е. логические противоречия.
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Большинство диалектических категорий нашли свое обоснование в философской системе Гегеля. В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания. Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. В ряде направлений современной философии, например, в позитивизме или экзистенциализме, проблеме категорий не уделяется внимание.
Категории– это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.
Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество, мера и др.
Сущность и явление – важные диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность – это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление – это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Явление – это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.
Содержание – это то, из чего состоит предмет или явление. Форма – это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете происходит постоянная борьба между формой и содержанием. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую.
Система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент – это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент отсутствует, это уже будет другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи, характеризуют структуру системы. Структура – это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура – ее форму.
Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим субъектом как нечто единичное. Единичное – это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.
Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление обусловлено каким-то другим, предшествующим явлением, и само определяет, обусловливает какое-то явление. Причина – это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие – явление, порожденное другим явлением.
Необходимость и случайность – это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость – это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность – это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.
Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.
Картины мира.
Одна из первых картин мира – религиозно-мифологическая. Мир, согласно этому типу мышления, сотворен богами. Боги создают человека из глины, земли, пыли (Вавилон), из дерева (кельтская и скандинавская мифология), из различных частей своего тела. В мифологической картине мира не существует причинно-следственных связей, они заменены образцом. Любое явление природы и общественной жизни объясняет образец, случай, миф. Мифологическое мышление предлагает многовариантность объяснения одного и того же явления. Мир природы и общества в мифологической картине мира персонифицируется, на него переносятся человеческие качества. Сами же боги выступают как символы явлений природы, общественной жизни и человеческих качеств (так, например, Зевс у греков – бог грома, Афина – богиня политической мудрости, Афродита – богиня любви и красоты). Мир в мифах представляется единым и неотделимым от человека.
В мифологии предстает универсальная картина, построенная на совершенно иных основаниях, чем при абстрактно-понятийном мышлении, характерном для современного мышления.
Мифология была исходной для возникновения религии. Многие мифы вошли в состав религиозных систем. Мифологию и религию объединяет представление о существовании воображаемой реальности. Религиозная модель мира по своему типу сходна с мифологической, хотя и имеет ряд особенностей. Содержание мифа представлялось абсолютно реальным, в то время как религия удваивает мир, утверждает веру в существование сверхъестественного. Для мифологии характерно было слабое развитие понятийно-абстрактного мышления и доминирование образного восприятия мира, в религиях же возникает развитая теология, и создаются церковные организации. Мифологическо-религиозное мышление выполняет функцию объяснения и оправдывания существующего в мире общественного порядка, смысла существования человека. Миф также утверждал принятую в обществе систему ценностей, поддерживал определенные образцы поведения, что позволяет говорить о социализирующей функции религиозно-мифологического мышления. Есть также психотерапевтическая функция, которую выполняет мифология и религия.
Философская картина мира отличается от религиозно-мифологической тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлении. Главное отличие философской картины мира – это попытка рационального объяснения.
Рационалистическое преодоление мифологического сознания привело к тому, что проблемы стали ставиться в рациональной форме с обоснованием доказательством утверждений.
Единой философской картины мира не существует. В истории философии предлагались и до сих пор предлагаются различные «модели мира». Монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм предлагают совершенно разные подходы к пониманию реального мира. Философия, хотя и строится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, сохраняет с ним изначальное родство. В философию переходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, принимает некоторые истины на веру, что придает философским принципам черты категоричности, свойственные мифологии. В философии сохраняется та же установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (проверяться действительностью).
Научная картина мира самая поздняя по времени своего появления. Наука – такая сфера деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Связь между наукой и философией весьма сложна. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов.
Важной особенностью научного познания является его систематизированность. Научные знания существуют не в разрозненном, а в обобщенном, систематизированном виде, в виде теорий. Вторая особенность научного познания – его самоконтроль, выражающийся в наличии методологии – обосновании применяемых методов познания. Третья особенность – стремление к формализации. Оно выражается в первую очередь в строгости языка науки. Научные знания фиксируются в виде точных понятий; суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов.
Стремление к точности языка науки приводит к ее математизации – замене словесных понятий математическими символами и формулами. Кроме того, процесс научного познания осуществляется в определенных организационных условиях, с соблюдением установленных форм и принципов. Наука существует и как социальный институт.
Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне научного познания происходят сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий. Фактом называют объективно существующее событие или явление. Научный факт – это описание факта на языке науки. Научные факты – это знания о единичном событии или явлении. Собирая единичные факты, исследователи проводят их первичную систематизацию (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т.п.) и подводят под понятие, т.е. группируют частные факты вокруг одного правила, формулируемого в виде понятия. Научное понятие – это утверждение о существенных признаках объектов.
На теоретическом уровне научного познания понятия систематизируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипотезы и создаются научные теории. Научные утверждения, из которых строятся теории, бывают двух видов: основные (исходные) и выводные. Основные утверждения, на которых базируется теория, называются научными принципами. Вводные утверждения, которые доказываются данной теорией, называются научными законами.
Научный принцип – это основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции. Научные законы - это отражение в науке существенных, необходимых связей мира при помощи научных понятий. Научный закон – формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных понятий. Высшей формой существования научного знания является теория. С помощью теорий происходят наиболее обобщение фактов и выявление основных закономерностей существования. Теория – это система обобщенного знания о существенных закономерностях какой-либо отдельной части действительности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразовательной деятельности человека – практики.
Научный прогресс делится на две фазы: длительный период продвижения в пределах имеющейся парадигмы и короткий период революционных перемен и смены парадигмы. Самым ярким примером из истории физики является смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные характеристики сознания.
2. Что такое материальное? Что такое идеальное?
3. Что такое гносеология и какие вопросы обсуждаются в этой части философии?
4. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?
5. Что такое диалектика? Что такое метафизика?
6. Почему противоречие является философской проблемой?
7. Какое место в истории философии занимало учение о категориях?
8. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?
9. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?
10. Охарактеризуйте научную картину мира.
Тест для самоконтроля:
1. Что такое диалектика:
а) искусство ведения спора;
б) представление о вечном становлении мира;
в) универсальная теория и метод познания мира;
г) учение о противоречиях.
2. Что такое метафизика:
а) другое название философии;
б) отрицание развития;
в) признание развития за счет внешнего толчка;
г) теоретическая физика.
3. Какой ответ, на ваш взгляд, является правильным:
а) противоречия – это противоречия в мышлении человека, т.е. логические противоречия;
б) противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению;
в) противоречие – это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений;
г) противоречие – это мистическое совмещение противоположностей, постигаемое только интуицией.
4. Что означает термин «агностицизм»:
а) представление о непознаваемости мира;
б) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;
в) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;
г) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.
5. Отметьте, в каких формах осуществляется логическое познание:
а) представление;
б) понятие;
в) восприятие;
г) умозаключение.
6. Какое познание основано на ощущении:
а) чувственное познание;
б) логическое познание;
в) интуитивное познание;
г) образное познание.
7. Необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта – это:
а) субстанция;
б) атрибут;
в) закон;
г) мера.
8. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
а) абстрактным;
б) теоретическим;
в) обыденным;
г) научным.
9. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абстрактна;
б) объективна;
в) субъективна;
г) абсолютна.
10. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
а) античности;
б) средних веков;
в) Возрождения;
г) Нового времени.