Тема 7. Философская онтология: проблема бытия.
1. Категория бытия. Онтология как учение о бытии; основные философские подходы к пониманию бытия.
2. Философское понятие материи. Динамический аспект бытия: движение, пространство, время
Рекомендуемая литература:
Основная:
[7, с. 169-188; с. 190-206]; [11, с. 242-285]; [13, с.218-246].
Дополнительная:
[25, с. 127-137].
Электронные ресурсы:
[5, с. 163-184]; [7, с. 83-92].
Основные понятия и термины:
Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Бытие мира — чистая возможность, обладающая абсолютными характеристиками движения, пространства и времени, сохраняющая свою неопределенность.
Бытие в мире — философская категория для обозначения реальности, существующий в конкретном движении и пребывающей в конкретном пространстве и времени.
Вещество – вид материи, который в отличие от физического поля обладает массой покоя.
Время — форма осуществления бытия, обеспечивающая длительность существования бытия и последовательностью смены его состояний.
Движение — всякое изменение; в узком смысле — изменение положения тела в пространстве и во времени; в философском — способ существования бытия.
Закон – характеристика необходимых, существенных, устойчивых, повторяющихся связей между явлениями. Закон выражает связь между предметами, между составляющими сущность предмета элементами, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют законы функционирования и законы развития.
Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом.
Качество – существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно таким. Благодаря качеству объект мыслится как нечто отграниченное от других объектов и одновременно характеризует весь класс однородных объектов.
Количество – общее в вещах, которое безразлично к конкретному содержанию и качественной определенности объекта.
Мера – философская категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, граница, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой качественных изменений.
Материя — понятие, противоположное духу. В философии античности — это субстракт, пассивное начало. В философии Нового времени — разновидность субстанции. В философии марксизма — «...философская категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Парадигма – модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Практика – сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества.
Пространство — форма проявления бытия, обеспечивающая протяженность, структурность, взаимосвязь и взаимодействие элементов конкретной системы.
Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов, явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и возникновение новых противоречий.
Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
Субстанция — сущность; нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе; то, что выступает основанием реального бытия в мире.
Философское учение о бытии называется онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Как возник наш мир, по каким законам он развивается, куда направлено его развитие. Философское осмысление мира в онтологии осуществляется с помощью категорий как предельно общих понятий. Важно учитывать, что категории не являются неизменными, застывшими понятиями, в ходе процесса общественного познания их содержание развивается. Многие философские категории взаимообусловлены. Самыми общими понятиями онтологии являются категории «бытие» и «небытие». Все, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. В качестве синонимов понятия «бытие» в философии употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность». Синонимами понятия «небытие» служат понятия «несуществование», «ничто».
Все существующее в мире имеет одну общую черту – оно есть, оно существует: галактики, планеты, растения, животные, люди, культура. В то же время существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира.
Бытие– это философская категория, с помощью которой осознается связь между всем существующим: природным, социальным, духовным.
Понятие субстанция обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений. В истории философии было много мнений о том, сколько субстанций лежит в основе бытия. Некоторые философы считают равноправными оба начала бытия: материальное и идеальное. Их называют дуалистами. В противоположность дуализму позицию признания первичности одного из двух факторов, материального или идеального, называют философским монизмом.
В истории философии сформировалось несколько подходов к бытию.
1. Субстанциональный подход утверждает, что бытие открывает подлинный мир сущностей и является как бы окном, позволяющим взглянуть изх мира явлений на действительность. Бытие есть субстанция – окружающий нас мир предметов, явлений или процессов является реальным, действительным, вечным, независимо от человека, его деятельности или сознания. У истоков такого подхода стоял Аристотель.
2. Субъективистское направление считало, что бытие – это фиктивное, пустое понятие, позволяющее, в лучшем случае, увидеть, как в зеркале, отражение собственной структуры разума. Сторонниками этого подхода были Д. Юм, И. Кант.
3. Современный подходк проблеме бытия представлен а) Мартином Хайдеггером, представителем экзистенциализма. Он предлагает разграничить сущее – повседневное существование человека и вещей, и бытиекак присущее только человеку способу присутствия в мире, который обсуловлен тем обстоятельством, что человек заброшен в мир и вынужден задуматься над своей конечностью (смертностью) перед лицом бесконечной Вселенной В результате этого осмысления он осознает свою уникальность и неповторимость своего присутствия в мире, что он есть (М. Хайдеггер «Бытие и время»). б) Постмодернизм рассматривает бытие как бесконечно изменчивый мир, а человека в нем – как «номадическую сингулярность», «неприкаянную единичность», чья жизнь состоит из бесконечного числа событий. Таким образом, единственной реальность остается бытие не мира в целом, а каждого отдельно взятого человека. в) Еще один современный подход к бытию представлен синергетикой. Синергетика в узком смысле – теория самоорганизации сложных систем. Идея порядка из хаоса (И. Пригожин). Идея открытости частей Вселенной, их взаимосвязи с окружающей средой. К числу открытых систем принадлежат биологические и социальные системы. Эти системы подвержены флуктуациям, в результате которых они могут разрушаться. В этот переломный момент (точка бифуркации) невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим, или она перейдет на новый, более высокий уровень упорядоченности (Тоффлер О. «Наука и изменение»).
Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей. Монизм может быть идеалистическим, если в качестве субстанции выбирается идеальное бытие, и материалистическим, если субстанцией считается материальное бытие.
Содержание категорий «материальное бытие» и «идеальное бытие» конкретизируется в категориях «материя» и «сознание».
Материя– это философская категория, означающая первооснову материального бытия.
Сознание – это философская категория, означающая первооснову идеального бытия.
Исторически первым было определение материи как основы вещественности, телесности. В этом понимании материя еще не противопоставлялась сознанию. Душа также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц. После создания Платоном развернутого учения об идеальном мире понятие «материя» в философии стало противопоставляться понятию «сознание». Материей стали называть неодушевленное, мертвое, пассивное вещество, противоположное живому, активному, творческому духу. У Аристотеля материя является первоначалом всего существующего. Именно в качестве такого первоначала первые философы предлагали считать воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).
В Средневековье ставились вопросы о том, вечна ли материя, появилась ли она естественно или сотворена, является ли она субстанцией. Фома Аквинский считал, что материя создана Богом и не имеет самостоятельного бытия, т.е. не является субстанцией.
В Новое время под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей. Среди основных признаков материальных объектов выделялись протяженность, подвижность, тяжесть, непроницаемость. Особое значение для определения материи имела физическая наблюдаемость, фиксируемость всех этих свойств. По Канту, мир как целое не может быть предметом разумного теоретического познания, он оказывается «вещью в себе». Важнейшей частью философского знания становится не онтология, а гносеология. Кант считал, что предметом философии должно быть изучение не природы, а познавательной способности субъекта. Учение Канта было шагом к устранению понятия материи из философии и к замене его понятиями пространства и времени как более содержательными.
Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с открытиями ХIХ – ХХ вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк).
В современно философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов. Материи присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. Но при этом материя не может возникнуть из ничего и пе6рейти в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деваться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.
Формами существования материи являются пространство и время. Пространство характеризует сосуществование явлен6ий, а время – их сменяемость.
Пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом. Основные свойствапространства – трехмерность, однородность, изотропность (одинаковость свойств по всем направлениям).
Время – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью. Основные свойства времени – одномерность, необратимость, однородность.В истории философии известны споры о том, являются ли пространство и время объективно существующими реалиями или же представляют собой субъективные способы восприятия мира человеком.
Другой вопрос – об относительности и абсолютности пространства и времени. Современная наука считает пространство и время относительными категориями, зависящими от еще одного фактора существования материи – движения. Пространство и время, как формы существования материи выводятся из движения как атрибута материи, выражающего способ ее существования.
Движение – свойство материи (атрибут), которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.
Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.
Еще Гегель отмечал, что в природе существуют три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф.Энгельс предложил другую классификацию: он выделили такие формы движения материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.
Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения материи. Классификация форм движения материи существенно изменилась в связи с достижениями современной науки. В современной философии естествознания принято выделять три основные группы движения материи:
1. В неорганической природе – пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей – электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.
2. В живой природе – обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т.д.
3. Общественные формы движения материи – многообразие проявлений деятельности людей.
Между всеми формами движения материи существует единство и взаимовлияние. Каждая форма движения материи имеет свою специфику, но есть и общие закономерности, свойственные всем формам движения материи, которые характеризуют связь и взаимодействие между ними. Эта связь проявляется в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и как собственный момент. То есть закономерности, присущие низшим уровням организации материи (физическому по отношению к химическому, химическому по отношению к биологическому и т.п.), распространяются на высшие уровни, являясь необходимыми, но, не выступая в качестве специфических.
Несмотря на то, что Энгельс назвал вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи основным вопросом философии, сегодня исчезает прежний интерес к вопросу о первичности материи или сознания. Современные философы не претендуют на то, чтобы рассматривать весь круг онтологических, гносеологических и социальных проблем в целом. Возникает своего рода «специализация» на тех или иных проблемах.
Бытие мира обнаруживает свое многообразие через свою конкретизацию, что позволяет выделить его виды: объективная реальность; субъективная реальность; трансцендентная реальность.
Объективная реальность — это тот уровень действительности мира, который существует независимо от человека и обладает всеобщим свойством отражения. Ее высшей формой развития является сознание. Объективная реальность причинно обусловлена, структурно организована, развивается во времени и пространстве; заявляет о своей неисчерпаемости и материальности; несет в себе возможность познания и преобразования. Формами объективной реальности бытия в мире являются природа, общество, человек.
Субъективная реальность — это та реальность бытия, которая выражена в сознании человека или общества и существует в идеальном измерении. Если материальное дается сознанию непосредственно, то идеальное заявляет о себе через посредников. Идеальное — это знаковая реальность. Типичным примером идеального может быть культура.
Идеальное как вид бытия включает в себя мысленные образы; продукты художественного творчества: книги, живопись, музыку; общественные отношения, идеи. проекты и т. д.
Поскольку мир идеального не обладает абсолютной самостоятельностью, то он представляет собой «нечто». Этим «нечто» и является субъективная реальность в виде наших знаний, морали, искусства, традиций и т. д
В современной литературе можно выделить три основных подхода к идеальному как особому виду реальности бытия.
Представитель первого подхода, Э. В. Ильенков, считает идеальное чисто общественным феноменом, отождествляя его с общественным сознанием, продуктом истории и социума.
Сторонники второго подхода считают идеальное свойством индивидуальной человеческой психики. Индивидуальная психика, при ведущей роли мозга, контактирует с внешним миром и порождает идеальное. В отечественной литературе к сторонникам этого подхода относят Д. И. Дубровского. В продолжении платоновского идеализма М. А. Лифшиц считает, что идеальное существует независимо от объективной реальности в форме эйдосов, идеалов, идеальных моделей. М. Лифшиц называет примеры таких идеальных образов: идеальный газ в химии, идеальная геометрическая фигура.
Трансцендентная реальность — это бытие мира, определяющее как объективную, так и субъективную реальность, сохраняя свою неизреченность.
Синонимами трансцендентной реальности являются Бог, Дух, Брахма, Дао, бесконечность бытия мира с ее абсолютными характеристиками движения, пространства и времени.
Таким образом, бытие, как целостность, как предикат всего сущего, может быть разделено на три вида: объективный, субъективный и трансцендентный. Эти виды бытия находятся во взаимосвязи между собой, и их точная идентификация требует определенной философской культуры.
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто из философов впервые попытался дать определение понятию «бытие»?
2. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединяет и в чем их различие, какова взаимосвязь между ними?
3. Назовите атрибуты материи.
4. Что такое движение? Какие формы движения материи вы знаете?
5. Какова структура бытия?
Тест для самоконтроля:
1. Что означает понятие «материя»:
а) материя – философская категория для обозначения материальной основы бытия;
б) материя – фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;
в) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств;
г) материя – это непознаваемая «вещь в себе» .
2. Что означает время как философская категория:
а) время существует не в самих вещах, а в мышлении, осуществляемом нашим разумом ;
б) время – текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
в) время – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;
г) время – это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное Богом вместе с материей.
3. Что характеризует пространство как философская категория:
а) пространство – бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;
б) пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом
в) пространство – это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи;
г) пространство - это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное Богом вместе с материей.
4. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями: элеатов, брахманизма, даосизма, атомистов -
а) безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека;
б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;
в) единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления;
г) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.
5. Какому философу - Гегелю, Марксу, Платону, Плотину - какая трактовка бытия принадлежит?
а) бытие природы, в действительности, - небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;
б) бытие - объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся - неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие;
в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи - природа; понятие есть истина бытия;
г) бытие - это Единое, которое есть все и ничто; оно - потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно - прекраснейшее, совершенное.
6. Какому философу - Фоме Аквинскому, Аврелию Августину, Дж. Беркли, Жан-Поль Сартру - какое определение бытия принадлежит?
а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;
б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;
в) быть - это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия - одно и то же;
г) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность.
7. Онтология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека.
8. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?
а) Пифагор;
б) Гераклит;
в) Парменид;
г) Платон.
9. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:
а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие.
10. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие.