Полюби ближнего как Себя Другого.
Любовь к ближнему как к Себе Другому имеет простой и глубокий смысл: личность соединяется с личностью в таком единстве, в котором иное начинает восприниматься как свое.Такое любовное соединение выступает по-настоящему естественным только как соединение эротическое.
4. Сверхбиологическая и сверхчеловеческая сексуальность и эротика
В эротическом любовном соединении происходит слияние личностей не в борьбе или жалости, а в со-творении.
На самых простых уровнях это сотворение ограничено биологической сексуальностью и порождением биологической жизни. Замкнувшись в таких пределах, эротическое сотворение наполняется скукой и тоской, вытесняя любовь в глубины бессознательного. В результате сотворение вырождается в борьбу и жалость; эротическое угасает.
2 Однако эротическое сотворение может подняться досверхбиологической сексуальности. Эта сексуальность означает такое взаимодействие полов, в котором происходит порождение личностной жизни — жизни духовной и душевной. Лишь устремленная в пространство и время сверхбиологической сексуальности, биологическая сексуальность не превра-
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА________________________
тится в тоску и скуку. На этом пути сексуальное освобождается от грубо-материальной зависимости и сливается с эротическим. В результате мужчина и женщина получают небывалую полноту бытия.
Но даже сверхбиологические сексуальность и эротика не должны стать пределом. Личность должна устремиться дальше, за пределы несовершенства человеческого, обретая сверхчеловеческую сексуальность и сверхчеловеческую эротику.
Это означает андрогинное единство личностей, выводящее их в действительно запредельное бытие человеческого. То запредельное бытие, которое по праву может быть названо божественным бытием и служит основанием для всех проявлений любви в нашем мире.
Сверхчеловеческая сексуальность и сверхчеловеческая эротика — это сексуальность и эротика, в которых личностное начало трансформирует телесное, вознося полноту бытия мужчины и женщины до целостности бытия. Человеческое бытие реально поднимается к божественному. Человек перестает быть узником в пещере времени, скованным путами пространства.
Сжимающие человека оковы падают, он выходит из пещеры на залитую солнцем равнину и взлетает — в вечную Вселенную личностного самосотворения.
Человек взлетает рука об руку со своей андрогинной половиной, которая уже не является просто половиной. Омытые сверхчеловеческой сексуальностью и эротикой, любимый и любимая, составляя целостность, являются целым и сами по себе. Ибо они соединяются не в необходимости, а в свободе.
Они соединяются не от недостатка, а от избытка. Только такое соединение может избавить их как от скуки, так и от тоски, превращая в людей любви.
Сверхчеловеческая сексуальность и эротика переводят любовь-страсть и любовь-дружбу в любовь-целостность и любовь-самосотворение. Они дают не просто сотворчество любящих, связанное с порождением предметов и тел — культу-ротворчество и жизнетворчество, они ведут дальше — к са-
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
мосотворению личностей, самосотворению духа и души — бытиетворению.
Сверхчеловеческая сексуальность и эротика — это сексуальность и эротика, очищенные от грязи инстинктов животного царства и механической изобретательности царства людей.
Именно такие сексуальность и эротика способны противостоять демонизму и маниакальности в мире людей. Именно они способны действительно трансформировать их.Ибо демонизм и маниакальность, так ярко выражающиеся в конце нашего тысячелетия в индивидуал-терроре личности против социума и тотал-терроре социума против личности, замешаны на сексуальном основании, а потому преодолеть их можно лишь запредельным напряжением и возвышением сексуального.
7 Признание реальности сверхчеловеческой сексуальности и сверхчеловеческой эротики — это признание реальности фундаментальной метаморфозы тоски и скуки. Ибо наиболее глубокая тоска и наиболее безбрежная скука рождены в нашем мире взаимодействием полов.
5. Метачеловеческая сексуальность и эротика
Говоря о сексуальных и эротических формах, выходящих за пределы обыденного бытия человека, очень сложно отделять их друг от друга. И все же это предстоит сделать.
Ибо эти формы имеют в себе достаточно глубокое различие.
Сверхчеловеческой сексуальности и эротике противостоит метачеловеческая сексуальность и эротика. Она имеет более мягкий характер. И ее характеризует большая открытость.
Метачеловеческая сексуальность и эротика менее замкнуты в пространстве двоих. В ней, точно так же как в сверхчеловеческой сексуальности и эротике, происходит единение люб-
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________
ви-страсти и любви-дружбы в любовь-целостность, однако в этом единении ведущую роль играет любовь-дружба, а не любовь-страсть — как в сверхчеловеческой сексуальности и эротике.
Поэтому метачеловеческая сексуальность и эротика обладают более аморфным характером. Она растворяет сексуальное и эротическое в остальных сферах человеческих отношений, растворяет их специфическую яркость.
Метачеловеческая сексуальность и эротика преодолевают эгоистический характер сверхчеловеческой сексуальности и эротики. Но это преодоление происходит за счет снижения температуры сексуального и эротического. Метачеловеческая сексуальность и эротика являются более космическими, однако менее личностными.
Сверхчеловеческая сексуальность и эротика еще пропитаны ревностью и подчинены деструктивному могуществу ревности, но в их пространстве и времени происходит попытка преодоления ревности.
Метачеловеческая сексуальность и эротика в значительно большей степени освобождены от ревности. Однако они всего лишь вытесняют ревность из своего пространства и времени, выбрасывают ее на помойку чувств, не пытаясь возвысить ее.
Сверхчеловеческая сексуальность и эротика есть преимущественно духовная сексуальность и духовная эротика; метачеловеческая сексуальность и эротика— преимущественно душевные.
Два эти пути развития сексуального и эротического должны быть слиты в третьем.
На этом пути происходит действительное возвышение ревности.
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
6. Возвышение ревности
В своих рассуждениях мы дошли до понимания не только деструктивного, но и конструктивного смысла ревности.
Конструктивный смысл ревности означает жажду глубинного единства со своей эротической половиной в мире, где такое единство ограничено тысячами условностей и несовершенств.
2 Возвышение ревности есть усиление в ней конструктивного начала — устремленности к личностному единению любимого и любимой и преодоление деструктивного — жажды сугубо вещественного единения и обладания.
Возвышение ревности означает соединение духовной и душевной любви между полами — сверхчеловеческой и ме-тачеловеческой любви.
Именно тогда любовь обретает истинно личностный характер, побеждающий тоску и скуку.
7. Личностная любовь: сексуальное, эротическое, божественное
1 Любовь есть нечто более широкое, чем сексуальность и эротика, но широта любви становится возможной именно благодаря истинной сексуальности и эротике.
Все коллективные формы любви вторичны по отношению к любви между двоими. Если же они стремятся вытеснить любовь между двоими как нечто пошлое и непросветленное, то рано или поздно отношения вырождаются во власть одних и экстатическое подчинение других.
И тогда тоска и скука всплывают в водах коллективной любви, созидая групповой эгоизм и групповое одиночество...
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
Противоречие любви между двоими и коллективной любви (в своих высших формах означающее противоречие сверхчеловеческой и метачеловеческой любви) должно быть разрешено в личностной любви.
Личностная любовь — это любовь, в которой любящая пара обращается к окружающему миру, но обращается не абстрактно, а персоналистически. Целостность и уникальность любящей пары становится условием целостного и неповторимо-личностного восприятия окружающего мира — восприятия его как единства личностей, каждая из которых равноценна миру.
Любящая пара получает то объемное зрение, которое не только отделяет в кажущемся хаосе жизни личностное от безличного, но и обретает силу пробуждать уснувшее личностное...
Человеческая любовь разворачивается от сексуального и эротического к божественному.
Она выходит из душевно-телесного пространства и времени секса в духовно-культурное пространство и время эроса, а затем — в целостно-личностное пространство и время, где духовное и душевное соединяются в над-человеческом синтезе, обогащая и секс, и эрос. Именно так конечная человеческая любовь обретает безграничность личностной любви, соединяющей человека и Бога.
Она становится богочеловеческой любовью.
Реальность личностной любви в ее высших проявлениях настолько шире и ярче, чем реальность сверхчеловеческой сексуальности и эротики, насколько богочеловеческое начало шире и ярче сверхчеловеческого. Наверное, между этими реальностями лежит такая же разница, как между жизнесоче-таниями:«заниматься любовью» и «быть в любви».
Личностная любовь как богочеловеческая любовь возвышается и над метачеловеческой сексуальностью и эротикой. Она устраняет их аморфность и доминанту абстрактно-космического над личностным.
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
Личностная любовь в своем богочеловеческом проявлении есть выход из планетарной замкнутости любящей пары во Вселенную. Но это выход не из любящей пары, а любящей пары — во всем могуществе ее целостности.
Такой выход означает абсолютное освобождение от оков тоски и скуки.
Оглавление
Оглавление
Книга 1 ОДИНОЧЕСТВО ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ
Предисловие ко второму изданию...................................................................4
ОТ АВТОРА..........................................................................................................5
ЧАСТЬ I. ТЕНЬ УТРА...........................................................................7
Глава 1. ОДИНОЧЕСТВО ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ: ЮНОСТЬ...............8
Глава 2. ОДИНОЧЕСТВО ЮНОШИ................................................................9
Глава 3. ОДИНОЧЕСТВО ДЕВУШКИ...........................................................12
Глава 4. ВЛЮБЛЕННОСТЬ: БЕГСТВО ОТ ОДИНОЧЕСТВА....................14
Глава 5. ПОИСК ЛЮБВИ: ВОЛЯ К ОДИНОЧЕСТВУ.................................17
Глава 6. ЛЮБОВЬ И АБСУРД: ОДИНОЧЕСТВО САЛЬВАДОРА
ДАЛИ.............................................................................................................20
Глава 7. НЕРАЗДЕЛЕННАЯ ЛЮБОВЬ...........................................................24
ЧАСТЬ II. НАД БЕЗДНОЙ.................................................................27
Глава 1. ЗАСТЫВШЕЕ ОДИНОЧЕСТВО.......................................................28
Глава 2. ТАЙНА АБСОЛЮТНОГО ХОЛОСТЯКА......................................32
Глава 3. ОДИНОЧЕСТВО ВЕЛИКОГО ХОЛОСТЯКА: НИЦШЕ И
ЗАРАТУСТРА..............................................................................................36
Глава 4. СТАРАЯ ДЕВА.....................................................................................39
Глава 5. СЕКСУАЛЬНЫЙ МАНЬЯК И ЕГО ОДИНОЧЕСТВО.................43
Глава 6. ВВЕРХ ОТ БЕЗДНЫ............................................................................47
ЧАСТЬ III. ПОЛДЕНЬ: ИЛЛЮЗИИ РАЗРУШЕНИЯ....................49
Глава 1. ИЛЛЮЗИЯ ПЕРВАЯ: СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ.............................50
Глава 2. ОДИНОЧЕСТВО И СЕКС.................................................................53
Глава 3. СЕКСУАЛЬНОЕ И ЭРОТИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО:
ТРАГИЗМ ПОЗИЦИИ ВЕЙНИНГЕРА...................................................58
Глава 4. ЭРОТИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО И ЭРОТИЧЕСКОЕ
ЕДИНСТВО: МУЖЧИНА ПРОТИВ ЖЕНЩИНЫ...............................63
Глава 5. ИЛЛЮЗИЯ ВТОРАЯ: ПРОСТИТУЦИЯ.........................................68
Глава 6. УГЛУБЛЕНИЕ ИЛЛЮЗИИ: СВАДЬБА И БРАК............................71
Глава 7. СУПРУЖЕСКАЯ ИЗМЕНА...............................................................75
Глава 8. ОДИНОЧЕСТВО ВДВОЕМ...............................................................79
Глава 9. ИЛЛЮЗИЯ ПОСЛЕДНЯЯ: ВЛАСТЬ...............................................81
Глава 10. ОБРАЗ ЛЕНИНА: ОДИНОЧЕСТВО ПРОТИВОБОГА..............86
Глава 11. ОДИНОЧЕСТВО ВЕЛИКОГО КУЛЬТУРИСТА:
АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР....................................................................95
ЧАСТЬ IV. ДЫХАНИЕ ВЕЧЕРА: ДЕТИ.........................................101
Глава 1. ОДИНОЧЕСТВО И ДЕТИ...............................................................102
Глава 2. СТРАННЫЙ РЕБЕНОК...................................................................106
Глава 3. МАТЬ-ОДИНОЧКА И ОДИНОКАЯ МАТЬ................................108
Глава 4. ОДИНОЧЕСТВО СТРАННОЙ МАТЕРИ.:...................................109
Оглавление
Глава 5. ОДИНОКИЙ ОТЕЦ.........................................................................111
Глава 6. ПОКИНУТЫЕ РОДИТЕЛИ............................................................112
ЧАСТЬ V. ЗАКАТ ОДИНОЧЕСТВА...............................................115
Глава 1. СТАРЕЮЩАЯ ЖЕНЩИНА И СТАРЕЮЩИЙ
МУЖЧИНА................................................................................................116
Глава 2. СТАРОСТЬ-ВЗРОСЛОСТЬ: ОБНОВЛЕНИЕ
ОДИНОЧЕСТВА И ЕГО ИСХОД...........................................................117
Глава 3. СТАРОСТЬ-МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ-ДЕТСТВО...............119