Тема 5. Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия.
1. Научная революция ХVII века и разработка новой картины мира. Эмпиризм и рационализм.Ф. Бэкон и разработка проблемы научного метода. Рационализм Декарта
2. Социально-исторические и культурные предпосылки немецкой классической философии.
3. Философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм и его место в истории философской мысли
4. Основные принципы классической и неклассической философии. Проблема иррационального: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
5. Прагматизм (И.С. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи). Философия науки: от позитивизма к постпозитивизму.
Рекомендуемая литература:
Основная:
[7, с.101-119; с. 121-132; 135-148]; [11, с. 113-116; с.132-135; с.142-164; с.167-174; с.206-208]; [13, с. 62-127].
Дополнительная:
[20, с. 9-11]
Электронные ресурсы:
[6, с. 69-95]; [7, с. 42-75].
Основные понятия и термины:
Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.
Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. Это – мировой разум.
Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии, философии.
Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира.
Антиномии – противоречащие друг другу суждения.
Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный.
Апостеори — знание, полученное в результате опыта.
Гуманизм – система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его право на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способности человека.
Деизм – учение, признающее Бога в качестве безличной первопричины мира, в дальнейшем не вмешивающейся в его развитие.
«Вещь в себе» - основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой.
Воля – центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.
Герменевтика – искусство понимания, искусство толкования текстов.
Законы диалектики – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления.
Императив - правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку.
Иррационализм - направление в философии, которое ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. На первый план выдвигается воля, интуиция, инстинкты.
Картезиантство – совокупность взглядов Декарта и его последователей.
Категории диалектики – основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например, возможность, действительность, необходимость, случайность и т.д.
Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения.
Младогегельянцы – последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.
Неопозитивизм – направление в философии, отрицающее способность философии познавать мир.
Неотомизм – философия современного католицизма, провозглашающая синтез веры и разума, созерцательности и практичности, считает философию служанкой богословия.
Неофрейдизм – направление в философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этнографическими теориями.
Ноумен — умопостигаемая сущность, «вещь в себе».
Объективный дух – часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.
Отчуждение- категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (труда, личности) чуждым для человека.
Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию общим методом решения проблем. Он не ставит своей целью познать мир, главное для него – успех польза, материальная выгода.
Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.
Сенсуализм – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.
Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.
Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.
Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.
Трансцендентный – выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.
Феномен — явление мира, постигаемое с помощью чувств, «вещь для нас».
Философия жизни – иррациональное философское течение, центральной категорией которого выступает «жизнь» как некая интуитивно постигаемая реальность, не относящаяся ни к материи, ни к духу.
Экзистенциализм – философия существования в отличие от классической философии сущности. Существование в отличие от сущности постигается не разумом, а чем-то вне-или надрациональным. Сама экзистенция есть бытие, направленное в ничто и сознающее свою конечность.
Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного познания.
Новое время – эпоха буржуазных революций и становления буржуазных отношений в европейских странах. Она обусловила развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания – проблемы методологии познания.
В начале ХVI в. начинает бурно развиваться естествознание: потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Процесс разложения феодального общества углубляется. Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имеет теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалась на искусство и гуманитарное знание и имела антропоцентрический характер, то философия нового времени опиралась на науку. В этот период законы, открытые естественными науками переносятся на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Нового временив самостоятельные отрасли выделяются такие дисциплины, как: экономика, социология, политология.
Для онтологии этого периода характерны такие черты, как механицизм – абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм – признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход.
В философии происходит разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против религиозных догматов, авторитет и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии нового времени характерна материалистическая тенденция. Крупными философами этого периода были Ф. Бэкон (1561-1626), Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Г. Лейбниц(1646-1716).
В этот период возникли два направления в философии – эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм – считает основным источником достоверного знания чувственный опыт.
Рационализм – основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение. Эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки, а рационализм - на математические.
Основателем эмпиризма считают Ф. Бэкона. Он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению, эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности Бэкон видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм: «Знание - сила». Он считал, что цель научного знания в принесении пользы человеческому роду, в практической значимости знания. Знание – сила, а эта сила выражается, прежде всего, в стимулировании человека к действию.
В своей теории эмпирических исследований Бэкон выделили такие методы опытного познания, как анализ, наблюдение, эксперимент. Основным методом науки он считал индукцию – движение мысли от единичного к общему. Он отмечал, что новый метод познания требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, которые он называл «идолами», или «призраками». Среди работ Бэкона – «Новый Органон», «Великое восстановление наук».
Р. Декарт - представитель рационализма. Его работы – «Рассуждение о методе», «Начала философии». Он не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность. Он ищет обоснования достоверности знания. Главная роль в процессе познания, по Декарту, принадлежит дедукции – движению мысли от общего к частному. Истинным может быть только рассуждение, мысль, считает Декарт. «Мыслю, следовательно, существую» - основной тезис Декарта. Исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнение -= это не путь отрицания познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания
Декарт приходит к выводу, что источник знаний и критерий их истинности находятся не во внешнем мире, а в разуме человека. Декарт понимал мир как машину, совокупность разных агрегатов. Математика, по Декарту, должна стать главным средством познания природы.
Декарт вывел основные правила рационалистического метода: признание исходным пунктом рассуждений элементарные самоочевидные истины (аксиомы); строгая последовательность логических рассуждений; отсутствие пропусков логических рассуждений.
Центральное понятие картезианской метафизики – субстанция. Мир он делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция – это объективная реальность. Духовная реальность обладала врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте, считал Декарт. Например, идея Бога как всесовершенного существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы.
Материальная субстанция отождествлялась с природой. Главными атрибутами были: духовной субстанции - мышление, материальной - протяженность. У Декарта способностью мышления обладает только духовная субстанция.
Б. Спиноза критиковал декартовский дуализм и разработал монистическое учение о единой субстанции. Центральная идея его философии – тождество Бога и природы (пантеизм). Бог – не есть личность, наделенная сознание, не есть творец природы. Это – безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего. Спиноза отличал субстанцию от мира отдельных конечных вещей (модусов). Модусы – видоизменения субстанции.
По Спинозе, Бог, или материальная субстанция природы, является самостоятельной силой, причем активной. Субстанция едина, а модусов множество. Движение составляет источник природы, ее сущность.
Человек – существо, в котором модусу протяженности – телу – соответствует модус мышления – душа. И по тому, и по другому модусу человек – часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга. Человек не в состоянии изменить ход мирового процесса, он может только постигать его, чтобы сообразовывать с ним свою жизнь. Поэтому «свобода есть осознанная необходимость». Спиноза возвышал интеллектуальное знание над чувственным, принижал роль опыта в познании. Высшим видом интеллектуального знания он считал умственную интуицию. Среди работ Спинозы – «Богословско-политический трактат», «Этика» и др.
Г.В. Лейбниц – выдвинул учение о множественности субстанций. В его философии обнаруживается сочетание эмпиризма и рационализма. Основа его философской системы – учение о монадах. В работе «Монадология» он отме6тил, что материальные явления – суть проявления неделимых, простых духовных единиц – монад. Монады вечны, неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию. Монады не зависят друг от друга, но между ними – «предустановленная гармония» в устройстве мирового целого, заложенная божественной волей. Монада называется душой, когда в ней есть чувство, и духом, когда в ней есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Лейбниц различал три вида монад:
· Монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют неясные представления. Тела, состоящие из этих монад, относятся к неживой природе. Это минералы.
· Монады «средней ступени» способны иметь ощущения и отчасти относительно ясные представления. Тела, состоящие из этих монад, относятся к живой природе. Это растения и животные.
· Высшие монады, монады-духи, наделены полноценным сознанием. Носителем монад, наделенных сознанием, является человек. Бог – абсолютно сознательная монада.
Критерием для определения степени ее развитости является степень сознательности или разумности монады. В связи с этим на вершине лестницы помещена высшая монада - Бог.
Основные идеи философии ХVII в.:
· Принцип автономного мыслящего субъекта.
· Принцип методического сомнения.
· Индуктивно-эмпирический метод.
· Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.
Философия Просвещения.
Просвещением называют идейное движение в европейских странах ХVIII века, представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения можно возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл просвещения в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.
Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, критикуя феодальный строй.
Характерные особенности Просвещения:
· Рационализм как общая вера в разум;
· Антиклерикализм – направленность против засилья церкви в духовной жизни общества;
· Антиобскурантизм – борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.
Английское Просвещение ХVII в. представлено общественно-политическими учениями Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704). Главная проблема их философии - проблема государственного устройства.
Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора, по которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. Без общественного договора люди неспособным к мирному сосуществованию, считает Гоббс, поскольку есть естественная вражда людей друг к другу, «борьба всех против всех». А чтобы договор был обязателен для всех, необходима непреклонная власть, которая бы обеспечила следование закону. Эта власть сосредоточена в руках государства, которое есть «Левиафан – библейское морское чудовище». Худшим из зол является анархия, которая возникает при отсутствии государства.
Дж. Локк в «Двух трактатах о государственном правлении» дополнил эту теорию идеей существования естественных прав человека. К ним он относил право на жизнь, свободу, собственность. Но он также считал, что для защиты естественных прав граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Локк выдвинул также идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.
Расцвет философии Просвещения приходится на ХVIII в. Ее идейным центром становится Франция. Среди известных французских просветителей этого периода – Вольтер (1694-1778), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Ш. Монтескье (1689-1775), де Ламетри (1709-1751), Гольбах (1723-1789), Д. Дидро (1713-1784).
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ –его настоящее имя) знаменит работами антифеодального и антиклерикального характера – «Кандид», «Орлеанская дева». Он выступал за свободу личности, против церкви, инквизиции.
Жан – Жак Руссо – автор работы «Общественный договор», которая стала теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав.
Шарль Луи Монтескье – один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Он развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.
Жюльен Офрэ де Ламетри – автор книги «Человек-машина». Он утверждает, что материальный мир существует сам по себе, что у него не было начала и нет конца. Субстанция у него одна – материальная, и источник движения находится в ней самой. Материализм Ламетри сложился под влиянием атомистического материализма Эпикура, материалистического учения Спинозы и сенсуализма Локка. Человек, по Ламетри, такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, и ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматическим приведет к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности.
Поль Анри Гольбах – в работе «Система природы» выступал как материалист и атеист. Именно природа есть причина всего, ибо она существует только благодаря самой себе, а не богу. Природа – причина движения, которое характеризуется автором как необходимое следствие существования природы.
Дени Дидро в работах «Философские принципы материи и движения», «Письмо о слепых в назидание зрячим» выступает против субъективного идеализма, дает понимание важнейших онтологических проблем. Все, что существует, материально. Мир непрерывно зарождается и умирает, в каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти. Так, Дидро вводит диалектику в рассмотрение проблем бытия. По его мнению, чувствует вся материя (гилозоизм). Но он различает «чувствительность инертную» и «чувствительность деятельную».
Еще один представитель французского Просвещения – Клод Адриан Гельвеций(1715-1771). Он провозглашает идею зависимости человека от его внешней среды. «Люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть», «Человек есть всегда то, чем его делает положение, в котором он находится», - пишет он в работе «О человеке». Под средой Гельвеций понимал не климат и почву, как Монтескье, а совокупность предметов и явлений, способных влиять на человека.
Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости равенства.. равенство они понимали как равенство граждан перед законом. Главным из прав они объявляли право частной собственности. Они рассматривали роль личности в истории и роль среды в формировании личности. От рождения все люди равны и одинаковы, считали они. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни.
Существует прямая связь между французским Просвещением и Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг. Идеи просветителей служили предвестниками буржуазных революций в Европе.
Немецкое Просвещение представлено работами такого философа, как И. Гердер (1744-1803), который в своей работе «Идеи к философии истории человечества» рассматривает проблему общественного и исторического прогресса. Для него прогресс – это естественное развитие поступательного характера, где каждое явление связано с последующим и предыдущим и направлено на достижение высшего состояния – гуманности. Определяющее значение имеет культура, считает Гердер, которая и стимулирует развитие всего человечества и предстает результатом этого развития. Исторический прогресс – это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный прогресс – это развитие общества на конкретном этапе его существования, а также различных элементов культуры: науки, ремесла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.
Таким образом, основные теории Просвещения – теория естественного права и общественного договора – подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить общественным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но если власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе свергнуть такую власть.
Система философского мировоззрения просветителей включает в себя не только социальные, но и материалистические и атеистические идеи.
Значение эпохи Просвещения:
· В философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;
· В науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и и веры в прогресс;
· В области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;
· В политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.
Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций ХVIII – ХIХ вв. Но уже в конце ХVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.