Отечественная философия: становление и развитие.
Отечественная философия – часть мировой философии, и в то же время отличается от философии других странах своей самобытностью. Возникла она в Киевской Руси в ХI в.с принятием христианства. В философских трактатах В. Мономаха, Сильвестра Смолятича, Саровского, Филофея затрагивались вопросы добродетели, были попытки соединения с язычеством, проблемы государства, права, природы.
В России философия как творчество начинается только после преобразований Петра I в середине ХVIII в., когда начался период Просвещения. Тогда многие увлеклись философией Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.
На рубеже ХIХ – ХХ в. в русле религиозно-идеалистических течений сформировался так называемый русский космизм.
Характерные черты русской философии:
§ Идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Целостность – это единство всех сторон реальности. Здесь можно отметить работы В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского и др.
§ Историософичность – обращенность к вопросам о смысле истории, конце истории.
§ Антропоцентризм, т.к. ее интересуют вопросы о человеке, его судьбе, о смысле и цели его жизни.
§ Моральная установка. Панморализм, выраженный в работах Л.Н. Толстого.
§ Приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу получили название соборности.
§ Стремление придать философским идеям прикладной характер, т.е. использовать их для быстрого преобразования действительности.
В сочинении киевского митрополитаИллариона (ХI в.) - «Слово о законе и благодати» содержится глубокое размышление о судьбе страны. Сопоставляя Ветхий и Новый заветы (закон и благодать), он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божьего света. Князь Владимир Мономах пишет «Поучение детям», которое стало сводом правил поведения, следуя которому, можно жить в согласии с Богом. В начале ХVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва – третий Рим», в которой утверждалось, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции. Россия объявляется центром православия, а светская власть его оплотом. Отсюда берет начало идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа – идея «святой Руси».
Видный украинский философ ХVIII в. Григорий Сковорода (1722-1794) – выпускник Киево-Могилянской академии, сосредоточил внимание на вопросе о смысле и цели человеческого бытия. Он в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропоологии, метафизики и этики и прокладывает путь свободной философии, отделенной от религии.
В ХIХ в. в России сформировалось два лагеря – религиозно-идеалистический, славянофильский, реформистский, с другой стороны – материалистический, атеистический, западнический, революционно-радикальный. Это было обусловлено социально-политическими процессами, происходящими в России. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877), М.А. Бакунин (1814-1876), В.Г. Белинский (1811-1848). Они считали, что Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей. Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. В философию они пытались внести идеи материализма и эмпиризма.
Лидерами славянофилов были А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856), К.С. Аксаков (1817-1860). Критикуя существующие порядки, они отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. В качестве идеальных устоев они рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал.
Ортодоксально-монархическая философия отстаивала интересы самодержавия, его общественно-политический и нравственный порядок, религиозные устои (его представители – Н.Ф. Федоров (1828-1903), К.Н. Леонтьев (1831-1891)).
Представителями философского религиозного направления были Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. В творчестве Достоевского большое место занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что своих поступках человек должен следовать путем, указанным ему Богом. Л.Н. Толстой особое место уделяет религиозно-нравственным проблемам. Он является автором доктрины, в которой он призывал отказаться от насилия, преобразовать религию через синтез христианства и восточных религий, сделав ее доступной простым людям. Государство признается отжившим себя институтом, так как оно есть аппарат насилия. Смысл человеческой жизни – в усовершенствовании.
Основные тенденции русской религиозной философии ХIХ в. впитала в себя философия В.С. Соловьева(1853-1900). Центральной в его учении была идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. «Безусловное всеединство» как синтез истины , добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех компонентов: теологии, философии и опытной науки. В обществе идея всеединства раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории – богочеловечество.
Выдвигая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии, Соловьев выступил против тезиса Л. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.
В дальнейшем философия всеединства разрабатывалась последователями В.С. Соловьева: П.А. Флоренским (1882-1937), С.Н. Булгаковым (1871-1944), С.Л. Франком и др.
П.А. Флоренский стремился обосновать идею всеединства не только религиозно-философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математики, философии, искусствоведения. Объективный мир Флоренский рассматривал как проявление неких исконных духовно-материальных структур, первичных символов, организующих природу и культуру в формах всеединства. Отсюда его стремление выработать интегральную систему взглядов, сочетающую идеи современного естествознания с религиозным мировоззрением, что и привело его к созданию «конкретной метафизики» всеединства.
В конце ХIХ - начале ХХ вв. возникают системы, характеризующиеся антропоцентризмом, гуманизмом и религиозным характером. Проблемы, поставленные в это время философией, очень важны для русской культуры, поскольку они ставили вопросы познания, смысла и цели жизни, человеческой свободы и ответственности личности, соотношения божественного и земного в человеке. В этот период возникает философия русского космизма,в которой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с космосом.
Космизм с самого начала разделился на два направления – 1) мистическо-теологическое (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), где превалирует установка «единство всего сущего», т.е. земного и небесного миров; 2) естественнонаучное(К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.
Н.Ф. Федоров (1828-1903) – основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела», где он обратил внимание на вопросы творческих возможностей человека, заключающихся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. Основной вопрос его философии - найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить жизнь сообразно этой цели. Он утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков.
В.И. Вернадский (1863-1935) внес большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознания. Он развил учение о биосфере о коэволюции биосферы и человека, обосновал переход из биосферы в ноосферу.
К.Э. Циолковский (1857-1935) – одни из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым существом, верил в возможность освоения околоземного пространства, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи. Составной частью его философии является «космическая этика».
А.Л. Чижевский (1897-1964) – основатель философской системы космической биологии, по его теории жизнь на земле находится под влиянием космоса.
В ХХ в. религиозная философия получила развитие в трудах таких философов, как Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгакова, С.Л. Франка.
Н.А. Бердяев называет себя философом – экзистенциального типа. Суть его философии – «познание смысла бытия через субъекта», т.е. человека. Проблема человека является центральной в его творчестве. Он делает акцент на примате свободы над бытием. Равнопорядковыми, по Бердяеву, выступают такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Свобода, считает философ, есть проявление божественной любви.
В ХХ в. формируется также марксистская философия, особенностью которой является практическая направленность на решение задач, связанных с изменением политического строя. Один из представителей – Г.В. Плеханов (1856-1918).В своих работах он уделяет внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Он был против философского идеализма. Всеобщей причиной общественного движения он считает развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы.
В.И. Ленин (1870-1924) – основатель политического движения, которое называется большевизм. Он занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства; исследовал сущность революции, диктатуры пролетариата. Он исследует роль объективных и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутрифорационную ступень капитализма.
С 1917 по 1991 – советское время.На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистической концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Согласно этой концепции, материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит не только эволюционно, но, прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развивается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы. Конечной всей природной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этой социальной утопии преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какой вклад внесла отечественная философия в философию общемировую?
2. В чем отличие отечественной философии от философии европейской?
3. Раскройте сущность концепции всеединства (В. Соловьев), философии свободы (Н. Бердяев).
4. Какова основная идея философии космизма? В чем суть идеи «вселенского разума» К. Циолковского и концепции коэволюции человека и Вселенной Н. Моисеева?
5. Имеет ли отечественная философия свое будущее?
6. Определите понятия сродность, соборность, всеединство, софийность, общее дело и установите ось преемственности.
Тест для самоконтроля:
1. Назовите основную черту русской философии:
а) эмпиризм;
б) позитивизм;
в) нравственно-религиозный характер;
г) рационализм.
2. В основу славянофильства легли принципы:
а) учение о народе как движущем факторе истории;
б) любовь к славянству;
в) опора на сельскую общину;
г) увлеченность языковой культурой.
3. «Всеединство» в философии В.С. Соловьева означает:
а) учение о сущности единого общества;
б) единство природы и единство человека;
в) единство природы и общества;
г) единство Бога со всем миром.
4. В основу мира, по Н.А. Бердяеву, заложено:
а) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;
б) стремление к свободе;
в) Бог;
г) София.
5. Кто из русских философов является автором идеи о ноосфере:
а) В.С. Соловьев;
б) В.И. Вернадский;
в) К.Э. Циолковский;
г) П.А. Флоренский
6. Ученый, доказавший зависимость биологической и общественной жизни на Земле от влияния Космоса:
а) Федоров;
б) Циолковский;
в) Вернадский;
г) Флоренский.
7. Источник абсолютного добра, по Соловьеву:
а) Бог;
б) человек;
в) общество;
г) природа.
8. Философия космизма – это:
а) философское направление, в котором выдвигаются на первый план проблемы единства человека и космоса;
б) философское направление, в котором выдвигаются проблемы последствий вмешательства человека в природу;
в) направление, в котором поднимается вопрос о влиянии солнечной активности на земную жизнь;
г) философское направление, в котором выдвигаются проблемы будущего человечества.
9. Причина русского коммунизма, согласно Н.А. Бердяеву:
а) в мессианизме;
б) в позитивизме;
в) в русском национальном характере;
г) в продолжении западнической политики Петра I.
10. Термин «ненасилие», в мировоззрении Л.Н. Толстого следует понимать как:
а) бездействие, подобное «недеянию» в даосизме;
б) сотворение добра;
в) непричинение зла другому;
г) середина между добром и злом.
Раздел 2.Основные понятия и проблемы философии